Основные виды учебных занятий и их характеристика.




 

К основным видам учебных занятий в высших заведениях юридического образования относятся:

• лекция;

• лабораторное, практическое, семинарское, индивидуальное занятие;

• консультация.

Другие виды учебных занятий определяют в порядке, установленном высшим учреждением юридического образования.

Лекция - основная форма проведения учебных занятий в высших заведениях юридического образования, является элементом курса лекций, который охватывает основной теоретический материал отдельной или нескольким темам учебной дисциплины. Тематика курса лекций определяется рабочей учебной программой.

Лабораторное занятие - форма учебного занятия, за которого студент под руководством преподавателя лично проводит натурные или имитационные эксперименты и опыты с целью практического подтверждения отдельных теоретических положений учебной дисциплины, приобретает практические навыки работы с лабораторным оборудованием, оборудованием, вычислительной техникой, измерительной аппаратурой, методике экспериментальных исследований в конкретной предметной области. Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных учебных лабораториях с использованием оборудования, приспособленного к условиям учебного процесса (лабораторные макеты, установки и т. п.). В отдельных случаях лабораторные занятия могут проводиться в условиях реальной профессиональной среды. Лабораторное занятие проводят со студентами, количество которых не превышает половины академической группы.

Перечень тем лабораторных занятий определяется рабочей учебной программой дисциплины. Лабораторное занятие включает проведение текущего контроля подготовленности студентов к выполнению конкретной лабораторной работы, выполнение заданий темы занятия, оформление индивидуального отчета по выполненной работы и его защиту перед преподавателем.

Практическое занятие - форма учебного занятия, при которой преподаватель организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем индивидуального выполнения студентом в соответствии сформулированных задач. Практические занятия проводятся в аудиториях или в учебных лабораториях, оснащенных необходимыми техническими средствами обучения, вычислительной техникой. Практическое занятие проводят со студентами, количество которых не превышает половины академической группы.

Семинарское занятие - форма учебного занятия, при которой преподаватель организует дискуссию по предварительно определенных тем, в которых студенты готовят тезисы выступлений на основании индивидуально выполненных заданий (рефератов). Семинарские занятия проводят в аудиториях или в учебных кабинетах с одной академической группой. Перечень тем семинарских занятий определяется рабочей учебной программой дисциплины.

На каждом семинарском занятии преподаватель оценивает подготовленные студентами рефераты, их выступления, активность в дискуссии, умение формулировать и отстаивать свою позицию.

Консультация - форма учебного занятия, при которой студент получает ответа от преподавателя на конкретные вопросы или объяснения определенных теоретических положений или аспектов их практического применения. Консультация может быть индивидуальной или проводиться для группы студентов в зависимости от того, преподаватель консультирует студентов по вопросам, связанным с выполнением индивидуальных заданий, или из теоретических вопросов учебной дисциплины.

Объем времени, отведенный преподавателю для проведения консультаций с конкретной дисциплины, определяется учебным планом.

Главные формы контроля знаний студента в вузе — это экзамены и зачеты. Оценки по каждому из них записываются в зачетную книж­ку студента, экзаменационную и зачетную ведомости, а по окончании обучения переносятся в приложение к диплому. По нормам, установленным в учебных заве­дениях, для подготовки и ответа на экзамене студенту отводится 30 минут, на зачете — 15 минут. Итогом является оценка или зачет/незачет

Завершающим этапом проверки уровня знаний студентов явля­ются государственные экзамены на последнем году обучения. Для этого в каждом вузе утверждаются экзамена­ционные комиссии.

 

5. Самостоятельная работа студента, как форма учебно-воспитательного процесса в ВУЗе.

Самостоятельная работа студентов представляет собой одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса в высшей школе, при этом ее значение имеет неуклонную тенденцию к возрастанию. Объясняется это тем, что в комплексе требований, предъявляемых к специалисту с высшим образованием, все больший удельный вес зани­мает умение самостоятельно ориентироваться в потоке информации, способность к самообразованию и накоплению знаний. В процессе са­мостоятельной работы раскрываются способности человека, формиру­ются его качества как творческой личности, поэтому умение самостоя­тельно добывать и пользоваться информацией — одно из наиболее ценных качеств современного специалиста. Особенность вузовского обучения и состоит в том, чтобы развить творческий потенциал студента. Вся методика обучения в вузе нацеле­на на активизацию этой потенции, раскрытие творческих возможностей каждого обучающегося. Именно поэтому самостоятельная работа сту­дентов в вузе становится важной составной частью процесса обучения, вузовской дидактики.

По форме самостоятельная работа может быть аудиторной под руководством преподавателя и внеаудиторной с участием преподавателя и без него.
1. Аудиторная работа
– как правило, осуществляется на лекции, практических, лабораторных, семинарских занятиях. Например: совместные рассуждения, расшифровка тезиса, «включение в дискуссию» с обоснованием своей точки зрения, выполнение определенного объема задания, тематические диктанты, контрольные работы и т.д.
2. Внеаудиторная работа – изучение научной и специальной литературы, подготовку к занятиям, написание рефератов, докладов, выполнение заданий по темам, вынесенным на самостоятельное изучение. Контролируется и оценивается через тесты, вопросы для самоконтроля, контрольные работы. Задания могут дифференцироваться как обязательные (минимум, необходимый для усвоения всеми без исключения, вариативными могут быть сроки и форма отчетности) и необязательные для всех, индивидуальные: расширяющие объем знаний или корректирующие в зависимости от готовности студента и его интереса к дисциплине.
По цели:

1. Текущая проработка материала (ТПМ) – домашнее задание, работа с конспектами лекций, конспектирование первоисточников, подготовка к семинарам, лабораторным работам.
2. Учебно-исследовательская работа (УИР) – выполнение индивидуальных понедельных, помесячных, семестровых заданий, самостоятельное изучение темы, составление реферата, доклада, сообщения, анализ специальной литературы.
3. Научно-исследовательская работа (НИР) – выполнение курсовых и дипломных работ, подготовка научных докладов, статей и т. п.

Индивидуальные задания по отдельным дисциплинам (рефераты, расчетные, графические, курсовые, дипломные проекты или работы и т.п.) выдают студентам в сроки, предусмотренные высшим учебным заведением. Индивидуальные задания студент выполняет самостоятельно при консультировании преподавателем.

Курсовые проекты (работы) выполняют с целью закрепление, углубление и обобщение знаний, приобретенных студентами за время обучения и их применение к комплексному решению конкретной профессиональной задачи. Тематика курсовых проектов (работ) должно соответствовать задачам учебной дисциплины и быть тесно связана с практическими потребностями конкретной специальности. Порядок утверждения тематики курсовых проектов (работ) и их выполнения определяется высшим учебным заведением.

Руководство курсовыми проектами (работами) осуществляют, как правило, наиболее квалифицированные преподаватели.

Защита курсового проекта (работы) проводится перед комиссией в составе двух-трех преподавателей кафедры (предметной или цикловой комиссии) с участием руководителя курсового проекта (работы).

Дипломные (квалификационные) проекты (работы) выполняются на завершающем этапе обучения студентов в высшем учебном заведении и предусматривают систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение их при решении конкретных научных, профессиональных и других задач, а также развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования и эксперимента, связанных с темой проекта (работы).

Студенту предоставляется право выбрать тему дипломного проекта (работы), определенную выпускающими кафедрами (предметными, цикловыми комиссиями), или предложить свою с обоснованием целесообразности ее разработки. Руководителями дипломных проектов (работ) назначают профессоров и доцентов (преподавателей) высшего учебного заведения, высококвалифицированных специалистов производства.

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Учебное время, отведенное для самостоятельной работы студента, регламентируется рабочим учебным планом и должен составлять не менее 1/3 и не более 2/3 общего объема учебного времени студента, отведенного для изучения конкретной дисциплины.

Содержание самостоятельной работы студента над конкретной дисциплине определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, задачами и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студента обеспечивается системой учебно-методических средств, предусмотренных для изучения конкретной учебной дисциплины (учебник, учебные и методические пособия, конспект лекций преподавателя, практикум). Методические материалы для самостоятельной работы студентов должны предусматривать возможность самоконтроля со стороны студента. Для самостоятельной работы студенту рекомендуется также соответствующая научная и профессиональная монографическая и периодическая литература.

Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала по конкретной дисциплине может выполняться в библиотеке высшего учебного заведения, учебных кабинетах, компьютерных классах (лабораториях), а также в домашних условиях.

Учебный материал учебной дисциплины, предусмотренные рабочим учебным планом для усвоения студентом в процессе самостоятельной работы, выносится на итоговый контроль рядом с учебным материалом, который прорабатывался при проведении учебных занятий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: