Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах" утверждены приказом Ростехнадзора от 14.03.2014 N 102и устанавливают требования к организации и производству сварочных работ на поднадзорных Ростехнадзору или иным уполномоченным органам по осуществлению контроля и надзора объектах, технических устройствах и сооружениях опасных производственных объектов при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности.
Требования предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сварку, пайку, наплавку и прихватку элементов технических устройств и сооружений, применяемых и эксплуатируемых на ОПО, в том числе их конструкций, сборочных единиц, деталей, полуфабрикатов и заготовок. При изготовлении технических устройств данные требования применяются в части, не противоречащей техническим регламентам, разработанным в соответствии с 184-ФЗ от 27.12.2002г. "О техническом регулировании", и техническим регламентам Таможенного союза.
В соответствии с ч.1 ст.5 № 116-ФЗ полномочия по осуществлению государственной политики и нормативного регулирования в области промышленной безопасности возлагаются на федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области промышленной безопасности.
В ст.16.п.1(116-ФЗ) определен федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности деятельность которого направлена на:
- предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области промышленной безопасности юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности,
|
- проведение проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений.
- систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.
п.3. При проведении федеральным государственным надзором в области промышленной безопасности проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения N294-ФЗ от 26.12. 2008г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом п.п. 4-10 ст.16. Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований в области промышленной безопасности, соответствие данным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов, а также соблюдение требований обоснования безопасности опасного производственного объекта.
Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности проводит как плановые, так и внеплановые проверки (п.п.5-7). Срок проведения проверки составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения (п.10).
|
Комментарии к п.3 ст.16: проверки, осуществляемые органами государственного контроля (надзора) с 2017г., формируются с учетом риск-ориентированного подхода, принятым N 294-ФЗ от 26.12. 2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Ст.8.1. «Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)».
п.2. ст.8.1 Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в случаях, определенных N294-ФЗ от 26.12. 2008г., выбор интенсивности…проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
п4. (ст.8.1294-ФЗ) Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 806 от 17.08.2016г. утверждены «Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности».
|
В данные «Правила…» включен «Перечень категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении отдельного вида государственного контроля (надзора), который включает от 3 до 6 категорий риска или от 3 до 6 классов опасности из числа категорий риска и классов опасности согласно приложению.
п.11. (ст.16 116-ФЗ) На отдельных ОПО может быть установлен режим постоянного государственного. Данный режим, перечень эксплуатируемых опасных производственных объектов, в отношении которых вводится такой режим, и порядок его осуществления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
п.13. Органы государственного надзора могут быть привлечены судом к участию в деле … для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью людей, вреда, причиненного животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований промышленной безопасности.
В 116-ФЗ введена ст. 16.1. – «Государственный надзор при строительстве, реконструкции опасных производственных объектов осуществляется уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора (ГСН) федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности». Функции ГСН возложены на Ростехнадзор на основании Постановления Правительства РФ от 01.02.2006г. № 54 (с изменениями).
Ст. 16.2. № 116-ФЗ Общественный контроль в области промышленной безопасности
1. Под общественным контролем в области промышленной безопасности понимается общественная деятельность, осуществляемая в целях обеспечения соблюдения организациями, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г. № 401 (с изм.) «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» утвержден федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области промышленной безопасности – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) которая является:
- органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
- уполномоченным органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;
- органом государственного горного надзора;
- органом федерального государственного энергетического надзора;
- органом федерального государственного строительного надзора;
- регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
5.2.2.5. требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра;
5.2.2.6. порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений;
5.2.2.7. порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;
5.3.1. осуществляет контроль и надзор:
5.3.1.5. за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
5.3.1.6.за соблюдением в пределах своей компетенции субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики;
5.3.1.7. за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;
5.3.1.19. за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок;
5.3.1.20. за соблюдением требований технических регламентов в установленной сфере деятельности;
5.3.2. осуществляет в соответствии с законодательством РФ лицензирование видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;
5.3.8. проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности;
6. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.2. проводить в пределах своей компетенции необходимые расследования, организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;
Руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ.
Приказом Ростехнадзора от 17.10.2016 № 421(с изм.)утверждены Перечни актов, содержащих обязательные требования, по следующим видам надзорной деятельности:
Ø При проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности (приложение N 1);
Ø при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного строительного надзора (приложение N 2);
Ø при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии (прил. N 3);
Ø при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного энергетического надзора (приложение N 4);
Ø при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (приложение N 5);
Ø при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (приложение N 6);
Ø при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (за исключением технических регламентов, соблюдение требований которых оценивается при осуществлении иных видов государственного контроля (надзора) (прил. N 7);
Ø при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (приложение N 8);
Ø Порядок ведения перечней правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (прил. N 9)
Постановление Правительства РФ от 15.11.2012г. N 1170 (с изменениями) утвердило Положение о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности.
К основным функциям данного надзорного органа относится Федеральный государственный надзор за осуществлением юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем следующих видов деятельности в области промышленной безопасности:
а) проектирование, эксплуатация, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта;
б) изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
в) проведение экспертизы промышленной безопасности;
г) подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
Постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 N 610 (с изм.) установлено, что государственный энергетический надзор осуществляется при вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе в ремонт, капитальном ремонте объектов тепло и электроэнергетики, осуществлении оперативно-диспетчерского управления, строительстве и реконструкции объектов тепло и электроэнергетики.
п.4. Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 14 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Предметом плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, осуществляемых в рамках надзора Ростехнадзором, а также и другими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, является соблюдение, в частности, таких требований, как наличие разрешительных документов на допуск объектов в эксплуатацию, соблюдение нормативов запаса топлива, соблюдение особых условий использования земельных участков в границах охранных зон проверяемых объектов, соблюдение установленного порядка вывода объектов в ремонт, соблюдение диспетчерами соответствующих регламентов и т.д.
Регламентирован порядок Ростехнадзора по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ.
Приказом Ростехнадзора от 31.01.2013 N 38 определены состав, сроки и последовательность административных действий Ростехнадзора при выполнении данной функции, а также полномочия должностных лиц Ростехнадзора при осуществлении мероприятий в рамках такого надзора, права и обязанности субъектов надзора.
Продолжительность проверки одного юридического лица или индивидуального предпринимателя, в общем случае, не может превышать 20 рабочих дней.
Приказ Минтруда России от 30.12.2016 № 851н обновил классификацию видов экономической деятельности по классам профессионального риска.
• В новом классификаторе введены коды по ОКВЭД ОК 029-2014 (КПЕС ред. 2), утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.
• Установление класса профессионального риска осуществляется в целях разделения видов экономической деятельности на группы, используемые при установлении размера страховых тарифов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Ниже приводится краткий перечень принятых правил по охране труда на 01.09.2017г.
Дата принятия ПОТ | Наименование Правил по охране труда | ФОИВ, № Документа |
23.06.2016 | Правила по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования | Приказ Минтруда от 23.06.2016г. N 310н |
16.11.2015 | Правила по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов | Приказ Минтруда от 16.11.2015г. N 873н |
17.08.2015 | Правила по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок | Приказ Минтруда от 17.08.2015г. N 551н |
17.08.2015 | Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями | Приказ Минтруда от 17.08.2015г. N 552н |
01.06.2015 | Правила по охране труда в строительстве | Приказ Минтруда от 01.06.2015г. N 336н |
23.12.2014 | Правила по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ | Приказ Минтруда от 23.12.2014г. N 1101н |
17.09.2014 | Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов | Приказ Минтруда от 17.09.2014г. N 642н |
28.03.2014 | Правила по охране труда при работе на высоте | Приказ Минтруда от 28.03.2014г. N 155н |
24.07.2013 | Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок | Приказ Минтруда от 24.07.2013г. N 328н |
Литература: 1, 4, 15.