· Ребенок пассивен в играх с предметами разной формы, размера, не пользуется действиями, показывающими увеличение или уменьшение, сопоставление, сравнение. Выполняет аналогичное только в совместной со взрослым игре.
· В основном раскладывает, перекладывает предметы безрезультатно, словами, обозначающими название форм, размеров, чисел, не пользуется.
· У ребенка отсутствует интерес к действиям с предметами и дидактическими игрушками как вместе со взрослым, так и самостоятельно.
· Малыш не способен найти по образцу такой же предмет, составить группу из предметов по свойству.
· У ребенка отсутствует стремление учитывать свойства предметов в продуктивной деятельности.
· Малыш не понимает слов, обозначающих основные свойства и результаты сравнения предметов по свойству.
· Равнодушен к природным объектам.
· У ребенка недостаточно развиты обследовательские умения и поисковые действия.
Перспективное планирование по образовательной области
« Познавательное развитие» (математика)
Тематическая неделя | Название темы | Цель | Источник |
Октябрь: 1.Здоровей-ка | « | ||
2.Неделя вежливых детей | «Что выбрал Петрушка» | Учить малышей узнавать на слух источник звука, сравнивать предметы по цвету. | Д/ И «Найди пару» 2 стр.79 |
3.Этот загадочный подводный мир. | «Разноцветные рыбки» | Учить детей видеть не только множество в целом, но и его составные части, каждая из которых отличается определённым цветом предметов. | П/И «Фонарики» 2 стр. 91 |
4.Уборка урожая. | «Бегите ко мне» | Учить сравнивать предметы по цвету, устанавливать их сходство и различие; развивать внимание, сосредоточенность; воспитывать умение вести себя в коллективе. | П/И «Флажок», Д/И «Какого цвета» 1 стр.5 |
Ноябрь: 1.Разноцветная осень. | «Что нам привёз Мишутка?» | Учить определять форму и размер предмета путём осязательного обследования. | Д/И «Узнай на ощупь» 1стр.6 |
2.Россия – Родина моя. | «Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе четырёх»(Кто в домике живёт?) | Учить выбирать предметы двух заданных форм из четырёх возможных; закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме; формировать навык выполнения задания вместе с другими детьми. | Д/И «Засели домик» 4 стр. 86 1 стр.6 |
3.В мире птиц. | «Соотнесение предметов двух заданных Форм и размеров при выборе из четырёх» | Учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств – величины и формы – из четырёх возможных; закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме и величине | П/И «Птички в гнёздышках» 1 стр.6 |
4.Дикие животные и их детёныши. | Отгадай, что в мешке» « | Учить приёмам осязательного обследования формы предмета; развивать познавательную активность; способствовать целенаправленным усилиям. | Д/И «Чудесный мешочек» 1 стр. 7 |
5.Домашние питомцы. | «Принеси и покажи» | Продолжать учить приемам зрительного обследования формы в усложнённых условиях; воспитывать чувство ответственности за выполнение поручения; пополнять опыт дружного игрового партнёрства. | П/И «Кошки мышки» Д/И «Чей хвост» 1 стр.8 |
Декабрь: 1.Неделя милосердия и добра. | «Пирамидка» | Учить собирать пирамидку из 4-5 колец одного цвета последовательно уменьшающихся в размерах; развивать более тонкую дифференциацию при подборе предметов в порядке их уменьшения. | Д/И «Помоги муравьишкам» 4 стр.74 1 стр.9 |
2.Любимые игры и игрушки. | «Раскладывание однородных предметов на две группы» | Закрепить умение группировать однородные объекты по цвету. | Д/И «Чего не стало?» 1 стр. 10 |
3.Труд и профессии людей. | «Разноцветные ленточки» | Учить различать цветовые тона путём сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу; совершенствовать зрительное восприятие; приучать точно и старательно выполнять поручения группы. | Д/И «Цветные ленточки» П/И «Похлопаем в ладоши» 1 стр. 11 |
4.Новый год | «Разноцветные колечки» | . Учить устанавливать связь между цветовыми тонами и названиями; развивать целенаправленное внимание; способствовать налаживанию хороших отношений, доброжелательного партнёрства | Д/И «Найди пару» 1 стр. 12 |
Январь: 2.Зимушка-зима | КАНИКУЛЫ | ||
3.Зимние забавы и развлечения. | |||
4.В гостях у сказки. | «Герои сказки пришли в гости» | Работа над понятиями «один» - «много», сравнение совокупности предметов по качеству и количеству. | Драматизация сказки «Репка» 2 стр.181 |
Февраль: 1.Многообразие рукотворного мира. | «Найди такую же» | Учить группировать предметы определённого цвета; развивать умение обобщать предметы по признаку цвета | Д/И «Принеси игрушку такого же цвета» 1 стр.13 |
2.Человек по имени «Я» | «Оденем кукол» | Познакомить с величиной предмета, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. | Д/И «Большие и маленькие» 1 стр.14 |
3.Масленица широкая. | «Ёлочка и грибочки» | Учить малышей чередовать предметы по величине. | Покажи, как растут» 2 стр.145 3 стр. 25 |
4.Защитники Отечества. | «Какой это формы» | Научить чередовать предметы по форме. | Д/И «Найди такой предмет» 1 стр.13 |
Март: 1.Наши добрые дела. | «Курочка и цыплята» | Обратить внимание на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения. | Д/И «Волшебный мешочек» 1 стр. 15 |
2.Мамина неделя. | «Поручения» | Обучать различать и называть игрушки, выделять их основные качества (цвет, размер); развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение. | С/Р «Идём в магазин» 1 стр. 1 |
3.Весна – красна. | «Разноцветные поляны» | Закрепить умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов. | Д/И «Листочки» 1 стр.18 |
4.Неделя творчества и фантазии. | «Какой мяч больше?» | Уточнить понятие «большой» и «маленький» | Д/И «Угадай - ка» 4 стр. 75 1стр.16 |
5.Театральная неделя. | «Найди свой домик» | Продолжать знакомить с предметами различной формы и величины; учить соотносить детали, осуществлять набор предметов двух разных форм (шар, куб) и трёх величин (большой, поменьше, маленький); действовать по словесной инструкции, наблюдать за действиями других детей. | Д/И «Нужное окошко», «Занимательная коробка» 1 стр. 19 |
Апрель: 1.Мы -исследователи | «Что катиться?» | Познакомить с формой предметов, их свойствами. | П/И «Догони мяч» 1 стр.17 и стр.41 |
2.Ребенок и его права. | «Сделай свой узор» | Учить выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве, развивать восприятие формы. Развивать наблюдательность и внимание, продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. | Д/И «Найди такой предмет» 1 стр. 20 |
3.Наш дом – Земля. Космос. | «Чего не хватает?» | Развивать наблюдательность и внимание, продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. | П/И «Дорожки» 4 стр.79 1 стр.23 |
4.Праздник весны и труда. | «Идём в гости» | Формировать представления о сохранении количества: учить сравнивать совокупности для случая с несовпадающим числом объектов. | П/И «Раз, два, три-ищи!» 1стр.25 |
Май: 1.Город, в котором я живу. | «Домики и флажки» | Закрепить представление о том, что один же свет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. | П/И» Найди клад» 4 стр.77 1 стр.26 |
2.Великая победа. | «Что лишнее?» | Учить выделять сходство и различие между предметами по цвету и размеру. | Д/И «Угадай по описанию» 1 стр. 27 |
3.Азбука здоровья. | «Весёлые матрёшки» | Учить различать и сравнивать предметы по величине, сопоставлять размеры плоскостных и объёмных фигур. | Д/И «Выше-ниже» 1 стр. 31 |
4.Неделя безопасности. | «Помоги матрёшке найти свои игрушки» | Закрепить умения группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету. | П/И «Затейники» 1 стр.31,75 |
5.Здравствуй, лето! | «Как звери выбирали себе место» | Учить различать и называть игрушки, изображающие зверей, понимать и использовать слова (рядом, далеко, подальше, поближе, впереди, позади). | П/И «Вот сидит наш пёс Барбос» 1 стр.32, 74 |
|
|
|
Перспективное планирование по образовательной области «Познавательное развитие» (социальный мир)
Тематическая неделя | Название темы | Цель | Источник | |
Октябрь, 1 неделя «Неделя вежливых детей» 2 неделя «Этот загадочный подводный Мир» «Эт 3 неделя «Уборка урожая» 4 неделя «Разноцветная осень» Ноябрь, 1 неделя «Россия- Родина моя» 2 неделя «В мире птиц» 3 неделя «Дикие животные и их детеныши» 4 неделя «Домашние питомцы» Декабрь, 1 неделя «Неделя милосердия и добра» 2 неделя «Любимые игры и игрушки» 3 неделя «Труд и профессии людей» 4 неделя «Зимушка-зима» 5 неделя «Новый Год» Январь, 3 неделя «В гостях у сказки» 4 неделя «Многообразие рукотворного мира» Февраль, 1 неделя «Человек по имени «Я» 2 неделя «Наши добрые дела» 3 неделя «Защитники Отечества» 4 неделя «Весна- красна» Март, 1 неделя «Мамина неделя» 3 неделя «Неделя творчества и фантазии» 4 неделя «Театральная неделя» 5 неделя «Мы – исследователи» Апрель, 1 неделя «Ребенок и его права» 2 неделя «Наш дом-Земля. Космос» 3 неделя «Город, в котором я живу» 4 неделя «Праздник весны и труда» Май, 1 неделя «Великая Победа» 2 неделя «Азбука здоровья» 3 неделя «Неделя безопасности» 4 неделя «Здравствуй, лето!» | «Игрушки для Миши и Мишутки» «Наблюдение за рыбкой». Экол. игра «Угадай на вкус» (фрукты: яблоко, банан, виноград и др.) П/и «Пляшут малыши» «Раскладывание листьев по подобию». Опыт: «Вода холодная-теплая». «Моя улица» «Птички хотят пить». Рассматривание картинок на тему: «как живут дикие звери осенью?» «Серенькая кошечка» «Моя мама» «Танечка и Манечка - сестренки» «Куда едут машины?» «Куда листочки спрятались?» «Белоснежные комочки» «Инсценировка русской народной сказки» Козлятки и волк» «Большая и маленькая мебель» «Праздник у ребят» «Помоги Танечке» Игра «Разноцветное настроение»; игра «За рулем». «Почему снег тает?» «Мамин праздник» «Волшебная коробка» «Яркие звездочки» «Что весна нам принесла» «Кукла спит» «Кто в домике живет?» «Где мы живем?» «Угощенье для ребят и зверят» «Куда плывет кораблик?» «Кто нас лечит?» «Наш любимый детский сад» «Смотрит солнышко в окошко» | Побуждать детей подбирать картинки (по словесному указанию) на основании величины изображенного предмета; называть изображение, понимать сочетание слов, указывающих на величину изображенного предмета; Развивать функцию обобщения в мышлении; воспитывать дружеские отношения и заботу к ближним. Вызвать радость от наблюдения за рыбкой, способствовать развитию наблюдательности, помочь осознать, что они нуждаются в уходе и бережном отношении. Учить детей различать фрукты на вкус. Обучать ритмичным движениям, умению слушать простую мелодию. Учить находить одинаковые листья. Познакомить детей со свойствами воды. Познакомить детей с улицей, развивать представления об окружающих предметах, развивать наблюдателность в назывании ранее виденных предметов, поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо «ав-ав» - собака, вместо «би-би» - машина) Познакомить детей со свойствами воды: льется, журчит, можно переливать из кружечки в мисочку, развивать зрительное восприятие. Воспитывать добрые чувства к птицам. Расширять представления детей о жизни животных в осенний период времени; воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим». Побуждать детей узнавать животных. Называть и выделять отдельные части: хвостик, ушки, глазки, гребешок; развивать зрительное восприятие. Воспитывать добрые чувства по отношению к животным, желание заботиться о них. Совершенствовать зрительное восприятие и внимание, понимать и выполнять элементарные инструкции, обусловленные ситуацией; соотносить слово с предметом, его изображением, узнавать на фотографиях знакомые лица, называть их упрощенными словами, воспитывать любовь к близким и родным. Среди множества картинок выделять идентичные (одежда, посуда, мебель, игрушки). Развивать зрительное восприятие, функцию обобщения в мышлении. Воспитывать добрые чувства к членам семьи: братикам и сестренкам. Формировать представление о назначении транспорта: грузовая машина, автомобиль; развивать коммуникативные навыки и воспитывать уважение к труду взрослых. Формировать понятие «дерево» (у дерева есть ствол, веточки, листочки), развивать зрительно-моторную координацию, воспитывать любознательность и дружеские взаимоотношения. Формировать у детей элементарные представления о зиме: идет снег, холодно, падают снежинки, развивать координацию движений, зрительное восприятие, воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе двигательной активности. Обогатить малышей теплотой материнской любви, воплощенной в народном слове. Укрепить авторитет матери, послушание ей на основе воспитания добрых чувств Формировать у детей понятие о больших и маленьких предметах, узнавать их, называть, постепенно вытесняя из активной речи облегченные слова, заменяя их общеупотребительными, развивать координацию движений, воспитывать взаимообщение в процессе предметно-игровой деятельности. Познакомить детей с празднично украшенной комнатой, развивать у детей интерес и чувство симпатии друг к другу, формируя стиль взаимоотношений, основанный на доброжелательности, воспитывать любовь к родным и близким. Отрабатывать навык последовательного одевания на прогулку, различать предметы одежды по названию, развивать наблюдательность и внимательность; воспитывать аккуратность и взаимопомощь. Учить детей различать грустное и веселое настроение, стимулировать внимание детей. Продолжать знакомить с транспортом, расширять словарный запас. Формировать у детей навык наблюдательности, называть предметы и явления окружающего мира (вода, снег, сосулька); развивать тактильное восприятие; воспитывать аккуратность и трудолюбие. Формировать у детей представление о празднике мам, создать радостное настроение, желание выбрать и подарить подарок; развивать зрительное восприятие и воспитывать любовь к родным и близким. Формировать навык соотношения цвета предметов и формы между собой для решения практических задач, развивать зрительную активность и внимательность. Воспитывать культуру общения со сверстниками. Формировать элементарные представления о временных отношениях: день-ночь, развивать зрительное восприятие, приобретать навык наблюдения; воспитывать культуру общения. Совершенствовать навык наблюдения, выделять основные приметы весны: светит солнце, травка и листочки зеленые, нет снега; воспитывать эстетические чувства и любовь к окружающей природе. Формировать у детей временные отношения: день - гуляют, кушают; ночь- спят. Развивать зрительное восприятие; воспитывать культуру поведения. Побуждать находить и показывать игрушки по названию; понимать и выполнять элементарные инструкции, обусловленные ситуацией; соотносить реальные объекты со стихами. Побуждать детей использовать в различных речевых ситуациях (односложный ответ на вопрос взрослого, завершение фразы, произнесенной взрослым, инициативное высказывание самого ребенка в игре) слова, относящиеся к лексической теме «Семья»; воспитывать любовь и уважение к родным Формировать представление о предметном мире »Продукты»: конфеты, морковка, мед; развивать зрительно- пространственное ориентирование; воспитывать культуру общения и дружеские отношения друг к другу. Совершенствовать навык наблюдения за явлениями природы: травка зеленеет, бегут ручьи, капает дождик; развивать зрительную память; воспитывать бережное отношение к природе. Способствовать восприятию сюжетной картинки, отражающей знакомую ребенку ситуацию, развивать элементарные причинно-следственные связи; воспитывать любовь и уважение к труду взрослых. Познакомить детей с помещением д/сада: окна, двери, крыша, группа; развивать наблюдательность, ориентировку в пространстве; воспитывать любовь к ближнему окружению. Формировать представление о растительном мире: деревьях, цветах, траве; цветовой гамме: зеленый, красный, желтый. Развивать мелкую моторику. Воспитывать эстетические чувства любви к окружающей природе. | (Карпухина, с.40) (Бондаренко, с.111) (Бондаренко, с.78) (Бондаренко, с.99, 85) (Карпухина, с.24) (Карпухина, с.17) (Бондаренко, с.90) (Карпухина, с.20) (Карпухина, с.32) (Карпухина, с.16) (Карпухина, с.58) (Карпухина, с.36) (Карпухина, с.34) (Бондаренко, с.161) (Карпухина, с.30) (Карпухина, с.10) (Карпухина, с.48) (Бондаренко, с.195, 196) (Карпухина, с.62) (Карпухина, с.61) (Карпухина, с. 21) (Карпухина, с.53) (Карпухина, с.63) (Карпухина, с.44) (Карпухина, с.23) (Карпухина, с.43) (Карпухина, с.67) (Карпухина, с.71) (Карпухина, с.50) (Карпухина, с. 70) (Карпухина, с.72) |
Образовательная область
«Речевое развитие»
Задачи образовательной деятельности:
1. Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками.
2. Обучать детей вступать в контакт с окружающим, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения.
3. Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов – названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предметов (цвет, форма, размер, характер поверхности).
Содержание образовательной деятельности
Связная речь
Понимание обращенной речи сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее. Реагирование на обращение с использованием доступных речевых средств, ответы на вопросы воспитателя с использованием фразовой речи или формы простого предложения. Отнесение к себе речи взрослого, обращенной к группе детей, понимание ее содержания.
Инициативная связная разговорная речь как средство общения и познания окружающего мира. Переход ребенка от однословной, фразовой речи к использованию в речи предложений разных типов, отражающих связи и зависимости объектов.
В словарь входят:
- названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей предметов;
- названия некоторых трудовых действий и собственных действий;
- имена близких людей, имена детей группы;
- обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребенка взрослых и сверстников.