Развитие речи ребенка второго года жизни.




1 год — 1год 6 месяцев.

«Мишенька болен»

Чему учится ребенок: заинтересованно слушать чтение художественного текста и активно его воспринимать, воспроизводить междометия, производить несложные игровые движения.

Оснащение: игрушечный мишка.

Ход игры: говорите и одновременно сопровождайте слова показом на игрушке:

Заболел наш Мишенька, Мишенька-топтыженька.

Заболела у Мишеньки головушка: ой, ой (поглаживайте голову)

Заболела у Мишеньки лапонька: ой, ой! (поглаживайте переднюю лапку)

Заболела у Мишеньки ноженька: ой, ой (поглаживайте заднюю лапу)

Заболел у Мишеньки животик: ой, ой! (поглаживайте живот).

Таким образом перечисляются все остальные части тела и лица, которые необходимо знать малышу в этом возрасте.

«Муха»

Чему учится ребенок: заинтересованно слушать чтение художественного текста и активно его воспринимать, синхронно совершать игровые движения.

Ход игры: обратите внимание ребенка на летающую муху; во время чтения стихо­творения дотрагивайтесь до частей тела ребенка в соответствии со словами:

Муха летала, летала, По ножке пробежала,

На головке побывала. У коленки прожужжала

Носик щекотала, И на пальчик села.

На животике лежала. Села и запела.

СЕНТЯБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ

«Поручение»

Сначала при выполнении вашей просьбы от малыша не требуется активизации собственной речи, будет достаточно, если он молча ее выполнит (например, уберет в определенное место игрушки, принесет мяч и т. д.). Предложение взяться за работу можно предварить чтением рифмовки:

Ну-ка, (имя ребенка), за работу, Все игрушки уберем:

Покажи свою работу! И собачку, и юлу,

Мы по комнате пройдем, И машинку, и козу.

Затем прокомментируйте действия ребенка: «Молодец, какой хороший мальчик (девочка), маме помогает... — мамин помощник!» Или можно помочь ребенку, конкрет­но указывая, что надо убрать («Мяч убери, куклу убери — посмотри, она плачет, ей в кроватку хочется...», обязательно похвалите за проделанную работу).

В дальнейшем выполнение просьбы или поручения может быть связано с употреб­лением отраженной речи. Малышу дается поручение спросить что-то у папы. Обучая отраженной речи, обязательно давайте образец обращения, например: «Саша, попроси у папы ложку. Скажи: „Папа, дай ложку"». Или: «Подойди к Кате, скажи: „Катя, давай играть!"»

«Помощник»

Чему учится ребенок: навыкам подражания, ощущать чувство ритма, договаривать простые слова

Оснащение: веник.

Ход игры: попросите малыша, чтобы он помог вам подмести пол; во время совмест­ного действия читайте стихотворение, стараясь действовать в ритм произносимым словам:

Подметаю пол, пол. Собираю сор, сор. Будут все меня хвалить: «Молодец!» — мне говорить.

«Игрушки»

Чему учится ребенок: внимательно слушать текст, воспроизводить звукоподражания. Оснащение: игрушки (петушок, кукла).

Ход игры: предъявляйте ребенку последовательно знакомые игрушки. Показ со­провождайте чтением соответствующего стихотворения. Например:

Петя-Петя-петушок, Катя, Катя маленька,

Золотой гребешок, Катенька удаленька,

Ранним-рано поутру Пройди по дорожке,

Он поет... ку-ка-ре-ку! Топни, Катя, ножкой — топ, топ!

«Игрушки» (продолжение)

Чему учится ребенок: внимательно слушать текст, воспроизводить звукоподражания. Оснащение: игрушечные козочка, собачка, кот.

Ход игры: показывайте ребенку игрушки по одной. Показ сопровождайте чтением рифмовок:

К нам пришла собачка, Я козочка, ме-ме,

Умная собачка, Я гуляю на лужке.

С детками играет, Острые рожки,

Очень громко лает: ав-ав-ав... Тонкие ножки.

Ходит котик серенький, Хвост пушистый, беленький. Сидит, умывается, лапкой утирается: Мяу-мяу-мяу!

«Звери обедают»

Чему учится ребенок: понимать текст, выполнять игровые действия; воспроизво­дить звукоподражания и отдельные слова.

Оснащение: игрушечные животные; яблоко, морковь (или их изображения).

Ход игры: предложите малышу покормить игрушек: «Давай кормить твоих зверей. Смотри, какие они голодные! Кого мы будем кормить? Найди, где твой мишка, где кот, где зайка? Смотри, как они просят кушать: ам-ам! Как киска просит кушать? Мяу-мяу!»

Читайте стихотворение и показывайте:

Киска к (имя ребенка) подошла. Зайчик к (имя ребенка) подошел,

Молочка просила. Умный зайка сел за стол.

Молочка просила. Попросил морковку.

«Мяу!» — говорила. Взял — и прыгнул в норку.

Вот наш плюшевый медведь. Мишка очень хочет есть.

Спросите ребенка: «Кому дали морковку? Кому дадим яблоко?»

«Зайчишка-трусишка »

Чему учится ребенок: внимательно слушать и понимать смысл потешки; воспроиз­водить отдельные слова.

Оснащение: игрушечный заяц, морковка, кочан капусты. Ход игры: читайте потешку, играя зайцем:

Зайчишка-трусишка Капустку нашел,

По полю бежал, Сидит и грызет.

В огород забежал, Нас увидал —

Морковку нашел, Быстро, быстро ускакал!

Вместо «нас» можно называть имя ребенка и имена знакомых ребенку лиц.

«Дождик, дождик»

Чему учится ребенок: воспринимать и воспроизводить ритмический характер по­тешки, синхронно совершать игровые дижения.

Ход игры: обратите внимание ребенка на дождь за окном; просящим голосом прочтите потешку:

Дождик, дождик, Ребятишек разбудил.

Подожди, Дождик, дождик,

Надоели нам дожди! Пожалей,

Ты по крышам зачастил, Нам дороги не залей!

При повторном чтении не только жестами, но и словами поощряйте ребенка вслед за вами делать игровые движения: «Погрози пальчиком!», «Постучи пальчиками по столу», «Подними руки вверх».

«Лужи»

Чему учится ребенок: внимательно слушать текст и выполнять игровые движения в соответствии с текстом.

Ход игры: читайте стихотворение, при последних словах побуждайте ребенка дейст­вовать в соответствии с текстом; в дальнейшем ребенок должен все делать сам.

Нынче всюду блещут лужи: Эта — шире. Эта — уже. Через лужи прыгать нужно с бугорка на бугорок: Прыг-скок, прыг-скок.

«Сборы на прогулку»

Чему учится ребенок: запоминать названия предметов одежды (трусы, носки, шапка, пальто, сапожки); чувствовать ритм произносимых слов.

Оснащение: предметы одежды.

Ход игры: собирая малыша на прогулку, заранее положите вещи ребенка так, чтобы ему было удобно их взять.

Скажите: «Сейчас мы пойдем гулять. Давай одеваться. Найди, где твои носки. Давай наденем носки на ножки. Тепло будет ножкам! Ножки, ножки, побегут по дорожке. Найди, где твои трусы. А трусы-то хороши! Где шапка? Спрячет ушки шапка! Где сапожки? У Кирюши на ножках! Где пальто? Вот оно!..»

«Растеряшка»

Чему учится ребенок: внимательно слушать, вникать в содержание, выполнять нужные действия.

Оснащение: предметы одежды. Ход игры: прочтите рифмовку:

Громко Ванечка рыдал — Громко Ванечка рыдал —

Он перчатки потерял. Ваня шапку потерял.

И не может рассказать, И не может рассказать,

Где же их теперь искать. Где ее теперь искать.

Продолжайте читать, подставляя нужные по смыслу предметы одежды (шарфик, сапоги, туфельки). Ребенок должен показывать называемые вами вещи.

«Уходи с дороги, кот!»

Чему учится ребенок: вниманию к словам взрослого, воспринимать ритм потешки, а также интонацию строгости, произносить слова, делать игровые движения и выпол­нять действия вместе со словами, непроизвольно запоминать потешку.

Оснащение: игрушечная кошка и кукла.

Ход игры: поставьте на стол кошку. Читайте строгим голосом и делайте грозящие движения пальцем:

Уходи с дороги, кот!

Наша деточка идет, (выдвигайте куклу)

Топ-топ, топ-топ.

Наша деточка идет,

Через киску упадет, (покажите, как кукла падает)

Для инсценировки потешки можно большую, красивую игрушечную кошку поло­жить на ковровую дорожку. Ребенок сидит на стульчике около дорожки. Взрослый читает потешку, а ребенок идет по дорожке и, перешагивая через кошку, изображает падение при произнесении слова «упадет».

При следующем чтении предложите ребенку повторять за вами слова потешки. Вместо слова «деточка» называйте имя ребенка. Помогайте ребенку совершать игровые движения.

«Киска и собачка»

Чему учится ребенок: узнает, как «говорят» животные; внимательно слушать и в нужный момент издавать соответствующие звуки.

Оснащение: игрушечные кошка и собачка.

Ход игры: держите в руке игрушку и одновременно читайте стишок. Побуждайте ребенка в нужный момент повторять за вами:

Веселая киска у (имя ребенка) живет,

Веселая киска песни поет:

Мяу-мяу-мяу-мяу!

Вместе с киской собачка живет,

Веселые песни собачка поет:

Ав-ав-ав-ав!

«в гости»

Чему учится ребенок: запоминать названия игрушек-животных, воспроизводить звукоподражания.

Оснащение: игрушечные животные.

Ход игры: в гости к малышу по очереди приходят животные (игрушки) и здорова­ются с ним:

—коровка «Му-у, му-у, молочка кому?»;

—курочка «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, дайте, дайте зернышко»;

—мышка «Пи-пи-пи, пи-пи-пи, хлебца мне найди».

Ребенок воспроизводит эти звукоподражания — зовет того, кто с ним поздоровался.

«Елочка»

Чему учится ребенок: внимательно слушать и понимать содержание стихотворения; интересоваться елкой; рассматривать игрушки на елке.

Оснащение: наряженная елка (количество игрушек должно быть ограничено для простоты распознавания).

Ход игры: предварительно помогите ребенку рассмотреть украшенную елку (поиг­райте в игру «Где это?» или «Посмотри, это шарик; снежинка...»). Затем почитайте стихотворение, одновременно указывая на перечисляемые игрушки:

Елочка, елочка, Много на елочке

Яркие огни! Шариков цветных,

Бусами, бусами, Звездочек блестящих,

Елочка, звени! Шишек золотых!

«Кто мяукнул у дверей?»

Чему учится ребенок: воспринимать ритм, жалостливую интонацию, произносить отдельные слова.

Оснащение: игрушечная кошка.

Ход игры: читайте жалостливым голосом, одновременно управляя кошкой:

Кто мяукнул у дверей? — Открывайте поскорей! Очень холодно зимой! — Киска просится домой.

«Баю-бай»

Чему учится ребенок: восприятию ритмической речи, правильно произносить слова «баю-бай», «собачка», «лай». Потешка имеет назидательный оттенок, учит заботиться о других. Взрослому надо акцентировать на этом внимание ребенка.

Оснащение: игрушечная собачка и кукла.

Ход игры: сопровождайте чтение манипуляциями с игрушечной собачкой и куклой. Скажите: «Давай уложим спать куклу Катю!» Собачка стоит на столе. Возьмите куклу на руки, уложите спать, ритмично укачивая ее, медленно проговаривайте:

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай, (погрозите собаке пальцем)

Белолапа, не скули,

Мою Катю не буди.

Повторите потешку несколько раз. Затем передайте куклу ребенку и продолжайте повторять текст, делая паузы в конце предложений с тем, чтобы ребенок их договаривал.

«Сборы на прогулку»

Чему учится ребенок: узнавать и выбирать предметы зимней одежды, произносить слова.

Оснащение: зимняя одежда (шарф, шапка, шубка, зимние сапоги) и отдельные предметы осенней (шарфик, шапочка, резиновые сапожки).

Ход игры: положите вещи в непосредственной близости от ребенка. Скажите ему, что сейчас он пойдет гулять. Начинайте его одевать и при этом предлагайте ему подавать вам одну вещь за другой, выбирая зимнюю одежду. Называйте при этом то, что он вам подает. Примерно так:

Надеваю малышу шубку зимнюю,

Шапку зимнюю,

Сапожки зимние.

Хороши сапожки

У (имя ребенка) на ножках!


 

«Валенки»

Чему учится ребенок: сосредоточенно, внимательно слушать и понимать содержание потешки, чувствовать ритм, произно­сить отдельные слова.

Оснащение: картинка.

Ход игры: покажите ребенку картинку, прочтите потешку:

 

А баиньки-баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

«Снежок порхает, кружится...»

Чему учится ребенок: всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться кра­сотой природы; произносить слова, ощущать ритм стиха, подражать игровым дейст­виям.

Ход игры: обратите внимание ребенка на снег за окном; покажите, как он падает; обратите внимание ребенка, какой он белый, очень красивый. Скажите: «Кругом белым-бело». Прочтите стихотворение:

Снежок порхает, кружится, Белая вся улица. Собралися мы в кружок, Завертелись, как снежок.

Слова сопровождайте игровыми движениями: одновременно протяните руки друг другу и покружитесь.

«Санки»

Чему учится ребенок: воспринимать ритм стихотворения, интонацию строгости; играть с куклой.

Оснащение: игрушечные санки, куколка, горка (можно использовать книгу).

 

Ход игры: на столе — горка. Возьмите куклу, посадите ее на санки. Объясните ребенку, что кукла будет кататься с горки.

Удерживая санки (они должны скатываться медленно), прочтите отрывок из стихотворения О. Высотской:

Покатились санки вниз.

Крепче, куколка, держись!

Ты сиди, не упади,—

Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно!

А не то разбиться можно!

 

«Зайка»

Чему учится ребенок: подражать игровым действиям, ощущать ритм стиха; добро­желательности.

Оснащение: мягкая игрушка заяц.

Ход игры: посадите перед собой зайца; ласковым голосом читайте стихотворение ж одновременно управляйте лапкой игрушки:

Зайка серый умывается. Вымыл хвостик.

Зайка в гости собирается. Вымыл уши, вытер суше

Вымыл носик, И поскакал.

При повторном чтении стихотворения научите ребенка показывать на себе соответ­ствующие движения. Попросите ребенка попрыгать, как зайка. При следующем чте­нии ребенок должен делать это без подсказки.

«Мишка»

Чему учится ребенок: воспринимать ритм, синхронно совершать игровые движения, произносить простые слова.

Оснащение: большой плюшевый медведь.

Ход игры: посадите ребенка себе на колени; держите его за ладонь и произносите текст. Сначала поиграйте в игру только с ребенком, а затем вместе с его мишкой. Вскоре малыш научится играть в эту игру самостоятельно. Проговаривайте потешку, одновременно выполняя действия:

Вокруг сада, вокруг сада (водите указательным пальцем по ладошке)

С мишкой вместе мы идем, («топайте» по ладошке)

Поиграем, похохочем, (продолжайте водить по ладошке пальцем)

Мишке лапку пощекочем. (пощекочите ребенка под мышкой)

 

1 год 6 месяцев — 2 года

«Ладушки»

Чему учится ребенок: заинтересованно слушать чтение художественного текста активно его воспринимать; чувствовать ритмический характер потешки; воспроизво­дить отдельные слова.

Ход игры: перед сидящим на стульчике ребенком поставьте картинку; одновременно показывайте и читайте текст:

Ладушки, ладушки!

Пекла мама оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала:

Оладушек — Мане,

Оладушек — Ване,

Оладушек — Тане,

Оладушек — Дане.

Хороши оладушки

У нашей матушки!

Учите ребенка регулировать свои действия: сначала только слушать, затем весело и ритмично хлопать в ладоши.

«Наша мама»

Чему учится ребенок: активно воспринимать текст; произносить отдельные слова. Ход игры: лучше, если это стихотворение прочтет папа в момент маминого появления:

Наша мама идет, Молочка нам несет. Будет кашку варить. Деток кашкой кормить.

При последующих чтениях вместо «деток» вставляйте имя ребенка.

«Наша мама» (продолжение)

Чему учится ребенок: активно воспринимать текст; произносить отдельные слова.

Ход игры: рассматривая с малышом фотографии членов семьи, прочтите следующее:

Кто любимей всех на свете?

Это сразу

Скажут дети.

Мама, мамочка моя!

Крепко я люблю тебя!

Попросите ребенка показать, как он вас любит. Покажите и скажите, как вы его любите (крепко обнимите малыша).

«Поезд»

Чему учится ребенок: внимательно слушать текст, воспроизводить звукоподражания.

Оснащение: игрушечный поезд.

Ход игры: показывая ребенку игрушку, давайте пояснения: «Это паровоз. Этовагончики». Двигая состав по столу, произносите: «У-у-у, чах-чах, чах-чах, ту-ту-у...» Пусть ребенок поиграет с игрушкой. Затем прочтите рифмовку:

Поезд едет, колеса стучат: «Ту-ту-у, ту-ту-у»,—

«Так-так, так-так». Пыхтит паровоз.

А в поезде нашем Далеко, далеко

Детишки сидят. Детей он увез.

Чтение повторяется 2-3 раза, ребенок произносит вслед за вами и вместе с вами звуковые комплексы.

«Машина»

Чему учится ребенок: внимательно слушать, воспроизводить звукоподражания.

Ход игры: когда вы едете в машине, то, беседуя с малышом, постоянно повторяйте слово «машина» и что она гудит: «би-би». Называйте то, что встречается на вашем пути. Называя три разных предмета, делайте так, чтобы третьим всегда была машина:

 

Смотри, вот человек, вот дом, а там машина! Би-би!»; «Вот автобус, вот собака, а там машина! Би-би!» Вскоре малыш станет ожидать слова «машина». Затем прочтите стишок:

Машина наша едет, Колеса шуршат, В машине (имя ребенка) едет, А люди глядят!

«Быстро еду на машине»

Чему учится ребенок: игре, развивающей творческое воображение; внимательно слушать текст; воспроизводить отдельные слова.

Оснащение: кубики, несколько легковых и грузовых игрушечных машин.

Ход игры: подскажите ребенку и покажите, как сделать длинный ряд кубиков. Объясните ему, что это будет улица, а по ней будут ехать машины. Возьмите игрушеч­ную машину и пустите ее по дороге из кубиков — ваш малыш захочет самостоятельно катать машину по дороге после того, как увидит, как это делаете вы. Себе тоже возьмите машину. Изображайте автомобильные гудки и говорите что-то вроде: «Бере­гись, я еду!» Читайте стихотворение:

Быстро еду на машине, На машине еду я! Осторожно, берегитесь, На машине еду я!

«Солнышко-ведрышко»

Чему учится ребенок: воспринимать и воспроизводить ритмический характер по­тешки, синхронно совершать игровые движения.

Оснащение: сюжетная картинка в Приложении 5, с. 108.

Ход игры: обратите внимание ребенка на солнышко в окошке, весело и задорно прочтите потешку:

Солнышко-ведрышко, Выгляни в окошечко! Солнышко, нарядись, Красное, покажись!

Предложите малышу обратиться к солнышку с этими же словами; проговаривайте строку — пусть ребенок попытается ее повторить. Слова сопровождайте игровыми действиями: ребенок одновременно с вами поднимает руки, протягивая их к солнышку. В следующий раз разучивайте другой вариант потешки:

Солнышко-ведрышко!

Взойди поскорей!

Освети, обогрей —

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят!

«Дождик» дождик!»

Чему учится ребенок: правильно понимать слова, воспроизводить звукоподражания. Ход игры: в дождливый день подведите ребенка к окошку, обратите его внимание на дождь за окном и прочитайте стихотворение:

Дождик, дождик!

Кап-кап-кап,

Мокрые дорожки!

Не пойдем сейчас гулять,

А то промочим ножки.

«Песенка под дождем»

Чему учится ребенок: правильно понимать слова стихотворения.

Оснащение: зонтик.

Ход игры: в дождливый день эта игра может заменить прогулку на свежем воздухе; поговорите с ребенком о том, как люди пользуются зонтиком, чтобы не промокнуть; прочитайте стишок: Дождик, дождик,

Дождик, лей.

Нам с тобою веселей.

Не боимся сырости —

Только выше вырастем!

Возьмите зонтик и вместе с ребенком встаньте под струйки дождя, а сами пойте песенку про дождик.

«Сапожки»

Чему учится ребенок: улавливать ритм стишка, воспроизводить звуковые комплексы. Оснащение: сапожки.

Ход игры: помогая ребенку надевать сапоги, одновременно проговаривайте потешку, вставляя имя своего ребенка:

Вот они, сапожки: Хороши сапожки

Этот — с правой ножки. На наших ножках.

Этот — с левой ножки. Ножками — топ-топ-топ.

«Сапожник»

Чему учится ребенок: внимательно слушать и понимать содержание стихотворения, выполнять игровые действия, соответствующие тексту.

Ход игры: поиграйте с ребенком в сапожника. Скажите ему, что вы сапожник и собираетесь починить его ботинок. Возьмите ботинок в руку и говорите: «Тук-тук] тук-тук». Произнося это, делайте так, как если бы вы стучали молоточком по ботинку. Потом скажите: «Все готово! Давай его наденем!» Попросите ребенка починить ваш ботинок. Пока он «сапожничает», произносите: «Тук-тук-тук-тук!..» Посадите ребенка себе на колени, покажите картинку и расскажите стишок:

Жил сапожник? Жил, жил. Шил сапожки? Шил, шил. Для кого сапожки? Для соседской кошки.

«Гуси-гусята»

Чему учится ребенок: внимательно слушать стихотворение, понимать прочитанное, показывать по картинке.

Ход игры: покажите ребенку картинку, прочтите стихотворение:

Гуси-гусята на ножки Чтоб воды в корытце напиться.

Красные надели сапожки. Напились воды гусята,

И пошли гуськом, вереницей, Стали в корыте купаться.

Послечтения попросите ребенка еще раз показать вам, где нарисованы гусята, где у них сапожки, где корытце.

«Кот на печке»

Чему учится ребенок: внимательно слушать потешку, понимать прочитанное, пока­зывать детали на картинке.

Ход игры: покажите ребенку картинку. Прочтите потешку, показывая соответствую­щие детали на картинке:

Кот на печку пошел, Как огонь, горячи,

Горшок каши нашел. Пряники пекутся,

На печи калачи, Коту в лапки не даются.

При повторном чтении соответствующие детали показывает ребенок.

«Сорока, сорока»

Чему учится ребенок: различать интонацию вопроса и ответа; производить неслож­ные игровые действия, произносить отдельные слова.

Оснащение: сюжетная картинка.

Ход игры: покажите ребенку сороку на картинке. Прочтите потешку, сопровождая чтение несложными игровыми действиями:

Сорока, сорока!

Где была?

— Далеко!

Кашу варила, (делайте круговые движения по ладони ребенка)

Деток кормила.

Этому дала на блюдечке, (поочередно загибайте пальчики, начиная с большого)

Этому — на тарелочке,

Этому — в чашечке,

Этому — в мисочке.

А этому ничего не дала! (держите мизинчик, «трепите» его)

Ты дров не рубил, (укоризненно покачивайте головой)

Воды не носил,

Кашу не варил.

Вот тебе ложка,

Свари сам себе кашу.

«Муха-горюха»

Чему учится ребенок: внимательно слушать стихотворение, понимать прочитанное, показывать по картинке.

Ход игры: прочтите ребенку стихотворение, одновременно показывая ему картинку; акцентируйте внимание на деталях.

Муха-горюха, Кашу положила —

Муха-цокотуха. Мишке — в миску.

По полю летала, Зайке — в чашку.

Гостей созывала. Кошке — в плошку.

Муха-горюха, Гости поели,

Кашу варила, Спать захотели.

«Дуб»

Чему учится ребенок: понимать юмор, показывать читаемое по картинке.

Оснащение: сюжетная картинка.

Ход игры: прочтите потешку.

Гром по горам раскатился — Комар с дуба свалился.

«Тюльпан»

Чему учится ребенок: внимательно слушать и понимать содержание стихотворения, | воспринимать ритм, произносить слова.

Оснащение: сюжетная картинка.

Ход игры: прочтите стихотво­рение и показывайте на соответствующие детали картинки пальцем:

Посмотрите, посмотрите! Вот какой цветок у Мити! Маме дарит он цветок, Ярко-красный огонек!

При последующих чтениях слово «маме» замените на «бабе», «тете». Вы читаете, ребенок показывает.

«Вокруг розовых кустов»

Чему учится ребенок: организованно выполнять игровые действия, соответствую­щие тексту; произносить отдельные слова.

Ход игры: рассмотрите картинку вместе с ребенком; расскажите, кто на ней нари­сован и что делает; затем поиграйте. Расскажите стихотворение и при словах: «До того мы закружились, что на землю повалились» падайте на землю или на пол, не отпуская ручку ребенка.

Вокруг розовых кустов, Среди трав и цветов Кружим, кружим хоровод. До того мы закружились, Что на землю повалились!

Поиграйте так до тех пор, пока ребенку не надоест.

«Мы в лес пойдем»

Чему учится ребенок: воспринимать ритм, произносить звуки, совершать игровые движения.

Ход игры: прочтите потешку и покажите ребенку нужные движения:

Мы в лес пойдем,

Детей позовем:

Ау, ау, ау! (сложите руки рупором)

Никто не отзывается,

Лишь эхо откликается:

Ау, ау, ау!

При повторном чтении ребенок, совершая игровые движения, произносит сначала звукоподражания, а затем слова.

«В лес дремучий»

Чему учится ребенок: слушать и понимать содержание стихотворения, произносить отдельные слова, воспринимать ритм, совершать игровые движения

Ход игры: прочтите стихотворение, совершая соответствующие движения; ребенок должен подражать: В лес дремучий мы идем,

Мы идем. (маршируйте по комнате)

Топоры с собой несем, (пальцы сожмите в кулаки, одну руку опустите вниз,

Мы несем. другую держите около плеча)

Будем мы рубить дрова: (пальцы обеих рук сожмите в кулак,

Раз-два, раз-два! производите рубящие движения)

«Кап-кап»

Чему учится ребенок: понимать и воспринимать ритм стихотворения, произносить звукоподражания и слова, совершать игровые движения.

Ход игры: прочтите стихотворение, выполняя действия по тексту:

Кап-кап, как всегда, Вытираемся посуше —

Из крана капает вода. Не спеша, не спеша.

Моем шею, Мы и зубы чистим тоже

Моем уши, Не спеша, не спеша.

При повторном чтении предложите ребенку сначала повторить вслед за вами игро­вые движения, а затем и слова.

«Водичка»

Чему учится ребенок: понимать и воспринимать ритм потешки, произносить звуко­подражания и слова, совершать игровые движения.

Ход игры: прочтите потешку, ребенок должен делать соответствующие движения по тексту.

Водичка, водичка. Чтобы щечки краснели.

Умой мое личико. Чтоб смеялся роток,

Чтобы глазоньки блестели, Чтоб кусался зубок.

«Рыбка»

Чему учится ребенок: понимать стихотворение; чувствовать и воспринимать ритм, выполнять игровые действия, соответствующие тексту.

Ход игры: покажите ребенку рыбок; понаблюдайте за ними и расскажите о них, используя следующие слова: плавают, играют, кружатся.

Рыбка плавает в водице, (сделайте поворот двумя руками из стороны в сторону)

Рыбке весело играть. (то одной ладонью, то другой хлопайте по воде)

Рыбка, рыбка-озорница,

Мы хотим тебя поймать, (то одной ладонью, то другой хлопайте по воде)

Кружится рыбешка,

Весело ей, крошке.

«Котик и козлик»

Чему учится ребенок: подражать игровым действиям, воспроизводить слова и звуки.

Ход игры: покажите ребенку картинку; прочтите отрывок из стихотворения В. Жуковского и покажите на соответствующие детали картинки пальцем. Движения для продолжения игры:

Там котик усатый (пальцами изобразить усы на своих щеках)

По садику бродит, (движения указательным и средним пальцем)

А козлик рогатый (изобразить «рожки»)

За котиком ходит;

И лапочкой котик

Помадит свой ротик, (круговые движения пальцами вокруг рта)

А козлик седою

Трясет бородою. (покачайте головой)

При повторном чтении стихотворения делайте соответствующие движения (см. выше). В дальнейшем вы читаете, ребенок подражает вам.

«Дай молока...»

Чему учится ребенок: понимать содержание потешки, воспринимать просящую интонацию, произносить отдельные слова.

Ход игры: покажите ребенку картинку, прочтите потешку, показывая пальцем I на соответствующие детали на картинке.

Дай молока, буренушка. Дай им сливок ложечку,

Хоть капельку — на донышко. Творогу немножечко.

Ждут меня котята, Всем дает здоровье

Малые ребята. Молоко коровье!

«Кот, кошка, собака и курочка»

Чему учится ребенок: активно воспринимать текст, внимательно слушать и по­казывать соответствующих действующих лиц на картинке; договаривать предло­жения.

Ход игры: покажите ребенку картинку, прочтите потешку, показывая пальцем на соответствующие детали на картинке.

Собака на кухне Кошка на окошке

Пироги печет. Рубашку шьет.

Кот в углу Курочка в сапожках

Сухари толчет. Избушку метет.

При повторном чтении ребенок должен показывать и, если может, договаривать.

«Курочка моя»

Чему учится ребенок: понимать содержание стихотворения, заботливо относиться к живым существам, показывать детали картинки.

Ход игры: покажите ребенку картинку, прочтите потешку, показывая пальцем на соответствующие детали на картинке.

Курочка моя, умница моя, Вот зерно, водичка, Дай ты мне яичко, Умница моя!

«Курочка-рябушечка»

Чему учится ребенок: на более сложном материале различать и воспроизводить интонации вопросов и ответов.

Ход игры: покажите ребенку картинку, прочтите потешку:

—Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

—На речку.

—Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

—За водичкой.

—Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

—Цыпляток поить.

—Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?

—Пи-пи-пи-пи-пи!

Сначала ребенок уясняет содержание вопросов и ответов, потом отвечает на вопросы с подсказкой, произносит звукоподражание.

«Наши уточки»

Чему учится ребенок: узнавать и различать изображения различных птиц; произно­сить звукоподражания.

Ход игры: покажите ребенку картинку, прочтите стихотворение и покажите пальцем на соответствующие детали:

Наши уточки с утра: — Грру-грру-грру-у-у-у!

—Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши курочки в окно:
Наши гуси у пруда: — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

—Га-га-га! Га-га-га! А как Петя-петушок,
А индюк среди двора: Золотой гребешок,

—Бал-бал-бал! Балды-балда! Ранним-рано поутру
Наши гуленьки вверху: Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

«Лягушонок»

Чему учится ребенок: активно воспринимать содержание стихотворения, выполнять игровые действия, соответствующие содержанию текста, доброжелательному отноше­нию к животным, произносить звукоподражания.

Оснащение: покажите ребенку картинку с изображением лягушки или игрушку.

Ход игры: покажите ребенку картинку, прочтите стихотворение:

Лягушонок маленький прыгал по дорожке,

И об острый камешек он поранил ножку, (покажите ребенку свою «пораненную»

«Ой-ой-ой»,— заплакал лягушонок, ногу)

Как же голосок его был тонок!

Он листочек к лапке приложил

И к лягушке-маме поспешил. (при этих словах обнимите ребенка)

«Сидит белка»

Чему учится ребенок: сосредоточенно, внимательно слушать и понимать содержание стихотворения.

Ход игры: покажите ребенку картинку и прочтите стихотворение, показывая паль­цем на соответствующие детали картинки:

Сидит белка на тележке, Заиньке усатому.

Продает она орешки: Кому в платок,

Лисичке-сестричке, Кому в зобок,

Воробью, синичке, Кому в лапочку,

Мишке толстопятому, Кому в шапочку.

«Вот и люди спят...»

Чему учится ребенок: внимательно слушать и понимать содержание потешки.

Ход игры: покажите ребенку картинку и прочтите потешку, показывая пальцем на соответствующие детали картинки.

Вот и люди спят, Утки на муравушке,

Вот и звери спят. Детки все по люлечкам...

Птицы спят на веточках, Спят-поспят,

Лисы спят на горочках, Всему миру спать велят.
Зайки спят на травушке,

«Мы в лесок пришли»

Чему учится ребенок: слушать и понимать содержание стихотворения, восприни­мать ритм, произносить слова.

Ход игры: покажите ребенку картинку, прочтите отрывок из стихотворения О. Высотской:

Мы в лесок пришли. Мы грибок нашли. Маленький да складный, В шапочке нарядной.

При повторном чтении не показывайте картинку и хлопайте в ладоши. Ребенок, подражая, может договаривать отдельные слова.

«Ножки, ножки...»

Чему учится ребенок: внимательно слушать, понимать содержание, воспроизводить ритмический рисунок потешки.

Ход игры: весело и задорно читайте потешку, отхлопывая ритм, ребенок подра­жает:

—Ножки, ножки,
Куда вы бежите?

—В лесок, в борок —
Грибы, ягоды сбирать,
Нашу Катю угощать.

«На горе»

Чему учится ребенок: внимательно слушать потешку, понимать содержание, рас­сматривать детали картинки и показывать их по ходу прочтения потешки.

Ход игры: прочтите потешку, пальцем показывая на соответствующие детали кар­тинки:

На горе-то ива. У них шапки с пером,

Под горой-то диво: Кушачки с серебром.

Ходят котики-коты, Коти по лесу идут,

Коти — серые хвосты. Грибы, ягоды берут.

При повторном чтении ребенок должен показывать на соответствующие детали картинки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: