Конфликт – сложное явление общественной жизни. Изучается философией, конфликтологией, социологией, этикой, социальной психологией, психологией труда, медицинской психологией, псих. Управления. Проблема конфликта рассматривалась Аристотелем, Платоном, Гоббс, Парсонс, Вебер, Маркс.
Подходы к К:
Либеральные теории, революционные теории, религиозные теории.
Здравомыслов, Хрящев, Кочеткова, Лебедева.
Конфликт – противоречие и столкновение позиции; столкновение противоречивых тенденций, интересов и норм поведения; отсутствие согласий между сторонами.
Конфликт – непродуктивное проявление межличностных отношений, а потому они не желательны.
Типы конфликт:
Межличностный, между личностью и группой, межгрупповой, внутри-личностный.
Профессиональные конфликты:
-Между управляющим персоналом и подчиненными по поводу способов управления и выполнения профессиональных обязанностей.
-внутри персонала(из-за принятия новых членов, распределение работ, зарплаты)
-внутри управленческого персонала при определении цели, способа, направления деятельности
- смешанный (охватывает всю структуру)
Причины конфликта:
Хрящева: ограниченность ресурсов, взаимозависимость заданий, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения и жизненном опыте, неудовлетворительные коммуникации.
Линкольн: поведенческие (неуместность, грубость, эгоистичность), факторы отношений (степень удовлетворения между сторонами от взаимодействия – добровольность, принужденность, зависимость, независимость, вклад каждой стороны в отношения), ценностные факторы (принципы, следование которым для нас значимо; степень терпимости к др. цен.), структурные факторы (относительно стабильные обстоятельства, кот трудно, невозможно изменить – закон, возраст, линии подотчетности, доходы)
|
Способы ликвидации и профилактики проф. Конфликтов
Управление конфликтами: предотвращение конфликта(профилактика) и управление конфликтом(использование результатов)
Предотвращение:
1.блокирование конфликтных источников)разъяснение задач и требований к деятельности каждого сотрудника); должны быть определены конкретные показатели выполнения работ, сроки отчетности.
2.Использование координационных механизмов, установление иерархий полномочий и цепи отдачи команд, получение обратной связи
3.Постановка комплексных целей (объединение отделов одного управления с помощью одной цепи)
4.Установление системы награждений
5.Устранение предмета или источника конфликта
6.Смена руководителя или изменение стиля руководства; внимательное выслушивание, стремление установить и поддерживать контакт с подчиненными, получение обратной связи при обсуждении межличностных отношений
7.Уважительное отношение к коллегам, подчиненным, доброжелательность, терпимость, самоконтроль
8.Отвлечение, переключение внимания в случае повышенной эмоциональности
9.Уменьшение соц. Дистанции
4 правила регуляции конфликта:
1.Признание наличия конфликтной ситуации
2.Принятие сторонами факта противостояния и наличие разногласий
3. Четкое представление о содержании несовместимых интересов
4.Подготовка сторон к принятию определенных общих правил и норм поведения
Способ ликвидации конфликта – переговоры; необходимо знать:
|
Участников Конфликта и кто поддерживает каждую из сторон;
Что лежит в основе конфликта;
Знать на какой стадии находится конфликт и его историю;
Знать предпринимались ли попытки урегулирования конфликта.
После предварительной оценки делается вывод о возможности или невозможности урегулировании конфликта. Переговоры не ведутся если одна стороны уверена в своей победе, а также если одна из сторон является неправомочной в ведении переговоров.
Стадии переговоров:
1.Подготовительная (арбитры встречаются с каждой из сторон чтобы оценить степень конфликта, готовы ли участники в проведению переговоров)
2.Ведение переговоров
Поочередное слушание каждой из стороны, вычленение интересов, проблем, предложений
Раздельное слушание сторон
Расчленение проблем на составляющие части
Подвести участников переговоров к консенсусу, выслушать альтернативные решения
Работа с эмоциональной стороной конфликта
Поиск подходов к общему согласию, формулирование предложения; выработка уступок.
3.Завершение переговоров(выработка соглашения, принятие мер по предотвращению постконфликтной ситуации)