Внешняя привлекательность занятий детским фитнесом.




Для любой человеческой деятельности, в том числе и занятий теми или иными видами двигательной активности, необходима мотивация. Мотив престижности способен оказать существенное влияние на желание ребёнка приобщиться к занятиям фитнесом. Посещение фитнес-клубов, учреждений дополнительного образования позволяет ощутить свою причастность к миру взрослых, сильных, здоровых и успешных людей, продемонстрировать значимость перед сверстниками, что весьма немаловажно, особенно для подростков.

Большую роль здесь играют уже указанная свобода выбора занятий, их разнообразие, оснащённость этих заведений самым современным инвентарём, музыкальное сопровождение, использование новых технологий.

Существенный вклад также вносит фитнес-индустрия, в которой прилагаются значительные усилия для привлечения возможно большего числа занимающихся, в том числе и с помощью внешней привлекательности занятий фитнесом - модной спортивной одежды, аксессуаров, современного оборудования, разительно отличающегося от школьного инвентаря.

6. Причиной развития и популяризации детского фитнеса является неудовлетворенность традиционными занятиями физической культурой. Проблема отчуждения физической культуры от занимающихся, отсутствие учёта интересов, мотивов и потребностей каждого учащегося наиболее актуальна на современном этапе.

Среди причин нежелания посещать занятия по физической культуре в школах и ДОУ можно назвать следующие:

- недостаточная оснащенность инвентарем и оборудованием,

- перегруженность спортивных залов занимающимися (во многих школах по два класса занимаются одновременно; много детских садов, встроенных в жилые дома, где зачастую спортивного зала вообще нет, занятия проводятся в музыкальном зале или в групповых помещениях),

- отсутствие во многих детских садах руководителей по физическому воспитанию со специальным физкультурным образованием; много ДОУ, где на этой должности работают по совместительству воспитатели либо педагоги дополнительного образования, порой не имеющие не только высшего физкультурного, но даже педагогического образования, прошедшие лишь краткосрочные курсы по тем или иным направлениям оздоровительных занятий,

- низкая оплата труда педагогов, существенно отличающаяся от уровня дохода фитнес-инструкторов, что также не способствует мотивации учителей к повышению качества уроков и освоению новых технологий.

Дети всегда хотят быть во всем похожими на своих родителей, хотят принимать активное участие в их жизни, быть такими же красивыми как мама и папа, и приходя на занятия в фитнес клуб, начинают во всем подражать своим, уже занимающимся фитнесом родителям. Но часто бывает и наоборот. Родители отдают ребенка заниматься в детские группы и вместе со своим чадом осознают необходимость физической активности в жизни, и сами приходят в фитнес. В результате – все занимаются фитнесом, формируется здоровое поколение, решается основная цель – здоровье человека.

Это особенно важно, потому что с каждым годом растет количество детей не посещающих детские дошкольные учреждения и не получающих достаточное количество двигательной активности. Но если ребенок и ходит в детский сад или школу, то зачастую эти учреждения, в виду плохого финансирования, недостатка высококвалифицированных специалистов и оборудования не могут решить целиком оздоровительные задачи физического воспитания, не говоря уже о том, что на занятиях физкультурой в школах и детских садах зачастую совершенно отсутствует индивидуальный подход к ребенку, не учитываются его психологические особенности.

Чем хорош фитнес для ребенка? Во-первых в фитнесе нет профессиональных травм, а во-вторых, психика ребенка не травмируется, он не чувствует себя «неудачником», если он не «лучший», потому что детский фитнес является прежде всего адаптационным и адаптирующим: адаптационным, так как учит жить в социуме; адаптирующим, так как к каждому ребенку используется индивидуальный подход.

Главным инструментом, который в работе с детьми используют педагоги, является игра. Ребята попадают в просторный зал и там их ждет сказка. Насколько же интересно отправиться в путешествие по тропинкам, горкам, пещерам и кочкам! Педагог каждый раз создает новые сюжеты и пути. И каждый раз разные сказочные персонажи приходят в гости. И ни кто не станет лениться – это же так здорово, разбудить спящую в будке собачку, а потом убежать от нее и прятаться в свой домик. Или наловить больше всех рыбы. Дети делают довольно сложные упражнения не задумываясь, с удовольствием.

Многие важные педагогические моменты легко реализуются через игру. Так передвижения по залу в сопровождении речевок, способствует развитию речевого аппарата. Этот метод называется логоритмика – подготовка речи в ассоциации с движением. Ведь очень важно прийти в школу с поставленной речью и хорошо развитой памятью. Все мы с детства помним игру «Сорока». В арсенале детского инструктора нашего клуба таких игр великое множество! Пальчиковая гимнастика и упражнения для плечевого пояса способствуют не только развитию кисти, но и благотворно влияют на развитие речи.

В занятиях фитнесом действуют хореографические студии, обучающие различным направлениям танца, с элементами художественной гимнастики, направленные на развитие координации движений, гибкости, пластики и грации.

Но красота тела невозможна без красоты духа, и развитие человека – это, прежде всего, развитие его внутренней гармонии. Познавательные уроки йоги – это универсальная система оздоровления ребенка, способствующая его нравственному развитию, усилению иммунитета, исправлению нарушений осанки. Трудно объяснить ребенку значимость дыхательных упражнений, ребенка мало интересует что эти упражнения тренируют дыхательную и сердечно–сосудистую системы и являются хорошим средством профилактики респираторных заболевания. Но если эти упражнения преподносятся ему как веселая и интересная игра, то он сам с удовольствием станет «пыхтеть как паровоз» или задувать воображаемую свечу.

В клубе можно заниматься всей семьей, здесь каждый найдет занятие по душе. Например, пока Ваш ребенок на фитнес тренировке, мама может расслабиться в сауне или бассейне, посетить салон красоты, выбрать для себя тренировку из женских программ. В то же время, папа может заняться работой над своим телом в прекрасно оснащенном тренажерном зале. Многие дети приходят к нам с бабушками и дедушками, для которых тоже найдутся занятия по душе и к тому же очень полезные для людей старшего возраста – PILATES, СУСТАВНАЯ ГИМНАСТИКА, ЙОГА.

Напоследок хочется отметить, что детям, как и взрослым, крайне важно посещать занятия регулярно, только в этом случае будет видимый и ощутимый результат.

Резюме: Разработанная концепция детского фитнеса предусматривает повышение уровня физической подготовленности и интереса к занятиям физическими упражнениями, целенаправленное развитие двигательных способностей, содействие физическому развитию, укреплению здоровья, профилактике различных заболеваний, формированию физической культуры личности, представлений о здоровом образе жизни.

2 вопрос. Падение интереса подрастающего поколения к традиционным занятиям физической культурой позволяет говорить о том, что проблема носит не ситуативный, а пролонгированный характер и имеет определённые глубокие социокультурные предпосылки:

- необходимостью укрепления здоровья детей и подростков и информационной загруженностью школьников. Причиной нарушения здоровья детей служат возрастающие учебные нагрузки в образовательных учреждениях, что приводит к недостаточной двигательной активности ребёнка. Сам процесс обучения становится фактором риска, тогда как в соответствии с законом РФ об образовании, он должен не только давать знания, но и формировать здоровье детей и молодёжи;

- стремлением детей к оздоровительным занятиям, соответствующим их интересам и потребностям и сравнительно высокой стоимостью физкультурно-оздоровительных услуг, что препятствует их доступности всем социальным слоям общества;

- традиционными занятиями физической культурой и интересом учеников к фитнес-технологиям;

- желанием учителей физической культуры внедрять фитнес- технологии в учебно-воспитательный процесс и недостаточными ресурсами: информационными (программы, учебно-методические пособия и др.), кадровыми, экономическими.

Фитнес обоснован как инновация, так как он обладает признаками инновационности и способствует решению жизненно важных проблем общества. В ходе поиска идей, способных изменить сложившуюся неблагоприятную ситуацию как в плане здоровья подрастающего поколения россиян, так и в плане модернизации физкультурного образования, нами был предложен фитнес и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного и школьного возраста.

3 вопрос. Теоретические и методологические основы фитнеса. с позиций традиционного подхода фитнес и его функции рассматриваются на макро- и микро- уровнях.

На макроуровне фитнес проанализирован как социокультурный феномен, имеющий общекультурное значение. Возможности фитнеса для оздоровления подрастающего поколения представляют социально-экономическую ценность. Его культурные детерминанты рассматриваются на уровне формирования у детей и подростков ценностей здорового образа жизни и культуры не только телесной, коммуникативной, культуры досуга, но и общей культуры. Фитнес имплицитно принимает участие в изменениях цивилизационного механизма развития, обеспечивающего сохранение и воспроизводство человека как биологического вида путём повышения уровня его здоровья.

Участвуя в процессах трансформации жизни российского общества, фитнес, за счёт высоких адаптивных и мобильных возможностей, легко адаптируется к изменениям потребностей людей.

Фитнес рассматривается как социокультурное явление, относящееся к предметной области физической культуры, родовым понятием которой является общечеловеческая культура. Являясь универсальным феноменом социокультурной деятельности, фитнес приобретает свойственное ей ценностное измерение и реализует целый спектр ценностей: витальные, эстетические, социальные, политические, культурные.

Среди факторов, определяющих подход к рассмотрению фитнеса как социокультурного явления, был выделен ряд важных социокультурных проблем, решению которых он способствует в современном обществе:

1) социализация людей, занимающихся фитнесом, создание наиболее широких возможностей для самопознания, самоидентификации и самоактуализации личности и её благоприятных взаимодействий с социумом;

2) содействие появлению новых культурных форм через творческую активность людей в сфере фитнеса;

3) приобщение людей к культурным ценностям разных стран и народов в процессе занятий фитнесом за счёт использования фрагментов искусства различных национальных культур;

4) развитие отрасли фитнес-индустрии и сети платных фитнес-услуг на базе государственных учреждений различных типов;

5) создание предпосылок для развития фитнеса как сферы научных исследований;

6) выявление оснований для развития системы подготовки фитнес-специалистов, системы подготовки физкультурных кадров, разработка новых профессиональных образовательных программ.

Социокультурные функции фитнеса реализуются путём преобразования человеческих ресурсов, элементов культуры и общества, трансформируя их средствами фитнес-технологий в соответствующие общественному запросу психофизические кондиции ребёнка.

Анализ существующих представлений о фитнесе позволил выявить большое разнообразие его определений. Термин «фитнес» является сложной полисемантичной лексемой, обусловленной как его полифункциональностью, так и относительной новизной. Имеет место неоднозначность отношения как к самому явлению фитнеса, так и к интеграции данного термина в отечественный понятийный словарь.

Выявлены изменения не только в количест­венно-качественных характеристиках фитнеса, но и в философских идеях, отражаю­щих соответствие ценностным идеоло­гическим ориентациям.

На современном этапе развития в нём произошла смена механистической парадигмы на холистическую. В результате этого на рубеже XX-XXI вв. в фитнесе стало происходить соединение его физического аспекта с аспектом духовным, реализуемом в новом направлении «mind-body fitness» – фитнес ума и тела.

Разработана классификация фит­нес-программ на основе различных признаков по: целе­вому, возрастному, технической оснащённости, функцио­нальному воздействию.

Определены признаки фитнес-программ, характеризующие направленность на достижение целей фитнеса; инновационность; интегративность и модификационность; вариативность; мобильность; адаптивность к контингенту занимающихся; эстетическая целесообразность и результативность.В работе также разработаны требования к музыкальному сопровождению занятий.

Дана ха­рактеристика основных направлений фитнеса, исследована динамика популярности фитнес-программ. В результате исследований определено, что всё более популярными становятся занятия, относящиеся к направлению Mind-Bodi Fitness, которое соединяет в себе одновременно физическую и психологическую тренировку.

Полученные результаты позво­лили определить структурно- организационные основы фитнеса, устано­вить его место в системе физической культуры и связи с физкультурным образованием, физической рекреа­цией, физической реабилитацией, спортом. Определено, что фитнес – это социальная, динами­ческая, открытая, самоорганизующаяся, управляемая система.

Системообразующим фактором фитнеса являются объективные тре­бования общества к физической культуре личности, к повышению и сохранению уровня физической дееспо­собности и здоровья.

Системорегулирующим фактором является свобода выбора, добро­вольная деятельность, мотивация, которая определяет собой совокупность различных объективных и субъектив­ных условий.

Доказано, что система фитнеса – это совокупность целей, задач, принципов, а также инновационных средств, методов и форм организации добровольных сис­тематических занятий физическими упражнениями и управление этим процессом, направленных на поддер­жание и повышение уровня физической дееспособности и здоровья различ­ных групп населения, обеспечивающее приобщение к здоровому образу жизни, форми­рование физической культуры личности для успешного выполнения социаль­ных и профессиональных обязанностей в обществе.

Обоснованы понятия: «фитнес», «фитнес-технология», «фитнес- программа». Выявлена роль фитнес-индустрии как мультимедийной матрицы инно­вационных оздоровительных технологий. Оп­ределены пять подходов к появлению фитнес-технологий: эклекти­ческий, синергетический, традиционно-ориентированный, синтетический и диверсификационный.

Предложен алгоритм создания инновационных оздоровительных тех-й (рис. 1).

Процесс создания инновационных оздоровительных технологий в фитнес-индустрии отвечает требованиям принципа спиралеобразного раз­вития, присущему общей схеме развития человеческого общества и выглядит следующим образом: социокультурный запрос – поиск в традиционных и инновационных оздоровительных системах, технологиях других видов физической культуры, авторских методиках, научных разработках нужной идеологической основы – интеграция – модернизация – создание на имеющейся основе инновационной технологии – трансляция во внешний мир в виде новой фитнес-услуги – интеграция в другие виды физической культуры (рекреацию, образование, реабилитацию, спорт) – получение отзыва об эффективности транслируемой технологии – корректировка – новый виток развития той или иной оздоровительной технологии на более высоком качественном уровне.

Выявлены тенденции развития фитнеса в России. К ним относятся: уси­ление роли духовного фактора в фитнесе и индивидуализация программ; вне­дрение фитнеса в сферу оздоровления работников на производстве; активное развитие детского фитнеса; интеграция фитнеса в сферу образования; вне­дрение информационных технологий и компьютеризация фитнес-про­грамм.

На основании проведённого исследования фитнес определён как сложное, многогранное, полифункциональное социальное явление, которое можно рассматривать как процесс и результат улучшения физического совершенствования людей, повышение уровня их физической деепособности и состояния здоровья, как совокупность материальных и духовных ценностей, как сложную динамическую, управляемую систему, как специфический продукт предоставляемых населению оздоровительных, двигательных, зрелищных услуг.

Занятия детским фитнесом удовлетворяют потребность подрас­тающего поколения в физической активности; повышают интерес к занятиям физическими упражнениями, уровень культуры тела, движений; приобщают к здоровому образу жизни. Это достигается за счёт использования ин­новационных оздоровительных технологий, современного инвентаря и оборудования, музыкального сопровождения, разнообразия фитнес-программ, свободы их выбора, общедоступности и эмоциональности.

               
   
 
   
     
 
 
 
Традиционная

 


Инновационная инновационные

                               
   
 
     
 
 
   
Разработанные научными коллективами методики, технологии и др.  
   
Разработанные научными коллективами методики, технологии и др.  
 
     
 
   


 

       
 
 
   
Рис. 1 Алгоритм создания фитнес-технологий

 

 


На основании анализа содержания фитнес-конвенций, проводимых в Москве за последние 8 лет и опроса 350 специалистов Санкт-Петербурга, работающих с детьми дошкольного и школьного возраста в фитнес-центрах и учреждениях дополнительного образования, определены наиболее популярные направления занятий детским фитнесом: игро­вое, танцевальное, имеющее профилактическую направленность и др.

На рис. 2 показана динамика информационного обеспечения детского фитнеса в России.

Рис.2 Динамика информационного обеспечения детского фитнеса

 

4 вопрос. Концепция детского фитнеса.

Для определения характеристик детского фитнеса разработаны четыре группы принципов дифференцированных по признаку иерархичности. Детский фитнес базируется на: общих принципах физической культуры; методических принципах построения занятий физическими упражнениями; общих принципах фитнеса («нагрузки ради здоровья», комплексного воздействия на биопсихофизическое состояние занимающихся, адекватности выбора, эстетической целесообразности, психологической регуляции, адаптивности к контингенту занимающихся, гедонизма и стимулирования интереса, контроля и мониторинга физического состояния занимающихся); специфических принципах, отражающих особенности занятий с детьми. К ним относятся принцип: игровой и эмоциональной направленности; инициативности и творчества (креативности); самореализации через двигательную деятельность.

На основании проведенных исследований разработана концепция детского фитнеса и определена его в модернизации физкультурного образования детей дошкольного и школьного возраста. Она определяет методологические и технологические подходы к пересмотру целей, представлений о приоритетной направленности содержания, наиболее эффективных средствах, методах и формах организации процесса занятий физической культурой. Концепция представляет систему идей, положений,соответствующих потребностям современной жизни. В ней определены цели, приоритетные направления и принципы, обеспечивающие её эффективность, целостность воздействия, оздоровительную, культурную и социальную направленность.

В концепции обоснованы ценностные ориентиры фитнеса, его содержание и оздоровительно-развивающая миссия, раскрыты идеи, заключающиеся в:

- создании условий для самоопределения, социализации личности посредством занятий фитнесом;

- конкретизации цели и задач работы по физической культуре в образовательных учреждениях разного типа и в обосновании безусловного приоритета её оздоровительной направленности;

- модернизации физкультурного образования детей и подростков путём внедрения фитнес-технологий;

- обновлении занятий физической культурой детей дошкольного и школьного возраста путём внедрения фитнес-технологий в физкультурное образование, физическую рекреацию, физическую реабилитацию, спорт;

- разработке программно-методического обеспечения;

- подготовке и переподготовке специалистов по детскому фитнесу.

Предложеноресурсное обеспечение реализации концепции, включающее пять блоков (педагогический, информационный, научно-методический, организационно-управленческий, материально-технический).

Определены условия для развития детского фитнеса в России, прогнозированы результаты от реализации концепции, оцениваемые как инвестиции в здоровье (оздоровление) детей и подростков. Они связаны с: повышением качества дошкольного, школьного и вузовского образования; повышением физической подготовленности, физического развития, оздоровления детей и подростков, стимулированием интереса к физической культуре; повышением эффективности контроля за физическим развитием и физической подготовленностью, уровнем здоровья детей и подростков; совершенствованием системы повышения квалификации и переподготовки специалистов по физической культуре и фитнесу; повышением профессиональной компетентности специалистов в использовании фитнес-технологий; совершенствованием дошкольных, школьных общеобразовательных программ по физической культуре, программ дополнительного образования по физической культуре и фитнесу; педагогический

5 вопрос. В детском фитнесе есть несколько направлений:

«Звероробика» - это аэробика подражательного характера, весёлая и интересная для маленьких деток. Развивает воображение и фантазию.

ЛОГО-АЭРОБИКА - это физические упражнения с одновременным произношением звуков и четверостиший. Развивает координацию движений и речь ребенка.

STEP BY STEP - освоение навыков равновесия, обучение правильной ходьбе, развитие мелкой моторики.

ВАВУ ТОР - занятия на укрепление свода стопы. Незаменимые занятия для детишек с развивающимся плоскостопием.

ФИТБОЛ - гимнастика на больших разноцветных мячах. Развивает опорно-двигательный аппарат малыша.

ВАВУ GAMES - подвижные игры, всевозможные конкурсы, эстафеты (важно для меланхоликов и флегматиков) и упражнения на развитие внимания и мелкой моторики.

Детская YOGA - благотворно влияет на психоэмоциональное состояние. Если ребенок неусидчив, гиперактивен, то йога поможет научиться сдержанности.

First STEP - занятия с родителями на освоение навыков равновесия, развитие памяти, речи, мелкой моторики.

«Качалка» для юных. С 4 лет по разрешению инструктора ребенок может заниматься на тренажерах. Конечно, это не те железки, на которых наращивают мускулы папы и качают пресс мамы. Такие могут только нанести вред, так что до16 лет работа с серьезными нагрузками противопоказана. А вот гидравлические тренажеры – всегда, пожалуйста! Механизм их конструкций работает по принципу насоса и без утяжелителей. У таких тренажеров обязательно «скошены» острые углы. И соответствующая раскраска - яркая и с рисунками. Еще, одно немаловажное отличие детских тренажеров - максимальная защита от возможных травм.

Ребёнка важно научить не только правильно «напрягаться» и заниматься, но и вовремя расслабляться – это действительно очень важный навык. Ваш ребёнок переживает и негативные эмоции (стеснение, неудачи…), если он вовремя не сможет переключиться, то «проблема» может закрепиться на физическом уровне, в виде зажима, поднятых плеч, сутулости и т.д. В домашних условиях подойдут простые упражнения на напряжение и расслабление разных групп мышц, только родителям нужно подключить фантазию, чтобы малышу было интересно выполнять действия. В течении дня следует менять вид деятельности с активного на спокойный, в это время хорошо бы включать классическую музыку в обработке для детей или звуки природы. Если вы с ребёнком где-то засиделись, нужно сделать 5-10 наклонов до пола с прямыми ногами, чтобы отдохнула спина и улучшилось кровообращение, несколько круговых движений головой и прыжков.

Когда ребёнок пойдёт в школу, основная нагрузка ляжет на спину (шейный отдел, плечи, руки), в связи с этим, полезно водить его в бассейн. Плавание будет снимать излишнее напряжение с позвоночника, в то же время давать мышцам заряд энергии.

Будьте здоровы и счастливы! И не забывайте, что примером для вашего ребёнка являетесь именно Вы! Если Вы ведёте здоровый образ жизни, активны, оптимистичны, то и малыш быстро впитает позитивную волну движения!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: