Крушение колониальной системы




Вопрос о системе международной опеки (иначе говоря, колониальной проблеме) в соответствии с договоренностью глав правительств Англии, СССР и США был включен в повестку дня конференции в Сан-Франциско, учредившей в 1945 г. ООН.

Советские представители настойчиво выступали за принцип независимости для колониальных народов, их оппоненты, и прежде всего англичане, представлявшие в то время самую крупную колониальную империю, добивались, чтобы в уставе ООН говорилось лишь о движении «в направлении к самоуправлению». В итоге была принята формула, близкая к предлагавшейся советской делегацией: система опеки ООН должна ввести подопечные территории в направлении «к самоуправлению и независимости».

За десять последовавших лет от колониальной и полуколониальной зависимости освободилось более 1,2 млрд. человек. На карте мира появилось 15 суверенных государств, в которых проживало свыше 4/5 населения бывших колониальных владений. Добились освобождения крупнейшие английские колонии Индия (1947) и Цейлон (1948), подмандатные территории Франции – Сирия и Ливан (1943, вывод войск – 1946), от японской колониальной зависимости освободился Вьетнам, завоевавший независимость от Франции в ходе восьмилетней войны (1945-1954), победили революции социалистического характера в Северной Корее и Китае.

 

С середины 50-х гг. началось крушение колониальной системы в ее классических формах прямого подчинения и диктата. В 1960 г. Генеральная ассамблея ООН по инициативе СССР приняла Декларацию о предоставлении независимости бывшим колониальным странам.

 

К концу Второй мировой войны на 55 территориях Африканского континента и ряда примыкавших к нему островов проживало около 200 млн. человек. Формально самостоятельными считались Египет, Эфиопия, Либерия и доминион Великобритании – Южно-Африканский Союз, имевшие свои правительства и администрации.

 

Огромная часть территорий Африки была поделена между Англией, Францией, Бельгией, Португалией, Испанией, Италией. 1960 г. вошел в историю как «год Африки». Тогда была провозглашена независимость 17 стран центральной и западной части континента. В целом процесс освобождения Африки завершился к 1975 г. К этому времени во всем мире в сохранившихся колониях проживало 3,7% населения планеты на территории, составлявшей менее 1 % площади земного шара.

 

Всего после Второй мировой войны освободились от колониального ига более 2 млрд, человек. Крушение колониальной системы, безусловно, прогрессивное явление в современной истории человечества, так как для огромной массы населения планеты открылись возможности самостоятельного выбора пути, национального самовыражения, доступа к достижениям цивилизации.

Основные цели и пути Европейской интеграции

Европейская интеграция — это процесс взаимодействия между социальными и политическими институтами государств Европы, стимулирующий создание новой политической системы. Процесс европейской интеграции рассматривается как эффективный способ избежать войны между государствами Европы и стал ответом на военные потрясения XX века.

Цели.

Интенсификация усилий по объединению Европы после 2МВ происходила из-за того, что в Европе не видели другого способа положить конец истории военных конфликтов, кровопролития, страданий и разрушений. Эта идея оставила свой след в Соглашениях, учреждающих Содружество и Союз, в разделах, посвященных основным целям, таким как сохранение и укрепление мира, достижение экономической интеграции во благо всех граждан Союза путем создания единого внутреннего рынка, разработка путей к политическому Союзу, а также укрепление и всяческое содействие укреплению социальных программ внутри Союза.

Экономическая интеграция.

Экономическая интеграция всегда была движущей силой объединения Европы. Основными целями экономической интеграции можно выделить:

(гармоническое развитие экономических институтов;

(стабильное и сбалансированное экономическое

взаимопроникновение;

(повышение уровня жизни;

(высокий уровень занятости;

(экономическая и валютная стабильность.

Методы.

Европейская интеграция возникла благодаря двум в основе своей разным

подходам - конфедералистскому и федералистскому. Изначально конфедералистский подход обозначал, что страны согласны сотрудничать друг с другом без затрагивания чьего-либо национального суверенитета. Цель заключалась не в создании “сверхдержавы”, поглотившей бы всё, а в соединении государств в конфедерацию, в которой они бы сохранили свои национальные структуры. Эти принципы легли в основу Совета Европы. Те же принципы легли в основу того, что называют второй и третьей опорами Евросоюза - общей внешней политики и политики безопасности, а также сотрудничества в области правосудия и внутренних проблем. Задача, поставленная перед Евросоюзом в этих областях, заключается в межправительственном сотрудничестве.

Цель федералистского подхода заключается в том, чтобы сгладить различия между нациями. Чрезвычайно болезненное чувство национального суверенитета у многих стран, страхи по поводу доминирования одной нации над другой, как свидетельствует история Европейских государств не могли дать возможности к сближению. Несмотря на это, отдельные страны нашли возможность пожертвовать частью своего суверенитета ради многонационального сообщества. В результате есть европейская федерация, в которой судьбой всех народов - каждый из которых продолжает оставаться сам собой - а также их будущим - управляют общие лидеры.

Несомненно, Европейский Союз является плодом федералистского подхода, хотя и в несколько измененной форме. Нужен был еще один компромисс, который позволил нечто большее, чем сотрудничество на конфедералистской основе. Первым вопросом было определить, в каких сферах все были готовы поступиться частью суверенитета для многонационального сообщества. Ответом явилось создание трех Сообществ. Эти Сообщества, а также учреждающие их Соглашения, выделили несколько специфических сфер, в которых они могли как бы проверить целесообразность или нецелесообразность суверенной власти. Сообщества и их институты не были наделены властью в общем, а имели “лимитированую власть” и только страны-участницы теперь вырабатывали курс по пути интеграции, как основатели Сообществ. Передача полномочий по очень широкому спектру вопросов, тем не менее, не явилась поводом для таких же изменений в структурах централизованной власти. Объединенная Европа будет сильной только в случае, если сохранятся индивидуальные различия между отдельными ее странами, регионами и

культурами.

 

42. Противостояние сверхдержав: от «холодной войны» к мирному сосуществованию

Острый накал

Послевоенную международную ситуацию определяли советско-американские отношения. После 1945г. Советский Союз был признан мировой державой на международной арене. Усилиями советских и американских дипломатов удалось создать такие основополагающие структуры политического и экономического порядка(ООН, Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк).

С 1946г. произошло обострение международных отношений. Главной осью конфронтации стал конфликт между двумя сверхдержавами - СССР и США. В послевоенной внешнеполитической доктрине выразилось стремление И.В. Сталина создать военный противовес США и закрепить контроль над Центральной и Юго-Восточной Европой. Со своей стороны, руководство США стремилось к проведению политики "с позиции силы", пытаясь использовать для давления на СССР экономическую и военно-политическую мощь США.

Послевоенное развитие СССР шло в ожидании третьей мировой войны. Ее угрозу определила фултонская речь У. Черчилля. Большую часть своего доклада Черчилль посвятил не обоснованию необходимости запретить оружие массового поражения, а доказательству необходимости его эффективного политического использования. Черчилль предложил использовать американское атомное оружие как эффективное средство устрашения советского правительства. Сталин расценил ее как ультиматум, как призыв к войне с СССР.

В итоге США по отношению к СССР определили две стратегические задачи: как минимум — не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии (доктрина сдерживания социализма), как максимум — заставить СССР уйти из Центральной и Восточной Европы в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма).

Начало действий

США СССР
-1947 план Маршалла (широкомасштабная материальная помощь странам Европы, поставившая их экономику в зависимость от США) эконом.шаг по отбрас-нию соц-зм -1949 создание НАТО-воен.шаг. закреп. амер. воен. влиян. в Европе. и США решающим шагом на пути к мировому господству. -1954 создание СЕАТО (договор об обороне юг-вост.азии)угроза о безопасн.влиян.ссср в этом р-не. -полит.шаг поддержка антисоциалистических сил внутри стран советского блока   Менее эффект.меры,чем у США Силы были неравны, т.к. Советский Союз вышел из войны экономически ослабленным, а Соединенные Штаты Америки— окрепшими. -стремление ликвид-ть монополию США по атом.оружию. -1949 атом.бомба.1953-водородная. -1949 создание СЭВ(помощь странам «народной демократии») -1955 создание ОВД воен-полит.союз. - активно содействовал коммунистическим партиям и движениям капиталистических стран, способствовал росту национально-освободительного движения в колониях, краху колониальной системы и созданию стран «социалистической ориентации», подавление в ряде стран антисоциалистических выступлений.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: