Процесс генерирования идей




 

Данный процесс лучше рассмотреть, если отделить его от процесса генерирования, получения и использования знаний.

 

Причины отделений:

1) Выдвижение идеи требует творческих навыков, в то время как генерирование знаний предполагает наличие способностей к анализу и синтезу.

2) В одних ситуациях оптимальным является генерирование идей, а в других – генерирование и получение знаний. Идеи возникают в большом количестве, когда отсутствует критика. Генерирование и получение знаний ускоряются при критическом отношении к идее.

3) Новые идеи могут оказаться необходимыми, когда наличие знаний не является узким листом.

 

Процесс генерирования идей можно представить следующим образом(Рисунок 4)

Рисунок 4- Процесс генерирования идей

 

1. Неожиданные результаты расхождения и слабые сигналы.

2. Инструменты для проведения «мозгового штурма»

3. Разнообразие знаний и убеждений.

4. Внутренние зависимости в команде.

5. Отсутствие критики.

6. Мотивация, внутренние убеждения.

 

Модель инновационной деятельности в общем виде можно представить в виде линейной модели с обратной связью (Рисунок 5):

 

Рисунок 5 - Поиск инновационной идеи

 

Для формирования «портфеля» инновационных идей используются внутренние и внешние источники.

К внешним источникам относятся:

- Научные разработки, выполненные НИИ;

- Результаты маркетинговых исследований;

- Патентная информация;

- Разработки потенциальных конкурентов.

К внутренним источникам относятся:

- Ноу-хау фирмы;

- Организация управления.

Методы исследования для генерации идей:

1. Мозговой штурм - совместное выдвижение идей об интересующей проблеме для последовательного выбора наиболее рациональной мысли. Процессы выработки решения и оценки разделены. Ничего не обсуждается, а предлагаются только идеи. Протоколирование: эксперты анализируют и выдвигают наиболее рациональные идеи.

Обязательными условиями проведения мозгового штурма является создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе. Руководителем группы (модератором) должен быть специалист по рекламе и методам рекламного творчества. Как правило, таким специалистом выступает арт-директор.

Недостатки метода (и всех его разновидностей):

- огромное количество идей еще не гарантирует появления «гениальной идеи»;

- ввиду отсутствия аналитического этапа мозговой штурм вырабатывает яркие, оригинальные идеи, но не стратегически правильные решения построения маркетинговых коммуникаций.

- не предназначен для решения сложных задач, для которых требуется проведение исследований рынка, специальные знания по рекламируемому продукту (например, средства вооружения, промышленные химикаты и др.) или техническая подготовка (которая необходимапри разработке, например, новых типовых конструкций в наружной рекламе).

· Обратная мозговая атака: разновидность метода мозгового штурма.Здесь процесс поиска идей предполагает три этапа:

- выявляются все возможные недостатки рекламируемой марки;

- на основании обнаруженных недостатков формулируются задачи по улучшению положения торговой марки (ТМ) на рынке;

- обычный «мозговой штурм».

Данный метод, отражая более полно недостатки продукта, позволяет находить большее число новых решений, как в области маркетинга, так и в рекламной концепции марки.

· Теневая мозговая атака: разновидность мозгового штурма, ориентированная преимущественно на обучение и тренинг творческих способностей.

Теневая мозговая атака позволяет вовлечь в процесс коллективного творчества всех участников процесса без ограничений. Во время проведения теневой мозговой атаки в аудитории формируется группа активных генераторов идей из 5—7 человек, которая работает по правилам обычного мозгового штурма. Из остальных участников учебного процесса формируется одна или несколько групп «теневого кабинета» (между ними может быть организовано соревнование). Генераторы «теневого кабинета» следят за ходом работы активных генераторов, фиксируя выдвигаемые ими идеи и решения, но не высказывая своих предложений вслух.

 

2. Синегтика - метод, очень похожий на мозговой штурм, но имеются некоторые отличия: для генерирования идеи привлекаются специалисты из различных отраслей, смешанных с той, в которой сформулирована проблема. Этот приём позволяет повысить оригинальность и качество предполагаемых идей.

 

3. Метод ассоциаций и аналогий – основан на применении различных ассоциаций и аналогий при формировании идей. Виды аналогий:

Виды аналогий:

· Прямая. Рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом (похожим в природе или технике).

· Личная. Позволяет представить себя тем же предметом, о котором идет речь в задаче. Необходимо в буквальном смысле входить в образ.

· Символическая. Требует сформировать фразу в двух словах, отражающую суть явления.

Основной недостаток метода состоит в том, что зачастую для успешного использования аналогий требуется специальная подготовка (в области маркетинга, рекламных технологий), а также сиюминутная склонность человека к фантазии и образному мышлению.

 

4. Метод фокальных объектов. Заключается в присвоении признаков случайно выбранных объектов и применении их к объекту, который лежит в фокусе переноса.

По мере приобретения и использования новых знаний идеи преобразуются в продукты или в новые виды бизнеса с одновременным уменьшением неопределенности.

Недостатки метода следующие:

непригодность при решении сложных задач;

метод дает только простые сочетания;

отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.

 

5.Метод маленьких человечков — дробление проблемной ситуации на множество «маленьких человечков». Техника применения метода сводится к следующим операциям:

- необходимо выделить часть объекта, которая не может выполнять требования задачи, и представить эту часть в виде маленьких человечков;

- затем разделить человечков на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи;

- полученную модель нужно рассмотреть и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия.

Зачастую если представить проблему как нечто целое, то выходит, что с ней почти ничего нельзя сделать. Но если совершенно произвольным образом проблему разбить на несколько отдельных элементов, то эти элементы можно будет перегруппировать и объединить любымпроизвольным образом. Это может в идеальном варианте привести к новому решению проблемы. Или же под влиянием переформирования возникнет новый взгляд на проблему, или же окажется, что определенные идеи можно модифицировать в определенном направлении для получения необходимого решения. Полученные при делении элементы рекомендуется перемещать и связывать друг с другом во всевозможных сочетаниях. Самое главное при этом — не забывать, что полученные сочетания — именно сочетания, а не устойчивые монолитные системы, которые также рекомендуется видоизменять.

 

6.Метод контрольных вопросов — наводящие вопросы могут подвести к решению задачи. Списки таких вопросов предлагались многими авторами с 1920-х гг. Разработано множество различных списков вопросов, но все они, несмотря на их отличия, преследуют одну цель — посредством ответов на вопросы направить ход мысли к наиболее сильным решениям.

Специально подобранные вопросы требуют таких ответов, которые позволяют лучше уяснить проблему и условия ее решения, «подсказывают» возможные пути решения, помогают преодолевать психологическую инерцию.

Результатом использования списков может быть целый спектр маркетинговых решений, оригинальных рекламных идей или переосмысление проблемы и формулирование ее с других позиций с целью дальнейшего поиска решений.

 

7. Морфологический анализ Ф. Цвикки — основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект, и указывается возможно большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения.

Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса рассмотрения различных вариантов решения самой марки или ее коммуникации. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались.

Недостатки метода: необходимость рассмотрения огромного числа вариантов, большая часть которых оказывается лишенной практического смысла, что делает использование метода слишком трудоемким. Таким образом, главными недостатками метода является упрощенность подхода к анализу объекта и возможность получения слишком большого для рассмотрения числа вариантов.

 

8.Методика слома стереотипа — единственная технология креативного мышления, разработанная рекламистами специально для решения специальных задач брендинга. «Разрыв стереотипа» ценен не только тем, что это целая рекламная философия, но и набором отдельных креативных техник.

Главный концепт технологии составляет триединство «стереотип, разрыв и видение». Чтобы создать успешную рекламу, необходимо выявить существующий стереотип и что-то противопоставить ему. Поиск стереотипа и его слом происходят в форме коллективного обсуждения, проводимого в присутствии клиента.

а) потребительские стереотипы — традиционное отношение аудитории к продукту;

б) корпоративные — видение компанией своей роли на рынке;

в) маркетинговые — шаблоны брендинговых меропри ятий;

г) коммуникативные — шаблонные образы и методы в рекламе и продвижении.

 

9.Методики творческого мышления — инструмент очень тонкий и сложный. Он требует как отработки механизма генерирования идей, так и настройки общей готовности к эффективной работе. Выработка механизма «настройки» — вопрос самоорганизации самого творческого сотрудника. Часто настройка на «творческую частоту» уже порождает яркие идеи. Таким образом, в любом месте, где бы мы ни находились, — идеи всегда окружают нас. Нужно только суметь их услышать. Остальное — дело профессионального мастерства.

Моделирование инноваций

Динамическое моделирование бизнеса (Dynamic business modeling – DBM) может бать определено как анализ трех П: позиций, персонала, процесса. DBM помогает улучшить понимание динамики событий, происходящих на инновационной арене. Процесс DBM может рассматриваться как часть общего процесса управления.

Инструменты, которые помогают определить масштабы исследований (т.е. оптимальные комбинации технологии, сферы применения рынков и организационной структуры) и наглядно показать текущую и желаемую в будущем позицию компании в совокупности называют инновационной ареной. Этот термин был впервые предложен Робертом Купером в 1993г. в книге «Победа при помощи новых продуктов» (рисунок 6).

Рисунок 6 - Инновационная арена с точки зрения Купер

Модель Ким Кларка и Стивена Уилрайта типа «воронка»

Ким Кларк и Стивен Уилрайт, изучая процесс разработки новой продукции при помощи модели типа «Воронка» (Рисунок 7), сфокусировали свое внимание на процессе скрининга.

Рисунок 7 - Модель Ким Кларка и Стивена Уилрайта типа «воронка»

 

Начинается все с большого числа идей. Затем при помощи скрининга как можно быстрей отбрасываются те идеи, которые никогда не станут интересными проектами.

Это делается на первом участке воронки. Отдельные идеи умудряются удержаться и пройти дальше. Когда идеи достаточно созревают, на их основе разрабатываются проекты и во второй половине воронки на эти проекты выделяют ограниченные ресурсы.

Метод скрининга – отделение «плохих идей» от «хороших».

 

Модель Оберта Купера типа «Ворота»

В идее Купера «Ворота», он сосредоточил основное влияние на процесс принятия решения (Рисунок 8).

Рисунок 8- Процесс принятия решений.

Модель Купера применяется для процессов происходящих в ходе производства новой продукции.

Эти «ворота» напоминают клапаны, позволяющие проектам двигаться только в одном направлении. Проектам приходиться двигаться вперед, либо перестать двигаться совсем и удалиться. Вале приходиться принимать решение: либо прекратить проект, либо инвестировать в него дополнительные средства и время.

 

«Петли» взаимного усиления

Овеществленный результат творческого подхода к продукции может стать для предпринимателя конкурентным преимуществом. В свою очередь, рыночное превосходство товара поощряет еще более творческое отношение предпринимателя к производству продукции. Таким образом, творчество и конкуренция создают «петлю взаимного усиления» (Рисунок 9):

Рисунок 9 – Петли взаимного усиления.

Нелинейные составляющие инновационного процесса

· эффект взаимного усиления (элементы системы влияют друг на друга положительно);

· неблагоприятные эффекты (например, в погоне за скоростью разработок теряется качество);

· временные задержки;

· эффект отрицательной обратной связи, например "свиной цикл";

· большие отклонения параметров используемых ресурсов.

 

Практическая часть



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: