Этап согласования позиций.




1. Принятие предложений — согласие с предлагаемыми ре­шениями.

2. Выражение согласия с частью предложений.

3. Отклонение предложения оппонента — прием, основан­ный на подчеркивании различий.

4. Внесение явно неприемлемых предложений направлено на
то, чтобы, получив отказ в его принятии, потом обвинить оп­понента в срыве переговоров.

5. Вымогательство. Одна из сторон выдвигает требование,
нежелательное для оппонента и безразличное для себя. Цель —
получить уступку в обмен на то, что это требование будет снято.

6. Растущие требования. Как только противник в чем-то ус­
тупил, тут же предъявляется новое требование.

7. Оправдание неуступчивости ссылками на объективные
обстоятельства.

8. Возвращение на доработку предложений.

9. Возвращение к дискуссии может быть применено в двух
случаях: для того чтобы избежать принятия соглашений и если
для одного из участников действительно какие-то вопросы ос­тались неясными и он вновь предлагает их обсудить.

10. Двойное толкование. Стороны в результате переговоров
выработали соглашение. При этом одна из них «заложила» в формулировки двойной смысл, который не был замечен оппо­нентом. Затем соглашение трактуется в своих интересах, без его нарушения. Понятно, что подобное поведение может таить вероятность возникновения нового конфликта.

 

38.4. Психологические условия успеха на переговорах

 

Существуют психологические условия, которые повышают шансы на успех при решении проблемы посредством диалогу

1. Решающее влияние на успешность переговоров оказыва­ет личностный фактор. Хотя некоторые специалисты считают, что личностные особенности участников незначительно влияют на результативность переговоров (В. Уинхэм), большинство ученых придерживается иной точки зрения. Основываясь на ис­следованиях, они приходят к следующим выводам относительно роли личностных факторов на переговорах:

• чем яснее определение ролей в ситуации переговоров, тем
меньше влияние личностных факторов на их ход;

• чем более неопределенны намерения оппонента, тем большее
влияние оказывают личностные факторы на переговоры;

• в сложной ситуации наибольшее значение имеют те ее па­раметры, которые воздействуют на процессы восприятия
участников переговоров или легко поддаются объяснению;

• чем выше уровень переговоров и чем самостоятельнее уча­стники при принятии решения, тем большее значение имеет
личностный фактор [47].

Среди личностных качеств и свойств, способствующих кон­структивному проведению переговоров, обычно называют вы­сокие моральные качества, ровный характер, развитые способ­ности, нервно-психическую устойчивость, толерантность, не­стандартное мышление, решительность, скромность, профес­сионализм и корпоративное чувство (Е. Егорова, М. Лебедева, Л. Негреш, Д. Рубин).

Другим аспектом личностного фактора является умение уча­стника переговоров учитывать личностные особенности проти­воположной стороны. Ф. Бэкон писал в эссе «О переговорах»:

Если вам предстоит работать с каким-либо человеком, вы должны узнать: либо его характер и пристрастия — чтобы им командовать; либо слабости и недостатки — чтобы напугать его; либо близких ему людей — чтобы им управлять (выделено нами — Анцупов, Шипилов). Имея дело с умными людьми, нужно вникать в произносимые ими речи. Говорить им следует как можно меньше — и как раз то, чего они меньше всего ожи­дают. Ведя сложные переговоры, не старайтесь сеять и жать од­новременно; медленно подготавливайте почву, и плоды посте­пенно созреют.

Знание личностных особенностей оппонента и их учет в ходе переговоров позволяют прогнозировать вероятный характер взаимо­действия с ним.

2. От деятельности посредника во многом зависит успех пе­реговорного процесса. Это особенно важно, когда посредник
имеет дело с длительным сложным конфликтом. Например,
именно активная «челночная дипломатия» Г. Киссинджера на
протяжении двух лет арабо-израильской войны 1973—1975 гг.
дала три разряжающих обстановку договоренности между Из­
раилем и его арабскими соседями. Стратегия Киссинджера по­
зволила контролировать взаимодействие сторон и обеспечила
их движение навстречу друг другу без видимости капитуляции
и односторонних уступок (Д. Прюитт).

3. Мужчины демонстрируют более высокую удовлетворенность
собой и процессом переговоров с партнером противоположного пола
(Е. Кимпеляйнен). При переговорах в однополой паре (мужчина
— мужчина) они меньше удовлетворены собой и процессом, но
зато более удовлетворены достигнутыми соглашениями.

4. Успех на переговорах во многом зависит от учета нацио­нальных особенностей партнера, его стиля ведения переговоро!
(Д. Давидсон, М. Лебедева, Е. Панов).

5. Социально-психологическая эффективность переговороь
различается в диадах и триадах. Это обусловлено различными
социально-психологическими характеристиками таких типов
взаимодействия.
Переговорный процесс в диаде характеризует­
ся меньшей устойчивостью и большей неопределенностью
ожидаемых результатов по сравнению с триадой, в которой
роль третьего участника выполняет наблюдатель. В диадах

происходит смещение внимания участников с проблемы пере­говоров на эмоциональные аспекты взаимодействия (М. Дойч).

6. В диадах эффективнее, чем в триадах, проходят перегово­ры, затрагивающие личные интересы оппонентов. В триадах
эффективнее переговоры
на более абстрактные темы, когда
присутствие третьего лица заставляет прислушиваться к логике
партнера (Е. Кимпеляйнен).

7. Когда необходимо вести переговоры со всей группой, ко­торая является оппонентом в конфликте, лучше вести диалог не
со всеми, а только с представителями. В отличие от рядовых
членов представители групп на переговорах не демонстрируют
поляризации, а результат является компромиссом между ис­ходными позициями.

8. Усиление контроля общения, в том числе невербального,
позволяет участникам уменьшить влияние эмоций на выбор
варианта решения, что позитивно сказывается на результате
взаимодействия (Е. Кимпеляйнен).

9. Жесткая переговорная позиция может понизить требования
другой стороны, вызвать у нее готовность согласиться на мень­шее. Но иногда жесткость позиции вызывает такой же ответ. Как
отмечает Д. Майерс, во многих конфликтах делят не пирог фик­сированного размера, а пирог, усыхающий за время конфликта.
Поэтому жесткость уменьшает шансы на соглашение [51].

10. Наличие внешней угрозы для одного из оппонентов повы­шает вероятность его уступок другой стороне. Угроза должна
основываться на действиях, а не на намерениях [58].

11. С другой стороны, отсутствие у оппонентов желания
применить насилие
может привести к быстрому решению про­блемы. Мирному решению кризисных ситуаций способствует
наличие у сторон возможностей воздействовать друг на друга
невоенными средствами (С. Хэрманн).

12. Позитивно влияет на результативность переговоров
взаимозависимость оппонентов. Она может выражаться в двух
аспектах:

1) между сторонами до конфликта сложились прочные от­
ношения и им легче договориться [7];

2) стороны Связаны перспективами совместного будущего,
которые рассматриваются как важные.

13. Результаты переговоров существенно зависят от содер­жания переговорного процесса, т.е. от проблемы обсуждения.

Чем более абстрактна обсуждаемая тема, тем легче участникам достичь согласия. И наоборот, чем значимее для оппонентов в личностном плане проблема, тем труднее прийти к согласию.

14. Важным фактором, влияющим на успех переговоров,
является время. Как правило, побеждает тот, кто располагает
временем. Переговорщик, попавший в цейтнот, принимает
решения экспромтом и совершает больше ошибок.

15. Если переговоры длятся слишком долго, а решение не
находится, полезно объявить перерыв. Во время него возможно
проведение консультаций, например внутри каждой делегации.
Обеденный перерыв снимает уровень напряженности, делает
людей более уступчивыми.

Другим вариантом выхода из намечающегося тупика может быть предложение отложить вопрос на более позднее время, после того как остальные проблемы будут решены.

 

38.5. Специфика ведения переговоров с противником

 

Российская действительность свидетельствует о том, что переговоры с противником (преступниками) — довольно актуальная проблема нашего времени. Региональные и этнические конфликты, борьба с терроризмом, освобождение заложников, обмен военнопленными ставят руководителей силовых струк­тур в положение, когда необходимо вести диалог с противни­ком с целью прекращения насилия и достижения компромис­са. Эти переговоры могут быть не только с противником, но и с враждебно настроенным населением, с местными органами самоуправления, представителями духовенства. Переговоры с противоборствующей стороной являются подчас единственным средством избежать применения силы, сохранить жизнь залож­ников, военнослужащих, мирного населения. Рассмотрим осо­бенности этого вида переговоров.

1. Переговоры с противником и особенно с преступниками но­сят вынужденный характер. Основными задачами таких пере­говоров в порядке приоритетности являются: защита жизни людей (заложников, мирного населения, военнослужащих); задержание преступников (нейтрализация противника); воз­вращение или защита имущества.

Анализ отечественного и зарубежного опыта ведения пере­говоров с противником показывает, что их можно классифи­цировать по следующим основаниям:

• цели: освобождение заложников, обмен военноплен­ными, предупреждение взрывов, поджогов и других подоб­ных акций, выдача похищенного оружия, боеприпасов, под­
держание правопорядка;

• мотивы действий преступни­ков: политические, националистические, корыстные, ук­лонение от задержания, месть;

• длительность: краткосрочные (несколько ча­сов), среднесрочные (несколько суток), длительные (от не­дель до нескольких лет);

• число сторон: двусторонние, многосторонние;

• число участников: один на один; по не­сколько человек с каждой стороны; между группами;

• уровень представительства: на
местном уровне, на уровне области, республики, на государ­ственном уровне, смешанные уровни;

• характер контакта сторон: пря­мые (непосредственный контакт), через посредников
(переводчики, третья нейтральная сторона);

• степень гласности: гласные
(информируется общественность) и негласные или тайные
(признана необходимость не сообщать о них);

• условия, выдвинутые противником:
приемлемые, частично выполнимые, невыполнимые [34].

Ведение переговоров с противником требует оценивать та­кие характеристики ситуаций, как:

• известность или неизвестность местонахождения противника
или заложников;

• возможность или невозможность применения к противнику
силы;

• наличие данных о составе противника, его вооруженности,
опыте боевых действий, намерениях и т.д.

2. Еще одна особенность переговоров с противником со­стоит в том, что именно противники зачастую выбирают тех, с кем хотят вести диалог. Иногда преступники выбирают конкретного руководителя, доверяя ему быть стороной в перегово­рах. Или ими определяется ведомство или организация (например, общественное движение), с которыми они хотят иметь дело. Почти в половине ситуаций переговоры ведутся с помощью посредников, не связанных с преступниками (членов экипажей самолетов, пассажиров, просто случайных людей). Положительное влияние на ход переговоров оказывают лица, привлекаемые к их проведению: представители общественно­сти, средств массовой информации, местные авторитеты, свя­щеннослужители, родные и близкие преступников. Участию их в переговорах должна предшествовать предварительная прора­ботка линии их поведения [34].

Переговоры с противником включают в себя три относи­тельно самостоятельных, но взаимосвязанных периода:

• подготовка к переговорам, обсуждению проблемы;

• выдвижение и обсуждение предложений и условий;

• достижение договоренности и обеспечение ее выполнения.
Рассмотрим основные психологические особенности взаи­модействия сторон в каждом из указанных периодов.

Подготовка к переговорам. Как правило, подготовка к непосредственному ведению переговоров прохо­дит в ограниченное время. В этот период целесообразно учесть следующее:

• особенности личности захватчиков, мотивы и цели преступ­ников;

• прогноз поведения преступников;

• желательную процедуру ведения переговоров с ними;

• выбор лица, ведущего переговоры, и психолога-консультанта;

• организацию четкого взаимодействия между ведущими пе-|реговоры, руководством и группой захвата.

3. Особую роль играет переговорная группа, служащая связую­щей нитью между органами управления МВД, ФСБ и террориста­ми. Опыт показывает целесообразность привлечения к перего­ворному процессу специалистов-психологов, лингвистов и др. Они могут помочь определить особенности, этническую принад­лежность, профессию, место проживания террористов. Это прямо влияет на определение задач операции по задержанию террори­стов. Опыт Великобритании, Германии, США, Франции свиде­тельствует, что при ведении переговоров с преступниками эф­фективно привлечение специалистов-женщин (М. Киреев).

С психологической точки зрения данный период наиболее сложен. Он характеризуется внезапностью действий преступ­ников, их стремлением подавить волю оппонента, навязать удобные для себя формы диалога. В ход идут угрозы, шантаж, предъявляются ультимативные требования.

В такой экстремальной ситуации возможно затягивание пе­реговоров с целью выиграть время для уточнения обстановки. Выясняется число заложников, их местонахождение, отноше­ния с преступниками, состояние здоровья. Определяется фор­ма диалога с преступниками. Взвешиваются возможности ис­пользования различных сил и средств, включая спецсредства и оружие. Важно не растеряться, успокоить противников, ввести разговор в русло длительного обсуждения. Высказанные пре­ступниками угрозы, как правило, носят демонстративный ха­рактер. Именно угрозы (а не их исполнение) являются по су­ществу единственным аргументом противника в стремлении достичь намеченного результата. Конечно, сначала инициатива находится у преступников. Однако усилия по установлению контактов с ними, поиску «общего языка», внушению им чув­ства доверия к переговорщику позволяют в большинстве случа­ев перейти к более спокойному обсуждению ситуации.

Выдвижение и обсуждение предложе­ний и условий. Основная проблема этого периода переговоров связана с рассмотрением условий, которые вы­двигают преступники. Здесь может замедлиться темп событий, так как преступникам приходится рассматривать варианты решений, предлагаемых переговорщиками. Вполне вероятно, что лица, за­хватившие заложников, будут продолжать «психологическую ата­ку», создавать трудности для рассмотрения по существу пред­мета переговоров. Оправдавшим себя тактическим контрприе­мом является предложение преступникам выделить своего пред­ставителя, чтобы в более спокойной обстановке обсудить вы­двинутые ими условия. Это обычно направляет переговоры в более спокойное русло [34].

Предмет переговоров обычно составляют:

• условия освобождения заложников (необходимо постоянно
искать возможности для уменьшения числа заложников);

• продукты питания для заложников и преступников;

• условия предоставления свободы захватчикам;

вопрос о выкупе (возможно уменьшение первоначально за­
явленной суммы в два, три, а иногда и в пять раз);

• вопрос об организации взаимодействия сторон.

В ходе обсуждения появляется возможность для перехвата инициативы, которая обеспечивает повышение эффективности психологического воздействия на преступников, склонение их к отказу от противоправного поведения. Успех переговоров про­является в том, что преступники снижают свою активность, те­ряют последовательность в своих требованиях, занимают оборо­нительную позицию, прислушиваются к доводам оппонента.

Диалог имеет смысл, если преступники гарантируют жизнь и здоровье заложникам. В противном случае правомерно при­менение силы. На протяжении всех переговоров необходимо поддерживать у преступников убеждение в возможном удовле­творении их требований, чтобы удержать от насилия по отно­шению к заложникам.

Достижение договоренности и обес­печение ее выполнения — это заключительный период переговоров, когда принимается соответствующее ре­шение. Чтобы обеспечить реализацию принятого решения, не­обходимо обсудить вопросы:

• Имеется ли уверенность в том, что соглашения выполнимы?

• Существует ли взаимное согласие в том, что должно быть
сделано?

• Обеспечивается ли выполнение действий таким образом,
чтобы можно было оценивать достигнутые результаты?
Переговоры с противником нередко заходят в тупик. В ос­новном это связано с выдвижением неприемлемых условий,
когда возможный вред соглашения превысит уровень того вреда,
который уже имеется в результате преступных действий. Это
влечет постановку вопроса о применении силы, если речь идет о
сохранении жизни заложников, мирного населения. Поэтому
особенность таких переговоров в том, что иногда они являются
переговорами для прикрытия. Их необходимо вести так, чтобы
противник не почувствовал изменения тональности диалога, не
догадался о принятом решении подавить сопротивление силой.
Здесь возможно фиктивное согласие на выполнение требова­ний, детальное обсуждение этой процедуры, демонстрация вы­полнения выдвинутых противником условий и т.д. Чем больше
контраст между успокаивающей манерой ведения переговоров и внезапностью применения силы, тем эффективнее результат. В этом смысл переговоров для прикрытия.

Кроме того, диалог для прикрытия ведется при изначально принятом решении применить силу. Как правило, это связано с тем, что противник уже осуществил преступные действия. При­мером служат события в станице Первомайской в январе 1996 г.

В экстремальных ситуациях захвата противником заложни­ков необходим комплексный подход к оценке перспектив пе­реговоров и необходимости применения силы, содержащий:

• оценку противника, его оружия, опыта, агрессивности, мо­тивов, толкающих на применение насилия;

• проверку достоверности информации о том, что в отноше­нии заложников уже совершены преступные акции, и не
носят ли они характер «ложной демонстрации»;

• допустимость применения силы исходя из требований безо­пасности заложников и группы захвата [34].
Разработаны и неоднократно апробированы алгоритмы

процесса переговоров с противником, когда возможно приме­нение силы (рис. 38.2).

Если речь идет о противоправных, но в принципе допусти­мых уступках, не исключено достижение соглашения. Если пе­реговоры заходят в тупик, реализуется схема действий, преду­сматривающая применение силы. В любом случае переговоры приводят к конкретному варианту разрешения сложившейся ситуации. Если достигнута договоренность с противником, следует четко оговорить условия освобождения заложников, предупреждения возможного обмана и срыва соглашений, но­вого обострения ситуации.

Важным фактором успеха на переговорах с противником является подготовка лиц, их ведущих. Опыт указывает на необ­ходимость специального отбора людей, которые могли бы за­ниматься этой специфической деятельностью. В США в каж­дом подразделении полиции имеется штат переговорщиков. Есть специальные программы их подготовки. В Германии в по­следние два десятилетия переговоры с преступниками выделены в самостоятельную функцию полицейской деятельности. Они являются обязательным компонентом действий полиции в слу­чаях захвата заложников, угроз террористических актов, задер­жания преступников. Сложилась структура групп ведения пе­реговоров. В их состав входят руководитель группы, лица, ведущие переговоры, психолог-консультант, техник, секретарь. Об эффективности переговоров с террористами свидетельствуют данные мировой статистики: 80% всех заложников удалось ос­вободить в результате переговоров. Наибольшее число жертв приходится на первые два часа после захвата заложников (Т. Мамаладзе). Потери в первые часы переговоров, как прави­ло, связаны с непрофессиональными действиями силовых структур, а также со стрессовым состоянием преступников.

В России группы ведения переговоров появились в МВД несколько лет назад. Они включаются в структуры развертывания сил и средств правоохранительных органов в чрезвычай­ных ситуациях, в том числе для освобождения заложников, предупреждения угроз взрывов и т.д. Группа переговоров нахо­дится в распоряжении руководства МВД, УВД, а в ходе меро­приятий по освобождению заложников действует по указанию старшего оперативного работника.

Исследование, проведенное авторами учебника совместно с В. Найдовским, показало, что в аналогичной подготовке нуж­даются офицеры-руководители, проходящие службу в зонах региональных конфликтов. Офицеры, принимавшие участие в различных переговорах в период с 1989 по 1996 гг. (Закавказье, Северный Кавказ), ссылаются на дефицит опыта ведения пе­реговоров в экстремальных ситуациях, отсутствие навыков психологического воздействия на оппонентов с целью дости­жения взаимоприемлемого соглашения.

В большинстве случаев в переговорах местного масштаба принимают участие или их готовят офицеры воспитательных структур, обладающие психолого-педагогическими знаниями в большей степени, чем командиры подразделений и частей. В то же время решение на переговорах остается за командиром. Командиры самостоятельно принимают решение на проведе­ние переговоров с противостоящей стороной в 45% ситуаций. В остальных случаях они идут на переговоры с разрешения вышестоящего руководства. Переговоры местного масштаба, как правило, скоротечны. Большинство из них длится несколь­ко часов, редко — до одних-двух суток. Часто они начинаются без предварительной подготовки.

Опыт показывает, что положительный результат перегово­ров не является обязательным для вооруженных формирова­ний, которые могут или нарушить его, «подставив» тем самым своих переговорщиков, или расправиться с участниками пере­говоров, как это было в ходе чеченского конфликта (Самашки, 1995 г.). Несмотря на это, в более чем 70% ситуаций достигну­тые соглашения соблюдались обеими сторонами.

На эффективность переговоров влияют:

• обладание переговорщиком знаниями и умениями в области
переговорного процесса, т.е. его профессионализм;

• знание особенностей психологии местного населения, его
традиций и обычаев, уважительное отношение к людям;

психологическая устойчивость, умение не поддаваться на провокационные выпады, незаконные обвинения и т.д.

Выводы

1. Переговоры — способ разрешения конфликта, который за­ключается в использовании ненасильственных средств и
приемов для решения проблемы. Переговоры ведутся: о про­длении действия соглашений, о нормализации отношений, о
перераспределении, о создании новых условий, о достижении
побочных эффектов. Среди функций переговоров наиболее
значимы: информационная, коммуникативная, регуляции и
координации действий, контроля, отвлечения внимания, про­паганды, а также функция проволочек.

2. В динамике переговоров выделяют период подготовки
(решение организационных и содержательных вопросов),
ведение переговоров (этапы: уточнение интересов и по­зиций, обсуждение и согласование позиций, выработка
соглашения), анализ результатов переговоров и выполне­ние достигнутых договоренностей.

3. Психологическими механизмами переговорного процесса
являются согласование целей и интересов, стремление к
взаимному доверию, обеспечение баланса власти и вза­имного контроля сторон. Технология переговоров вклю­чает в себя способы подачи позиции, принципы взаимо­действия с оппонентом и тактические приемы. Успех пе­реговоров зависит от ряда психологических условий.

4. Специфика ведения переговоров с противником (преступ­
никами) состоит в том, что они носят вынужденный характер.
Их главная задача — сохранение жизни заложников. Пре­
ступники, как правило, сами выбирают тех, с кем хотят вести
переговоры. Подготовка переговоров с преступниками прохо­
дит в крайне ограниченное время. Ключевую роль в таких пе­
реговорах играет переговорная группа, служащая связующей
нитью между органами управления МВД, ФСБ и террориста­
ми. Часто в переговорах с преступниками используются пере­
говоры для прикрытия и, в случае упорства террористов, при­
менение насилия.

 

Ответьте на вопросы

1. В каких основных формах конфликт может быть завершен?

2. Какие основные факторы определяют условия завершения кон­
фликта?

3. Раскройте основные шаги алгоритма конструктивного разреше­
ния конфликта.

4. В каких ситуациях целесообразно участие третьей стороны в
разрешении конфликта?

5. Перечислите основные этапы деятельности руководителя по
урегулированию конфликта.

6. Каковы основы деятельности психолога по урегулированию
конфликтных отношений оппонентов?

7. Из каких периодов и этапов состоит переговорный процесс?

8. От чего зависит успех на переговорах?

9. В чем заключается специфика переговоров с преступниками?

 

Выполните задания

1. Вам предстоит участие в переговорах с деловым партнером.
Определите основные мероприятия по подготовке переговоров.

2. Вспомните один из семейных конфликтов ваших родных или
близких. Как бы вы себя повели в роли третьей стороны в дан­
ном конфликте?

3. Обоснуйте преимущество разрешения конфликта над другими
формами его завершения.

 

Выводы по разделу 1, глава 1

2. С момента зарождения наук анализу конфликтов уделя­ли внимание многие мыслители. Они отмечали как пози­тивную, так и негативную роль социальных конфликтов в жизни общества. По мере развития науки отрицательная оценка последствий конфликтов начинает несколько до­минировать. В религиозных учениях, так же как и в практических знаниях, сложилось противоречивое отно­шение к конфликтам и насилию. Соотношение одобрения и критики насилия в провозглашаемых обществом прин­ципах и реальной практике в ходе истории изменяется. Примерно в одинаковом количестве русских пословиц насилие и ненасилие оцениваются позитивно или нега­тивно. В обыденном сознании не сформировано отрица­тельное отношение к насилию. Характер отражения про­блемы конфликта в искусстве, литературе и средствах массовой информации заметно влияет на поведение че­ловека в реальных конфликтах.

 

 

Глава 2. История отечественной конфликтологии

 

Возможность сформировать обобщенное представление о станов­лении отечественной конфликтологии как науки дает анализ публи­каций по проблеме конфликта. Такой анализ может быть количест­венным и содержательным. Количественный и качественный под­ходы к анализу публикаций не противостоят, а дополняют друг дру­га. Количественный анализ позволяет выявить ряд тенденций в развитии конфликтологии, оценить характер междисциплинарных связей наук, исследующих конфликты, определить объективные критерии периодизации истории науки.

 

2.1. Общий анализ публикаций по проблеме конфликта

 

Первые отечественные публикации, в которых главным объек­том анализа стал конфликт, появились в начале 20-х годов. В них впервые проблема конфликта выделяется как самостоятельная, а в названиях работ появляются само понятие «конфликт» и его про­изводные. Библиографический поиск позволил выявить одинна­дцать отечественных наук, занимающихся изучением конфликта [10]. К ним относятся военные науки, искусствоведение, истори­ческие науки, математика, педагогика, политические науки, право­ведение, психология, социобиология, социология и философия. Количественный анализ публикаций за 70 лет с момента выхода первой работы отечественного автора по проблеме конфликта дал возможность сформировать общее представление о характере пе­чатных работ (табл. 2.1).

Анализ количества, характера и объема публикаций по про­блеме конфликта показывает, что конфликтология как относи­тельно самостоятельная наука существует в России с начала 90-х годов. К началу 2001 г. в стране защищено 52 докторских и 445 кандидатских диссертаций (А.Анцупов, С.Прошанов). С 1924 по 1994 гг. включительно опубликовано более 311 книг, моногра­фий, брошюр, 1712 статей в журналах и сборниках, а также глав и параграфов в книгах, посвященных проблеме конфликта. Из истории науки известно, что многие дисциплины приобретали статус самостоятельных, имея менее солидную исследователь­скую базу.

Анализ данных, представленных в табл. 2.1, показывает, что в разных отраслях конфликтологии сложились различные тен­денции в способах отражения получаемых знаний в печати. Так, если в искусствоведении и философии диссертации составляют соответственно 20% и 19% общего числа публикаций, то в со­циологии — лишь 5%, а в психологии и политических науках — 7-8%. Относительное количество публикаций в виде книг и брошюр наиболее велико в математике — 32%, меньше в социо-биологии — 7%, а также военных науках — 10%.

Первая работа в данной области, обнаруженная авторами, была опубликована в 1924 г. Ее авторы — П.О. Гриффин и М.И. Могилевский [28]. Она носила в большей степени социо­логический характер и посвящена трудовым конфликтам, а так­же порядку их разрешения.

Исследования конфликтов в отечественной науке велись и ведутся пока в рамках частных конфликтологических дисцип­лин: социологии конфликта, правоведения, психологии кон­фликта, математического анализа конфликта и др. Длительность исследования наукой проблемы конфликта влияет на качество и количество полученных знаний. Время, в течение которого про­блема конфликта изучается как самостоятельная в частных кон­фликтологических науках, показано на рис. 2.1. Начало изуче­ния конфликта в рамках конкретной дисциплины определялось по времени опубликования первых работ, посвященных данной проблеме.

Полученные данные показывают, что проблема конфликта носит выраженный междисциплинарный характер. Новая наука — конфликтология рождается не на стыке двух-трех научных дисциплин, как это обычно бывает. При формировании кон­фликтологии используются знания о конфликте, накопленные, как уже сказано выше, в рамках одиннадцати наук, являющихся фактически отраслями конфликтологии. Трудно назвать другое явление, которое вызывало бы устойчивый интерес у такого ко­личества ученых, представляющих столь широкий спектр раз­ных научных дисциплин.

На сегодняшний день различные науки по-разному продвину­лись в изучении конфликта и внесли разный вклад в формирова­ние междисциплинарной области знания - конфликтологии. Од­ним из объективных критериев относительной степени разрабо­танности проблемы конфликта в конкретной науке может служить относительное количество публикаций.

Как видим, лидером среди наук, изучающих конфликт, яв­ляется психология. Это связано с той определяющей ролью, которую всегда играет человек в возникновении, развитии и завер­шении любых социальных и внутриличностных конфликтов. Од­нако лидирующее положение психологии характерно только для отечественной конфликтологии. В западной конфликтологии наибольшее количество исследований проведено социологами.

Кроме психологов, наиболее значительный вклад в изучение конфликта внесли социологи и политологи. Представителями этих трех наук подготовлено 58% общего количества публикаций, имеющихся в одиннадцати отраслях конфликтологии.

 

2.2.Периодизация истории отечественной конфликтологии

 

История конфликтологии представляет собой раздел этой науки, решающий четыре основные задачи:

• изучение динамики развития знаний о конфликтах, опосре­
дованное сменой стилей мышления конфликтологов;

• раскрытие взаимосвязей конфликтологии с другими науками;

• анализ взаимодействия конфликтологии и общества, а также
самих конфликтологов;

• описание результатов деятельности и личностных особенно­
стей конкретных ученых [95].

На современном этапе развития конфликтологии трудно дать целостное и подробное изложение ее истории в силу моло­дости науки. Однако общий взгляд на историю конфликтологии может быть представлен в следующем виде.

Одним из важных разделов истории конфликтологии являет­ся периодизация ее развития. В основу периодизации положен содержательный анализ конфликтологических идей и теорий, а также количественный анализ интенсивности проводимых ис­следований. Это позволило выявить в истории эволюции кон­фликтологических идей и теорий три периода, каждый из кото­рых состоит из ряда этапов.

I период —до 1924 г.. В течение этого периода конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и прие­мов поведения в реальных конфликтах. Проблема насилия и ненасилия, входящая в сферу интересов конфликтологии, доста­точно глубоко прорабатывается в религиозных учениях. Про­блема конфликта находит отражение в искусстве и культуре. Уже на первых наскальных рисунках запечатлены различные конфликты, где участвовал человек. В последующем конфликты отражаются в литературе, монументальном искусстве, музыке, устном эпосе, живописи, кино и т.д.

В этот период начинают накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в рамках филосо­фии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

Второй период – 1924-1992 гг. Это период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук — отраслей конфликтологии. Кон­фликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рам­ках сначала двух наук (правоведение, социология), а к концу периода — одиннадцати. Интенсивность исследования кон­фликта постоянно увеличивается, однако междисциплинарных работ практически нет.

Анализ публикаций в данный период позволил установить ее выраженный динамичный характер (рис. 2.3), который опреде­ляется действием следующих четырех основных факторов:

• степенью конфликтности жизнедеятельности нашего общест­ва на всех его уровнях;

• степенью зависимости гуманитарных наук, заинтересованных
в разработке проблемы конфликта, от политической обста­новки в стране, идеологических установок, состояния демо­кратизации общества;

• уровнем развития, возможностями самих наук, объектом изу­чения которых может быть конфликт, разработанностью ме­тодологических, теоретических и методических предпосылок исследования этого сложного социального явления;

• характером связи с мировой наукой, возможностью изучения
и использования результатов исследования конфликта уче­ными других стран.

Второй период в истории развития отечественной конфлик­тологии включает четыре основных этапа.

Первый этап — 1924—1935 гг. Охватывает первую «волну» публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в пра­воведении, социологии, психологии, математике, социобиологии

Второй этап — 1935-1949 гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Вел



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: