(137-160 – на ВЛ-60к; 137-156 – на ВЛ-80с. По две штуки на каждый асинхронный двигатель вспомогательных машин).
ТРТ служат для защиты трехфазных асинхронных двигателей от КЗ и перегрузок.
ТРТ состоит из изоляционного корпуса в виде коробочки с боковой крышкой, внутри корпуса укреплена на оси биметаллическая пластина. Она состоит из двух U-образных пластин из металлов с разным коэффициентом температурного расширения. Начала и концы двух пластин спаяны. При одинаковом нагревании от тока внутренняя пластина удлиняется сильнее, поэтому вся биметаллическая пластина при нагревании разгибается.
Один конец биметаллической пластины укреплен неподвижно с помощью рычажка для регулировки, а другой правый конец биметаллической пластины может передвигаться от одного упора к другому. К этому подвижному концу биметаллической пластины укреплен нижний конец сжатой пружинки, а верхний конец этой пружинки упирается в средний выступ изоляционной колодочки. Эта изоляционная колодочка в виде коромысла шарнирно укреплена в верхней части корпуса.
На одном конце этой изоляционной колодочки укреплены подвижные контакты разм. блок. () ТРТ в виде пружинящего мостика. Два неподвижных контакта этой разм. блок. ТРТ укреплены на изоляционном корпусе. Контакты блокировки ТРТ посеребрены и рассчитаны на Iном=10А.
Против другого конца изоляционной колодочки в корпусе ТРТ укреплена кнопка со штоком и сжатой пружинкой – для принудительного восстановления ТРТ после срабатывания до его самовосстановления.
Снизу в корпусе ТРТ укреплен калиброванный шунт, включенный параллельно с биметаллической пластиной – чтобы не увеличивать размеры биметаллической пластины и ТРТ при большом Iном. Вес ТРТ – 0,7 кГ.
|
Работа ТРТ
Биметаллическая пластина ТРТ и калиброванный шунт включены в одну фазу 3х фазного асинхронного двигателя. Разм. блок () ТРТ включена в цепь катушки контактора, который включает данный ас. двигатель.
При номинальном токе асинхронного двигателя нагрев биметаллической пластины незначительный и она не разгибается.
i. Если произойдет КЗ между двумя фазами обмоток статора 3-фазного асинхронного двигателя, или обрыв обмотки статора, или механическое заедание ротора – то из-за большого тока по биметаллической пластине (более Iном) биметаллическая пластина нагревается и начинает разгибаться. При этом ее правый конец передвигается к правому упору вместе с нижним концом сжатой пружинки. При этом изменяется направление силы пружинки и за счет этого поворачивается изоляционная колодочка вместе с подвижными контактами разм. блок. () ТРТ – до упора в шток кнопки.
Тогда разм. блок. () этого ТРТ размыкается в цепи катушки контактора данного асинхронного двигателя, этот контактор отключается и своими двумя силовыми контактами отключает неисправный асинхронный двигатель. Тем самым предотвращается перегрев обмоток статора ас. двигателя.
ii. Через 2-3 минуты после срабатывания ТРТ биметаллическая пластина остывает и возвращается в исходное положение к левому угору. Тогда за счет пружинки изоляционная колодочка с подвижным контактом поворачивается и происходит самовосстановление ТРТ. При нажатии кнопки ТРТ восстанавливается, через 1-1,5 минуты после срабатывания.
|
iii. ТРТ рассчитаны на номинальный ток своего асинхронного двигателя, т.е. ТРТ для МН тр-р – на Iном=9А; ТРТ для МК и МВ – на Iном=90А; ТРТ для ФР – на Iном=155А.
ТРТ на различные Iном отличаются только исполнением калиброванного шунта. ТРТ срабатывают: при двукратном Iном – через 60-80 сек; при трехкратном – через 20-30 сек; при пятикратном – через 5-7 сек.
Регулировка тока срабатывания ТРТ производится на ремонтах на стенде перемещением рычажка для регулировки: при перемещении рычажка вниз к «+» (на рис. вверх) биметаллическая пластина предварительно разгибается, поэтому увеличивается Iсраб; и наоборот. (Каждое деление на зубчатой рейке шкалы дает изменение Iсраб ≈ 3%).
На электропоездах ЭР-9п, ЭР-9м установлены ТРТ без самовозврата – за счет увеличенного угла поворота изоляционной колодочки при срабатывании.