Ведущий верхолаз и страхующий должны использовать между собой обоюдную понятную систему связи, для того чтобы избежать потенциального опасного непонимания.
Существует стандартный набор команд при подъеме:
1. Когда ведущий верхолаз достиг полной длины своего каната, он закрепляет себя на конструкции; «на страховке» или «в безопасности»;
2. Он устанавливает пропускную страховку, такую де как внизу, и затем выбирает канат для обеспечения достаточного провиса. Когда у ведущего верхолаза будет достаточный запас свободного каната, следует вторая команда; «теперь я»;
3. Ведущий верхолаз сообщает, что он готов к подъему втрого верхолаза, подавая команду; «поднимайся, когда будешь готов»;
4. Второй верхолаз информирует ведущего о том, что он готов к подъему; «поднимаюсь»;
5. Второй верхолаз может начать подъем только после окончательного подтверждения ведущего верхолаза; «давай»;
6. Во время подъема второго верхолаза ведущий верхолаз поддерживает канат в натянутом состоянии, для того чтобы в случае его падения с конструкции тот не упал, а просто повис на канате;
7. Как только второй верхолаз достигает каждой пропускной страховки он снимает ее и берет с собой для использования на следующем этапе подъема;
8. Когда второй верхолаз присоединяется к ведущему верхолазу, он закрепляет себя на конструкции и они совместно готовятся к следующему этапу подъема;
9. Во время подъема натяжение веревки может контролироваться словами «ослабь» или «натяни» и никогда комбинацией двух слов, так как это может привести к заблуждению.
Подъем с талрепом
Верхолаз тянет канат за собой для его фиксации наверху конструкции.
Подъем по конструкции осуществляется с использованием двух независимых талрепов с гасителем удара или с одним талрепом с фиксацией в форме «Y» с гасителем удара. Талрепы крепятся к точке крепления на груди ремня безопасности останова падения.
|
Верхолаз поочередно меняет свои точки крепления по мере подъема по конструкции, убедившись, что он всегда правильно выполняет свое крепление:
Рисунок 5.65 – Использование талрепа
Индивидуальные талрепы с гасителями ударов никогда не должны фиксироваться одновременно, так как это удваивает усилие, необходимое для срабатывания гасителя удара и превышает требование к максимальной силе удара при падении, составляющее 6 КН. В этом случае рекомендуется использовать талрепы с креплением в форме «Y», так как они меньше подвержены таким проблемам.
Длина блоков талрепов, включая соединительные устройства, не должна превышать расстояние между точкой крепления на груди и местом, до которого может дотянуться рабочий.
Следует избегать подъема выше точки крепления талрепа, так как падение с этой точки может привести к срабатыванию гасителя энергии, что приведет к большей высоте падения. Для дополнительной информации о правильном использовании талрепов смотрите раздел по оборудованию данного справочника.
Рисунок 5.66 – Рекомендуемая длина талрепа
Крепление к вертикальным или горизонтальным конструкциям может быть потенциально опасным, так как это может привести к «скользящему падению» с коэффициентом падения больше 2.
Рисунок 5.67 – Может быть превышен коэффициент падения 2
|
Если необходимо закрепиться на вертикальной или диагональной конструкции, то необходимо, чтобы верхолаз нес с собой стропы. Стропы могут быть закреплены на удавку вокруг конструкций для обеспечения фиксированной точки крепления, которая не соскользнет под действием нагрузки. Помните, что крепление стропа таким образом ослабляет его и это следует учитывать при расчете его нагрузки.
Рисунок 5.68 – Строп, закрепленный на удавку – снижение нагрузки на 20%
После подъема на верх конструкции, ведущий верхолаз самостоятельно и независимо закрепляется к конструкции при помощи своего талрепа. Затем он закрепляет канат на конструкции для того, чтобы оставшиеся члены бригады могли подняться, закрепив свои устройства обеспечения безопасности за канат.
Забрасывание каната
Данная методика и оборудование были взяты из технологии промышленной обрезки деревьев.
Существует возможность установки каната и стропа фиксации на некоторые виды конструкций, не покидая поверхности земли.
Это достигается посредством забрасывания легкого шнура, прикрепленного к снаряду, забрасываемому на верхнюю часть конструкции. Высота забрасывания ограничивается силой и точность человека, забрасывающего шнур.
Рисунок 5.69 – Комплект для забрасывания шнура
Техника выполнения
1. Забрасываемый шнур пропускается через большое кольцо страховочной ленты и затем к нему крепится мешок для забрасывания;
2.
Затем мешок забрасывается на конструкцию, на которую необходимо подняться (очень важно помнить, что конструкция не должна быть горячей и не иметь острых краев – важность этого вы поймете, когда забрасываемый канат оборвется);
|
Рисунок 5.70
3. Затем забрасываемый мешок снова опускается на землю и отвязывается от забрасываемого шнура;
4.
Затем шнур пропускается через маленькое кольцо страховочной ленты и к нему снова крепится мешок для забрасывания;
Рисунок 5.71
5. Затем шнур подтягивается и мешок со страховочной лентой возвращаются вверх на конструкцию;
6.
После того как вы услышите хорошо слышимый щелчок при контакте двух колец страховочной ленты, следует опустить мешок обратно на землю;
Рисунок 5.72
7. Снимите мешок со шнура и прикрепите к шнуру малорастягиваемый канат;
8.
Тяните шнур до тех пор, пока конец малорастягиваемого каната не пройдет через кольца предохранительной ленты и снова не достигнет поверхности земли.
Рисунок 5.73
Крепление каната
Способ 1: Завяжите один конец каната узлом для бочек вокруг другого каната, потяните канат так, чтобы узел располагался на кольцах. Используйте канат как обычно для фиксированной защиты при подъеме.
Рисунок 5.74 – Крепление каната узлом для бочек для получения закрепленного каната
Способ 2: Прикрепите к одному концу и страхуйте канат через устройство страховки при помощи второго рабочего.
Рисунок 5.75 – Страхующий выбирает канат по мере подъема верхолаза
Когда верхний верхолаз достигнет верха каната, он должен закрепиться как обычно для того, чтобы обеспечить подъем другим членам бригады