РАЗДЕЛ. СИСТЕМА МАРКЕТИНГА




 

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫМАРКЕТИНГОВОЙ

КОНЦЕПЦИИ ИЗДАТЕЛЬСТВ

 

1. Сущность и основные понятия маркетинга

 

Маркетинг – это экономическая категория, обладающая очень емким содержанием. Базируясь на системном подходе по определению его сущности можно рассмотреть маркетинг как экономический процесс, хозяйственную функцию, философию современного бизнеса.

Маркетинг – управление созданием товаров, услуг и механизмами их реализации как единым комплексным процессом.

Маркетинг (по Котлеру) – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Нужда – чувство, ощущаемое человеком, нехватки чего-либо.

Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Запрос – потребность, укрепленная покупательной способностью.

Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Товарная единица – определенное изделие (услуга), имеющее конкретное название, цену, функциональные и технические характеристики.

Товарный ассортимент – группа товаров, тесно связанных между собой с точки зрения их функционального наполнения, то есть с точки зрения того, какие потребности могут удовлетворять товары, реализуя функции, заложенные в них. Товарная линия – группа товаров, тесно связанных между собой, либо в силу того, что они удовлетворяют определенный класс потребностей или используются вместе, либо в силу схожести того, что их продают одной и той же группе покупателей или в рамках одного и того же диапазона цен. Товарная линия шире, чем товарный ассортимент.

Каждая ассортиментная группа имеет свои особенности и требует разработки адаптированной маркетинговой стратегии.

Товарная номенклатура – совокупность всех ассортиментных групп, предлагаемых компанией.

Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Может быть денежная или бартерная.

Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

Управление маркетингом – анализ планирования, претворения в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на удовлетворение и установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т. д.

Процесс управления маркетингом состоит из:

· анализа рыночных возможностей;

· отбора целевых рынков;

· разработки комплекса маркетинга;

· претворения в жизнь маркетинговых мероприятий.

 

2. Особенности маркетинга в ИД

 

Книга – достаточно специфический продукт, который удовлетворяет духовные потребности человека. Вместе с тем книга имеет материальную форму и является товаром. Книжная продукция отличается от продукции других отраслей тем, что каждая книга – это новый продукт, который выдвигает перед издателем и полиграфистом все требования производства нового продукта. Ассортимент этой продукции безграничен, так как каждое издание уникально по своему содержанию и художественно-техническому оформлению. Издание книги происходит импульсами (тиражами), после чего требуется или продолжать издание подобной литературы, перекрывая весь спектр интересов покупателей, или предпринимать издание книг по новой проблематике.

В издательской подотрасли, как ни в одной другой, быстро идет процесс специализации и дифференциации. Цели издательского маркетинга достигаются в результате работы по двум направлениям:

1) изучение читательской аудитории;

2) исследование сегмента рынка изданий, на котором предстоит продавать книгу: наличие конкурентов, похожих изданий, переводов с иностранных языков и. т. д.

В настоящее время стратегия книжного маркетинга базируется на постоянном анализе динамики книжных рынков и каналов книгораспространения.

Успешность маркетинговой деятельности издательств определяют два фактора:

1) умение найти соответствующий рынок для каждого выпускаемого издания;

2) выход на эти рынки с помощью наиболее эффективных способов (при минимуме затрат).

 

 

3. Место маркетинга в структуре издательско-полиграфического комплекса.

 

Издательское дело входит в более общую структуру «Издательско-полиграфический комплекс», который объединяет отрасли и предприятия на основе последовательных стадий обработки исходного материала.

В ИПК можно выделить три организационно-структурных уровня:

1) Уровень комплекса в целом;

2) Уровень подотраслей (издательская, полиграфическая промышленность, торговля печатной продукцией);

3) Уровень отдельных предприятий.

 

Между подотраслями ИПК существуют тесные внутренние взаимосвязи. Для поддержания устойчивости структуры ИПК должны строиться на балансе мощностей входящих в него производств.

Книготорговая организация логически завершает структуру комплекса в целом, обеспечивая поставку продукции издательств и типографий потребителю. В современных условиях наблюдается процесс усиливающейся интеграции книжной торговли с полиграфическими предприятиями, издательствами.

В рамках каждой подотрасли различают три уровня маркетинга:

1) микромаркетинг – рыночная деятельность отдельного предприятия, в том числе внутренний микромаркетинг (организация деятельности персонала собственной маркетинговой службы), внешний микромаркетинг (доведение товара до потребителя, организация связей с клиентами и торговыми посредниками, изучение рынка);

2) макромаркетинг – участие государственных учреждений, отраслевых и региональных структур в управленческой регулирующей и исследовательской деятельности в рыночной сфере;

3) глобальный или международный маркетинг – деятельность на внешнем мировом рынке, внешняя торговля. Особая форма глобального маркетинга – мегамаркетинг, то есть деятельность транснациональных компаний по проникновению на рынок какой-либо страны.

 

4. Концепции маркетинга.

 

Концепция совершенствования производства или производственная -- основывается на предрасположенности потребителей к широко распространенным и доступным по цене товарам, что требует постоянного совершенствования технологий и организации производства, увеличение объемов и снижение издержек производства. В настоящее время при ее реализации одно и то же издание изготавливается в двух вариантах: первый вариант – улучшенное иллюстрированное издание в высококачественном полиграфическом исполнении, второй вариант – обычное текстовое издание. Совокупный объем продаж может существенно превысить тот, при котором книга издавалась бы в одном варианте.

 

Концепция совершенствования товара или товарная концепция – предполагает, что потребители будут благосклонны к товарам, имеющим наивысшее качество при умеренных и доступных ценах. Сегодня она может применяться при выпуске переводных изданий. В этом случае главным является то, что данная книга пользовалась большим спросом в других странах.

 

Концепция интенсификации коммерческих усилий или концепция сбыта – исходит из того, что потребители не будут покупать продукцию в достаточных количествах, если издательство не предпримет достаточных усилий в сфере сбыта и стимулирования. В рамках этой концепции разработаны приемы выявления потенциальных читателей и так называемой «жесткой продажи» им книг, когда на покупателя активно воздействуют, фактически вынуждая сделать покупку.

 

Концепция потребительского маркетинга или рыночная концепция – состоит в том, что условием успешной деятельности предприятия является определение нужд и потребностей на целевых рынках и обеспечение желаемой удовлетворенности потребителей более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов, способами.

 

Концепция социально этичного маркетинга – исходит из того, что задачей издательства является установление нужд, потребностей, интересов целевых рынков и обеспечения желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия читателей и общества в целом.

 

На сегодняшний день в чистом виде применить одну из концепций сложно, поэтому комбинируют.

Типы маркетинга

 

В мировой практике обычно выделяют восемь ситуация спроса, которым соответствуют определенные задачи по маркетинговому управлению и типы маркетинга.

 

Состояние спроса и типы маркетинга

 

Состояние спроса Задание маркетинга в отношении спроса Тип маркетинга
Потенциальный Развить Развивающий
Негативный Создать Конверсионный
Отсутствие Стимулировать Стимулирующий
Снижающийся Повысить Ремаркетинг
Колеблющийся Сбалансировать Синхромаркетинг
Полный Поддержать Поддерживающий
Чрезмерный Снизить Демаркетинг
Иррациональный Ликвидировать Контрмаркетинг

 

 

Развивающий маркетинг представляет собой процесс превращения потенциального спроса в реально предъявляемый, завершающийся появлением на рынке нового товара.

Конверсионный маркетинг направлен на преодоление негативного спроса, характеризующегося тем, что все или большинство сегментов потенциального рынка по каким-либо причинам отвергают товар. Цель – формирование позитивного спроса.

Стимулирующий маркетинг осуществляется в условиях полного отсутствия спроса на товар с целью создания спроса. Отсутствие спроса как правило бывает вызвано различными причинами, в частности утратой товаром полезности с точки зрения потребителей данного рынка или слабой подготовленностью рынка к появлению нового товара. Задача: убедить, что товар полезен, отыскать в товаре новую потребительскую ценность, если возможно, или подготовить новый рынок.

Ремаркетинг – процесс оживления снижающегося спроса. Для ремаркетинга характерна политика снижения цены на товары и услуги.

Синхромаркетинг решает задачу регулирования колеблющегося спроса и сглаживания колебаний.

Поддерживающий маркетинг осуществляется в тех случаях, когда уровень и структура спроса полностью соответствует уровню и структуре предложения. Задача: осуществить постоянный контроль над теми факторами, которые могут изменить ситуацию на рынке.

Демаркетинг проводится в крайне редких случаях, когда чрезмерный спрос не может быть оперативно удовлетворен по какой-то веской причине.

Контрмаркетинг направлен на погашение иррационального спроса на социально опасные товары. Проводится по социальному заказу.

 

Функции маркетинга

 

1) аналитическая функция:

· исследование рынков;

· выявление потенциальных рынков;

· исследование собственных возможностей в соответствии с требованиями рынка и собственными целями;

· анализ требований и предпочтений потребителей относительно товара, цен, сбыта, коммуникаций;

 

2) стратегическая функция:

· сегментирование целевых рынков, замеры и прогнозирование спроса;

· выбор целевых сегментов рынка и стратегии поведения;

· обеспечение прибыли от реализации книжной продукции и финансовой стабильности функционирования издательства;

 

3) производственная:

· позиционирование книжной продукции на рынке;

· разработка новой продукции и усовершенствование уже выпускающейся в соответствии с принятой стратегией управления качеством и конкурентоспособностью;

· изготовление повторных или дополнительных тиражей, пользующихся спросом книг;

· формирование затрат на производство с учетом ценовых предпочтений потребителей и издержек конкурентов;

 

4) сбытовая:

· организация системы сбыта;

· организация целенаправленной издательской, ценовой и сбытовой политики с учетом результатов сбыта;

 

5) стимулирующая:

· организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта;

· выбор видов рекламы, темы и девизов рекламной компании, средств рекламы;

· создание индивидуального образа издательства, планирование личной продажи;

· выбор наиболее эффективного продвижения книжной продукции;

 

6) функция управления и контроля:

· организация стратегического и оперативного планирования;

· информационное обеспечение управления;

· организация контроля (обратные связи, контроль всех мероприятий, пробный маркетинг);

· контроль издержек на всех этапах производства и сбыта.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: