Жанровые особенности сказки.




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке к производственной практике «Пробные уроки» по

МДК.01.02. Русский язык с методикой преподавания

(литературное чтение)

МДК.01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению

 

по специальности среднего профессионального образования

Преподавание в начальных классах»

 

Черняховск, 2014г.


Рассмотрены на заседании кафедры общеобразовательных и общественно-гуманитарных дисциплин   Протокол № 8 от 22.01.2014 Зав. кафедрой __________ Е. А. Комарницкая Утверждены заместителем директора по УМР     __________________И.Ю.Атрощенко
   

 

Составитель: Дрыкова Т.А.

 

 

Данные методические рекомендации помогут студентам, обучающимся по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах», подготовиться и провести уроки литературного чтения в начальных классах в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

В методических рекомендациях представлен материал, который следует использовать при разработке конспектов-уроков литературного чтения:цель, задачи, принципы, содержание начального литературного образования в условиях вариативного обучения,основные элементы содержания литературного образования, круг чтения,методы и приемы начального литературного образования, принципы организации школьного анализа художественного произведения и структура урока литературного чтения,приемы анализа художественного произведения,методика работы над навыком чтения,словарнаяработа на уроках литературного чтения;пересказ, особенности работы над пересказом. Специфика обучения чтению в зависимости от литературного материала (от жанра).Урок как основная форма обучения чтению,подготовка к уроку литературного чтения, схема анализа и самоанализа урока, список рекомендуемой литературы. Приложены примерные конспекты уроков литературного чтения.

 

Оглавление

Цель, задачи, принципы, содержание начального литературного образования в условиях вариативного обучения……………………………………………………………………

Государственный образовательный стандарт по литературному чтению……………..

Основные элементы содержания литературного образования........................................

Круг чтения…………………………………………………………………………………

Методы и приемы начального литературного образования……………………………

 

Классификация методов и приёмов начального литературного образования

Принципы организации школьного анализа художественного произведения и структура урока литературного чтения…………………………………………………………………

Приемы анализа художественного произведения………………………………………….

Подготовка к выразительному чтению как прием анализа текста……………………….

Создание карты-схемы маршрута героя…………………………………………………….

Эвристическая беседа, выявляющая характер персонажа.

Составление рассказа о герое……………………………………………………………….

Составление рассказа от лица героя………………………………………………………..

Составление «палитры» настроения героя и автора………………………………………

Анализ иллюстрации………………………………………………………………………….

Анализ учебной иллюстрации, не подходящей к тексту по суще­ственным для раскрытия идеи произведения признакам………………………………………………………………..

Анализ профессиональной художественной иллюстрации в сопо­ставлении с фрагментом произведения……………………………………………………………………………………..

Сопоставительный анализ иллюстраций разных художников — сравнение интерпретаций.

Сравнение серии иллюстраций художника к одному произведе­нию………………………..

Композиционный анализ…………………………………………………………………………

Составление плана………………………………………………………………………….........

Композиционный эксперимент………………………………………………………………….

Методика работы над навыком чтения.

Качества навыка чтения.

Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца.

Работа над правильностью и беглостью чтения.

Работа над сознательностью чтения

Работа над выразительностью чтения

 

Словарная работа на уроках чтения.

Значение словарной работы и принципы её проведения

Работа с синонимами и антонимами

Активизация словаря учащихся

Пересказ. Особенности работы над пересказом

Специфика обучения чтению в зависимости от литературного материала (от жанра)

Малые фольклорные жанры

Методика работы над малыми фольклорными жанрами

Малые жанры фольклора в детском чтении

 

Прибаутки и небылицы

Считалки и загадки

Пословицы и поговорки

Колыбельная песня

Пестушка

Потешка

Прибаутка

Пословицы

Игры

 

Рассказ. Методика работы над рассказом

Жанровые особенности сказки.

«Художественные особенности сказок»

Басня

Методика работы над стихотворением.

Чтение эпических стихотворений.

Чтение лирических стихотворений.

Чтение стихотворений с элементами размышления.

Методика работы с познавательной книгой

Специфика научно-познавательной и научно-художественной детской литературы как объекта читательской деятельности ребенка.

Методические принципы организации работы с познавательной литературой

 

Приемы работы с познавательной книгой.

Определение темы и основной мысли текста

Выделение известной и новой информации

Сопоставительный анализ произведений разных видов

Художественный и научно-художественный рассказ

Художественный и научно-художественный рассказ

Виды и формы уроков литературного чтения

Как подготовить урок литературного чтения

Методика формирования библиографической компетентности

Знакомство с элементами книги и их функциями.

Создание книжки-малышки

 

Современные учебно-методические комплекты

по литературному чтению

Схема анализа (самоанализа) урока чтения

Конспекты уроков литературного чтения

Цель, задачи, принципы, содержание начального литературного образования в условиях вариативного обучения.

Цель определяет стратегию изучения предмета, соотносится с конечным результатом, мыслимым итогом освоения учебником школьной дисциплины, задачи определяют тактику – конкретные направления деятельности ученика и учителя в процессе изучения школьного предмета, обеспечивающие достижение цели.

Педагогический процесс не должен подменять собой процесс общения ученика с искусством, хотя он (педагогический процесс) может быть успешным только тогда, когда организуется с учетом законов художественного мышления. Если цель обращения к художественной литературе – это эстетическое переживание, формирование личности средствами искусства, то начальное литературное образование призвано создать условия для полноценного общения ученика с искусством для того, чтобы духовный рост юного читателя осуществлялся под воздействием самого художественного произведения, а не нравственных сентенций или познавательного материала, извлеченных из текста педагогом. Поэтому основной целью начального литературного образования является литературное развитие младших школьников, понимаемое как трехсторонний процесс, направленный на формирование читателя, способного к целенаправленному восприятию художественного произведения; развития литературного творчества, способности адекватно выразить себя в слове; формирование культурного поля школьника. Реализация этой цели требует разрешения целого ряда одинаковых значимых и взаимосвязанных частных задач:

· формирование эстетических потребностей, мотив читательской и творческой деятельности, широких культурных интересов, ценностных ориентиров;

· формирование системы читательских и литературно – творческих умений;

· формирование литературоведческих, речеведческих, культурологических знаний;

· обучение приемам анализа и интерпретации художественного произведения, способами получения и обработки информации при работе с познавательной книгой, справочной литературой;

· развитие мышления, воображения, эмоций;

· расширение читательского и культурного кругозора;

· формирование информационной культуры личности, библиографических знаний и умений;

· совершенствование навыков чтения.

Методически пути решения названных задач будут последовательно рассматриваться в учебнике.

В основе любой авторской концепции начального этапа литературного образования лежат некоторые общие положения, определяющие методологические подходы построению программы.

Рассмотрим концептуальные принципы построения школьного курса литературного чтения, вытекающие из рассмотренных выше теоретических основ, целей, задач начального этапа литературного образования Курс базируется на эстетическом принципе и связанными с ними принципами системности, доступности, преемственности и перспективности, которые проявляются и в содержании, и в методах обучения.

Этический принцип обозначает, что художественное произведение рассматривается как эстетическая ценность, поэтому не допускается адаптация текста, отбор произведений осуществляется с точки зрения их эстетической значимости, а содержание образования включается мотивация читательской и литературно – творческой деятельности, необходимые для ее осуществления знания и умения; основным методом изучения художественного произведения является целостный анализ текста, а методом развития речи – литературное творчество учащихся.

Принцип системности непосредственно связан с эстетическим принципом, поскольку современное литературоведение рассматривается художественное произведение как целостность – сложное единство взаимосвязанных взаимообусловленных элементов. Процесс восприятия и изучения произведения требует преимущественного к взаимосвязям элементов, рассмотрению элемента как части целого, выявлению его функций; его художественной значимости в раскрытии идеи. Кроме того, принцип системности означает установление связей между всеми элементами содержания литературного образовании: целью, задачами, содержанием, методами и приемами работы.

Принцип доступности определяет отбор содержания и методов обучения, необходимых для литературного развития ребенка в период от 7 до 10 лет. Младший школьник нуждается в аналитической читательской литературно – творческой деятельности для развития своих потенциальных способностей. Поэтому принцип доступности связан прежде всего с определением знаний, умений, приемов анализа, которыми должен овладеть школьник.

Принцип доступности определяет отбор содержания и методов обучения, необходимых для литературного развития ребенка в период от 7 до 10 лет. Младший школьник нуждается в аналитической читательской и литературно – творческой деятельности для развития своих потенциальных способностей. Поэтому принцип доступности связан прежде всего с определением знаний, умений, приемов анализа, которыми должен овладеть младший школьник для полноценного общения с литературными произведениями и овладения литературно – творческой деятельностью.

Принцип преемственности и перспективности выражается в едином подходе к формированию учителя и развития литературного творчества школьников с первого по выпускной класс. Начальный этап литературного образования рассматривается как базовый в процессе литературного развития школьников, поскольку именно в этот период литература впервые становится предметом изучения, а литературное творчество детей включается в учебную деятельность, именно в этот период формируется обеспечивающие читательскую и литературно – творческую деятельность мотивы, установки, умения, и они должны отвечать природе искусства. Стержневые линии, определяющие суть единственного подхода к литературному образованию школьников соотносятся с такими структурными элементами программ, как цель, принципы построения программы, установки, мотивы читательской и литературно – творческой деятельности школьников, базовые читательские и литературно – творческие умения, методы изучения литературы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: