Техническое расследование причин аварий производится в соответствии с требованиями нормативных правовых актов:
1 Федеральный закон от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями);
2 Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, № 480 от 19.08.2011г. «Об утверждении порядка проведения технического расследования причин аварий и инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (с изменениями);
3 Федеральный закон от 21.07.2014г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (с изменениями);
4 Федеральный закон «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001г № 197-ФЗ (с изменениями);
5 Федеральный закон от 30.12.2001г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями);
6 Федеральный закон от 13.06.1996г. № 63-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации (статьи 216, 217, 218, 269)
Промышленная безопасность формирует защищенность жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст. 1) авария определена как разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Таким образом, авария реализуется в виде поражающих факторов:
Ø воздушная ударная волна, тепловое излучение, химическое заражение, осколки, обвалы, обрушения зданий и сооружений и т. д.
|
В промышленной безопасности аварии классифицируют в зависимости от специфики ОПО. На объектах магистрального трубопроводного транспорта выделяют следующие виды аварий.
Авария на объекте магистрального трубопроводного транспорта газов — неконтролируемый выброс транспортируемого газа в атмосферу или в помещение компрессорной станции, газораспределительной станции или автомобильной газонаполнительной станции в результате полного разрушения или частичного повреждения трубопроводов, их элементов и устройств, сопровождаемого одним из следующих событий или их сочетанием:
• взрывом или воспламенением газа;
• повреждением или разрушением других объектов;
• потерей 10 000 м3 газа и более.
Авария на объекте магистрального трубопроводного транспорта опасных жидкостей — внезапный вылив или истечение опасной жидкости в результате полного или частичного разрушения трубопровода, его элементов, резервуаров, оборудования и устройств, сопровождаемые одним или несколькими из следующих событий:
• воспламенением жидкости или взрывом ее паров;
• загрязнением любого водостока, реки, озера, водохранилища или любого водоема сверх пределов, установленных стандартом на качество воды, вызвавшим изменение окраски поверхности воды или берегов или приведшим к образованию эмульсии, находящейся ниже уровня воды, или к выпадению отложений на дно или берега;
• объем утечки составил 10 м3 и более, а для легкоиспаряющихся жидкостей объем утечки превысил 1 м3 в сутки.
Кроме того, на объектах магистрального трубопроводного транспорта возможны аварии, не имеющие явно выраженной отраслевой специфики, например, связанные с эксплуатацией подъемных сооружений или объектов котлонадзора.
|
Авария на подъемных сооружениях:
• разрушение или излом металлоконструкций грузоподъемной машины (моста, портала, рамы, платформы, башни, стрелы, опоры, гуська), вызвавшие необходимость в ремонте металлоконструкций или замене их отдельных секций, а также падение грузоподъемной машины, вызвавшее указанные разрушения;
• падение кабины лифта, его противовеса; разрушение ответственных металлоконструкций, обрыв цепей эскалатора, разрушение ответственных металлоконструкций кабины (вагонетки) вагона, обрыв канатов канатной дороги, фуникулера;
• разрушение металлоконструкций стрелы и ходовой рамы подъемника (вышки), разрушение или падение крана — манипуляторной установки крана-манипулятора, разрушение или падение выносной консоли или самого крана-трубоукладчика;
• повреждение металлоконструкции (изгиб, деформация) подъемных сооружений (или их элементов), приведшее к травмированию людей.
Авария на объектах котлонадзора – разрушения и повреждения (разрывы) котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды (их элементов).
Целью технического расследования причин аварий является установление обстоятельств и причин аварий, размера причиненного вреда и проведение мероприятий, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах.
Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Приказом Ростехнадзора №480 формирует:
|
ü процедуру проведения технического расследования причин аварий и инцидентов,
ü обязательные требования для работников организаций по установлению обстоятельств и причин аварий, инцидентов;
Данным документом также определены:
• Порядок организации работ по проведению технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, повреждения гидротехнического сооружения;
• Порядок проведения технического расследования причин аварий и происшествий на объектах использования атомной энергии;
• Порядок организации и проведения расследования причин аварий в электроэнергетике;
• Порядок технического расследования случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;
В Приложениях к данному документу представлены формы:
• оперативных сообщений об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения и несчастном случае;
• акты технического расследования причин аварии на ОПО, повреждения гидротехнического сооружения, расследования случая утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;
• журналов учета аварий, инцидентов происшедших на ОПО, повреждений гидротехнических сооружений, регистрации случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.
Основные принципы расследования причин аварий на ОПО:
• Расследование причин каждого факта возникновения аварий на ОПО осуществляется специальной комиссией.
• Взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) или их территориальными органами при авариях, сопровождающихся выбросами, разливами опасных веществ, взрывами, пожарами.
• Сохранение по возможности обстановки на месте аварии, инцидента до начала расследования их причин, при обеспечении приоритета жизни и здоровья людей.
• Проведение независимых экспертиз (при необходимости).
• Финансирование расходов на техническое расследование причин аварий осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, где произошла авария.
Назначение специальной комиссии по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте:
• Комиссия создается по приказу Ростехнадзора или его территориального органа в срок не позднее одних суток после получения сообщения об аварии.
• Техническое расследование причин аварии, связанной с передвижными техническими устройствами, проводится территориальным органом Ростехнадзора, на территории которого произошла авария, а учет проводится территориальным органом, в котором эти устройства зарегистрированы.
• Государственная комиссия создается по решению Президента РФ или Правительства РФ.