Рекомендации по организации самостоятельной работы студента




В ходе самостоятельной работы осуществляются главные функции обучения - закрепление знаний и переработка их в устойчивые умения и навыки. Одновременно с этим развивается творческое мышление обучаемых, приобретаются навыки работы с научной литературой и навыки самостоятельного поиска знаний. От степени самостоятельности выполнения всех этих типов работ, от настойчивости каждого студента в этой самостоятельной работе зависит успех обучения.

Важное место в изучении учебного материала отводится само­стоятельной работе студентов. Она включает чтение учебной и научной литературы, конспектирование текста, решение задач, тестов, и т. п. Особенно необходима систематическая и целеустремленная самостоятельная работа студентов системы заочного и вечернего обучения.

Основное место в самостоятельной работе студента занимает конспектирование устной речи и различных письменных источников. При конспектировании происходит более или менее значительное сокращение первичного текста.

Конспектирование

Конспект (от лат. Conspectus – обзор) – это систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки или, по крайней мере, два из этих типов записи, — вот что такое конспект. Следовательно, одновремен­но он должен содержать:

· планы;

· тезисы и выписки;

· или планы и тезисы;

· или тезисы и выписки;

· или планы и выписки.

Систематичес­кая, логически связная запись — одно из ос­новных требований, предъявляемых к конспекту по существу. Так, выписки с отдельными пункта­ми плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, — это не конспект.

В силу такой особенности конспект в большей сте­пени, чем другие виды записей, объективен. Дру­гими словами, конспектом, написанным одним читателем, могут пользоваться другие — он более универсален, чем иные виды записей. Тут мень­ше риска заблудиться в чужих мыслях, чем при работе с чужими записями других типов (с вы­писками, планами и даже тезисами, не говоря уже о набросках для себя).

По этой же причине к конспектам можно с успехом обращаться через несколько (или много) лет после их написания. Например, конспекты работ по философии составляют на первом курсе вуза, но они могут быть использованы и через пять лет — для подготовки к государственным экзаме­нам и в период сдачи экзаменов кандидатского минимума. Конечно же, конспекты при этом до­полняют новыми материалами, совершенствуют, уточняют.

Типы конспектов

Конспекты можно условно подразделить на четыре типа:

· плановые;

· текстуальные;

· свободные;

· тематические.

Тут важно запомнить не названия типов кон­спектов (их можно называть по-разному). Важно понять суть каждого из них и их специфику.

Плановый конспект легко получить с помо­щью предварительно сделанного плана произве­дения. При этом план или специально составля­ется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и корот­кого плана-конспекта.

Являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного с учетом целей конспектирования, этот конспект — один из наиболее ценных, по­могает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Содержание книги закрепляется в памяти уже при создании конспекта. Он учит пос­ледовательно и четко излагать свои мысли, рабо­тать над книгой, обобщая содержание ее в фор­мулировках плана. Если книгу читали с помощью вкладных листков, то их можно взять за костяк будущего конспекта.

При наличии навыка конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его неза­менимым пособием при быстрой подготовке до­клада, выступления.

Однако по прошествии времени с момента его написания работать с ним трудно, так как не всегда легко удается восстановить в памяти со­держание источника. Существенную помощь здесь могут оказать вкладные листки или отметки в книге, сделанные при ее чтении. По этой причи­не вкладные листки, на основе которых создается конспект, сохраняют.

Самым простым плановым конспектом явля­ется вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы.

В процессе разработки, а иногда и при после­дующей переделке, плановый конспект может стать схематическим плановым конспектом, т. е. конспектом, отражающим логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений, причем во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изло­жения оригинала.

Текстуальный конспект — это конспект, со­зданный в основном из отрывков подлинника — цитат. Текстуальные выписки тут связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

Текстуальный конспект — прекрасный источ­ник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Такой конспект научной статьи (книги) поможет определить ложность по­ложений автора или выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по переска­зу — свободному конспекту. В последнем случае все равно потребовалось бы вновь обратиться к подлиннику для поправок и уточнений. Отсюда следует вывод о целесообразности применения текстуальных конспектов при изучении материа­лов для сравнительного анализа положений, вы­сказанных рядом авторов.

Легко догадаться, что текстуальный конспект в большинстве случаев — пособие, используемое длительное время. Иногда, правда, такой кон­спект составляется и как временное пособие для ускоренной проработки произведений. Хотя при создании текстуального конспекта и требуется определенное умение быстро и правильно выби­рать основные цитаты (умение делать выписки), этот тип конспекта не является трудносоставимым, если оценивать его по той работе, которая затрачивается на написание его.

Существенный недостаток текстуального кон­спекта в том, что он не активизирует резко вни­мание и память (если, конечно, он заранее не был призван стать пособием для сравнения раз­ных точек зрения). Этот недостаток особенно мо­жет проявиться, если конспект составляется на основе выписок, сделанных значительно раньше.

Бывает так, что исследователь написал кон­спект, а материала глубоко не проанализировал, не запомнил содержания произведения, не ус­воил его. Ему помешало автоматическое пере­писывание цитат, которым он занимался в про­цессе первоначального чтения материала. Чита­телю могут помешать и выписки, сделанные давно, если он перед переработкой выписок в конспект вновь не обратился к книге. А сделать это было бы несложно, если бы он вовремя привлек в по­мощь себе ссылочные страницы, вкладные лист­ки и др.

Иногда текстуальный конспект при после­дующей разработке его или даже в процессе со­здания переходит в свободный конспект.

Свободный конспект сочетает выписки, цита­ты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.

Свободный конспект требует умения само­стоятельно четко и кратко формулировать основ­ные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный за­пас слов. Само составление этого вида конспек­та прекрасно развивает указанные выше качества.

Можно сказать, что свободный конспект, по­жалуй, наиболее полноценный вид конспекта, если учесть ту пользу, которую извлекают хотя бы уже из самого процесса его составления. Он в высшей степени способствует лучшему усвоению материала, не привязывая читателя к авторским формулировкам. Здесь читатель на деле демон­стрирует свое умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки. Забота тут одна — понять, осмыслить, записать четко, логично.

Над свободным конспектом приходится мно­го работать — его не так-то легко составить.

Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный во­прос-тему. Поэтому он и получил название тема­тического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду ис­точников, он может не отображать сколько-ни­будь полно содержания каждого из используемых произведений.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Таким образом, этот конспект облегчает ра­боту над темой при условии использования не­скольких источников.

Создавая тематический конспект, порой приходится привлекать личный опыт, наблюде­ния, рыться в памяти, вспоминая событие, факт, мысль, теорию, наконец, книгу, в которой вы встретили то или иное нужное вам положение. Так постепенно можно приучить себя мобилизовы­вать свои знания. Этому помогают рабочий каталог, картоте­ки, наконец, конспекты и другие записи.

Можно использовать так называемый обзор­ный тематический конспект. В этом случае со­ставляется тематический обзор на определенную тему, с использованием одного или чаще несколь­ких источников.

К обзорному тематическому конспекту мож­но отнести и хронологический конспект. Как гово­рит само название, вся запись подчинена хроно­логической последовательности событий.

Хронологический конспект, в отличие от об­зорного, значительно более краткий.

Важнейшим видом самостоятельной работы является подготовка к выступлению на семинаре. Для этого студенту необходимо внимательно изучить план семинарского занятия, рекомендованную литературу; прочитать конспект лекций по данной теме и по каждому вопросу плана найти соответствующие разделы в учебнике, в дополнительных источниках.

Одним из самых сложных видов самостоятельной деятельности является подготовка и написание студенческих научных работ. В ходе подготовки студента к будущей профессиональной деятельности он должен научиться не только слушать, воспринимать, конспектировать, выступать. Не менее важно научиться грамотно излагать свои мысли на бумаге. Этому способствует написание рефератов и курсовых работ. Курсовая работа помогает студентам систематизировать полученные знания на определенном этапе обучения, углубить теоретические знания, научиться самостоятельно анализировать материал, логически его излагать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: