Виды и структура общения




Понятие и структура больших социальных групп

Большая социальная группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации. Разделяются на два вида: случайно, стихийно возникшие (толпа, публика, аудитория), и социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, долговременные, устойчивые в сво­ем существовании (социальные классы, различные этнические группы (нации), профессиональные группы, по­ловозрастные группы (например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.). Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов. В широком смысле это — различные психические свойства, психические процессы и психические со­стояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психи­ка отдельного человека. Почти все выделяют две составные части в ее содержании: 1) психический склад как более устойчивое образова­ние (к которому могут быть отнесены социальный или националь­ный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.) и 2) эмоци­ональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения).

Классификация больших соц.гр.

По характеру связи различают два вида больших сообществ людей:

1) социальные классы, этносы и т.п.Принадлежность людей -следствие действия объективных факторов;

2) партии, общественные, профессиональные объединения и др.. Человек вступает осознанно.

По продолжительности существования выделяют более длительные (классы, нации) и менее продолжительные (митинги, толпа и т.п.)

По характеру организованности делятся на те, что возникли стихийно (толпа, публика и т.д.), и те, которые были организованы сознательно (ассоциации, партии и т.п.).

Выделяются также условные (половозрастные, профессиональные) и реальные (митинги и собрания). Устойчивые группы – продолжительные, сформировались в процессе исторического развития общества (этнические, профессиональные, половозрастные группы и др.). Неустойчивые - стихийно образованные (толпа, публика, аудитория).

Молодежь как специфич. большая группа

Особенности социального положения молодежи: переходность положения; высокий уровень мобильности; освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса; активный поиск своего места в жизни; благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане. Молодёжь обычно рассматривают в 3-х измерениях: 1) возраст; 2) психологические особенности; 3) социальные. Обычно социальные и психологические критерии рассматривают в совокупности.

1. особая эмоциональная восприимчивость;

2. стремление идти на риск;

3. высокая степень мобильности;

4. высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;

5. стремление к мах проявлению сил;

6. определённое критическое отношение к старому поколению;

7. определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;

8. ощущение зависимости от третьих лиц, но стремятся её преодолеть;

9. стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;

10. стремление к идеалу.

Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качествава и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей.

Завершение молодёжного возраста связано с: окончанием обучения, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение полит прав, чёткое формирование системы ценностей.

 

Функции общения

Эмотивная. Возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

Информационная. Обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т.д.

Контактная. Установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений, и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности.

Понимания. Адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний.

Координационная. Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

Побудительная. Стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий.

Установления отношений. Осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид.

Оказания влияния. Изменение состояния, поведения, личностно-смысло- вых образований партнера.

Виды и структура общения

Структура общения

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, много-уровневость проявлений и функций этого феномена, что, в свою очередь, требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры.

В своей структуре Г.М. Андреева выделяет три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная. Выявление специфики информационного про­цесса между людьми как активными субъектами (с учетом отношений между партнерами, их установок и намерений).

Интерактивная. Взаимодействие парт­неров при организации и выполнении совместной деятельности.

Перцептивная. Формирование образа другого человека, за счет соотнесения физических характеристик с психологическими свойствами и особенностями поведения.

Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств общения выделяют несколько его видов.

По содержаниюобщение может быть материальным, когнитивным, кондиционным, мотивационным и деятельностным.

Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому, это может быть информация, представляющая знания о мире; богатый, прижизненно приобретённый опыт, знания, умения и навыки.

Материальное общение, когда субъекты, будучи заняты индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, направленное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

Когнитивное общение – обмен знаниями.

Деятельностное общение – обмен действиями, операциями, навыками и умениями. Иллюстрацией двух последних видов может служить общение, связанное с познавательной или учебной деятельностью.

 

Социализация

Социализация — это процесс (и результат) усвоения и активного индивидом социального опыта, осуществляемый в общении, деятельности и поведении, опыта общественной жизни, системы социальных связей и общественных отношений.
Теории социализации личности.

Ч. Кули: теория «зеркального Я»: становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые служат зеркальным «Я». Ребенок приходит к формированию своего социального «Я» через понимание других. Другие (родители, ровесники, посторонние) являются своеобразным зеркалом для него.

Зигмунд Фрейд: теория развития личности

Личность включает три элемента:

Ид,Эго,Супер-Эго. Формирование этих трех элементов личности предполагает последовательное прохождение четырех стадий: оральной;анальной;фаллической;стадии половой зрелости.Каждая из них связана с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже:

Дети проходят ряд последовательных стадий, в процессе которых они усваивают новые навыки, определяющие пределы возможного для них познания:сенсомоторная (от рождения до двух лет);операциональная (с двух до семи лет);стадия конкретных операций (с семи до одиннадцати лет);стадия формальных операций (с двенадцати до пятнадцати лет).

Теория развития личности Лоуренса Колберга:

До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п.

Все социальные субъекты, влияющие на процесс социализации называются агентами социализации.

Десоциализация — утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни.

Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному (старому) образу жизни называется ресоциализацией

 

Технологии

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: