Глава девятая. ТЕ ЖЕ И МОЯ ЗВЕЗДНО-ПОЛОСАТАЯ КРЕСТНАЯ...




 

Меня завербовали в качестве американского агента в 1939 году, за три

года до вступления Америки в войну. Меня завербовали весенним днем в

Тиргартене в Берлине.

Месяц назад я женился на Хельге Нот. Мне было двадцать шесть.

Я был весьма преуспевающим драматургом и писал на языке, на котором я

пишу лучше всего, -- на немецком. Одна моя пьеса, "Кубок", шла в Дрездене и

в Берлине. Другая, "Снежная роза", готовилась к постановке в Берлине. Я как

раз кончил третью -- "Семьдесят раз по семь". Все три пьесы были в духе

средневековых романов и имели такое же отношение к политике, как шоколадные

\'eclairs.

В этот солнечный день я сидел в пустом парке на скамейке и думал о

четвертой пьесе, которая начала складываться в моей голове. Само собой

появилось название "Das Reich der Zwei" -- "Государство двоих".

Это должна была быть пьеса о нашей с Хельгой любви. О том, что в

безумном мире двое любящих могут выжить и сохранить свое чувство, только

если они остаются верными государству, состоящему из них самих, --

государству двоих.

На скамейку напротив сел американец средних лет. Он казался глуповатым

болтуном. Он развязал шнурки ботинок, чтобы отдыхали ноги, и принялся читать

чикагскую `Санди трибюн' месячной давности.

На аллее, разделявшей нас, появились три статных офицера СС.

Когда они прошли мимо, человек отложил газету и заговорил со мной на

гнусавом чикагском диалекте.

-- Красивые мужчины, -- сказал он.

-- Пожалуй, -- ответил я.

-- Вы понимаете по-английски? -- спросил он.

-- Да.

-- Слава богу, нашелся человек, понимающий по-английски. А то я чуть

было не спятил, пытаясь найти, с кем бы поговорить.

-- Вот как?

-- Что вы думаете обо всем этом? -- спросил он. -- Или считается, что

надо обходить такие вопросы?

-- О чем "об этом"? -- спросил я.

-- О том, что творится в Германии. Гитлер, евреи и все такое.

-- Все это от меня не зависит, и я об этом не думаю, -- ответил я.

-- Это не ваш навар?

-- Простите? -- сказал я.

-- Не ваше дело?

-- Вот именно.

-- Вы не поняли, когда я сказал навар вместо дело? -- спросил он.

-- Разве это обычное выражение? -- спросил я.

-- В Америке -- да. Не возражаете, если я пересяду, чтобы не кричать,

-- Если угодно, -- сказал я.

-- Если угодно, -- повторил он, пересаживаясь на мою скамью. -- Так мог

бы сказать англичанин.

-- Американец, -- сказал я.

Он поднял брови.

-- Неужели? Я пытался отгадать, не американец ли вы, но решил, что нет.

-- Благодарю, -- сказал я.

-- Вы считаете, что это комплимент, и поэтому сказали "благодарю"? --

сказал он.

-- Не комплимент, но и не оскорбление. Просто мне это безразлично.

Национальность просто не интересует меня, как, наверное, должна была бы

интересовать.

Казалось, это его озадачило.

-- Хоть это меня и не касается, но чем вы зарабатываете себе на жизнь?

-- сказал он.

-- Я писатель, -- сказал я.

-- Неужели? Какое совпадение! Я как раз сидел здесь и думал: из того,

что вертится у меня в голове, можно было бы написать неплохую шпионскую

историю.

-- Вот как? -- сказал я.

-- Я могу подарить ее вам, -- сказал он. -- Я никогда ее не напишу.

-- Мне бы справиться с собственными планами, -- сказал я.

-- Да, но со временем вы можете истощиться, и тогда вам пригодится этот

мой сюжет, -- сказал он. -- Понимаете; есть молодой американец, который так

долго жил в Германии, что практически стал немцем. Он пишет пьесы на

немецком, женат на прелестной актрисе-немке, знаком со многими

высокопоставленными нацистами, которые любят болтаться в театральных кругах.

-- И он пробубнил несколько имен нацистов -- более значительных и помельче,

которых мы с Хельгой прекрасно знали.

Не то чтобы мы с Хельгой были без ума от нацистов. Но и не могу

сказать, что мы их ненавидели. Они были наиболее восторженной частью нашей

публики, важными людьми общества, в котором мы жили.

Они были людьми.

Только ретроспективно я могу думать, что они оставили за собой страшный

след.

Честно говоря, я и сейчас не могу так о них думать. Я слишком хорошо

знал их и слишком много сил положил в свое время на то, чтобы завоевать их

доверие и аплодисменты.

Слишком много.

Аминь.

Слишком много.

-- Кто вы? -- спросил я у человека в парке.

-- Разрешите мне сначала кончить мой рассказ,-сказал он. -- Этот

молодой человек знает, что надвигается война, понимает, что немцы будут на

одной стороне, а американцы на другой. И этот американец, который до сих пор

был просто вежлив с нацистами, решает сделать вид, что он сам нацист,

остается в Германии, когда начинается война, и становится очень полезным

американским шпионом.

-- Вы знаете, кто я? -- спросил я.

-- Конечно, -- сказал он. Он вынул бумажник и показал мне удостоверение

Военного ведомства Соединенных Штатов на имя майора Фрэнка Виртанена, без

указания подразделения.

-- Вот кто я, -- сказал Фрэнк Виртанен. -- Я предлагаю вам стать

агентом американской разведки, мистер Кемпбэлл.

-- О боже, -- сказал я с раздражением и обреченностью. Я весь поник.

Потом я снова выпрямился и произнес: -- Смешно. Нет, черт возьми, нет.

-- Ладно, -- сказал он. -- Я не особенно огорчен, ведь вы дадите мне

окончательный ответ не сегодня.

-- Если вы воображаете, что я пойду сейчас домой, чтобы это обдумать,

вы ошибаетесь. Домой я пойду, чтобы вкусно поесть с моей очаровательной

женой, послушать музыку, заняться с женой любовью, а потом спать как убитый.

Я не солдат, не политик. Я человек искусства. Если придет война, я ей не

помощник. Если придет война, я буду продолжать заниматься своим мирным

делом.

Он покачал головой.

-- Я желаю вам всего самого лучшего, мистер Кемпбэлл, -- сказал он, --

но эта война вряд ли кого-нибудь оставит за мирным делом. И как ни грустно,

но я должен сказать, что чем ужаснее будут дела нацистов, тем меньше у вас

будет шансов спать по ночам как убитый.

-- Посмотрим, -- натянуто сказал я.

-- Правильно, посмотрим, -- сказал он. -- Вот почему я сказал, что вы

дадите мне окончательный ответ не сегодня. Вы должны дойти до него сами.

Если вы решите ответить "да", вам надо будет действовать совершенно

самостоятельно, сотрудничать с нацистами, стремясь добиться как можно более

высокого положения.

-- Прелестно! -- сказал я.

-- Да, в этом есть своя прелесть, -- сказал он. -- Вы должны стать

настоящим героем, в сотни раз храбрее любого обыкновенного человека.

Тощий генерал вермахта и толстый штатский с портфелем шли мимо нас,

возбужденно разговаривая.

-- Здрасьте, -- сказал им дружелюбно майор Виртанен. Они высокомерно

фыркнули и прошли дальше.

-- С началом войны вы добровольно пойдете на то, что вы конченый

человек. Даже если вас не схватят во время войны, вы обнаружите, что ваша

репутация погибла и вообще вам не осталось ради чего жить.

-- Вы описали все это очень заманчиво, -- сказал я.

-- Я думаю, есть шанс сделать это заманчивым для вас, -- сказал он. --

Я видел пьесу, которую вы сейчас поставили, и читал другую, которую

собираетесь ставить.

-- Да? И что вы из них узнали?

Он улыбнулся.

-- Что вы обожаете чистые сердца и героев, что вы любите добро,

ненавидите зло и верите в романтику.

Он не назвал главной причины, по которой можно было ожидать, что я

пойду по этому пути и стану шпионом. Главная причина в том, что я бездарный

актер. А как шпион такого сорта, о котором шла речь, я имел бы великолепную

возможность играть главные роли. Я должен был, блестяще играя нациста,

одурачить всю Германию, и не только ее.

И я действительно всех одурачил. Я стал вести себя как человек из

окружения Гитлера, и никто не знал, каков я на самом деле, что у меня

глубоко внутри.

Могу ли я доказать, что я был американским шпионом? Главное

свидетельство тому -- моя невредимая лилейно-белая шея. И это единственное

свидетельство, которое у меня есть. Те, кто обязан доказать мою виновность

или невиновность в преступлениях против человечности, при- глашаются

тщательно ее обследовать.

Правительство Соединенных Штатов не подтверждает и не отрицает, что я

был его агентом. Не так уж и много, что оно не отрицает такой возможности.

Однако оно тут же отнимает у меня эту зацепку, отрицая, что человек по имени

Фрэнк Виртанен вообще когда-нибудь служил в каком-нибудь правительственном

учреждении. Никто, кроме меня, не верит в его существование. Поэтому я в

дальнейшем часто буду называть его Моей Звездно-Полосатой Крестной. Среди

многого, что поведала мне Моя Звездно-Полосатая Крестная, были пароль и

ответ, по которым я мог опознать своих связных, а они меня, если начнется

война.

Пароль был: "Ищи новых друзей".

Ответ: "Но старых не забудь".

Мой здешний адвокат -- ученый-юрист господин Алвин Добровитц. Он, в

отличие от меня, вырос в Америке. Мистер Добровитц сказал мне, что пароль и

ответ -- часть песни идеалистической организации американских девушек,

которая из-за цвета своей формы называется "Коричневые".

Полностью этот куплет, по словам Добровитца, звучит так:

 

Ищи новых друзей,

Но старых не забудь.

Помни -- старый друг

Лучше новых двух.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: