· возможность отнесения конкретного субъекта к плательщику налога в соответствии с действующим законодательством.
· наличие у плательщика налога объекта налогообложения или осуществление им деятельности, связанной с уплатой налога или сбора.
· наличие нормативно-правового (в первую очередь законодательного) регулирования всех элементов налогового механизма.
Налоговая обязанность возникает у плательщика налога с момента наступления обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс Украины и законодательство по вопросам таможенного дела связывают уплату им налога.
Основаниями для прекращения налоговой обязанности, кроме выполнения, являются:
· ликвидация юридического лица;
· смерть физического лица, признания ее недееспособным или безвестно отсутствующим;
· потеря лицом признаков плательщика налога;
· отмена налоговой обязанности в предусмотренном законодательством порядке (ст. 37 Налогового кодекса Украины).
Прекращение налоговой обязанности перечислением налога налогоплательщиком отображает общее положение теории права о том, что любая обязанность прекращается надлежащим выполнением.
Три других основания прекращения налоговой обязанности фактически связанные с отсутствием лица, обязанного платить налоги и сборы (смерть физического лица, ликвидация юридического лица).
Определение законодателем такого основания, как «отмена налоговой обязанности в предусмотренный законодательством способ», кажется искусственным.
Фактически в этом случае идет речь о таком внесении изменений в налоговое законодательство, которое будет регламентировать прекращение налоговой обязанности, то есть отмену соответствующей законодательной нормы, которая и порождает обязанность по перечислению налога или сбора. Но в этом случае нельзя отмечать тот факт, что существующая налоговая обязанность изменяется.
|
При отсутствии нормы обязанность не существует вообще. В некоторых случаях как основание прекращения налоговой обязанности рассматривается отмена налога.
Однако вряд ли здесь прозрачная ситуация.
Действительно, обязанность по перечислению налога прекращается, но только относительно периода, который следует за отменой налога, а не относительно прошлого периода, ведь в конечном итоге и обязанности по перечислению налога с момента его отмены не существует. В установленных законодательством случаях налоговая обязанность может прекращаться взаимозачетами с бюджетом путем направления сумм переплат с одним налогом в счет погашения недоимки по другим или будущих платежам по этим самым налогом.
Подобные зачеты могут осуществляться:
· общим порядком: лишняя сумма платежа засчитывается без заявления плательщика в погашение недоимки по его другими платежами. Налоги в этом случае платятся с помощью налоговых органов без участия плательщиков налогов, а о проведенном зачете налоговые органы обязаны сообщить налогоплательщику после его осуществления;
· специальным порядком: налоговый зачет устанавливается определенными законодательными актами и инструкциями для конкретных налогов;
· особым порядком: налоговый учет устанавливается относительно отдельных групп предприятий и имеет временный характер.
|
Обязанность по перечислению налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных налоговым законодательством. Важно учитывать, что в налоговых правоотношениях действует расширительный принцип, принцип разрешенного поведения, то есть идет речь о совокупности действий, прямо закрепленных Налоговым кодексом Украины. В то же время подобное положение закрепляет и определенные гарантии, устанавливая пределы для контролирующих органов. Основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей налогоплательщика как объекта контроля должны быть установлены только налоговыми законами
Важнейшим вопросом при регулировании отношений по перечислению налогов и сборов является выяснение момента, с которого возникает обязанность уплаты налога.
Эта обязанность связывается с наступлением обстоятельств, предусмотренных Налоговым кодексом Украины. В частности, может идти речь о наличии объекта при обязательном получении налогового сообщения. Сообщение является юридическим актом индивидуального характера, который конкретизирует содержание правоотношений относительно отдельного субъекта.
Для возникновения ряда налоговых правоотношений необходимо наличие как материальных условий, так и особых актов финансовых органов. Таким способом формируется сложный юридический факт (фактический состав), точно отмеченный в гипотезе правовой нормы. Поэтому, по-видимому, недостаточно выделять как основание возникновения налоговых правоотношений исключительно такие, которые следуют исключительно из закона. Возникновение налоговых правоотношений связывается с возникновением налоговой обязанности.
|
Налоговой обязанностью выступает непосредственная и первоочередная обязанность плательщика налога по перечислению налога или сбора при наличии определенных обстоятельств.
Этими обстоятельствами являются Следующие:
· Во-первых, возможность отнесения конкретного субъекта к плательщику налога, предопределенного действующим законодательством.
· Во-вторых, наличие у плательщика налога объекта налогообложения или осуществления им деятельности, связанной с уплатой налога или сбора.
· В-третьих, наличие нормативно-правовой (в первую очередь законодательного) регулирования всех элементов налогового механизма.
Налоговая обязанность не только связывается с основаниями возникновения, но и четко определяется конкретными сроками, в течение которых он должен быть выполнен. При этом важно иметь в виду, что выполнение налогового долга является первоочередным относительно других обязанностей плательщика и определяет содержание всех других обязанностей. Выполнение налогового долга реализуется уплатой налога.
Однако возможны случаи, когда плательщик не может выполнить налоговый долг в общем порядке. В этой ситуации необходимы определены дополнительные гарантии в форме способов обеспечения выполнения налогового долга. Налоговая обязанность как обязанность налогоплательщика оплатить необходимую сумму налога в установленный срок при наличии обстоятельств, предусмотренных налоговым законодательством, возникает относительно каждого вида налога отдельно.