Понятие и структура больших социальных групп
Большая социальная группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации. Разделяются на два вида: случайно, стихийно возникшие (толпа, публика, аудитория), и социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, долговременные, устойчивые в своем существовании (социальные классы, различные этнические группы (нации), профессиональные группы, половозрастные группы (например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.). Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов. В широком смысле это — различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека. Почти все выделяют две составные части в ее содержании: 1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.) и 2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения).
Классификация больших соц.гр.
По характеру связи различают два вида больших сообществ людей:
1) социальные классы, этносы и т.п.Принадлежность людей -следствие действия объективных факторов;
2) партии, общественные, профессиональные объединения и др.. Человек вступает осознанно.
По продолжительности существования выделяют более длительные (классы, нации) и менее продолжительные (митинги, толпа и т.п.)
По характеру организованности делятся на те, что возникли стихийно (толпа, публика и т.д.), и те, которые были организованы сознательно (ассоциации, партии и т.п.).
Выделяются также условные (половозрастные, профессиональные) и реальные (митинги и собрания). Устойчивые группы – продолжительные, сформировались в процессе исторического развития общества (этнические, профессиональные, половозрастные группы и др.). Неустойчивые - стихийно образованные (толпа, публика, аудитория).
Молодежь как специфич. большая группа
Особенности социального положения молодежи: переходность положения; высокий уровень мобильности; освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса; активный поиск своего места в жизни; благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане. Молодёжь обычно рассматривают в 3-х измерениях: 1) возраст; 2) психологические особенности; 3) социальные. Обычно социальные и психологические критерии рассматривают в совокупности.
1. особая эмоциональная восприимчивость;
2. стремление идти на риск;
3. высокая степень мобильности;
4. высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;
5. стремление к мах проявлению сил;
6. определённое критическое отношение к старому поколению;
7. определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;
8. ощущение зависимости от третьих лиц, но стремятся её преодолеть;
9. стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;
10. стремление к идеалу.
Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качествава и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей.
Завершение молодёжного возраста связано с: окончанием обучения, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение полит прав, чёткое формирование системы ценностей.
Функции общения
Эмотивная. Возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.
Информационная. Обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т.д.
Контактная. Установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений, и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности.
Понимания. Адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний.
Координационная. Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.
Побудительная. Стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий.
Установления отношений. Осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид.
Оказания влияния. Изменение состояния, поведения, личностно-смысло- вых образований партнера.
Виды и структура общения
Структура общения
Изучение общения показывает сложность, разнообразие, много-уровневость проявлений и функций этого феномена, что, в свою очередь, требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры.
В своей структуре Г.М. Андреева выделяет три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная. Выявление специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами (с учетом отношений между партнерами, их установок и намерений).
Интерактивная. Взаимодействие партнеров при организации и выполнении совместной деятельности.
Перцептивная. Формирование образа другого человека, за счет соотнесения физических характеристик с психологическими свойствами и особенностями поведения.
Виды общения
В зависимости от содержания, целей и средств общения выделяют несколько его видов.
По содержаниюобщение может быть материальным, когнитивным, кондиционным, мотивационным и деятельностным.
Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому, это может быть информация, представляющая знания о мире; богатый, прижизненно приобретённый опыт, знания, умения и навыки.
Материальное общение, когда субъекты, будучи заняты индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.
При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, направленное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.
Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.
Когнитивное общение – обмен знаниями.
Деятельностное общение – обмен действиями, операциями, навыками и умениями. Иллюстрацией двух последних видов может служить общение, связанное с познавательной или учебной деятельностью.
Социализация
Социализация — это процесс (и результат) усвоения и активного индивидом социального опыта, осуществляемый в общении, деятельности и поведении, опыта общественной жизни, системы социальных связей и общественных отношений.
Теории социализации личности.
Ч. Кули: теория «зеркального Я»: становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые служат зеркальным «Я». Ребенок приходит к формированию своего социального «Я» через понимание других. Другие (родители, ровесники, посторонние) являются своеобразным зеркалом для него.
Зигмунд Фрейд: теория развития личности
Личность включает три элемента:
Ид,Эго,Супер-Эго. Формирование этих трех элементов личности предполагает последовательное прохождение четырех стадий: оральной;анальной;фаллической;стадии половой зрелости.Каждая из них связана с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной.
Теория когнитивного развития Жана Пиаже:
Дети проходят ряд последовательных стадий, в процессе которых они усваивают новые навыки, определяющие пределы возможного для них познания:сенсомоторная (от рождения до двух лет);операциональная (с двух до семи лет);стадия конкретных операций (с семи до одиннадцати лет);стадия формальных операций (с двенадцати до пятнадцати лет).
Теория развития личности Лоуренса Колберга:
До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п.
Все социальные субъекты, влияющие на процесс социализации называются агентами социализации.
Десоциализация — утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни.
Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному (старому) образу жизни называется ресоциализацией
Технологии