Развитие лесенки и грамматики у детей третьего года жизни.




«Как у нашей дочки...»

Чему учится ребенок: рассказывать стихотворение с опорой на наглядность, назы­вать части тела (щечки, реснички, ножки, ноготки); понимать значение существитель­ных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Оснащение: кукла, зеркало.

Ход игры: покажите ребенку куклу-пупса, скажите, что она ищет для себя маму шли папу, если ваш ребенок мальчик) и очень хочет остаться жить в новом доме. Скажите: «Посмотри, какая она хорошенькая. Я знаю про нее стихотворение и прочту его для тебя и маленькой куколки». Прочтите стихотворение Е. А. Благининой «Как у нашей дочки» (желательно наизусть).

Вопросы:

1. Какие щечки у нашей дочки? (Розовые.) Попросите ребенка показать розовые печки у куклы.

2. Покажи, где у куклы глазки? Посмотри, на веках у куклы реснички такие же, как у тебя.

Поставьте перед ребенком зеркало и предложите ему посмотреть на свои реснички. Скажите: «У тебя длинные, темные и красивые реснички». Попросите ребенка пока­зать ваши реснички. Спросите: «Какие реснички у меня? А у куклы?»

Возьмите куклу и имитируйте топанье ножками.

Спросите ребенка: «Что делает кукла?»

(Топает ножками.) Спросите: «А ты

умеешь топать ножками?» Предложите

потопать ножками вместе с куклой.

Скажите, что ножки умеют бегать.

Попросите ребенка показать, как бегают его ножки. Скажите: «А еще ножки умеют прыгать». Попрыгайте вместе с ребенком, держа его за обе ручки.

Похлопайте руками и спросите ребенка, чем вы хло­пали. Попросите ребенка показать его ручки. Предложи­те найти ручки у куклы. Спросите, сколько ручек у кук­лы? А сколько у него? А сколько у вас? Сделайте вывод (или попросите ребенка сделать вывод): у всех — у кук­лы, мамы, дочки (или сына) — две руки. Наши ручки могут хлопать, махать (выполните движения вместе с ре­бенком). Спросите ребенка, что еще могут делать его ручки? (Рисовать, умываться, играть.)

Рассмотрите ручку ребенка, выделите и назовите ее части: ладонь, пальчики, ногти на пальцах. Попросите ребенка рассмотреть ручку куклы и назвать ее части. Если ребенок затрудняется это сделать самостоятельно, проговаривайте названия вместе с ним (сопряжено).

Прочтите стихотворение еще раз. Попросите ребенка помочь вам его рассказать. Скажите, что вы будете показывать части тела куклы, а он — называть их.

Как у нашей дочки

Розовые щечки. {покажите указательным пальцем щеки куклы)

Как у нашей птички

Темные реснички. (покажите на своем лице реснички)

Как у нашей крошки

Тепленькие ножки. (одновременно покажите обе ноги куклы)

Как у нашей лапки

Ноготки-царапки. (согните пальцы на обеих руках, изображая когти-царапки)

Усложнение: при повторном чтений стихотворения постепенно уменьшайте количе­ство слов, проговариваемых вами вместе с ребенком. Не добивайтесь от ребенка быстрого, механического запоминания стихотворения.

«Семейная фотография»

Чему учится ребенок: рассказывать стихотворение с опорой на картинку, называть всех членов семьи; понимать значение существительных «портрет», «художник»; запоминать и использовать в активной речи прилагательные «красивая», «любимая», «стройный», «высокий», «добрый», «рыжий», «смелый», «озорной»; понимать и ис­пользовать в активной речи обобщающее существительное «семья».

Оснащение: семейный портрет.

Ход игры: прочтите ребенку стихотворение. Предложите рассмотреть семейный портрет. Рассмотрите изображенную на нем маму. Задайте вопрос: «Какое платье надела мама?» (Красное, модное.) Улыбнитесь ребенку, спросите, что вы делаете? Предложите ребенку улыбнуться вам в ответ. Спросите ребенка, какое настроение у мамы на портрете? (Хорошее.) «Почему ты так решил?» (Мама улыбается.)

Рассмотрите на портрете папу. Предложите ребенку рассказать, какой папа. Если ребенок затрудняется ответить, прочтите еще раз строчки из стихотворения. Покажите высокий рост папы (проведите пальцем по изображенному на картинке папе снизу вверх, сопровождая это словом «высокий»). Предложите ребенку по вашей мимике определить, какой папа. Сделайте сердитое лицо и спросите: «Папа такой, сердитый?» Сделайте доброе лицо и спросите: «Папа такой, добрый?» Если ребенок владеет в достаточной степени своей мимикой, вы можете предложить ему показать перед зеркалом «доброго и сердитого папу». Можете поинтересоваться у ребенка, когда папа бывает добрым, а когда — сердитым. Предложите ребенку рассказать стихотворение вместе с вами.

Скажите ребенку, что вы будете рассказывать стихотворение, а он должен показывать указательным пальчиком на картинки и называть их.

Усложнение', при повторном чтении стихотворения постепенно снижайте количество проговариваемых вами слов.

Нам вчера художник Он строен и высок.

Портрет нарисовал. Я этого мужчину

Очень он красивый, Узнать спокойно смог.

Я всех на нем узнал. Это папа мой, ребята,

В красном платье модном, Добрый папа, мудрый папа!

С улыбкой на губах, Ну, а это в середине,

Самая красивая, самая любимая — Рыжий, смелый, озорной,

Угадайте чья? Чей мальчишечка смешной?

Мамочка моя. Да, ребята, это я!

А рядом с ней мужчина, А это вся моя семья.

«Кто игрушки разбросал?»

Чему учится ребенок: рассказывать стихотворение с опорой на предметные картин­ки; расширять активный словарь за счет существительных «кукла», «мячик», «грузо­вая машина»; понимать и употреблять обобщающее слово «игрушки»; понимать зна­чение предлога «под»; употреблять предлог в стихотворении.

Оснащение; игрушки — кукла, мяч, грузовая машина; предметные картинки, изо­бражающие перечисленные игрушки; игрушечная мебель — кровать, диван, стол; на­борное полотно (или фланелеграф).

Ход игры: предложите ребенку послушать стихотворение про мальчика, который разбрасывал свои игрушки.

Кто с игрушками играл? Кто же этот хулиган?

Кто игрушки разбросал — Я сижу, страдаю!

Куклу бросил под кровать Тяжко так вздыхаю: — ОХ-ОХ-ОХ!

И не хочет вынимать. Кто б хоть капельку помог!

Мячик закатил под стол. — Разбросал, конечно, я,

Сам ко мне он не пришел. И работа вся моя.

Кто машину грузовую Я игрушки собираю,

Закатил аж под диван? Больше их не разбросаю!

Вопросы:

1.Куда мальчик бросил куклу? (Под кровать.) Попросите ребенка положить куклу под кровать.

2.Куда закатил мячик? (Попросите ребенка выполнить действие с соответствии с текстом.)

3.Где была грузовая машина? (Попросите ребенка сказать и поставить туда ма­шину.)

После того как ребенок выполнит все предложенные вами задания, предложите ему рассказать стихотворение вместе с вами. Для этого приготовьте вырезанные предмет­ные картинки. Выкладывайте их во время повторного чтения стихотворения в соответствии с текстом. Ребенок должен договаривать выделенные в тексте слова с опорой на предметную картинку.

Количество картинок может быть разным (больше или меньше, чем выделено в тексте). Это зависит от возможностей вашего ребенка.

Усложнение: постепенно сокращайте количество предложенных ребенку картинок, чтение стихотворение с ребенком по очереди.

«Корзина с овощами»

Чему учится ребенок: рассказывать стихотворение, сопровождая его выкладывани­ем картинок по сюжету; знакомится с овощами, уточняет их название, активизирует в речи существительные «морковка», «свекла», «картошка», «репа», «огурец»; пони­мать и употреблять обобщающее слово «овощи».

Оснащение: картинки, изображающие овощи (или вырезанные по контуру): мор­ковь, картошка, морковь, свекла, огурец; вырезанная из картона корзина; фланелеграф (или наборное полотно); семья: бабушка, папа, мама, дети — Таня, Ваня.

Ход игры: разложите на столе перед ребенком картинки, изображающие овощи, о которых говорится в стихотворении. Поставьте на фланелеграф картинку, изобра­жающую бабушку. Скажите, что вы расскажете стихотворение о том, как бабушка ходила на рынок и что она принесла в корзинке домой. Прочтите выразительно наизусть стихотворение.

Рассмотрите с ребенком картинки, изображающие овощи. Попросите его назвать каждый овощ. Если ребенок затрудняется это сделать, то выполните следующее:

—рассмотрите картинку, изображающую определенный овощ;

—выделите его характерные особенности, назовите их;

—назовите сами и попросите ребенка повторить вместе с вами.

Предложите ребенку поиграть. Скажите, что вы будете читать стихотворение, а он должен называть (по тексту) овощи, о которых говорится, и складывать их в корзинку.

Бабушка с рынка тихонько идет. Ване — морковку,

Бабушка с рынка корзинку несет. Танечке — репку,

Внукам морковку, свеклу, картошку, Коле — огурчик,

Круглую репу, смешной огурец. Оле — свеклу.

Бабушка овощи все вынимает, Бабушка овощи всем раздала,

Моет и внуков своих угощает: Рада подарку вся детвора!

Усложнение: прочтите вторую часть стихотворения. Предложите ребенку назвать и разложить овощи около всех членов семьи (папы, мамы, Танечки, Ванечки).

«Осенний ветер»

Чему учится ребенок: читать стихотворение с опорой на мнемокарту; понимать и употреблять в активной речи уменьшительно-ласкательные формы существительных «листочки», «дорожки», «ножки»; глаголы настоящего времени «дует», «срывает», «летят», «падают»; радоваться общению с взрослым, разучивающим с ним стихотво­рение.

Оснащение: султанчик — палочка с прикрепленным к ней разноцветным мешочком из целлофана, разрезанным на полоски (по 1 см); 3 листочка, вырезанные из тонкой бумаги желтого цвета; мнемокарта; игрушечный медвежонок.

Ход игры: разложите на столе листочки, султанчик, прикройте их красивым цвет­ным платком. Покажите ребенку медвежонка и скажите, что в гости пришел медвежо­нок. Медвежонок рассказывает: «В лесу холодно. Дует ветер. Поэтому я пришел к тебе в гости. Ой, что это лежит у тебя на столе?» Взрослый предлагает ребенку и медвежон­ку снять красивый платок и посмотреть, что там спрятано. Сняв платок, спросите ребенка, как называются предметы, находящиеся на столе? (Листочки, султанчик.) Если ребенок затрудняется это сделать, назовите сами. Попросите ребенка повторить названия вместе с вами. Спросите о назначении данных предметов. Выслушайте ответ ребенка. Предложите поиграть с листочками. Подбросьте их вверх и посмотрите, как они летят и опускаются. Затем предложите ребенку подбросить листочки и понаблю­дать, как они опускаются. Покажите ребенку, как можно подуть на султанчик. Скажите: «Ветерок легкий, он щеки не надувает. Осенью ветер дует долго-долго... Подуй долго-долго на султанчик, как осенний ветерок». Не забудьте похвалить ребенка за выполненное упражнение. Скажите, что вы знаете об осеннем ветерке стихотворе­ние. Прочтите его:

Дует, дует ветер! И летят листочки,

Дует, задувает! Кружат по дорожке.

Желтые листочки Падают листочки

С дерева срывает. Прямо нам под ножки.

Положите перед ребенком мнемокарту. Предложите прочесть стихотворение с опо­рой на мнемокарту. Попросите ребенка сопровождать чтение стихотворения показом каждой выделенной части на карте указательным пальцем.

«Мой мишка»

Чему учится ребенок: внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы по его содержанию; рассказывать стихотворение с опорой на мнемокарту; активизировать словарь существительными, обозначающими предметы одежды: «рубашка», «штаниш­ки»; понимать значение глаголов «сшила», «сошью», «пришить».

Оснащение: игрушечный медведь (или вырезанный по контуру из плотного карто­на), одежда для медвежонка (из ткани или из плотной бумаги), вырезанный карман.

Ход игры: покажите ребенку медвежонка. Расскажите, что медвежонок собрался идти в гости. Его одежда износилась, стала не очень красивой. А ему очень хочется быть нарядным. Прочтите стихотворение З.Александровой «Мой мишка»:

Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить И конфетку положить.

Покажите ребенку новую рубашку, которую вы сшили для медвежонка. Рассмотри­те ее вместе с ребенком. Назовите ее детали (рукава, воротник, кармашки).

Предложите ребенку помочь вам сшить штанишки для медвежонка. Ребенок должен назвать и разложить детали штанишек, вырезанные из ткани (или плотного картона): 2 штанины, пояс, карманы.

Вопросы:

1.Что я сшила мишке?

2.Кому я сшила рубашку?

3.Что я сошью мишке?

4.Что нужно пришить к штанишкам?

5.Что положим в кармашек штанишек?

Предложите ребенку рассказать стихотворение с опорой на мнемокарту.

«Петушок»

Чему учится ребенок: слушать внимательно стихотворение, активно помогать взрос­лому читать стихотворение, ощущая радость от совместного чтения; активизировать словарь, вводя уменьшительно-ласкательные формы существительных «петушок», «гребешок», «кудряшка»; глаголы «подари», «причешу».

Оснащение: игрушечный петух, кукла с кудрявыми волосами; гребешок, ширма.

Ход игры: покажите из-за ширмы петушка. Он голосисто поет: «Ку-ка-ре-ку». Появляется кукла. Здоровается с петушком и ребенком. Петушок спрашивает куклу, почему она такая лохматая? Кукла говорит, что она потеряла свою расческу. Кукла, обращаясь к петушку, читает стихотворение Г. Лагздынь «Петушок»:

Петушок, петушок Ну, пожалуйста, прошу!

Подари мне гребешок, Я кудряшку причешу.

(Петушок исчезает за ширмой.) Вопросы:

1.Что девочка просит у петушка?

2.Зачем девочке нужен гребешок?

Предложите ребенку позвать петушка, прочтите вместе с ребенком две первые строки стихотворения. После прочтения на ширме появляется петушок и спрашивает куклу: «Зачем тебе нужен гребешок?» Отвечая на вопрос петушка, прочтите вместе с ребенком вторую часть стихотворения. Предложите ребенку прочесть все стихотворе­ние. Если ребенку трудно выполнить все задания на одном занятии, можно разделить его на две части и провести в разное время.

«Корова»

Чему учится ребенок: внимательно слушать стихотворение, проговаривать выделен­ные слова («корова», «рога», «луга»), опираясь на предметные картинки; понимать и употреблять в активной речи глаголы «идет», «подошла», «замычала»; отчетливо произносить слова стихотворения; формировать интонационную выразительность речи.

Оснащение: игрушечная корова, игрушечный дом, картинки для фланелеграфа (или для использования на наборном полотне), изображающие корову, дом, луг.

Ход игры: покажите ребенку игрушечную корову (или картинку с ее изображением). Скажите, что корова потеряла теленка и поэтому громко мычит. Предложите ребенку послушать, как она мычит. Громко и внятно произнесите: «Му-у-у». Спросите ребенка, почему она мычит.

Выслушайте его предположения и предложите свою версию: «Корова мычит потому, что у нее остался дома теленок. Она очень скучает и просит хозяйку отвести ее с луга домой, к теленку». Попросите ребенка вспомнить, как мычит теленок, и ответить маме-корове. (Произнесите вместе с ребенком: «Му-у-у» высоким и тихим голосом, изображая мычание теленка.) Предложите ребенку послушать стихотворение о том, как мама-корова шла домой, к теленку. Прочтите стихотворение выразительно, четко произнося слова:

Идет, идет корова — Подошла корова

Длинные рога. К дому своему,

—Где была, корова? Встала, замычала:

—Ходила на луга. «Му! Му! Му!»

Вопросы:

1. Кто идет?

2.Какие рога у коровы? (Покажите рога, выставив указательные пальцы на обеих руках, иприставьте их к голове ребенка, скажите: «Вот такие рога, длинные-предлинные...»)

3.Где была корова?

4.Что делала корова на лугу? (Щипала травку.)

5.Куда пошла корова?

6.Как замычала корова, когда подошла к своему дому?

Предложите ребенку рассказать стихотворение вместе с вами. Читайте текст сами, выставляйте игрушки (или картинки) вместо выделенных в стихотворении слов (на столе, наборном полотне или фланелеграфе).

Усложнение: попросите ребенка рассказать стихотворение с опорой на картинки, выставляемые по ходу чтения стихотворения на наборном полотне. Читайте стихотво­рение по строкам — одну строку вы, вторую — ребенок; предложите ребенку самостоя­тельное прочитать все стихотворение.

«Встали девочки в кружок...»

Чему учится ребенок: радоваться чтению нового стихотворения; проговаривать выделенные слова «девочки», «Дед Мороз», «елка», «звезда», «бусы»; понимать иупотреблять наречие «наверху», глаголы «горит», «гаснет», «встали»; рассказывать стихотворение самостоятельно, опираясь на символическое изображение выделенных слов.

Оснащение: сюжетная картинка — дети у новогодней елки; мнемокарта.

Ход игры: скажите ребенку, что скоро наступит очень радостный праздник — Новый год. Вспомните с ребенком, кто приходит к детям и взрослым в этот праздник? (Дед Мороз и Снегурочка.) Скажите, что они приносят подарки детям и взрослым, но просят

каждого ребенка рассказать стихотворение.

Предложите рассмотреть сюжетную картинку, задайте по ее содержанию вопросы:

1.Кто изображен на картинке?

2.Что делают дети около елки? (Водят хоровод.)

3.Какая елка? (Высокая, нарядная, красивая.)

4. Какими елочными игрушками она украшена?
Предложите ребенку послушать стихотворение

А. Барто о новогоднем празднике:

Встали девочки в кружок,

Встали и примолкли.

Дед Мороз огни зажег

На высокой елке.

Наверху звезда,

Бусы в два ряда.

Пусть не гаснет елка,

Пусть горит всегда.

Положите перед ребенком «мнемокарту». Пока­жите на ней схематичные изображения выделенных в стихотворении слов.

Спросите ребенка: «Что это?» Предложите ребенку прочесть вместе с вами стихотво­рение, договаривая те слова, которые схематично изображены на мнемокарте.

Усложнение: вы можете использовать приемы, предложенные на предыдущем за­нятии.

«Едут зайки за дровами...»

Чему учится ребенок: понимать содержание потешки и с удовольствием ее слушать; активизирует словарь существительными множественного числа «снежинки», «зай­ки», глаголами прошедшего времени «бежали», «лежали», понимать значение числи­тельного «два».

Оснащение: сюжетная картинка, игрушечные санки, два игрушечных кота; дрова, приготовленные из ветки березы (в миниатюре); игрушечная машина; цифра 2.

Ход игры: покажите ребенку иллюстрацию, положите ее перед ним на стол. Не торопясь, прочтите потешку. Предложите рассмотреть то, что находится в стоящей на столе (или на полу) машине. (В машине лежат: 4 снежинки, нанизанные на нитку в виде гирлянды; игрушечные санки; два зайца; мини-дрова, несколько березовых веточек, связанных шпагатом.) Предложите ребенку достать из кузова грузовой маши­ны предметы и назвать их. Если ребенок затрудняется назвать какой-либо из них, назовите сами и попросите ребенка назвать вместе с вами. Скажите ребенку, что вы хотите вместе с ним рассказать новую потешку. Объясните, что вы будете выставлять на столе предметы, а он — их называть. Вы должны после выставления каждой игрушки продолжать чтение текста потешки:

Снежинки на поле лежали.

Санки по полю бежали.

В санках — зайки-попрыгайки —

Не один, а целых два,

Едут в лес по дрова.

Когда потешка будет совместно прочитана, предложите ребенку сложить дрова) в сани. Затем покажите цифру. Скажите, что он должен посадить в сани столько же зайцев. Предложите ребенку покатать дрова с зайцами (по столу или по полу) и проч­тите еще раз потешку.

Усложнение: читайте потешку с опорой на предметные картинки (выделенные в потешке слова); предложите ребенку самостоятельно прочесть потешку (без опоры на наглядность).

«Наша Маша маленькая...»

Чему учится ребенок: получать радость от чтения новой потешки; проговаривать выделенные слова; активизирует словарь прилагательными «маленькая», «аленькая»,! «бобровая», «чернобровая»; наречиями «вверху», «внизу»; существительными, обозна-чающими предметы одежды: «шубка», «валенки», «варежки» («рукавички»), «шапка».

Оснащение: вырезанные и наклеенные на картоне кукла Маша; одежда — аленькая шубка, бобровая опушка для шубки, валенки, шапка, рукавички.

Ход игры: спросите у ребенка, какое сейчас время года. Напомните, что зимой очень холодно, идет снег, дует холодный ветер. Выставьте на фланелеграф куклу Машу в летней одежде. Скажите, что Маша собирается пойти на улицу гулять. Спросите ребенка, может ли кукла в такой одежде гулять на улице? Почему не может? Прочтите потешку:

Наша Маша маленькая, На ней шубка аленькая, Опушка бобровая, Маша чернобровая.

Предложите ребенку прочесть потешку вместе с вами. Выставляйте на фланелеграф вместо выделенных слов картинки с изображением предметов одежды и попросите ребенка называть их. Предложите ребенку одеть куклу Машу на прогулку. Положите зарезанные из плотного картона предметы одежды — валенки, шапку, рукавички, — у оку и отдельно «бобровую опушку» для шубки. Попросите ребенка назвать каждый

предмет одежды и «надеть» их на куклу (наложить). Усложнение: аналогично проведите игру с куклой и зимней кукольной одеждой.

«Скучно одной» (см. Приложение 5, с. 125)

Чему учится ребенок: повторять выделенные в тексте слова; активизирует словарь;.а счет существительных, обозначающих предметы мебели: «диван», «стул», «стол», «банкеточка»; понимать значение предлогов «на», «к», «по».

Оснащение: фланелеграф; вырезанные из картона предметы мебели — диван, стол, стул, банкетка; кукла Маша.

Ход игры: прочтите ребенку рифмовку:

Я гуляю по квартире. Скучно мне, ведь я одна!

Я уселась на диван, В гости, дети, приходите

Стул к столу поставила... И меня развеселите —

Всех скучать заставила! Сядем на банкеточку

Вот такие вот дела... И съедим конфеточку.

Предложите ребенку пойти в гости к кукле Маше. Попросите его назвать все предметы мебели, лежащие перед ним на столе. Предложите ему выставлять их на фланелеграфе в такой же последовательности, как в рифмовке. Предложите ребенку прочесть рифмовку вместе с вами (сопряжено).

«Слон»

Чему учится ребенок: радоваться от прослушивания нового стихотворения; активи­зировать словарь за счет существительных «слон», «туфелька», числительных «одна», «четыре»; произносить четко слова, отделяя их интонационно друг от друга; договаривать выделенные в стихотворении слова.

Оснащение: игрушечный слон; сюжетная картинка по содержанию стихотворения; 4 туфельки, вырезанные из картона.

Ход игры: покажите ребенку игрушечного слона. Скажите, что слон захотел пойти на прогулку, но он такой странный — не хочет идти гулять без обуви. Прочтите стихотворение С. Я. Маршака:

Дали туфельку слону. Взял он туфельку одну И сказал: «Нужны поширеи не две, а все четыре!»

Вопросы:

1. Что дали слону?

2. Сколько туфелек дали слону?

3. Почему слон не надел одну туфельку? (Потому, что ему нужны туфельки пошире.)

4. Сколько туфелек попросил слон? (Четыре.)

Предложите ребенку помочь вам рассказать стихотворение. Перед выделенными словами делайте паузу, которую ребенок должен заполнить — вспомнить и досказать нужное слово. Предложите ему обуть слона (положить около каждой его ноги по одной туфельке).

«Самолет»

Чему учится ребенок: рассказывать четко, выразительно стихотворение, продолжает формировать чувство ритма, продолжает развивать слуховую память, доставлять ра­дость маме (стихотворение желательно разучивать с мужской частью семьи — папой, братом или дедушкой).

Оснащение: семейные фотографии.

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть семейные фотографии. Попросите ребен­ка показать и назвать всех изображенных на фотографии женщин (мама, бабушка, сестра, тетя). Скажите ребенку, что вы покажете всех изображенных на фотографиях мужчин (папу, дедушку, брата, дядю). Если у ребенка будет желание продлить игру, выполните задания «наоборот» — вы покажете женщин, а он — мужчин.

Вспомните о том, что скоро праздник и называется он Женский день. Предложите ребенку выучить к празднику стихотворение для мамы. Скажите, что она очень обрадуется такому подарку от любимого сына (или дочки).

Покажите ребенку игрушечный самолет. Спросите, хочет ли он быть летчиком. Предложите завести мотор (произнести громко, четко, длительно: «в-в-в-в»). Когда мотор будет «заведен» и самолет готов к полету, предложите ребенку полететь на самолете к маме. Предложите ребенку «полетать» — побегать по комнате с вытянуты­ми в стороны и вниз крыльями. Прочтите стихотворение А. Барто:

Самолет построим сами, Понесемся над лесами. Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме.

Предложите ребенку помочь вам рассказать стихотворение. Читайте начало строки сами, а ребенка просите договаривать выделенные слова. Постепенно увеличивайте количество слов, которые должен договаривать ребенок.

«Чики-чикалочки... »

Чему учится ребенок: рассказывать потешку наизусть, активизировать словарь за счет существительных уменьшительно-ласкательной формы: «палочка», «орешки»; гла­голов «едет», «щелкает».

Оснащение: сюжетная картинка; орех (фундук); палочка.

Ход игры: рассмотрите с ребенком сюжетную картинку. Скажите, что мальчика зовут Ваня, а девочку Дуня. Задайте вопросы по ее содержанию:

1.На чем едет Ваня?

2.На чем едет Дуня?

Покажите ребенку коробку. Предложите угадать, что в ней лежит. Погремите коробкой с орехами. Выслушайте предположения ребенка. Попросите ребенка открыть коробку. Спросите, что в ней лежит? Расколите один орех. Скажите, что внутри лежит ядро, а это называется скорлупками по­кажите скорлупки). Объясните, что щел­кать орешки — это разгрызать орех зуб­ками, как белочка. Прочтите потешку:

 

Чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке

Щелкает орешки.

 

Предложите ребенку прочесть потешку по очереди. Скажите, что палочка и орешки будут помогать рассказывать потешку. Читайте потешку, а ребенка попросите догова­ривать выделенные в ней слова.

Если ребенок затрудняется это сделать, предложите ему игрушек-помощников — вместо выделенных в потешке слов выкладывайте приготовленные предметы. Ребенок может вспоминать слова с опорой на реальные предметы (палочку, орехи). Постепенно наглядную помощь сократите.

Очень хорошим стимулом для ребенка может быть такой прием. Предложите ребенку прочесть потешку игрушкам. Скажите, что он будет артистом, а его любимые игрушки — зрителями. Не забывайте хвалить ребенка или поблагодарите за старание бурными аплодисментами.

«Весна»

Чему учится ребенок: четко, внятно читать стихотворение без опоры на нагляд­ность, активизировать словарь существительными множественного числа «скворцы», «воробьи», глаголом множественного числа «кружатся».

Оснащение: скворечник, вырезанный из картона (или сделанный из подходящей коробки), вырезанные из бумаги силуэты птиц — два скворца, два воробья.

Ход игры: покажите ребенку скворечник. Спросите его: «Что это?» Если ребенок затрудняется ответить, скажите, что это домик для птички — скворца. Называется он скворечник. Объясните, что скворцы улетают зимой в теплые края, а весной прилетают к нам снова. В скворечнике они выводят птенчиков, маленьких скворушек.

Положите перед ребенком двух скворцов и двух воробьев. Предложите ребенку пересчитать их и сказать, сколько прилетело воробьев? Скворцов? Прочтите стихотво­рение «Весна»:

Возвращаются скворцы,

Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

Предложите ребенку прочесть вместе с вами стихотворение. Принцип прежний — вы читаете невыделенный текст, а ребенок договаривает выделенные в тексте слова. Если ребенок затрудняется это сделать, выкладывайте вместо выделенного слова вырезанных из бумаги птиц (по тексту).

Следите, чтобы ребенок выговаривал слова стихотворения (по возможности) четко, внятно, громко. Не забывайте поощрять ребенка.

«Чух, чух, дятел,,.»

Чему учится ребенок: читать стихотворение внятно, достаточно громко, выразитель­но (использовать вопросительную и повествовательную интонацию); активизировать словарь существительными, обозначающими предметы одежды: «шапка», «сарафан», «сапожки»; понимать значение предлога «на».

Оснащение: игрушечная лошадка, две игрушечных кошки, баран, куклы — Яков, жена, двое детей. Если вы затрудняетесь найти перечисленные игрушки.

Ход игры: прочтите рифмовку. Положите перед ребенком всех героев потешки. Предложите посадить Якова, жену и детишек на тех животных, о которых говорится в потешке.

—Чух, чух, дятел,

—Дома ли Яков?

—В город уехал:

—Сам на лошадке

В новенькой шапке,

Жена на баране

В новом сарафане.

Детки на кошках

В новеньких сапожках.

Когда ребенок выполнит задание, обратите его внимание на то, что детки сидят на кошках босиком. Предложите ребенку вспомнить, что было на ножках у деток? (Сапожки.) Предложите прикрепить сапожки на ножки деткам. Прочтите потешку вместе с ребенком.

«Семейка»

Чему учится ребенок: продолжает развивать эмоциональную выразительность речи, продолжает формировать умение рассказывать стихотворение с опорой на мнемокарту; \ обогащает активный словарь за счет существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: «мышка», «кружечка», «ребятишки», «ложеч­ка»; прилагательного «зеленой»; глаголов «наварила», «ожидает».

Оснащение: мнемокарта, игрушечная мышка.

Ход игры: покажите ребенку мышку. Скажите, что мышка прибежала к ребенку в гости. У нее в норке очень много мышат — целая дюжина. Мышка принесла фотогра­фию своих деток, посмотри, какие у нее очаровательные мышата. Мышка хочет прочитать тебе стихотворение «Семейка»:

Мышка в кружечке зеленой

Наварила каши пшенной.

Ребятишек дюжина

Ожидает ужина.

Всем по ложечке досталось —

Ни крупинки не осталось!

Скажите, что мышке понравилось, как мама читала стихотворение, но она хочет, чтобы ты сам попробовал прочесть стихотворение. Она принесла для тебя подсказку. (Положите перед ребенком мнемокарту.) Рассмотрите изображенные на ней картинки. Попросите ребенка назвать их. Предложите ребенку вместе прочесть стихотворение с опорой на мнемокарту.

Усложнение: попросите ребенка читать стихотворение по мнемокарте (без помощи взрослого), читать стихотворение без наглядной опоры.

«Ай, люли, аи, люди...»

Чему учится ребенок: рассказывать потешку внятно, не торопясь, достаточно гром­ко; активизировать словарь существительными множественного числа: «цветочки», «малыши», глаголами «принесли», «понюхаем», «поставим», «посмотрите».

Оснащение: ширма, две куклы «би-ба-бо» — мальчик и девочка; букет, состоящий из нескольких цветков — ромашка, колокольчик, одуванчик; ваза для цветов.

Ход игры: из-за ширмы появляются куклы с цветами. Рассказывают, что они были у бабушки Ариши на даче и привезли красивые цветы. Предлагают ребенку взять цветок и сказать, как он называется. (Если ребе­нок затрудняется это сделать, скажите название цветка, повторите его название вместе.)

Предложите понюхать каждый цветок. Спро­сите, как он пахнет.

 

Прочите потешку:

Аи, люли, аи, люли!

Мы цветочки принесли.

Мы понюхаем немножко

И поставим на окошко.

Посмотрите, малыши,

Как цветочки хороши.

Покажите один цветок и спросите ребенка: «Что это?» (Цветок.) Соберите все цветы вместе в спросите, как можно назвать соединенные вместе цветы? (Букет.) Предложите ребенку про-

читать потешку вместе с вами. Если ребенок затрудняется, предложите ему подсказ­ку — выполняйте действия вместо выделенных в потешке глаголов.

Усложнение: постепенно снижайте количество действий-подсказок, предложите ре­бенку прочесть потешку самому.

Работа с загадками

2 года 6 месяцев — 3 года

— приклеить картинку-ответ в конце загадки. Наклейте с одной стороны картинки-отгадки чистый лист бумаги (размер должен быть равен величине картинки). Закройте приклеенным листом картинку, как ставней. Когда ребенок отгадает загадку, разреши­те ему открыть приклеенный листочек-ставенку и проверить правильность ответа;

— спрятать отгадку (игрушку, картинку, схему) под коробку, платок, салфетку. Такие приемы превратят отгадывание загадок в интересную игру. Мы предлагаем вашему вниманию описательные загадки, составленные по всем лексическим темам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: