Место модуля-дисциплины в освоении ООП




Дисциплина цикла Б 1 (ГСЭ), базовое ядро.

Требования к результатам освоения модуля-дисциплины. В результате освоения модуля-дисциплины студент должен

Знать:

· основные проблемы, направления, теории и методы философии, ключевые философские позиции по актуальным проблемам общественного развития.

Уметь:

· применять философские методы для оценки и анализа различных социальных явлений и процессов; формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным мировоззренческим проблемам, противостоять попыткам манипуляции личностью.

Владеть:

· навыками анализа и понимания философских текстов, категориального анализа, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и аргументированного изложения собственной точки зрения.

Демонстрировать:

· способность и готовность к духовному совершенствованию и самообразованию, к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

Краткое дидактическое описание модуля-дисциплины

· Базовый курс «Философия» предполагает знакомство студентов с актуальными проблемами развития философского знания, соединяет классические и современные концепции.

· В систематической форме дается представление о фундаментальной проблематике философии как особого культурного образования, как формы теоретического осмысления бытия человека в мире. Демонстрируется взаимосвязь философии с другими сферами человеческой деятельности, раскрываются мировоззренческие и методологические функции философии в современном обществе. Формируются основы культуры мышления студента.

· Последовательно раскрывается антропологическая составляющая философского знания. Актуализируются проблемы формирования индивидуальности и личности будущего специалиста, значимость этических проблем. Обсуждаются тенденции развития техногенной цивилизации, философские проблемы науки и техники, антропологические практики повседневности. Уделяется внимание традициям русской философии и проблемам исторического самосознания России.

Трудоемкость модуля-дисциплины 108/144 час. (3/4 з.ед.).

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ-ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Разделы и темы модуля-дисциплины, их содержание

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Содержание тем в дидактических единицах
  Раздел I. Философия, ее предмет и место в культуре Философия и культура. Мир человека как мир культуры. Мировоззрение и философия: потребность самоопределения человека в мире. Повседневное существование как исток философских проблем. Влияние обыденного опыта, ценностно-практических и теоретических установок на формирование философии. Философия как «фундаментальное событие в человеческом бытии» (М. Хайдеггер). Бытие-человека-в-мире как предмет философии. Познавательное, практическое, ценностное отношение человека к миру. Рефлексия – способ исследования предельных оснований бытия-человека-в-мире. Структура философского знания. Универсальность философии, система ее функций. Философия как «живая душа культуры» (К. Маркс). Мифология, религия, философия. Философия и наука. Историческое изменение предмета философии: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. Многообразие философских позиций. Место философии в современном мире.
  Раздел II. Основные этапы развития философии  
  Тема 1. Античная философия: космологизм Генезис философии: путь от мифа к логосу. Соотношение мифо-религиозного и рационально-теоретического освоения мира. Особенности древнеиндийской и древнекитайской философии. Космологизм античного мировоззрения и формирование основ европейского типа рациональности. Философия как сфера умопостигаемого, противоположность знания и мнения. Поиск единого основания сущего в ранней греческой философии: проблема субстанции. Логос Гераклита. Учение Парменида о сверхчувственном и умопостигаемом бытии. Греческая философия классического периода: поворот к человеку. Сократ: требование рефлексии (диалектика как искусство исследования понятий с целью достижения истины), понятийное знание - основа морали. Открытие идеальной реальности в философии Платона; идея как образец, причина и цель вещи. «Идея» Платона и «форма» Аристотеля. Аристотель: философия как система наук. Учение о четырех причинах как модель бытия и образец научного объяснения. Диалектика формы и материи. Разработка категориального языка европейской философии и науки.
  Тема 2. Философия европейского Средневековья: теоцентризм Теоцентризм средневекового миросозерцания. Поворот от космоса и логоса к трансцендентному Богу и сверхразумной вере. Философия как рациональное обоснование истин христианской веры. Проблема соотношения веры и разума, христианской доктрины и античной философии. Существование философии в форме истолкования текстов Священного писания. Философия Августина – образец латинской патристики. Августин и неоплатонизм. Принцип достоверности самопознания. «Верую, чтобы понимать». Догмат творения как основа средневековой онтологии. Дуализм Бога и мира, проблема происхождения зла, теодицея. Бог и человек. Творение по «образу и подобию Божьему», грехопадение и пути спасения – основа христианской этики и философии истории. Сакральный характер исторического бытия. Град земной и град небесный. Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики. Переориентация средневековой философии на Аристотеля, тенденция к согласованию разума и веры. Космологические доказательства бытия Бога. Спор об универсалиях и свободе воли в философии XIII – XIV вв.: реализм и номинализм.
  Тема 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени: антропоцентризм Феномен Возрождения: всемирно-историческая переориентация культуры. Антропоцентризм и открытие уникальной индивидуальности. Синтез традиций античной и христианской духовности в светском мировоззрении. Понятие humanitas и проблема достоинства человека. Пико делла Мирандола и его речь «О достоинстве человека». Культ творца и художника, эстетический характер философствования. Пантеизм натурфилософии Возрождения и начало формирования новоевропейской картины мира. Идея бесконечности и принцип совпадения противоположностей в философии Н. Кузанского. Политическая философия Н. Макиавелли. Научная революция XVII в. и новый образ науки. Деизм как принцип философии Нового времени. Ф. Бэкон: проблема рационального господства человека над природой. «Знание – сила». «Картезианская революция» в философии: «Мыслю, следовательно, существую». Самосознание как предельное основание классической новоевропейской философии. Метафизика субъективности. Проект новой рациональной культуры. Проблема метода научного познания, обоснования достоверности знаний: эмпиризм и рационализм. Дуализм духа и материи, свободы и природы в философии Р. Декарта. Философия Просвещения: коллизия эгоистического индивида и человека как носителя разума и права. Д. Локк: идея неотчуждаемых прав человека. Естественное право и общественный договор. Разработка концепции правового государства. Идея общественного прогресса.
  Тема 4. Немецкая классическая философия. Философия К. Маркса Идея деятельной социально-исторической сущности человека в философских системах немецкого классического идеализма. Трансцендентальная философия И. Канта: проблема возможности и границ научного познания. Разграничение сфер науки и метафизики; знание и нравственность. Проблема специфики нравственного поступка и обоснования свободы личности. Автономия доброй воли: категорический императив. Человек как гражданин двух миров. Свобода, Бог и бессмертие души – постулаты практического разума. Принцип тождества мышления и бытия в философии Г. В. Ф. Гегеля. Абсолютная идея как субстанция-субъект. Философская система Гегеля как изображение «исторического процесса человека». Диалектический метод мышления: абстрактное и конкретное, истина как тотальность. Гегель о человеке, обществе, истории. Свобода как субстанция духа. Труд и борьба за признание – путь к самосознанию человека. История как прогресс в сознании свободы. Разрушение трансценденции в философии Гегеля. Замкнутый характер системы мирового разума. Разложение гегелевской философии. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Религия как отчуждение родовой сущности человека. «Философия будущего»: от философии абсолюта к философии человека; гуманистическая этика. Философия К. Маркса. «Ранний» Маркс: идея критической социальной теории. Философия практики: предметно-деятельная сущность человека. Отчужденный труд и дегуманизация человека. Коммунизм: устранение отчуждения, универсальный человек. Материалистическое понимание истории. Сущность человека как совокупность всех общественных отношений. Общество как система. Общественно-экономическая формация – единица теоретического анализа общества. Концепция сознания в работах Маркса: исследование превращенных форм. «Тайна» идеологии и товарного фетишизма. Исторические судьбы философии марксизма. Версии марксизма в западной философии XX века.
  Тема 5. Современная западная философия Две эпохи в развитии новоевропейской философии: классика и современность. Кризис европейской цивилизации и гуманизма, трансформация основных философских проблем, смена ценностей и мировоззренческих ориентиров. Философия Ф. Ницше: «духовный порог» XX века. «Смерть Бога», европейский нигилизм. «Переоценка всех ценностей». Ницше и христианство. Жизнь и воля к власти. Вечное возвращение и сверхчеловек. Феноменология Э. Гуссерля. Феноменологическая концепция сознания. Кризис европейской рациональности и «жизненный мир» человека. Феноменология в философии XX в. «Духовная ситуация времени» и экзистенциализм. Экзистенция и мир объективации, экзистенция и трансценденция. Проблема свободы. Христианский и «атеистический» экзистенциализм. Онтологический проект М. Хайдеггера. З. Фрейд: психоаналитическое истолкование природы человека, возможностей и целей человеческого бытия. Сознание и бессознательное. Конфликтность человеческого существования. Освобождающий смысл психоанализа как этико-терапевтической доктрины. Аналитическая философия: неклассический рационализм. Критико-рефлексивный анализ языковых форм как задача философии. Проблемы и тенденции западной философии конца XX в. Философская герменевтика. Постмодернизм.
  Тема 6. Русская философская мысль XIX - XX вв. Традиции русской духовности и проблемы формирования русской философии. Русская философия и европейская философская традиция. Западники и славянофилы. Вопрос о судьбах мира и человека: тема спасения. Философия как «сверхнаучное интуитивное знание о мировоззрении» (С. Франк). Русская философия в поисках целостности. Философия всеединства Вл. Соловьева: пафос преодоления хаоса посредством Логоса. Проект философии как цельного знания: синтез веры, разума и нравственности. Онтологизм религиозной этики как особенность русского философствования. «Правда» - религиозно-нравственный принцип мироздания. Соборность русского духа: «Мы-философия». Религиозная этика коллективного человечества. Критика европейской цивилизации как воплощения рационализма и индивидуализма. Судьба России как «вечный» вопрос русской философии. «Серебряный век» русской культуры и философии, его деятели. От марксизма к идеализму и христианству. Философия всеединства в XX в. Русская экзистенциальная философия: от Ф.М. Достоевского к Л. Шестову и Н. Бердяеву. Трагическая судьба русской философии.
  Раздел III. Учение о бытии (онтология) Понятие онтологии, ее место в системе философского знания. Бытие как центральная категория онтологии. Бытие и сущее; бытие, небытие, ничто. Объективная и субъективная реальность. Проблема бытия в античной онтологии. Парменид об умопостигаемом характере бытия. Демокрит и Платон: бытие как материя и бытие как идея. Онтология Средневековья: бытие Бога и сотворенного мира. Гносеологический поворот в философии Нового времени и отказ от традиционной онтологии. Проблема бытия в философии марксизма. Общественное бытие. Бытийность сознания: объективные мыслительные формы. Онтологический поворот в философии XX в. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Проблема многообразия и единства мира. Монизм, дуализм и плюрализм в онтологии. Материя как объективная реальность, субстанция и субстрат в материалистической онтологии. Разум как субстанция в онтологии идеализма. Движение и развитие. Многообразие форм движения и структурные уровни материи. Пространство и время как проблемы онтологии. Законы и категории диалектики. Принцип детерминизма, его исторические формы.
  Раздел IV. Теория познания (гносеология)   Сознание как атрибут человека. Сознание и бытие, проблема идеального. Происхождение и природа сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание. Мышление и язык. Сознание и познание, познавательное отношение человека к миру. Познание как предмет философского анализа. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения. Скептицизм и агностицизм против гносеологического оптимизма в теории познания. Познание как деятельность, субъект и объект познания. Единство познания и предметной деятельности, практического и теоретического (познавательного) отношения человека к миру. Творческая природа познавательной деятельности. Формы познания: чувственные (ощущение, восприятие, представление) и сверхчувственные, теоретические (понятия, суждения, умозаключения). Знание и мнение, знание и вера. Проблема соответствия знаний действительности. Истина и заблуждение. Классическая концепция истины. Неклассические концепции истины. Поиски критерия истины (интеллектуальная интуиция, чувственная достоверность, логическая непротиворечивость, практика, верификация, фальсификация, интерсубъективность). Истина как процесс: диалектика абсолютного и относительного. Конкретность истины. Экзистенциальный характер истины. Проблема понимания. Своеобразие гуманитарного знания.
  Раздел V. Социальная философия   Предмет социальной философии. Сущность, специфика, основные школы социальной философии. Общественное бытие и общественное сознание. Специфика социальной связи, социальной закономерности. Социальность как форма общественных взаимодействий людей, как их со-бытие. Структура общества: экономическая, социальная, политическая сферы общественной жизни. Социальное время и социальное пространство как характеристики социального бытия. Структура общественного сознания. Социальная философия и философия истории: проблема логики и смысла истории. Линейная и циклическая концепции исторического процесса. Личность и общество как фундаментальная проблема социальной философии. Соотношение социального и индивидуального в различных философских концепциях (марксизм, психоанализ, экзистенциализм). Различие отношения Я и Другого в классической и неклассической философии. Повседневная жизнь как интерсубъективный мир. Повседневность как процесс формирования человека и общества, как «место образования смысла, открытия правил» (Б. Вальденфельс). Практики повседневности. Ценность повседневного.
  Раздел VI. Антропология и философия ценностей. Этика   Антропология как раздел философского знания. Проблема сущности человека и смысла его существования. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Человек, индивид, личность. Человеческая телесность как феномен культуры. Мужское и женское начала человека. Тело, душа, дух. Духовность и бездуховность. Жизнь, смерть и бессмертие в различных концепциях человека. Свобода как условие человеческого существования. Свобода воли и свобода выбора. Феномен отчуждения и самоотчуждения личности. Аксиология как раздел философского знания. Ценностное отношение человека к миру. Место ценностей в структуре мировоззрения. Тождество бытия и блага в классической философской традиции. Кантовское разграничение теоретического и практического разума как исток аксиологии. Специфика культурно-исторической реальности в неокантианстве. Науки о природе и науки о культуре. Трансцендентальная, психологическая, культурно-историческая, социологическая трактовки ценностей. Этика как раздел аксиологии. Мораль как отношение к миру с позиции должного. Мораль и нравственность. Этическое как одно из основных измерений человеческого существования. Основные категории этики. Рационализм и натурализм в этике. Иерархия ценностей в современном мире. Кризис классического гуманизма и поиск новых духовных ориентиров в ХХ-ХХI вв. Возвращение этического измерения в социальное познание и практику.
  Раздел VII. Философские проблемы науки и техники Наука и философия. Культурно-исторические типы рациональности. Наука как деятельность по получению нового знания. Специфика научного знания. Научная картина мира. Проблема развития научного знания, понятия научной парадигмы, научно-исследовательской программы и научной революции. Классификация наук. Естественно-научные, технические и социально-гуманитарные науки. Методология научно-познавательной деятельности. Уровни научной методологии: философский, общенаучный, дисциплинарный, частный. Наука как феномен культуры. Место и роль знаний и науки в традиционном и техногенном обществах. Социальные функции современной науки. Наука и жизненный мир человека. Ценностно-смысловые проблемы современной науки. Этика ученого. Техническое отношение человека к миру – объект философии техники. Понятия «техника» и «технология». Проблема смысла и сущности техники: естественное и искусственное. Техническая реальность, техническая деятельность. Инструментальный и целерациональный характер технического мироотношения. Два основных течения в философии техники – методологизм и антропологизм. Глобальные проблемы человечества и социально-гуманитарные последствия НТП. Отчужденный характер технического мирооотношения – основная проблема техногенного общества. Концепция технологического детерминизма. Технократия: социальная группа, стиль мышления и поведения, социально-политическая установка. Проблемы модернизации современного российского общества: социально-философская и гуманитарная экспертиза.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: