Следует помнить, что соответствующая подготовка рабочего коллектива, его экипировка и навыки безопасного выполнения работ позволяет в значительной степени предупредить возникновение аварийных ситуаций и необходимости привлечения спасателей.
Перед выполнением каких-либо аварийно-спасательных работ очень важно понять причину травмы пострадавшего, чтобы избежать негативного воздействия факторов травмы на спасательную команду, например, если пострадавший потерял сознание в результате отравления газом.
Способы опускания пострадавшего
Опускание пострадавшего это обычно наиболее оптимальный способ его эвакуации, так как процедуры для этого достаточно просты и сила тяжести помогает процессу опускания. Процедуры опускания включает в себя перемещением пострадавшего с существующего оборудования подвешивания в систему опускания, управляемую спасателями.
Пострадавший будет подвешен либо свободно либо закреплен к конструкции. Это будет определять способы доступа спасателей к пострадавшему.
Рисунок 9.1 – Фиксация новой системы к пострадавшему
Рисунок 9.2 – Перенос веса пострадавшего на новую систему
Рисунок 9.3 – Спуск пострадавшего
Рисунок 9.4 а – Спасатель спускается к пострадавшему и закрепляет новую систему и страховку
Рисунок 9.4 b – Спасатель переносит вес пострадавшего на новую систему
Рисунок 9.4 с – Спасатель спускается вместе с пострадавшим
Диагональные направляющие канаты
В некоторых случаях вертикальный спуск может быть невозможен из-за препятствий конструкции. В этих случаях могут использоваться диагональные направляющие канаты.
|
На рисунке показана система с полной страховкой, однако, в некоторых ситуациях по спасению пострадавшего, дополнительное время, необходимое на создание системы страховки, может рассматриваться как дополнительная угроза жизни пострадавшего.
Рисунок 9.5 – Эвакуация по вертикальному направляющему канату
Носилки
Если травмы пострадавшего того требуют и если есть достаточно времени и пространство позволяет, можно использовать носилки. Типичное крепление носилок показано ниже и, в данном примере, опускание носилок сопровождается спасателем. Управление двумя канатами осуществляется сверху другими членами спасательной команды.
Рисунок 9.6 – Спасение с использованием носилок
Системы блоков
В некоторых случаях, например, когда пострадавший располагается рядом с палубой или в подвешенном состоянии над водой, возможно потребуется поднять его обратно на конструкцию при помощи системы блоков.
Блоки состоят из шкива или шкивов, установленных в консоли, которая имеет закрепленные или поворотные стороны:
Рисунок 9.7 – Выбор блоков
Блоки служат для одной из двух следующих целей – они используются либо для обеспечения механических преимуществ, либо для простого изменения направления каната.
Блоки, закрепленные на конструкции, в противоположность тем, которые перемещаются вместе с грузом, не дают каких-либо механических преимуществ.
Рисунок 9.8 – 1:1 Нет преимуществ – только изменения направления тяги вниз
На рисунке 9.8 направление каната было изменено, чтобы его можно было тянуть вниз, но механических преимуществ при этом не было получено. Следует также отметить, что нагрузка на блок и соединение в два раза превышает вес поднимаемого груза, потому что на блок действует вес груза плюс сила, требуемая для его перемещения.
|
На следующих рисунках блок и соединительное устройство несут на себе всю нагрузку, однако нагрузка равномерно распределяется на два каната и поэтому усилие, требуемое для перемещения груза, равно только половине веса груза
Рисунок 9.9 – 2:1 Половинная тяга каната – каждый канат несет половину нагрузки
Рисунок 9.10 – 2:1, 2 каната несут нагрузку, дополнительные блоки меняют направление
Системы блоков обычно обозначаются в виде коэффициента. Коэффициент – это соотношение между весом груза и усилием, требуемым для его перемещения.
Рисунок 9.11 – Обозначения
Здесь приведены теоретические данные, так как они не учитывают трения в блоке. Для большей точности следует добавить около 4; на каждый шкив, если в блоке используются подшипники, и 8%, если втулки. Для простоты и удобства лучше рассмотреть модели без учета трения. Другими словами, все соотношения, указанные в данном разделе, являются номинальными, а не реальными.
Механические преимущества зависят от количества канатов, на которые распределяется вес груза. Это наиболее просто определяется визуально, подсчетом частей каната, которые в настоящий момент находятся в контакте с грузом. В предыдущих примерах, в обоих случаях, две части каната разделяют вес груза, поэтому обе системы имеют коэффициент 2:1.
|
Приведённые ниже примеры показывают, как распределяется вес в более сложных системах:
Рисунок 9.12 – 3:1 – три части каната делят вес груза
Рисунок 9.13 – 4:1 – четыре части каната делят вес груза
Рисунок 9.14 – 5:1 – пять частей каната делят вес груза
Рисунок 9.15 – 6:1 – шесть частей каната делят вес груза
Следует отметить, что все четные коэффициенты говорят о том, что закреплен верхний конец каната, а все нечетные коэффициенты – о том, что канат закреплен на грузе или внизу. При использовании систем блоков следует учитывать целый ряд других факторов. Увеличение коэффициента приводит к повышению мощности системы, однако при этом имеется ряд недостатков.
Так в системе с коэффициентом 6:1 для перемещения пострадавшего на 1 м надо вытянуть 6 м каната (коэффициент относится как к грузу, так и к расстоянию). Иногда это приводит к потере времени. Длина вытягиваемого каната может быть уменьшена посредством изменения крепления системы:
В данных примерах подъемник обеспечивает дистанционное крепление к грузу, а блок, прикрепленный к нему, все равно обеспечивает механические преимущества по мере перемещения подъемника. Верхняя система имеет коэффициент 3:1 при действии на нижнюю систему. Две подсистемы перемножаются для получения общего коэффициента системы в целом.
Существует еще один важный фактор, который следует учитывать, и без которого ни одна из приведенных выше систем не будет работать. Все системы спасательных блоков должны иметь устройства, которые позволят вытягивать канат и не допустят его ослабления и возврата назад. Это муфта или невозвратная система. На рисунке показаны два основных местоположения.
Рисунок 9.16 – Подъёмник был добавлен для предотвращения обратного сматывания каната. Это наиболее эффективный тип муфты, так как он создает наименьшее трение. Это система 3:1.
Рисунок 9.17 – Большая сила трения из-за добавления устройства спуска в качестве муфты, но имеет большую универсальность, так как имеет встроенную функцию спускания. Верхняя система 3:1 перемножается с нижней системой 2:1, что в результате дает 6:1.
Выбор типа муфты и используемой системы будет зависеть от обстоятельств, однако желательно всегда иметь под рукой несколько различных вариантов. Все приведенные выше системы требуют серьезных навыков и постоянной практики. Все системы должны использоваться вместе с независимым страховочным канатом. Приведенные выше примеры – это только несколько возможных вариантов спасения пострадавшего, приведенных в качестве примера того, что можно сделать с использованием канатов и оборудования для подъема.
Существует множество других вариантов, выбор которых зависит от конструкции, травмы пострадавшего, уровня навыков спасательной команды и условий окружающей среды.