Методические рекомендации: познакомиться с целью работы школьного психолога, ее особенностями, видами.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
I. Деятельность учителя-предметника и классного руководителя.
Методические рекомендации: провести диагностику уровня педагогической культуры учителя-предметника и классного руководителя.
Уровень педагогической культуры характеризуется степенью сформированности ее компонентов: а) педагогических позиций;
б) профессиональных умений и опыта педагогического мышления;
в) профессиональных умений и опыта творческо-педагогической деятельности;
г) саморегуляции личности и культуры поведения педагога. Различают следующие уровни:
1. Высокий уровень педагогической культуры характеризует учителя, который обладает необходимыми для педагогической деятельности личностными качествами, осуществляя ее на профессиональном уровне, ведет творческий поиск решения педагогических задач, добивается высоких результатов в обучении и воспитании всех учащихся. Этот уровень может быть назван профессионально-творческим.
2. Средний уровень – учитель обладает необходимыми качествами, осуществляет педагогическую деятельность с опорой на профессиональные знания, но не ведет творческий поиск, имеет средние результаты обучения и воспитания. Этот уровень может быть назван профессионально-адаптивным.
3. Низкий уровень характеризует учителя, который не имеет множества профессионально-личностных качеств, осуществляет педагогическую деятельность без достаточной опоры на профессиональные знания и умения, не ведет творческий поиск, получает невысокие результаты в обучении и воспитании.
Для определения уровня педагогической культуры необходимо использовать диагностическую карту, в которой напротив каждой характеристики имеется несколько цифр, определяющих балл. При заполнении карты нужно обвести кружком соответствующий балл, исходя из следующих критериев:
5 – качество проявляется постоянно и зримо;
4 – качество проявляется в большинстве случаев;
3 – может проявляться и не проявляться;
2 – проявляется эпизодично;
1 – не проявляется совсем.
Карта диагностики уровня педагогической культуры
Свойства личности | Шкала оценок |
1. Профессионально-педагогическая направленность | |
1.Интерес к профессии учителя, потребность в работе с детьми. | 5 4 3 2 1 |
2. Убежденность в необходимости передавать детям социальный опыт. | 5 4 3 2 1 |
Отношение к ребенку как к главной ценности. | 5 4 3 2 1 |
4. Потребность в достижении воспитательных целей. | 5 4 3 2 1 |
5. Стремление быть эталоном человека культуры. | 5 4 3 2 1 |
6. Социальная активность, гражданственность. | 5 4 3 2 1 |
2. Интересы и духовные потребности | |
1.Познавательная активность. | 5 4 3 2 1 |
2.Разносторонность интересов и духовных потребностей. | 5 4 3 2 1 |
3.Потребность в красоте. | 5 4 3 2 1 |
4.Автономия внутреннего мира, цельность. | 5 4 3 2 1 |
3. Личностно-педагогическая саморегуляция | |
1. Самоконтроль, самодисциплина. | 5 4 3 2 1 |
2. Самокритичность. | 5 4 3 2 1 |
3. Самоограничение. | 5 4 3 2 1 |
4. Оптимизм, чувство юмора, хорошее настроение. | 5 4 3 2 1 |
5.Педагогический такт, выдержка, терпение. | 5 4 3 2 1 |
6.Культура поведения. | 5 4 3 2 1 |
4. Организационные умения | |
1. Умение организовать самого себя. | 5 4 3 2 1 |
2.умение организовать отдельные виды учебно-воспитательной работы. | 5 4 3 2 1 |
3.Умение организовать жизнедеятельность детей. | 5 4 3 2 1 |
4.Умение организовать работу с родителями. | 5 4 3 2 1 |
5.Умение координировать свою деятельность с деятельностью учителей-предметников, классных руководителей, администрации. | 5 4 3 2 1 |
5. Умение анализа и самоанализа. | |
1. Умение изучать коллектив и личность. | 5 4 3 2 1 |
2.Умение верно оценивать деятельность учащихся. | 5 4 3 2 1 |
3.умение выявлять эффективность воспитательных дел и мероприятий. | 5 4 3 2 1 |
4.Умение обучать учащихся анализу и самоанализу своей деятельности | 5 4 3 2 1 |
При обработке результатов необходимо по каждому разделу суммировать полученные балы и разделить на количество вопросов. полученный результат позволит определить уровень педагогической культуры.
1) 4 – 5 высокий уровень, на котором сформированы все компоненты и ярко выражена потребность в дальнейшем самосовершенствовании.
2) 2,5 – 4 – средний уровень,на котором заметны проявления одних компонентов педкультуры и недостаточная сформированность других.
1 – 2,5 – низкий уровень, на котором проявляется отсутствие отдельных компонентов педкультуры,а так же потребность в их формировании, в профессиональном самосовершенствовании.
II. Использование научно-исследовательских методов.