Обучение военнослужащих требованиям безопасности составляет основу их подготовки к выполнению требований безопасности в ходе выполнения мероприятий боевой подготовки в соединениях, воинских частях и подразделениях. Оно проводится на всех этапах прохождения военной службы в целях формирования необходимых знаний и навыков у каждого военнослужащего к безопасному выполнению задач, ответственного и сознательного отношения к выполнению установленных требований безопасности в процессе боевой подготовки.
Обучение военнослужащих требованиям безопасности осуществляется посредством проведения занятий, а также осуществления проверок их теоретических знаний и практических навыков по требованиям безопасности.
Обучение военнослужащих требованиям безопасности организуется в системе боевой подготовки. На занятиях по боевой подготовке при изучении каждой из учебных дисциплин до военнослужащих заблаговременно доводятся требования безопасности, обеспечивается проверка их усвоения путем сдачи зачетов и выполнения в ходе боевой подготовки.
Также, обучение военнослужащих требованиям безопасности обеспечивается посредством проведения периодических специальных занятий. К таким занятиям относятся: комплексные практические занятия в масштабе воинской части по обеспечению безопасности военной службы в повседневной деятельности – перед началом каждого периода обучения и аналогичные занятия в подразделениях – перед проведением занятий (тренировок) с выходом на полигоны, учений и других мероприятий, связанных с передвижением войск (сил). Специальные занятия по обучению военнослужащих требованиям безопасности могут проводиться по решению старшего командира (начальника) и в других случаях.
|
О проведении занятия, в том числе специального, руководителем делается соответствующая запись в журнале боевой подготовки (журнале учёта учебных занятий). Ведомости проведенных занятий хранятся в штабе соединения (воинской части) в течение года.
Инструктажи по требованиям безопасности являются неотъемлемой частью подготовки военнослужащих к выполнению требований безопасности в ходе боевой подготовки, проводятся систематически на всех этапах прохождения ими военной службы.
Целью инструктажа является разъяснение (конкретизация) требований безопасности для личного состава перед проведением занятий или других мероприятий боевой подготовки.
Инструктаж в зависимости от характера, цели, места и времени проведения подразделяют на вводный, первичный, внеплановый и целевой.
Вводный инструктаж проводится должностным лицом управления воинской части, назначенным приказом командира воинской части:
с каждым военнослужащим – по прибытию в воинскую часть для дальнейшего прохождения военной службы;
с прикомандированными военнослужащими – по прибытию их в воинскую часть.
О проведении вводного инструктажа делается запись в журнале учёта инструктажа по требованиям безопасности в воинской части, который ведется в штабе воинской части.
Первичный инструктаж проводится командиром взвода (группы) и им равным непосредственно на месте исполнения должностных обязанностей индивидуально с каждым военнослужащим, прибывшим для прохождения военной службы, а также с группами вновь прибывших военнослужащих при выполнении ими одинаковых задач (обслуживание однотипного оборудования, машин, механизмов) с практическим показом безопасных приемов и способов выполнения обязанностей.
|
Все военнослужащие после проведения первичного инструктажа на месте исполнения должностных обязанностей в течение недели проходят стажировку под руководством должностного лица воинской части, назначенного приказом командира воинской части. Указанная стажировка является дополнительным видом подготовки военнослужащего к первичной проверке.
Об итогах прохождения стажировки военнослужащим на месте исполнения должностных обязанностей в подразделении (службе) делается запись в журнале учёта инструктажа по требованиям безопасности.
Внеплановый инструктаж проводится со всеми категориями военнослужащих:
при утверждении новых инструкций по требованиям безопасности, замене оборудования, изменении технологии выполнения операций;
при поступлении обзоров о происшествиях, выявлении нарушений требований безопасности, которые приводят (привели) к получению увечий (ранений, травм, контузий) военнослужащих;
при перерывах свыше двух месяцев в выполнении военнослужащим должностных обязанностей, а с военнослужащими, постоянно выполняющими работы с повышенной опасностью, – перерывах свыше одного месяца, а также по указаниям старших командиров воинских частей, решению командира воинской части.
Целевой инструктаж проводится перед выполнением всех видов занятий, работ и задач повседневной деятельности.
|
Целевой инструктаж проводят:
с личным составом караулов по сопровождению воинских грузов – начальник штаба воинской части, при отсутствии этой штатной должности – должностное лицо воинской части, назначенное соответствующим приказом командира воинской части;
с военнослужащими, убывающими в командировку, – должностное лицо управления воинской части, специально назначенное приказом командира воинской части;
перед проведением всех видов занятий, выполнением работ и задач повседневной деятельности – командир подразделения.
Все инструктажи на месте исполнения обязанностей завершаются проверкой. Знания проверяет должностное лицо, проводившее инструктаж.
Военнослужащие, показавшие неудовлетворительные знания и навыки, к самостоятельной работе не допускаются.
Срок хранения журналов учёта инструктажа – пять лет с даты внесения последней записи.
Подготовка военнослужащих к выполнению требований безопасности является неотъемлемой частью профессиональной подготовки военнослужащих и заключается в обеспечении такого уровня профессиональной подготовки каждого военнослужащего, который исключает (уменьшает) негативное воздействие опасных факторов военной службы и на этой основе позволяет предупредить гибель (смерть) военнослужащих, получение ими увечий (ранений, травм, контузий).
Подготовка военнослужащих к выполнению требований безопасности осуществляется посредством проведения занятий, а также проверок теоретических знаний и практических навыков.
Командир воинской части, а в её подразделении – командир подразделения отвечает за состояние подготовки военнослужащих к выполнению требований безопасности. Проведение мероприятий контролирует начальник штаба воинской части.
Обучение военнослужащих требованиям безопасности в повседневной деятельности войск (сил) в воинской части организуется в системе боевой и профессионально-должностной (должностной) подготовки. На занятиях по боевой подготовке при изучении каждой из учебных дисциплин до военнослужащих заблаговременно доводятся требования безопасности, обеспечивается проверка их усвоения и выполнения в ходе занятия.
В программу профессионально-должностной подготовки офицеров, военнослужащих по контракту, проходящих военную службу на должностях сержантов (старшин), а также сержантов (старшин) воинских частей, ежегодно включается изучение отдельного предмета «Обеспечение безопасности военной службы».
Наряду с вышеуказанными занятиями обучение военнослужащих требованиям безопасности в повседневной деятельности войск (сил) обеспечивается посредством периодического проведения специальных занятий. К таким занятиям относятся:
комплексные практические занятия в масштабе воинской части по обеспечению безопасности военнослужащих в повседневной деятельности войск (сил) – перед началом каждого периода обучения согласно примерной методике проведения комплексного практического занятия по обеспечению безопасности военнослужащих в условиях повседневной деятельности войск (сил);
месячники безопасности военной службы;
специальные занятия при проведении парково-хозяйственных дней, перед проведением учений, стрельб, полевых выходов, смотров вооружения, военной и специальной техники, перед выполнением технологических работ на вооружении, военной и специальной технике, при подготовке личного состава к несению службы в карауле.
О проведении занятия, в том числе специального, руководителем занятия делается соответствующая запись в журнале учёта боевой подготовки.
Важным элементом обучения военнослужащих требованиям безопасности является проверка их теоретических знаний и практических навыков по требованиям безопасности, которая проводится в форме зачета без оценки. Если проверяемый не получил зачет, то повторная проверка назначается не позднее одного месяца со дня предыдущей проверки. До сдачи зачета военнослужащий к самостоятельной работе не допускается.
В настоящей Программе применяются следующие сокращения: ВТО – высокоточное оружие, ВТО БД – высокоточное оружие большой дальности, АХОВ – аварийные химически опасные вещества; В – вождение; ВВТ – вооружение и военная техника; ГПЗ – головная походная застава; ЗИП – запасные инструменты и принадлежности; И – инженерная подготовка; ИрВФ – иррегулярные вооруженные формирования; КПП – контрольно-пропускной пункт; КНП – командно-наблюдательный пункт; ВМП – военно-медицинская подготовка; МГП – международное гуманитарное право; Н – норматив; НП – наблюдательный пункт; О – огневая подготовка; ОГП – общественно-государственная подготовка; ОМП – оружие массового поражения; ОП – огневая позиция; ПТОР – пункт технического обслуживания и ремонта; Р – разведывательная подготовка; РХБЗ – радиационная, химическая и биологическая защита; Св – подготовка по связи; СиУО – стрельба и управления огнем; УРУ – управление ракетными ударами, СЯН – средств ядерного нападения; Т – тактическая подготовка; ТВД – театр военных действий; Тех – техническая подготовка; Топ – военная топография; УМБГр – упражнение по метанию боевых гранат; УТС – учебно – тренировочные средства; ФП – физическая подготовка.
IV. ПОДГОТОВКА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
ОБЩИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ ПО ПРЕДМЕТАМ ОБУЧЕНИ
НА УЧЕБНЫЙ ГОД
№№ п/п | Предмет обучения и мероприятия | Количество часов | |
Для всех специальностей (кроме механиков-водителей (водителей)) | Механики-водители, водители | ||
Тактическая подготовка | |||
Подготовка по СиУО | - | ||
Специальная подготовка | - | ||
Техническая подготовка | |||
Огневая подготовка | |||
Вождение | |||
Разведывательная подготовка | |||
Подготовка по связи | |||
Инженерная подготовка | |||
РХБ защита | |||
Общевоинские уставы | |||
Общественно-государственная подготовка | |||
Строевая подготовка | |||
Физическая подготовка | |||
Военная топография | |||
Военно-медицинская подготовка | |||
Противопожарная подготовка | (12) | (12) | |
Экологическая подготовка | (6) | (6) | |
Комплексное занятие по безопасности военной службы | (12) | (12) | |
Итого |
П р и м е ч а н и я:
1. Занятия по противопожарной, экологической подготовке и комплексное занятие по безопасности военной службы (часы для проведения которых указаны в скобках), проводятся во время проведения занятий по основным предметам обучения на отдельно подготовленных учебных местах, в ходе проведения комплексного занятия по безопасности военной службы и в общий расчет часов не входят.
2. Занятия по общественно-государственной подготовке проводятся по тематическим планам Главного управления по работе с личным составом ВС РФ, при нахождении подразделений в ППД проводится: для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту 2 часа в неделю, для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву 2 часа 2 раза в неделю; в ходе полевых выходов (выходов на полигон), тактических учений – не менее 1 часа в неделю и в общий расчет часов не входит.
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Задачи обучения:
у г л у б и т ь з н а н и я основ общевойскового боя и положений Боевого устава по подготовке и ведению общевойскового боя; приемов и способов выполнения поставленных задач самостоятельно и в составе подразделения;
д о б и т ь с я устойчивых навыков в: действиях при приведении в высшие степени боевой готовности; выполнении боевых задач, (задач по предназначению) в сложной и резкоменяющейся обстановке, на различной местности, днем и ночью, во взаимодействии с подразделениями других видов, родов войск, специальных войск, а также подразделений войск, воинских формирований и органов других войск Российской Федерации, в условиях применения как обычного (прежде всего высокоточного), так и ядерного оружия; эффективном применении оружия, вооружения и военной техники; выполнении должностных обязанностей военнослужащими в боевой обстановке;
с о в е р ш е н с т в о в а т ь н а в ы к и и у м е н и я командиров в организации выполнения поставленных задач и их всестороннего обеспечения, а также в непрерывном управлении подразделением и огнем в бою;
ф о р м и р о в а т ь у личного состава высокие психологические и боевые качества.
Методические указания
Тактическая подготовка является основой полевой выучки войск. При ее проведении наиболее полно обеспечивается комплексное обучение личного состава и подразделений умелым и слаженным действиям на поле боя. Обучение должно проводиться в условиях максимально приближенных к боевой обстановке и характеру театра военных действий, с использованием боевой техники и применения лазерных имитаторов стрельбы и поражения, где оттачивается боевое мастерство и вырабатываются морально-психологическая устойчивость, физическая закалка и выносливость.
Занятия по тактической подготовке проводятся в классах, на макетах местности, объектах полевой и приказарменной учебной материально-технической базы, в различное время суток (днем, ночью, на рассвете, в сумерки), в любых погодных условиях.
В основу тактической подготовки военнослужащих следует положить выработку умений обнаруживать противника и уничтожать его огнем, действовать самостоятельно, в составе боевой группы (экипажа, расчета) и подразделения во всех видах боевых действий.
В ходе тактической подготовки осуществляется отработка действий по тревоге, совершенствование одиночной подготовки и слаживание подразделений.
Отработка действий по тревоге проводится в течение недели по решению командующего войсками военного округа два раза в год.
Подготовка и слаживание подразделений предполагает тренировки по управлению штатными, приданными и поддерживающими подразделениями, и их огнем, взаимодействие с подразделениями видов и родов войск, а также воинскими формированиями и органами других войск Российской Федерации.
Основными формами обучения по тактической подготовке являются:
при совершенствовании одиночной подготовки: тактико-строевые занятия и самостоятельная подготовка;
при подготовке и слаживании подразделений:
расчетов (отделений) и взводов – тактические (тактико-строевые) занятия;
батарей и дивизионов – тактические учения (с боевой стрельбой и без боевой стрельбы), а для подразделений артиллерийской разведки (управления) - тактико-специальные учения.
Т а к т и к о – с т р о е в ы е з а н я т и я являются первой и необходимой ступенью слаживания подразделений.
Основным методом обучения на тактико-строевых занятиях является упражнение (тренировка) в выполнении приемов и способов действий в ходе отработки тактических нормативов.
На тактико-строевых занятиях отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий военнослужащих и подразделений при выполнении поставленных задач. При этом каждый прием и способ действий сначала отрабатывается по элементам в медленном темпе, а затем в целом. Недостаточно усвоенные элементы приема и прием в целом должны повторяться до тех пор, пока обучаемые не научатся выполнять их правильно, согласованно и в установленное нормативом время.
Тактическая обстановка на занятии создается для отработки каждого учебного вопроса (норматива) отдельно и не связывается единым замыслом.
В ходе занятий офицеры и сержанты совершенствуют свои навыки в управлении подчиненными подразделениями путем отдачи коротких распоряжений, команд и сигналов, а также определяют уровень и качество подготовки военнослужащих и подразделений.
Недостатки, выявленные при совершенствовании одиночной подготовки, устраняются на начальном этапе подготовки отделений, а выявленные при подготовке отделений – на начальном этапе подготовки взводов и т.д.
Для отработки вопросов организации боевых действий и взаимодействия с общевойсковыми подразделениями и другими поддерживающими подразделениями (зенитными, инженерными, РХБ защиты, РЭБ и др.), а также соседями и формированиями других войск (сил).
Часть занятий, определенных настоящей Программой, проводится как совместные тактико-строевые занятия батареи (роты) (дивизиона) со средствами усиления ("пеший по - машинному" или на материальной части). Первые такие занятия планируются как показные под руководством командира воинской части.
Организуют и проводят тактико-строевые занятия с подразделениями непосредственные командиры. В том случае, когда на ротные или батальонные тактико-строевые занятия привлекаются подразделения родов войск, а также когда они проводятся как контрольные, руководителями являются, соответственно, командир батальона или командир бригады (полка).
При проведении тактико-строевых занятий изыскиваются новые методы управления подразделениями, огневыми средствами и личным составом, способы и приемы выполнения боевых задач, огневого поражения противника (поражения его огнем), управления штатными и приданными подразделениями, а также практически выполняются мероприятия по обману противника.
Продолжительность тактико-строевых занятий устанавливается руководителем занятия, исходя из поставленных целей, и может составлять 2-4 часа.
Т а к т и ч е с к и е з а н я т и я - основная форма слаживания отделения (экипажа, расчета) и взвода. В ходе тактических занятий командиры отделений и взводов не только получают практику в управлении подчиненными подразделениями, но и совершенствуют свои умения в организации боя. Поэтому в содержание тактических занятий включаются такие вопросы, как принятие решения, проведение рекогносцировки, постановка боевых задач подчиненным, организация взаимодействия и всестороннего обеспечения, а также вопросы психологического воспитания.
Основным методом обучения на тактических занятиях является практическая работа обучаемых по выполнению своих должностных обязанностей в условиях, приближенных к боевой действительности. На тактических занятиях отделения и взводы обучаются на боевых машинах учебно-боевой группы. На них все учебные вопросы отрабатываются в строгой последовательности на фоне единой тактической обстановки с обозначенным противником. Каждое занятие на технике используется для совершенствования маршевой подготовки подразделений.
Тактические занятия организует и проводит с отделением командир взвода, со взводом – командир батареи (роты). Продолжительность тактических занятий с отделением – 3-4 часа, со взводом – 6-8 часов. При проведении тактических занятий ночью отрабатываются вопросы перехода от дневных действий к ночным и наоборот.
Местом проведения тактических занятий может быть тактическое учебное поле или участок местности, обеспечивающий отработку намеченных учебных вопросов с использованием мишенного оборудования ротного тактического комплекта или с применением лазерных имитаторов стрельбы и поражения (ЛИСП).
Занятия, непосредственно предшествующие боевой стрельбе и проведению тактических учений, проводятся как контрольные с привлечением подразделений усиления, которые будут участвовать в этих мероприятиях.
Т а к т и ч е с к и е у ч е н и я являются наиболее эффективным средством достижения высокой полевой выучки воинских частей и подразделений, важнейшим элементом повышения боевой готовности войск, позволяющим качественно готовить их к ведению современного общевойскового боя.
Тактические учения проводятся двусторонними или односторонними (с обязательным обозначением противника). Большая часть времени на них должна отводиться динамике боевых действий, в том числе не менее 30% ночью.
На тактические учения подразделения выводятся в полном составе со штатным вооружением и военной техникой, обеспечивающим качественную отработку учебных вопросов, и обязательно со средствами усиления.
Основным методом обучения на тактических учениях является практическая работа обучаемых по выполнению своих функциональных обязанностей в тактической обстановке по учению.
В ходе тактических учений командиры подразделений учатся сами и одновременно обучают подчиненных; подразделения готовятся к ведению боевых действий в условиях применения как обычного оружия, так и оружия массового поражения, средств радиоподавления; совершенствуют и отрабатывают новые способы разгрома противника, обучаются умелому использованию вооружения и военной техники на поле боя. Подразделения практически выполняют мероприятия всестороннего обеспечения: осуществляют инженерное оборудование позиций, окопов с укрытиями и площадками для стрельбы, маскировку, устройство заграждений, проделывание проходов в минновзрывных заграждениях противника, мероприятия по РХБ защите и другие мероприятия с учетом складывающейся обстановки. В течение учебного года с каждой батареей в полном объеме отрабатывается инженерное оборудование открытой огневой позиции, а с каждым дивизионом – закрытой огневой позиции батареи; подразделения обучаются постановке аэрозольных завес.
На каждом учении создаются условия для реального ведения разведки и управления огнем штатных и приданных подразделений. Совместно с авиацией отрабатываются вопросы опознавания, взаимодействия, целеуказания и наведения, а также обеспечивается выполнение требований безопасности, предотвращающих взаимное поражение.
Тактические учения проводятся по комплексным темам, предусматривающим отработку боевых задач в нескольких видах боевых действий.
Темы батарейных тактических учений и выделяемые средства усиления определяются командиром части, дивизионных - командиром соединения. Их содержание должно отвечать боевому предназначению части и обеспечивать повышение полевой выучки подразделений и их боевой готовности.
При проведении учений изучаются (отрабатываются) новые методы организации боя, способы и приемы тактических действий, огневого поражения противника, управления штатными и приданными подразделениями, а также практически выполняются мероприятия по обману противника.
Количество и продолжительность тактических учений определяются Организационно-методическими указаниями по подготовке Сухопутных войск и Наставлением по организации и проведению общевойсковых тактических учений, Курсом подготовки артиллерии.
Руководителями тактических учений с артиллерийскими подразделениями являются:
к о м а н д и р б а т а л ь о н а – с минометной (артиллерийской) батареей и противотанковым взводом;
к о м а н д и р д и в и з и о н а – с батареей;
н а ч а л ь н и к а р т и л л е р и и б р и г а д ы (д и в и з и и) – с дивизионом (батареей);
к о м а н д и р б р и г а д ы (п о л к а, д и в и з и и) – с дивизионом (артиллерийским полком);
к о м а н д у ю щ и й о б ъ е д и н е н и е м (заместитель командующего объединения) - с артиллерйской бригадой.
Основными методами при проведении занятий являются: рассказ, устное изложение учебного материала (объяснение), обсуждение изучаемого материала (беседа), показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая работа.
У с т н о е и з л о ж е н и е у ч е б н о г о м а т е р и а л а (о б ъ я с н е н и е) применяется для раскрытия положений Боевого устава, наставлений, методических рекомендаций, другого материала, его обоснования, анализа решений и действий обучаемых. Устное изложение учебного материала заключается в изложении учебного материала с доказательствами положений и рассуждениями руководителя, с его ответами на вопросы и сочетается с демонстрацией образцов оружия, вооружения и военной техники, сооружений, наглядных пособий, показом учебных диа-, видео-, кинофильмов и применением компьютерных программ. Объяснение может предшествовать упражнению или показу, применяться в ходе и после упражнения и практической работы (на разборах занятий).
При объяснении положений Боевого устава, содержания боевых задач и способов их выполнения, а также других вопросов, выносимых на занятия, руководитель может применять макет местности. Для этого он заранее подготавливает соответствующую обстановку, где условными знаками и макетами обозначает положение противника, места его огневых средств, заграждений и сооружений, положение и боевые задачи своего подразделения. Затем, объявив тему, учебные цели и вопросы, он располагает обучаемых вокруг макета местности и приступает к изложению материала. Путем перестановки условных знаков и макетов руководитель рассказывает и показывает в целом и по элементам возможные действия противника и целесообразные действия обучаемых.
О б с у ж д е н и е и з у ч а е м о г о м а т е р и а л а (б е с е д а) заключается в обсуждении обучаемыми поставленных руководителем вопросов с последующим подведением итогов по каждому и по теме занятия в целом.
П о к а з (д е м о н с т р а ц и я) применяется для формирования у обучаемых правильных и единых представлений о содержании изучаемых положений, выполнении того или другого приема. Он заключается в образцовом выполнении действий (приема) самим руководителем или в демонстрации кинофильмов и средств, отображающих наглядность изучаемого действия (приема). Показу обычно сопутствует краткое объяснение.
У п р а ж н е н и е (т р е н и р о в к а) – многократное повторение обучаемыми приемов и действий с постепенным усложнением условий в целях выработки навыков. Упражнение служит для того, чтобы научить обучаемых применять знания на практике и является основным методом овладения воинским мастерством. Разновидностью упражнения является тренировка. На тренировке создаются более сложные условия, чем при выполнении упражнения, чтобы совершенствовать уже имеющиеся умения и вырабатывать навыки. Упражнение (тренировка) применяется в ходе тактико-строевых занятий и во время самостоятельной подготовки.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а заключается в выполнении обучаемыми своих функциональных обязанностей в сложной тактической обстановке самостоятельно и в составе подразделения. Практическая работа служит для дальнейшего совершенствования знаний, навыков и умений, морально-психологических и боевых качеств обучаемых. К ней следует приступать тогда, когда обучаемые получат минимум необходимых знаний, умений и навыков на предшествующих занятиях.
С а м о с т о я т е л ь н а я п о д г о т о в к а предназначается для изучения учебного материала (Боевого устава, наставлений, руководств и других руководящих документов), просмотра учебных кинофильмов, освоения приемов и действий в целях расширения, углубления и закрепления знаний, умений и навыков обучаемых, а также подготовки к предстоящим занятиям.
При отработке вопросов темы 3 «Перевозка войск железнодорожным, водным, воздушным транспортом» по тактике для всех подразделений проводятся занятия по погрузке на все виды транспорта (железнодорожные платформы, водный, воздушный транспорт), осуществляющего перевозку (переброску) личного состава к местам выполнения боевых задач (задач по предназначению).
В этих целях в каждом соединении (отдельной воинской части до дивизиона включительно) оборудуются соответствующие учебные места.
Занятия по отработке действий подразделений в населенном пункте, в горах, в лесу, пустыне, в северных районах и зимой должны готовиться и проводиться применительно к настоящей Программе с учетом особенностей ведения боевых действий в этих условиях, изложенных в Боевом уставе Сухопутных войск, и опыта участия частей и подразделений в вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях.