Жизненный цикл инноваций




Задание

На курсовую работу по дисциплине «Теория инноваций» студенту

Киселёву Роману третьего курса группа 09-УИ

1. Тема курсовой работы Генерация и оценка идей в отрасли

2. Исходные данные к курсовой работе: методические указания к выполнению курсовой работы, интернет-ресурсы

3. Курсовая работа выполняется по разделам согласно графику, срок представления работы

4. Курсовая работа должна содержать:

а) перечень иллюстрационного материала: таблиц - 12, рисунков – 9;

б) пояснительную записку: введение, часть 1, часть 2, заключение, список используемой литературы;

в) приложения: А,Б, В,Г.

 

Задание выдал __________ Ожерельева Н.К.

(дата) (подпись) (Ф.И.О.)

Задание принял __________ Киселёв Р. И.

(дата) (подпись) (Ф.И.О.)

Содержание

 

 

Введение. 4

 

1. Теоретическая часть

1.1. Основные понятия и терминология в инноватике. 7

1.2. Классификация инноваций. 14

1.3. Жизненный цикл инноваций. 17

1.4. Процесс генерирования идей. 22

1.5. Моделирование инноваций. 27

 

2. Практическая часть

2.1. Состояние и характеристика инновационной деятельности в отрасли. 30

2.2. Методы поиска инновационных идей. 35

2.3. Процесс разработки новых видов продукции на основе модели Ким Кларка и Стивена Уилрайта. 37

2.4. Методы селекции конкурирующих предложений. 41

2.5. Процесс принятия решения на основе выбора стратегии. 44

 

Заключение. 47

 

Список использованной литературы. 50

 

Приложения

Приложение А.. 52

Приложение Б. 53

Приложение В.. 54

Приложение Г…....…………………………………………………………….55

 

 

Введение

Динамичный экономический рост является важнейшим фактором конкурентоспособности страны в рыночной системе. В процессе совершенствования рыночной модели экономики приоритетное внимание должно быть уделено развитию производства на новой технической основе, активизации инновационной деятельности по воплощению результатов научно-технических разработок в производство, созданию новых технологических процессов и перестройке на современной научно-технической основе всех отраслей материального производства и сферы обслуживания.

Во всем мире инновации сегодня – это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания.

Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем в борьбе за потребителя оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной целью стратегического плана ставит разработку новых товаров и услуг.

Предприятие, желающее шагать в ногу со временем, должно постоянно совершенствовать методы управления персоналом, способы взаимодействия с партнерами и клиентами, внимательно следить за действиями конкурентов, своевременно предпринимать те или иные шаги на рынке и внедрять новые технологии. По сути, жизнь предприятия, как и жизнь человека, –бесконечная череда изменений. Остановка означает деградацию, а деградация – это гибель.

Непременными критериями инноваций являются новизна идей и их воплощение, реализация в практической деятельности, в новых продуктах. Суть инновационной деятельности заключается в максимизации получения социально-экономического эффекта за счет повышения эффективности использования интеллектуального потенциала.

Необходимость инновационного развития российской экономики обусловлена рядом объективных факторов современного состояния мировой экономики:

1. Продолжающимся ускорением развития постиндустриальных технологических способов производства в развитых странах;

2. Освоением и распространением в мире шестого технологического уклада на основе опережающего развития информационных технологий;

3. Нарастающей технологической деградацией России, обусловленной глубоким экономическим кризисом 90-х годов (см. Приложение А);

4. Отсутствием подтверждения государством инновационного развития, как национального приоритета;

5. Потребностью в ускорении экономического роста, удвоении ВВП и обеспечении его качества, который возможен только при переходе к инновационному пути развития производства;

6. Повышением значения интеллектуальной собственности и системы коммерциализации инновационных проектов.

 

Именно поэтому государство должно всячески поддерживать инновационно-активные предприятия, помогать развитию науки и образования. Только таким образом можно увеличить инновационный и экономический потенциал.

Цель курсовой работы – количественный отбор и оценка инновационных идей в отрасли текстильной промышленности.

Объект исследования – инновационные куртки с электрообогревом в текстильной отрасли.

Решаемые задачи:

· Провести теоретическое исследование;

· Понятия и терминология в инноватике;

· Изучить методы оценки генерации идей;

· Провести количественный отбор инноваций на основе скрининга;

· Выполнить комплексную оценку инновационных решений.

Информационную базу исследования составили:

· совокупность специальной и научной литературы;

· законы и нормативные документы;

· статистические данные;

· справочная и периодическая литература;

· ресурс-интернет.

Теоретическая часть

Основные понятия и терминология в инноватике

Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление.

 

Понятие «нововведение» означает прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее.

 

В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством может быть новый порядок, новый ме­тод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

 

Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

 

Понятие «Инновация» ввел в научный оборот австрийский экономист Джозеф Шумпетер в 1911 в работе «Теория экономического развития». Он писал об инновациях как о новых комбинациях. В современном понимании инновации – это обновление, преобразование какой-либо деятельности, приводящее к замене одних ее элементов другими, либо дополнение уже имеющихся элементов новыми. Когда изменение происходит только на уровне технологий, Шумпетер называет его «Изобретением», когда же к изменениям подключается бизнес, они становятся инновациями. Таким образом, инновации – это проявление двух миров: мира техники и мира бизнеса.

 

Слово «инновация» (от англ. innovation) по смыслу идентично слову нововведение; оно рассматривается как развивающийся комплексный процесс создания, распространения, использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности инновационной деятельности.

 

Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

 

Определение, данное в Постановлении Правительства РФ от 24.07.1998г. № 32 «О концепции инновационной политики РФ на 1998 – 2000г»:

Инновации – (нововведение) это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технического процесса, используемого в практической деятельности.

 

Также можно определить инновации, как процесс реализации новых идей, способствующих удовлетворению существующих потребностей на рынке и приносящий экономический эффект.

 

Инновационная деятельность определяется как процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований, разработок, либо других научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке (новый или усовершенствованный процесс, используемый в инновационной деятельности).

Инновационная деятельность – это системный вид деятельности, направленный на реализацию в общественную практику инноваций «под ключ» на базе использования и ведения новых научных знаний, идей, открытий и изобретений, а также существующих и проверенных наукоемких технологий, систем и оборудования (Приложение А).

 

Термины "инновация" и "инновационная деятельность" близки, но не однозначны. Инновационная деятельность свя­зана с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направле­на на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новше­ство, которое будет признано уникальным в определен­ной области. Научно-технические разработки и нововведения вы­ступают как промежуточный результат научно-производ­ственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конеч­ный результат. Научно-технические разработки и изобре­тения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инно­вации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реали­зации для удовлетворения определенных запросов потре­бителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная примени­мость.

 

Следовательно, научно-технические инновации должны:

- обладать новизной;

- удовлетворять рыночному спросу;

- приносить прибыль производителю.

 

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационной деятельности.

Новаторство: процесс интеллектуальной деятельности людей, имеющий творческий характер и приводящий к появлению нового научного знания, открытий, изобретений, рационализаторских предложений и других результатов новаторских решений.

Новация: (лат. novation — изменение, обновление) какое-то новшество, которого не было раньше. По гражданскому праву новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим обязательством.

Новшества (новации): важнейшие составляющие нововведений (инноваций), которые по своей сущности обобщаются понятиями: новые явления и методы, изобретения, новый порядок (правило).

Ноу-хау: совокупность информации в виде знаний и опыта производства новой и конкурентоспособной продукции.

В инновационную инфраструктуру включаются организации, фирмы, объединения, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятельности от генерации новых идей до выпуска и реализации продукции (инновационные центры, инкубаторы, технопарки, консалтинговые и обучающие фирмы).

 

Инкубатор – структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности МИП (малых инновационно-активных предприятий), реализующих оригинальные научно-технические идеи.

 

Технопарк – компактно-расположенный комплекс, включающий научные учреждения, ВУЗы, промышленные предприятия, информационно-выставочные комплексы, службы сервиса. Предполагает создание комфортных жилищных условий.

 

Технополис – научно-технологический парк, конгломерат, состоящий из нескольких сотен исследовательских учреждений, промышленных фирм, венчурных организаций, которых связывает коммерциализация НТД.

 

Конечная цель формирования инфраструктуры инновационной деятельности – это обеспечения совокупной деятельности хозяйствующих субъектов в интересах общества.

 

Инфраструктура инновационной деятельности должна представлять комплекс следующих взаимосвязанных систем:

- информационное обеспечение инновационной деятельности;

- экспертиза инновационных программ (научная, финансовая и экономическая);

- финансово-экономическое обеспечение инновационной деятельности;

- производство технологической поддержки;

- создание новой конкурентоспособной продукции;

- сертификация продукции;

- подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности;

- координация инновационной деятельности;

- продвижение научных разработок.

Бенч-маркинг инноваций: изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновации.

 

Бизнес-процесс инновации: упорядоченная совокупность работ во времени и пространстве с указанием их начала и конца.

 

Бранд инновации (англ. brand — клеймо, фабричная марка): система характерных (материальных и нематериальных) свойств нового продукта или операции, которая формирует сознание потребителя и определяет на рынке место этой инновации, а также ее продуцента или продавца.

 

Бранд-стратегия: комплексная проработка имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брандов на рынке.

 

Диффузия инновации: распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках и новой финансово-экономической ситуации.

 

Идея: предложение нового проекта, которое после технико-экономического обоснования может превратиться в инновацию.

 

Изобретение: новый механизм, прибор, аппарат, какое-либо приспособление, созданные человеком.

 

Инжиниринг инноваций: (англ. engineering — изобретательность, знание) это комплекс работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и диффузию инновации.

 

Инициация: (лат. initiatio — совершение таинств) деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задач, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи, то есть превращение идеи в вещь или товар (имущество, документ имущественного права, документ по операции).

 

Инновационная активность: комплексная характеристика инновационной деятельности фирмы, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества.

 

Инновационная политика государства: совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии и расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

 

Инновационная программа: комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологии).

 

Инновационная среда: сочетание внутренней и внешней сред участника инновационного процесса.

 

Инновационная сфера: область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

 

Инновационное предложение: предложение участникам инновационного процесса для инвестирования и продолжения работ с какой-либо стадии (этапа) инновационного цикла.

 

Инновационные инвестиции: одна из форм инвестирования, осуществляемая с целью внедрения инноваций в производство.

 

Инновационный потенциал: совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

 

Инновационный продукт: то же, что и инновация.

 

Инновационный проект: процесс целенаправленного изменения или создание новой технической или социально-экономической системы.

 

Инновационный процесс: то же, что и инновационная деятельность.

 

Инновационный цикл: комплекс работ, включающий основные этапы и результаты инновационного процесса. В него входит проведение поисковых НИР с целью выдвижения и обоснования идеи о новых методах удовлетворения общественных потребностей, выполнение прикладных НИР и ОКР с целью материализации научного знания в новых продуктах, технологическое освоение масштабного производства продукции, ее коммерциализация.

 

Продвижение инновации: комплекс мер, направленных на реализацию инноваций и включающих в себя производство и использование информационного продукта, рекламные мероприятия, организацию работы торговых точек (пунктов по продаже инновации, консультации покупателей, стимулирование продажи инновации и др.).

 

Продуцент инновации: (лат. producens — производящий) производитель данной инновации.

 

Псевдоинновация: незначительные изменения в продукте, не меняющие его конструкцию, в том числе изменения в цвете, декоре и т. п.

 

Факторы инновационной активности: совокупность организационно-экономических мероприятий по созданию льготных условий для притока инвестиций из внутренних и внешних источников, выделение направлений инновационной деятельности, требующей государственной поддержки.

 

Классификация инноваций

Разнообразие специфических условий, в том числе экономических, организаторских и других, в инновационной деятельности приводит к тому, что, не смотря на общность предмета инноваций, каждое ее внедрение обладает уникальностью. Вместе с тем существует множество классификаций инноваций и соответственно субъектов инновационной деятельности.

 

Основоположник инновационной теории Д. Шумпетер разделил нововведения на базисные и вторичные. В дальнейшем Г. Меньш выделил базисные (улучшающие) и псевдонововведения (мнимые нововведения).

 

Базисные нововведения – это нововведнния, служащие для появления новых отраслей и новых рынков. Они не затрагивают основную технологическую схему, но улучшают качество объекта или незначительно изменяют элементы технологического процесса в целях экономии определенных ресурсов.

 

Псевдонововведения вносят изменения под влиянием кратковременных колебаний потребительских предпочтений.

 

Рассмотрим следующую классификацию, которую предложил отечественный экономист А. Айчишкин. Она рассматривает три типа инноваций, которые отличаются степенью материализации различных по уровню научных знаний:

1. Инновации, воплощающие революционно новые научные идеи и производственные схемы;

2. Инновации, основанные на смене поколений техники, появлении новой технологии при сохранении исходного фундаментального научного знания;

3. Модифицирующие инновации, связанные с качественным улучшением отдельных параметров данного поколения техники.

 

Существует также комплексная классификационная схема инновации. Давайте рассмотрим ее. Инновации классифицируются по следующим признакам:

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

 

- Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.

- Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

 

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

 

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

 

1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

 

2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

 

3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

 

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

- радикальные (базовые);

- улучшающие;

- модификационные (частные).

 

Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.

Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:

- технологические;

- производственные;

- экономические;

- торговые;

- социальные;

- в области управления.

 

Достаточно полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин:

 

1. По распространенности:

- единичные

- диффузные.

Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

 

2. По месту в производственном цикле:

- сырьевые

- обеспечивающие (связывающие)

- продуктовые

 

3. По преемственности:

- Замещающие – предполагающие полное вытеснение устаревших способов хозяйствования и технологий;

- Меняющие – связанные с использованием каких-либо операции (в меньшем количестве);

- Возвратные – связаны с возвращением к предшествующему порядку после дискредитации новшества, либо в выявлении неподготовленности производственных и хозяйственных условий для его эффективной реализации;

- Открывающие – не имеющие сопоставимых предметов и основанные на фундаментальных исследованиях;

- Ретронововведения – воспроизводящие на новом уровне ранее применяющиеся способы и средства производства.

 

4. По охвату:

- локальные

- системные

- стратегические

 

5. По инновационному потенциалу и степени новизны:

- радикальные

- комбинаторные

- совершенствующие

Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений

 

 

Жизненный цикл инноваций

 

 

Товаром называют все, что может удовлетворить потребность или нужду, предлагается рынку с целью привлечения внимания, использования и потребления.

 

Жизненный цикл товара – время существования товара на рынке, продолжительность времени от замысла изделия до снятия его с производства и продажи.

 

Выделяют 5 стадий Жизненного Цикла товаров (Рисунок 1):

1. Внедрение или выход на рынок

2. Фаза роста. В течение этого периода происходит активное использование товара.

3. Фаза зрелости. Товар становится общеупотребляемым, перестает быть инновацией.

4. Фаза насыщения. На этом этапе происходит использование альтернативных товаров.

5. Спад использования.

6. Жизненный цикл товара

 

 

Рисунок 1- Жизненный цикл товара

 

Продуктовые технологические инновации, вне зависимости от их новизны проходят определенные стадии Жизненного Цикла: рождение, рост, зрелость, спад. В разработке и освоении нововведений выделяют 4 этапа (Рисунок 2):

1. Исследовательский. Новый продукт или технология в результате исследований или отбора приобретает свое рождение в виде идей.

2. Конструкторский. Результатом является промышленно-применимый образец.

3. Концептуальный. Образец созревает до готового товара и может производиться в промышленных масштабах.

4. Технологический.

 

Жизненный цикл инновации

 

 
 
 
 

 

 

 
 

 


Рисунок 2- Жизненный цикл инновации

 

Инновационный процесс можно определить как процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и, наконец, сбыта – процесс коммерциализации технологий (Рисунок 3).

 

Зарождение инновационной идеи и возможность использования новых научных результатов происходит на этапе фундаментальных и поисковых исследований и прикладных исследований и разработок.

 

Процесс создания и освоения новой техники начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ – раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.

 

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые ФИ обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые ФИ проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания.

Следующий этап инновационного процесса – прикладные научно-исследовательские работы (ПИ). Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных НИР. Когда инвестиции в инновации имеют рисковый характер, они называются рискоинвестициями.

 

Этап опытно-конструкторских и проектно-конструкторских работ связан с разработкой нового вида продукции. Он включает: эскизно-техническое проектирование, выпуск рабочей конструкторской документации, изготовление и испытание опытных образцов.

 

Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР – это завершающая стадия научных исследований, своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему.

 

Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночном этапе, который включает: внедрение на рынок, расширение рынка, зрелость продукта и спад.

 

На стадии предсерийного производства выполняются опытные, экспериментальные работы. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального оборудования, необходимого для проведения научных исследований и разработок.

 

Стадии промышленного производства включают два этапа: собственно производство новой продукции и ее реализация потребителям. Первый этап – это непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Второй – доведение новой продукции до потребителя.

 

За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг, обеспечение безаварийной экономической работы, а также необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства.

 

Уже на начальной стадии процесса руководство предприятия принимает в расчет кривую жизненного цикла изделия, т.е. периоды ее подъема и снижения, обусловленные воздействием рыночной конкуренции (Рис. 5).

 

В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей.

 

Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средою: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.

 

В конечном счете, диффузные процессы дают возможность занять доминирующее положение новому технологическому укладу в общественном производстве. При этом происходит структурная перестройка экономики.

 

Инновационный проект – намечаемый к планомерному осуществлению, объединенный единой целью и приуроченный к определенному времени комплекс работ и мероприятий по созданию, производству и продвижению на рынок новых высокотехнологичных продуктов с указанием исполнителей, используемых ресурсов и их источников.

 

Любой проект в процессе своей реализации проходит различные стадии, называемые в совокупности жизненным циклом проекта.

Жизненный цикл инновационного процесса

 
 

 


ФИ – фундаментальные исследования

ПИ – прикладные исследования

ОКР – опытно-конструкторские разработки.

Рисунок 3-Жизненный цикл инновационного процесса



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: