Обогащение словарного запаса детей третьего года жизни




«Где же наши ручки?»

Чему учится ребенок: понимать и называть существительные, обозначающие части тела во множественном числе; выполнять движения в соответствии с текстом.

Оснащение: кукла с мягкими руками и ногами.

Ход игры: покажите ребенку куклу и предложите с ней поиграть. Прочтите стихо­творение и выполните движения в соответствии с его текстом.

Где же, где же наши... (ручки) (руки спрячьте за спину)

Где же наши ручки?

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки — (хлопайте в ладоши)

Где же, где же

Наши ножки? (закройте коленки руками)

Где же наши ножки?

Вот, вот наши ножки,

Пляшут наши ножки. (быстро переступайте с одной ноги на другую)

Игру можно усложнить, спрятав любую другую часть тела или лица.

«Покажи у куклы...»

Чему учится ребенок: продолжает формировать представление о схеме лица, соот­носить, понимать, употреблять существительные, обозначающие части лица в единст­венном и множественном числе: «личико», «глазки», «ротик», «носик», «ушки»; образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса, выполнять воображаемые действия (умывание).

Оснащение: сюжетная картинка с изображением умывающегося ребенка.

Ход игры: рассмотрите картинку, назовите части лица. Попросите ребенка назвать ту часть лица, которую вы показываете, на его лице, на вашем лице, на лице куклы. Предложите ребенку совершать воображаемые действия (умывать куклу) во время чтения вами потешки:

Водичка, водичка,

Умой кукле личико!

Умой кукле глазки, умой кукле носик!

И ушки и щечки помыть не забудь!

При повторном проведении игры можно прочитать другую потешку:

Водичка, водичка, Чтобы щечки краснели,

Умой мое личико, Чтоб смеялся роток,

Чтобы глазки блестели, Чтоб кусался зубок.

Предложите ребенку договаривать выделенные в потешке слова.

«Веселый кубик»

Чему учится ребенок: продолжает формировать произвольное внимание; соотно­сить, узнавать и называть движения, производимые одним объектом (мальчик): «си­дит», «идет», «лежит», «ест», «прыгает», «спит».

Оснащение: кубик с наклеенными (или нарисованными) на каждой грани сюжетны­ми картинками, изображающими действие.

Ход игры: покажите ребенку кубик. Рассмотрите каждую его грань, назовите действие, которое на нем изображено. Предложите ребенку поиграть с кубиком.

Прочтите двустишье:

Крутись, вертись, На бочок ложись!

Попросите ребенка назвать то действие, которое на выпавшей грани выполняет нарисованный мальчик.

«Семейный портрет»

Чему учится ребенок: отвечать на вопросы взрослого: «Кто?», «Что делает?»; активизирует словарь существительными «папа», «мама», «бабушка», «дедушка»; глаголами «жалеет», «любит», «голубит»; понимать обобщающее слово «семья».

Оснащение: вырезанные из картона члены семьи — папа, мама, бабушка, дедушка с наклеенными с обратной стороны фланелью (или полосками бархатной бумаги); фланелеграф.

Ход игры: прочтите потешку:

У мамы Маня маленькая, Любит Манечка шалить,

Доченька удаленькая. Ножкой топать, говорить:

Папа Маню любит, «Ножками затопаю,

Жалеет, голубит. Ручками захлопаю,

Бабушка целует, Буду с вами я играть,

Дедушка балует! Буду песни распевать!»

Вопросы:

1.Кто Маню любит? (Папа.)

2. Кто Маню целует? (Бабушка.)

3.Кто Маню балует? (Дедушка.)

Усложнение: проведите игру с одним действием (сидит, идет, лежит, ест, спит, прыгает), но с разными объектами. Действия выполняют все члены семьи (в порядке очередности — папа, мама, баба, деда, сын, дочь).

«Маша-растеряша »

Чему учится ребенок: активизирует словарь за счет существительных, обозначающих игрушки (кукла, мишка, мяч, грузовая машина); формирует понятие «игрушки»; стро­ить предложение из 3-4 слов, согласуя их в числе и падеже; употреблять предлог «на».

Оснащение: кукла Маша, игрушки — мяч, мишка, грузовая машина.

Ход игры: предложите ребенку пойти сегодня в гости к его любимой кукле Маше. Предоставьте ребенку возможность полюбоваться разбросанными игрушками. Спроси­те ребенка о том, нравится ли ему беспорядок в кукольной комнате. Выслушайте ответ. Прочтите стихотворение:

Была у мамы Маша, Мяч куда-то закатился,

Дочка-растеряша. Мишка с полочки свалился.

Хочет с куклой поиграть — С тобой мы к Машеньке пойдем

Не найти ее опять. И все игрушки соберем.

Предложите ребенку помочь кукле и собрать игрушки. Предложите ребенку выслу­шать рассказ куклы о том, где стояли игрушки: «Мяч лежал в корзине. Кукла сидела на стуле. Грузовая машина стояла на полке».

Когда порядок в кукольной комнате будет восстановлен и все игрушки возвращены на место, предложите ребенку сказать кукле: «Маша, не разбрасывай игрушки, ставь их всегда на место».

«Магазин игрушек»

Чему учится ребенок: продолжает закреплять знания об игрушках; получает поня­тие об основных действиях с игрушками; согласовывать существительные «кукла», «мяч», «машина» с числительным «один»; употреблять в активной речи обобщающее слово «игрушки», понимать и употреблять в активной речи предлог «на».

Оснащение: игрушки — 2 мяча, 2 куклы, 2 машинки.

Ход игры: покажите ребенку нарядно одетую куклу. Скажите, что у куколки Маши сегодня день рождения. Кукла приглашает ребенка в гости. Спросите ребенка, что нужно для того, чтобы пойти в гости на день рождения? (Подарок.) Предложите ребенку пойти в магазин и купить подарок кукле. Спросите, в каком магазине покупают игрушки. Подойдите к полке, на которой расставлены парами игрушки. Спросите ребенка, какая игрушка ему больше всех нравится. Предложите ребенку попросить у продавца (вы можете взять на себя эту роль) продать понравившуюся игрушку. Если ребенок затрудняется, дайте образец: «Дайте мне, пожалуйста, одну куклу». Предложите ребенку купить еще одну игрушку, завернуть подарки в красивую бумагу и перевязать лентой. Подарите подарок кукле Маше. Прочтите рифмовку:

С днем рожденья поздравляем, Счастья, радости желаем. Маму слушать, не шалить. И всегда послушной быть.

Усложнение: используйте новое дидактическое пособие — коробку с подарками, выполненную из бумаги. Разрежьте коробку с подарком по пунктирным линиям. Отогните эту часть коробки и приклейте к ней картинки, изображающие игрушки, расположенные в нижней части страницы, так чтобы получилась маленькая книжечка.

«Капризная Маша» (игра с парными картинками)

Чему учится ребенок: продолжает развивать зрительное внимание; выбирать пар­ную картинку по просьбе взрослого (куклы); детализировать образы знакомых игру­шек; активизирует словарь за счет существительных, обозначающих игрушки; пони­мать обобщающее слово «игрушки».

Оснащение: парные картинки по теме игрушки; кукла Маша, игрушечный Мишка.

Ход игры: разыграйте ситуацию: на ковре сидят кукла Маша и Мишка, кукла Маша плачет. Предложите ребенку спросить, почему она плачет. (Плачет потому, что Мишка не хочет с ней играть. Он взял все картинки и не хочет с ней поделиться.) Предложите ребенку помирить игрушки и предложите им поиграть вместе. Проведите игру с пар­ными картинками. С описанием проведения игр такого типа вы можете познакомиться в книге «Смотрим. Видим. Запоминаем».

Усложнение: увеличьте количество парных картинок (в три года до 8 пар); предло­жите ребенку подобрать к одной картинке силуэтное изображение.

«Расскажи о своей любимой игрушке»

Чему учится ребенок: составлять описательный рассказ, используя для этого мнемокарту, которая послужит ребенку наглядным планом для составления рассказа - описания; расширять и уточнять словарь; рассказывать о характерных признаках игрушки (цвете, величине, форме). Если занятие проводится с ребенком в возрасте 2 года 6 месяцев — 3 года, возможно, внести качество материала, из которой она изготовлена.

Оснащение: игрушки, которые рассматривались на предыдущих занятиях, выделя­лись их характерные особенности. При составлении описательного рассказа игрушка, которую вы собираетесь описывать, должна находиться в поле зрения ребенка. Можнопровести дидактическую игру по выбору игрушки по заданному признаку. Давайте ребенку задания типа «Дай», «Покажи», «Возьми игрушку... цвета... величины... формы».

«Зайкин огород»

Чему учится ребенок: продолжает формировать навык рассматривания объектов (овощей); узнавать, называть овощи (огурец, помидор, лук, морковь) в натуральном виде и на картинке; активизировать в речи существительные, обозначающие овощи; понимать значение обобщающего слова «овощи»; использовать в активной речи пред­ложения с однородными членами.

Оснащение: грядка, сделанная из бумаги коричневого цвета, натуральные овощи (огурец, помидор, морковь, лук); муляжи вышеперечисленных овощей или картинки, их изображающие; бабушка Арина (кукла «би-ба-бо»); корзина для сбора овощей.

Ход игры: расскажите ребенку о том, что растет на огороде. Вспомните, какие блюда можно готовить из них. Спросите ребенка, какой овощ ему нравится больше других и почему? Предложите ребенку с бабушкой Ариной пойти в огород и собрать овощи для приготовления борща.

Прочтите рифмовку:

Мы с корзиночкой идем,

Овощи на борщик соберем.

Срубим мы капусту, (имитиция движений «рубим капусту)

Вытащим морковку, (тащим морковку)

Красный помидор

С веточки сорвем, (срываем помидор)

С бабушкой Ариной

Борщ варить начнем.

Выполняйте действия по ходу чтения рифмовки. Бабушка Арина предлагает ребенку вынимать из корзинки овощи и называть их. Бабушка Арина благодарит ребенка за помощь. Обобщает: «Хорошие овощи выросли у меня на огороде!»

Усложнение: проведите игру с муляжами фруктов; предметными картинками, изо­бражающими вышеперечисленные овощи.

«Кукла Маша готовит салат»

Чему учится ребенок: узнавать натуральные овощи и их изображение на предмет­ных картинках; закреплять название отдельных овощей (помидор, огурец, лук, горох); продолжает развитие мышления (сравнивать овощи по существенным признакам); активизировать прилагательные «сочный», «хрустящий», «горький», «вкусный».

Оснащение: натуральные овощи; миска, пластмассовый нож; игрушечный телефон; гости — кукла Маша и игрушечный медведь.

Ход игры: раздается звонок. Возьмите телефонную трубку и скажите: «Мы очень рады приходу гостей, приходите к нам в гости». Скажите ребенку, что скоро к вам придут гости. Предложите приготовить овощной салат. Описывайте каждый овощ и просите ребенка найти его и принести вам. «Вова, найди красный, круглый... (помидор). Длинный, зеленый, шершавый... (огурец). Круглую, маленькую, красную... (редиску)». Вы можете предложить и большее количество овощей при очередном проведении игры.

Попросите ребенка нарезать вместе с вами салат. Сложите его в миску. Предлагайте ребенку пробовать каждый овощ. Описывайте его вкус. (Огурец — сладкий, хрустя­щий, вкусный.)

Усложнение: положите овощи в пакет и предложите ребенку находить определенный овощ по вашей просьбе. Прочтите рифмовку:

К нам гости пришли, И на стол его поставим.

Дорогие пришли. Очень вкусный наш салат,

Мы салат с тобой готовим Каждый есть салатик рад.

«Компот для Мишки»

Чему учится ребенок: закрепит знание о фруктах; активизировать в речи существи­тельные, обозначающие овощи: «яблоко», «груша, «слива», «банан»; понимать и упо­треблять в активной речи обобщающее слово «фрукты»; развивать мыслительные процессы (сравнивать, анализировать); употреблять существительные во множествен­ном числе («сливы», «яблоки»).

Оснащение: натуральные фрукты; муляжи фруктов, картинки, изображающие пере­численные фрукты: яблоко, груша, банан, слива.

Ход игры: предложите ребенку совершить небольшое путешествие на дачу. Вспо­мните с ребенком, какие фрукты растут на даче (или в саду). Спросите, какие фрукты он любит больше, почему. Расскажите о своих любимых фруктах. Расскажите, что хозяйки любят делать на зиму компот. Предложите ребенку помочь вам рассорти­ровать два вида фруктов (яблоки и сливы). В одну банку сложите все сливы, а во вто­рую — все яблоки.

Когда все фрукты будут рассортированы и сложены в банки, спросите ребенка, что лежит в каждой из банок (сливы, яблоки). Остальную работу вы можете выполнить сами, сопровождая комментарием свои действия.

Усложнение: увеличьте количество и ассортимент фруктов; проведите игру с выре­занными из бумаги (или картона) атрибутами (банками, крышками для них, фрук­тами).

«Чудесная корзинка»

Чему учится ребенок: закреплять знание названий овощей и фруктов; находить фрукты (овощи) по их характерным признакам — форме, тактильной поверхности (помидор гладкий, огурец шершавый); совершенствовать формирование фразовой речи, совершенствовать грамматический строй речи.

Оснащение: корзинка, красивая салфетка, овощи (помидор, огурец) или фрукты (яблоко, слива).

Ход игры: посадите ребенка за стол. Сядьте напротив него. Корзину поставьте на стол около себя. Выкладывайте овощи на стол по одному, называя их. Когда все овощи будут лежать перед вами на столе, попросите ребенка назвать их. Предложите ребенку поиграть, описать каждый овощ (по очереди) и положить в корзинку. Возьмите поми­дор, опишите его: помидор круглый, гладкий,, большой. Предложите ребенку взять | понравившейся ему овощ и рассказать о нем. (Описать его.)

Если ребенок затрудняется это сделать самостоятельно, задавайте вопросы: «Как называется? Какого цвета? Какой формы? Какая поверхность?» (Шершавая, гладкая.) Когда все овощи (или фрукты) будут сложены в корзину, накройте их красивой салфеткой.

Предложите ребенку поиграть — найти на ощупь описанный вами овощ (или фрукт), вынуть, проверить правильность выполнения задания, назвать.

Усложнение, проводите игру, используя различные варианты: находить овощи (или фрукты) по описанию, по названию, по заданной форме, по заданной величине.

«Осень золотая»

Чему учится ребенок: внимательно рассматривать сюжетную картинку; выделять на ней действия детей (мальчик собирает осенние листья, девочка держит зонтик в руке); выделять детали рисунка (демисезонная одежда детей); активизировать словарь за счет существительных, обозначающих признаки осени; знакомится со стихотворением «Осень».

Оснащение: сюжетная картинка; вырезанные из желтой бумаги осенние листоч­ки; волшебный листочек, вырезанный из фольги; книжка с описанием признаков осени.

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинку «Осень». Задайте вопрос по ее содержанию.

1.Кто изображен на картинке?

2.Что делают дети?

3.Где гуляют дети?

4.Как они одеты?

5.Какое время года? (Почему?)

Предложите ребенку поиграть с осенними листочками. Скажите, что вы будете осенним ветром, срывающим осенние листочки с дерева. Разбросайте листочки по комнате и предложите ребенку их собрать. (Если ребенок способен понять элемент соревнования, предложите собирать вместе — кто соберет больше осенних листочков.) Когда все листочки будут собраны, соедините их вместе и полюбуйтесь осенним букетом из желтых листьев.

Поставьте букет в вазу. Предложите ребенку послушать, как кто-то его зовет: «Вова, посмотри, что я для тебя принес!» Достаньте из осеннего букета один волшебный листок.

Прочтите стихотворение:

Дует, дует ветер, И летят листочки

Дует, задувает, Прямо по дорожке.

Желтые листочки Падают листочки

С дерева срывает. Деткам всем под ножки.

«Что нам осень принесла?»

Чему учится ребенок: закреплять понятия «овощи», «фрукты»; знать осенние признаки; совершенствовать структуру слова; продолжает совершенствовать уме­ние образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса.

Оснащение: большие карты с изображением овощей, фруктов большого размера; маленькие карточки с изображением этих же картинок, но значительно меньшего размера.

Ход игры: положите перед ребенком и около себя по одной большой карте. Малень­кие карточки разложите на столе так, чтобы ребенок мог их хорошо рассмотреть. Расскажите правила игры: по очереди выбирать по одной маленькой карточке, лежа­щей на столе, называть ее (используя уменьшительно-ласкательный суффикс). На­зывать большую картину, на которую он положит маленькую картинку. Например: «На маленькой картинке нарисовано яблочко. Я положу яблочко на большое яблоко». Аналогично обыгрывайте все картинки.

Усложнение: увеличьте количество больших карт до 2 (для одного игрока).

«Одень куклу Маню на прогулку» Чему учится ребенок: с помощью кукольной одежды и предметных картинок с ее изображением активизировать в речи названия предметов одежды и обуви (кофта, юбка, трусы, майка, туфли); получает представление об основных действиях с предме­тами одежды и обуви, активизировать глаголы «надевать», «обувать».

Оснащение: кукла Маша; кукольная одежда — трусики, майка, пижама, юбка, кофта, носки, туфли; кукольная кроватка со всеми постельными принадлежностями.

Ход игры: скажите, что уже наступило утро, а кукла Машенька еще спит. Нужно ее разбудить. Предложите ребенку ласково разбудить куклу. Если ребенок затрудняет­ся в подборе ласковых слов, помогите ему. Подскажите ему ласковые слова «дочень­ка», «малютка», «солнышко». Вы можете использовать те слова, которые употребляют в вашей семье. Предложите ребенку скорее надеть на куклу всю одежду, потому что на улице осень и в комнате еще холодно. Прочтите рифмовку:

Наша Машенька проснулась, Детка улыбнулась.

Сладко, сладко потянулась. Крошечная ручка

Солнышку и маме К одежде потянулась.

Ребенок должен одеть куклу в определенной последова­тельности, назвать все предметы одежды и части тела, на которые он ее одевает. Если ребенок затрудняется, предложите ему мнемокарту с последовательностью одевания одежды. Когда кукла будет одета, скажите, что у нее очень красивая и нарядная одежда — перечислите все одетые на куклу предметы одежды. Предложите взять куклу с собой на прогулку.

Усложнение: проведите игру с куклой-мальчиком и одеждой для мальчика; прове­дите игру с плоскостными куклами (девочкой Машей и мальчиком Ваней) и набором одежды для них; проведите игру «Сложи одежду в шкаф».

«Маленькие портные»

Чему учится ребенок: выделять и называть части платья: рукава, воротник, юбка, застежка, карманы; понимать, что одежда удобна тогда, когда в ней присутствуют все части; описывать и называть качество (нарядное, красивое, удобное, теплое); гла­голы «расстегнуть», «застегнуть»; называть цвет платья.

Оснащение: кукла Маша, детали платья, вырезанные из плотной ткани одного из основных цветов, ножницы.

Ход игры: предложите ребенку выкроить для куклы новое платье. Попросите ребенка называть каждую деталь платья и накладывать ее на образец. Сшейте выкро­енные детали платья. Полюбуйтесь новым платьем куклы.

Прочтите рифмовку:

Машенька красавица.

Куколка всем нравится,

Любит наряжаться,

Любит красоваться.

Или

Ах, какая юбка у Алены!

Да с какой каемкою зеленой.

В новой юбке, куколка, покружись,

Нашей дочке Танечке поклонись!

«Кошка Мурка и ее котята»

Чему учится ребенок: узнавать и называть части тела кошки и котят, выполнять инструкции «покажи», «назови»; понимать и употреблять в активной речи уменьши­тельно-ласкательные формы существительных: лапа — лапка, хвост — хвостик, уши — ушки, нос — носик, глаза — глазки.

Оснащение: игрушечная кошка и два игрушечных котенка; корзина, салфетка.

Ход игры: скажите ребенку, что к нему пришли гости. Поставьте корзину перед ребенком. Попросите его убрать салфетку и заглянуть в корзинку. Предложите посмот­ретьи назвать спрятавшихся в ней гостей. Скажите, что мама-кошка большая» пушистая. А зовут ее Муся. В корзине еще маленькие кошки — это котята. Они еще маленькие, и у них нет имен.

Прочтите рифмовку:

В гости кошка к нам пришла

И котяток привела.

Все красавцы, посмотри,

Рассмотри и похвали.

Скажите: «Мама-кошка очень любит своих котят. Она их умывает по утрам, но не водой, а язычком. Она их вылизывает. Вот так». (Покажите языком имитацион­ные движения «Кошка вылизывает котенка».) Попросите ребенка выполнить имитаци­онное движение вместе с вами.

Предложите поиграть, расскажите правила игры: «Я буду показывать тебе указа­тельным пальцем на ту часть тела, которую собирается вылизать мама-кошка, а ты — ее называть. Но помни, что все части тела котенка маленькие и называть их нужно ласково: не лапа, а лапка, не ухо, а ушко...» «Сначала мама-кошка решила выли­зать...» (Покажите пальцем на мордочку.) Продолжайте игру, показывая на остальные части тела котенка — хвостик, спинку, животик, ушки, носик. Скажите, что мама-кошка умыла котенка — вылизала его. Предложите ребенку похвалить кошку, погла­дить ее. Сказать ей ласковые слова. «Кошка ласковая, заботливая. Кошка Муся любит своих котят».

Предложите ребенку угостить кошку. Спросите ребенка, что же любит кошка? (Лакать молочко, есть рыбку.) Сопровождайте свои действия комментариями: «Лакай, кошка, молоко!», «Ешь, кошка, рыбку!». Когда кошка будет накормлена, попросите ребенка уложить кошку с котятами снова в корзинку и поставьте корзинку под стол, чтобы кошке с котятами не мешали спать.

Усложнение: проведите занятие по аналогии, но гостями могут быть другие домаш­ние животные — собака со щенком; корова с теленком; коза с козленком.

«Кто живет в хлеву?»

Чему учится ребенок: узнавать и называть домашних животных (на картинке, игрушке «би-ба-бо»); продолжает формировать способность к обобщению (домашние животные); активизировать словарь существительными «кошка — котенок», «соба­ка— щенок», «корова — теленок», «коза — козленок»; глаголами «мычит», «блеет», «мяукает», «лает».

Оснащение: фланелеграф; картинки, изображающие домашних животных: кошка с котенком, корова с теленком, коза с козленком, собака со щенком; вырезанный из картона хлев с открывающимися ставнями на окнах (количество окон должно совпадать с количеством пар животных).

Ход игры: прикрепите на фланелеграф вырезанный из картона хлев. Скажите ребенку, как он называется. Расскажите о его предназначении. Покажите ребенку парами вышеперечисленных домашних животных и попросите назвать их. Поиграйте в игру «Мамы и детки». Предложите ребенку «стать» детены­шем, а сами «станьте» взрослым животным. Наденьте на голову шапочки, изображаю­щие животных.

Расскажите, что все животные умеют «разговаривать». Покажите кошку и скажите, что она мяукает, вот так: «МЯУ!» — голос у нее грубый. Котеночек тоже мяукает, только голосок у него тоненький. Предложите ребенку помяукать тоненьким голоском: «Мяу!» Спрячьте кошку с котенком в хлеву в первом окне, прикройте окно ставнями. Спросите ребенка, где кошка с котятами. (В хлеву.) Аналогично поиграйте с остальны­ми домашними животными. Спрячьте за ставни каждого окна по одной паре домашних животных — взрослое животное и его детеныша.

Предложите ребенку открывать ставни на окнах хлева и называть животных, которые выглядывают в окно.

Усложнение: угадывание и называние спрятавшегося домашнего животного по произнесенному вами звукоподражанию; угадывание домашнего животного по глаголу (лает, мяукает, мычит, блеет); ребенок называет глагол по произнесенному вами звукоподражанию (мяукает — мяу).

«Ощупай, угадай, назови»

Чему учится ребенок: ощупывать игрушки; называть части тела домашних живот­ных; называть их характерные особенности (у кошки шерстка пушистая, у свинки на шкурке щетинки, ока шершавая); активизировать словарь (хвост — длинный, пуши­стый, крючком); закреплять в активном словаре слова, обозначающие названия живот­ных.

Оснащение: пластмассовая свинка, пушистая кошка, нарядно украшенная ко­робка.

Ход игры: поставьте перед ребенком на столе нарядно украшенную коробку. Пред­ложите ему угадать, кто в ней находится. Скажите, что вы загадаете загадку, а он должен внимательно ее прослушать и постараться угадать.

Загадка:

Хвост крючком, Нос пятачком, Им землю копает, Хрюкает, не лает.

Если отгадка описательной загадки вызывает у ребенка сложность, то покажите ему игрушку, предложите ее рассмотреть, покажите характерные особенности животного (хвост крючком, нос пятачком). Поставьте свинью около коробки. Загадайте вторую загадку:

У нее четыре лапки, Молочко лакает,

На лапках — коготки-царапки. Песни распевает:

Мышей ловит, — Мяу-мяу!

Проведите занятие аналогично с выше описанным. Спрячьте обе игрушки в коробку (с прорезанными отверстиями в боковых стенках коробки для рук). Предложите ребенку просунуть обе руки одновременно (справа и слева) в отверстия коробки. Попросите взять одну из находящихся в коробке игрушек, ощупать ее и назвать. Предложите ребенку вытащить игрушку и проверить правильность своего выбора.

Усложнение: увеличьте количество игрушек — домашних животных до пяти; смени­те задание — предложите найти определенную игрушку.

«Покорми домашних животных»

Чему учится ребенок: закреплять знания о домашних животных и их детенышах; тихо и громко произносить звукоподражания (ав-ав, мяу, му-у-у, мэ-э-э...); определять расстояние до объекта, активизировать в словаре наречия «далеко», «близко».

Оснащение: игрушечные домашние животные «Мамы и детеныши» (пластмассовый набор «Ферма») или картинки, их изображающие; хозяйка — кукла или картинка с ее изображением.

Ход игры: покажите ребенку хозяйку фермы. Скажите, что она утром проводила в поле всех своих домашних животных. Они пасутся на лугу, щиплют травку, пьют студеную ключевую воду. Наступил вечер, и все домашние животные потянулись, друг за другом домой. Предложите ребенку поиграть. Расскажите правила игры. «Послу­шай внимательно, кто идет домой. Ты можешь угадать, если будешь внимательно слушать его песенку».

Читайте рифмовку, выделяя голосом выделенные шрифтом звукоподражания. Ре­бенок должен определить и назвать животное, которое произносит это звукоподра­жание:

Далеко, далеко

На лугу пасутся ко...

— М-э-э-э!
Кони?

Нет не кони, а кто?

(Козы.) (говорит ребенок)

Далеко, далеко

На лугу пасутся ко...

— И-го-го!
Козы?

(Нет, лошади.) (говорит ребенок)

Далеко, далеко,

На лугу пасутся ко...

— Му-у-у, му-у-у!

Правильно, коровы! (говорит ребенок)

Пейте, дети, молоко,

Будете здоровы.

Попросите ребенка вспомнить очередность, в которой животные шли домой. Рас­ставьте игрушки на «столе-лугу» в таком же порядке. Спросите, кто находится близко, а кто далеко от хозяйки, ожидающей животных.

Попросите ребенка сначала сложить в коробку тех животных, которые находятся близко, а потом тех, которые находятся далеко.

Усложнение: увеличьте количество домашних животных, возвращающихся домой (с двух до шести); припомните животных, находящихся близко и далеко; выкладывай­те порядок расположения животных на фланелеграфе (или предметных картинках).

«Елка наряжается, праздник приближается»

Чему учится ребенок: активизирует в речи слова, обозначающие названия елочных игрушек: «шар», «бусы», «шишки», «звезда», «хлопушка»; понимать и употреблять глаголы настоящего и прошедшего времени: «висят», «повесил»; понимать и исполь­зовать в речи существительные множественного числа: «шары», «шишки», «звезды»; наречия «вверху», «в середине», «внизу».

Оснащение: игрушечная елка; вышеперечисленные елочные игрушки, лежащие в красиво украшенном мешочке; игрушечный Дед Мороз, ширма.

Ход игры: скажите, что к ребенку пришел гость с подарками. Он обещал, что придет только тогда, когда ты отгадаешь загадку:

Старый я и седой. Шарики, хлопушки,

С длинной я бородой. Бусы и вертушки.

Я зимой прихожу Угадай, кто я такой?

И в мешке приношу И тогда подарок — твой!

Когда ребенок отгадает загадку, Дед Мороз появляется из-за ширмы. (Если ребенок затрудняется отгадать загадку самостоятельно, покажите ему картинку, изображаю­щую Деда Мороза, и назовите его.) Он поздравляет ребенка с праздником. Спрашивает, есть ли у ребенка елка. Украсил ли он елку? Какие есть елочные игрушки? Говорит, что решил подарить ему мешок с елочными игрушками. Попросите ребенка поблаго­дарить Деда Мороза за подарки. Дед Мороз прощается и исчезает за ширмой. Предло­жите ребенку посмотреть, что лежит в красивом мешке. Попросите его вынимать из мешка елочные игрушки по одной и называть их. (Если ребенок затрудняется назвать самостоятельно, назовите игрушку и попросите повторить ее название вместе с вами.) Когда мешок окажется пустым, проведите своей ладонью вдоль лежащих на столе елочных игрушек и обобщите: «Это елочные игрушки».

Спросите, зачем нужны елочные игрушки? (Выслушайте ответ ребенка. Если ребе­нок затрудняется ответить, скажите сами.) Покажите ребенку искусственную елку. Предложите ее нарядить.

Прочтите стихотворение, показывая указательным пальцем на перечисленные в сти­хотворении елочные игрушки:

Висят на елке бусы,

Хлопушка и звезда.

Мы любим нашу елку,

Да, да, да!

Усложнение: увеличение количества елочных игрушек; развешивайте елочные иг­рушки на елке парами (учите ребенка согласовывать существительное с числительным «два»); проведите игру с плоскостным изображением елки и елочных игрушек (для проведения игры-занятия на фланелеграфе или с предметными картинками).

«Чудесный мешочек»

Чему учится ребенок: узнавать елочные игрушки, называть их, использовать в ак­тивной речи слова-обобщения «елочные игрушки»; определять на ощупь форму игруш­ки; использовать в активной речи прилагательные «круглый» (шар), «длинная» (шиш­ка); активизировать в речи слово «много».

Оснащение: елочные игрушки, игрушечный медвежонок.

Ход игры: потопайте ногами (под столом) и спросите, кто же так топает ногами. Выслушайте предположения ребенка. Покажите ему игрушечного медвежонка и ска­жите, что медвежонок пришел к нему в гости. Он еще маленький и не научился хорошо говорить. Ему очень хочется нарядить елку, но у него нет елочных игрушек. Когда он шел к тебе в гости, то проходил мимо избушки и посмотрел в окно. Там он увидел новогоднюю елку. Она была очень красивой, на ней горели гирлянды, сверкали елочные игрушки. Медвежонок хочет рассказать тебе, какие игрушки он видел на елке, но не знает, как они называются: «Я видел на елке висело что-то красивое, круглое, красное, стеклянное, что это?» (Елочный шар.)

Если ребенок не может самостоятельно отгадать елочную игрушку по описанию, положите игрушку перед ним. Произведите необходимые обследовательские действия, проговорите обнаруженные качества (круглое — катается, стеклянное — звенит, если по нему постучать карандашом или деревянной палочкой). Когда ребенок угадает все описанные медвежонком елочные игрушки, попросите его подарить медвежонку набор елочных игрушек. Предложите ребенку сложить их в коробку и сказать медвежонку, как каждая из них называется. Медвежонок благодарит ребенка, берет коробку и ухо­дит в лес.

Усложнение: увеличьте количество елочных игрушек, которые описывает медвежо­нок, до пяти.

«К Маше елочка пришла»

Чему учится ребенок: уточняет знания о елке (елка — это дерево); активизировать словарь — закреплять умение пользоваться существительными множественного числа «елки», «ветки», «иголки»; наречием «много».

Оснащение: натуральная елка (игру можно провести на прогулке, около растущей в парке елки).

Ход игры: предложите ребенку, прогуливаясь по зимнему скверу (или парку), рассмотреть елку. Обратите внимание ребенка на характерные признаки елки: у елки нет листьев, у нее вместо листьев колючие иголки. Обязательно снимите рукавичку с руки ребенка и предложите потрогать елочные иголки, сопровождайте действия словами: «Иголки колючие». Дайте ребенку еще раз ощупать ветку, спросите ребенка: «Какие иголки?» Рассмотрите елочную ветку. Спросите ребенка: «Сколько на ветке колючек?» (Много.) Обязательно понюхайте еловую ветку, спросите, как она пахнет. (Смолкой, хвоей.)

Для того чтобы запах был сильнее, разотрите несколько иголочек в своих ладонях и предложите ребенку понюхать. Когда придете домой, рассмотрите с ребенком сюжет­ную картинку, изображающую еловый лес. Предложите ребенку рассмотреть картину. Дайте ему на это 2-3 минуты.

Вопросы:

1.Где растут елки? (В лесу.)

2.Сколько елок растет в лесу? (Много.)

3.Сколько у елки веток? (Много.)

4.Что растет на ветке? (Иголки.)

5.Какого цвета иголки? (Зеленого.)

Вспомните, как вы наряжали к новогоднему празднику елку дома. Прочтите это стихотворение (или любое понравившееся вам стихотворение о елке):

В лесу родилась елочка, В лесу она росла. Зимой и летом стройная, Зеленая была...

Усложнение: выкладывайте еловые (или сосновые) иголки на нарисованной на листе бумаги ветке.

«Сложи в шкаф зимнюю одежду»

Чему учится ребенок: уточнять и активизировать в речи названия одежды и обуви (кофта, рейтузы, валенки, сапоги, шуба, зимняя шапка, шарф, рукавицы); глаголы «надеть—снять»; устанавливать причинно-следственные связи (надеваю теплую одеж­ду, потому что зимой холодно); совершенствовать способность к обобщению (зимняя одежда); группировать одежду и обувь по общему признаку; освоить при помощи мнемокарты правильную последовательность при одевании и раздевании.

Оснащение: предметы настоящей детской одежды; предметы кукольной зимней одежды; предметные картинки, изображающие зимнюю одежду; кукла Маня.

Ход игры: предложите ребенку пойти погулять. Спросите ребенка о том, какая сегодня погода. (Можно предложить посмотреть в окно и рассказать, что видит ребенок, как одеты люди, находящиеся на улице.) Предложите ребенку самому выта­щить из своего шкафа ту одежду, в которой он пойдет гулять. Рассмотрите ее вместе с ребенком. Попросите его назвать каждый предмет одежды. Попросите рассказать о том, в какой последовательности он будет ее надевать (если ребенок затрудняется это сделать, расскажите сами).

Когда ребенок начал одеваться, спрашивайте его, на какую часть тела он надевает гот или иной предмет одежды. Когда вы вернетесь с прогулки, предложите ребенку снимать одежду в определенной последовательности.

Усложнение: перенесите процесс одевания и раздевания в игровую ситуацию: «Одень куклу Машу на прогулку». Для игры вам понадобится кукла и кукольная одежда.

Проведите игру с плоскостной куклой Машей и набором вырезанной из бумаги кукольной зимней одежды.

Предложите ребенку игру-поручение «Сложи одежду в шкаф» (возможны четкие указания в виде поручений в два этапа «возьми...» и «положи на верхнюю полку или на нижнюю полку»).

Ребенок может самостоятельно раскладывать кукольную одежду в игрушечный платяной шкаф и сопровождать свои действия комментарием — что и куда он положил или положит.

Варианты игры могут быть различными, главное, чтобы вы поняли цель, задачи, приемы достижения поставленной цели. Не забывайте о возможностях вашего ребенка, не занижайте и не завышайте требований к занятию! Не проводите повторно занятие в таком же виде, как он было вами проведено накануне, это может снизить интерес к игре.

«Чего не хватает?»

Чему учится ребенок: продолжает развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи; активизировать в речи названия предметов зимней одежды.

Оснащение: картинки-небылицы.

Ход игры: вспомните вместе с ребенком, какое сейч



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: