дидактическая классификация методов обучения И.Я.Лернера. | Характер читательской деятельности | |||
Объяснительно-иллюстративный | Чтение как речевая деятельность | Чтение как эстетическая деятельность | ||
методы | приёмы | методы | Приёмы | |
объяснительное | Вопросно-ответная беседа | Комментированное чтение | Рассказ учителя, демонстрация и анализ внетекстового материала. Установление ассоциативных связей с прочитанными ранее художественными произведениями. | |
Сознательное чтение | Беседа по системе вопросов | Экскурсия | Рассказ учителя или экскурсовода, беседа по материалу экскурсии, рассматривание и анализ экспонатов | |
Чтение рассматривание | Чтение и анализ книги и её элементов: сравнение выходных данных на обложке и титульном листе, соотнесение названия книги и иллюстраций, поиск произведений по оглавлению и т.д. | |||
Репродуктивный | Словотолковательное чтение | Вопросно-ответная беседа | Рассказ учителя | Сообщение новых сведений, необходимых для эстетического восприятия текста |
Рассказ учителя | Сообщение новых сведений, необходимых для понимания жизненной ситуации описанной в произведениях | Вводная беседа | Беседа актуализирующая жизненный опыт ребёнка, литературоведческие знания, необходимые для эстетического восприятия текста | |
Беседа | Беседа, актуализирующая лексический запас | |||
Работа с текстом | Выявление темы, основной мысли, составление плана Сокращение, дополнение, выделение фрагментов текста | |||
Пересказ | Пересказ по картинному или словесному плану. | |||
Подготовка сообщения | Отбор и группировка материала на заданную тему. Рассказ ученика. | |||
Эвристический | Воспитательное чтение | Эвристическая беседа морального характера на материале произведения | целостный анализ художественного текста | Подготовка к выразительному чтению, чтению по ролям. Стилистический анализ Композиционный анализ Эвристическая беседа, выявляющая характер персонажа. Рассказ о герое. Словесное рисование. Анализ иллюстрации. Сопоставительный анализ художественных произведений. |
Анализ и интерпретация художественного текста или его фрагмента | Решение типовых задач | |||
Акцентное вычитывание | Работа в позиции читателя, критика, автора, теоретика | |||
Исследовательс- кий | Метод проектов | Составление комментария Подготовка и проведение тематических книжных выставок. Составление словаря Создание книжки-малышки Подготовка классного литературно-художественного журнала (альманах) | ||
Творческое чтение | Творческая работа по следам прочитанных произведений: продолжение сюжета, переделка окончания, словесное и графическое рисование и т.д. | Эмоционально – образное проживание произв. | Передача эмоциональных переживаний с помощью цветовой шкалы | |
«разведка телом». Инсценирование. Выразительное чтение по книге наизусть. | ||||
Сравнение трактовок выразительного чтения. Чтения по ролям. Восприятие худ.чтения. | ||||
Интерпретации | Перевод литературного текста на язык другого искусства: составление видеоклипа, киносценария, графическое рисование, драматизация | |||
Литературное творчество | Сочинение. Редактирование текста |
|
Принципы организации школьного анализа художественного произведения и структура урока литературного чтения
|
Принципы анализа художественного произведения – это те общие положения, которые позволяют учителю методически грамотно построить анализ конкретного текста. Они основываются на закономерностях литературы как искусства слова, законах читательского восприятия, специфике восприятия художественных произведений детьми младшего школьного возраста. В методике принято выделять следующие принципы:
· принцип целенаправленности;
· принцип опоры на целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие прочитанного;
· принцип учета возрастных и индивидуальных особенностях восприятия прочитанного;
· принцип создания установки на анализ произведения;
· принцип единства формы и содержания;
· принцип учета родовой и жанровой специфики произведения, его художественного своеобразия;
· принцип избирательности;
· принцип синтеза;
· принцип направленности на совершенствование навыка чтения;
· принцип направленности на литературное развитие ребенка, формирование у него начальных литературоведческих представлений и системы читательских умений.
Рассмотрим эти принципы применительно к организации урока литературного чтения в начальной школе.