Система физкультурно-оздоровительных работы




Физкультурно-оздоровительная работа с детьми планируется и осуществляется во взаимодействии всего коллектива дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников.

Заведующий дошкольным учреждением несёт ответственность за организацию всей работы по физическому воспитанию; создаёт необходимые условия, осуществляет общее руководство и контроль качества проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий; обеспечивает в соответствии с нормативными правовыми актами проведение регулярных медицинских осмотров и медико-педагогического контроль за процессом физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

Заместитель заведующего по УВР совместно со старшим воспитателем, инструктором (воспитателем) по физической культуре и инструктором по плаванию составляет общий план физкультурно-оздоровительной работы; осуществляет общее руководство и контроль качества проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий; анализирует состояние образовательного процесса, его результативность.

Старший воспитатель дошкольного учреждения осуществляет методическое руководство работой воспитателей. Он организует повышение квалификации педагогов в области физического воспитания дошкольников, рекомендует необходимую методическую литературу для самообразования. Старший воспитатель контролирует работу воспитателей и специалистов по физической культуре, анализирует их документацию и эффективность физкультурно-оздоровительной работы. Старший воспитатель, совместно с воспитателями, инструкторами по физической культуре обобщает опыт работы дошкольного учреждения и способствует его распространению; систематически изучает передовой опыт работы педагогов других ДОУ. Совместно со специалистом по физической культуре, воспитателями групп разрабатывает график двигательной активности для каждой возрастной группы.

Заведующий, заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель осуществляют контроль за результатами образовательной деятельности дошкольников в области физической культуры.

Успешность образовательного процесса по физической культуре в значительной мере обусловлена своевременностью и систематичностью контроля, объективностью оценки количественных и качественных показателей усвоения учебного материала, полнота учёта итогов работы за определённый период времени.

Объективный и систематический контроль помогает педагогу более точно управлять процессом физического совершенствования детей.

В практике занятий физическими упражнениями с дошкольниками применяют три взаимосвязанных вида педагогического контроля:

1. Предварительный контроль предназначен для определения готовности детей к усвоению детей нового учебного материала. Он проводится на первых занятиях перед изучением конкретной темы или раздела программы. Учитываются: степень владения ранее изученными действиями, показатели физической подготовленности и уровень знаний. Данные такого контроля позволяют уточнить план, а в последствии при сравнении с результатами текущей и итоговой проверки объективнее судить о приращениях в знаниях и умениях.

2. Текущий контроль предназначен для определения результативности обучения и оперативного управления образовательным процессом. Он осуществляется в разных формах.

1) Специально организованный вызов для выполнения физического упражнения. Количество детей может быть различным. Важно, чтобы все дети попали в поле зрения педагога, а не только самые сильные или слабые, результаты которых ярко бросаются в глаза.

2) Наблюдение за одним или несколькими детьми в течение всего занятия с оценкой любых действий, в том числе не относящихся к основным задачам занятия.

3) Устный опрос для проверки усвоения теоретических сведений, знания правил игр, названия физкультурного инвентаря, понимания сути движений и т.п. Он может проводиться в любой части занятия в форме отдельных вопросов, беседы.

Следует помнить, что оценка, с одной стороны, может способствовать формированию у ребёнка осознанного управления своими действиями, с другой – она всегда сопровождается эмоциональными переживаниями, что в значительной степени усиливает воздействие, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Необходимо обратить внимание, что существуют различия в реакции детей разного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как.

3) Итоговый контроль необходим для выявления конечных результатов работы по теме, разделу учебной программы, за весь год. Чаще всего он проводится в виде выполнения детьми контрольных упражнений (тестов), результаты которых позволяют оценить не только количественные показатели, но и качественные характеристики выполняемых действий.

Специалист по физической культуре совестно с коллективом педагогов обеспечивает проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, установленных на основе нормативных требований программы по физическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений.

Инструктор по физической культуре:

Анализирует:

- индивидуальные особенности детей в развитии и в здоровье;

- условия проведения занятий физическими упражнениями;

- эффективность физкультурно-оздоровительной работы на основе результатов итоговой диагностики.

Прогнозирует:

- результативность образования дошкольников в области физической культуры;

- влияние инновационных педагогических технологий на эффективность оздоровления детей.

Выбирает:

- программы и технологии физического совершенствования дошкольников на основе анализа физического состояния детей и условий проведения занятий, а также учитывая современные тенденции развития физической культуры дошкольников и возможность сочетания реализуемой программы по физическому воспитанию с другими программами, реализуемыми дошкольным образовательным учреждением;

- систему диагностики физической подготовленности детей в соответствии с состоянием их здоровья;

- средства и методы педагогического воздействия, гарантирующие полноценное образование детей в области физической развития.

Планирует:

- задачи работы для каждой группы воспитанников на основе результатов предварительной диагностики их физического состояния;

- образовательный процесс по физической культуре дошкольников;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня в соответствии с программой, реализуемой в ДОУ;

- физкультурно-рекреационную (предназначенную для отдыха, восстановления) деятельность детей;

- индивидуальную работу с детьми;

- мероприятия с педагогами ДОУ и родителями воспитанников;

- участие в создании предметно-развивающего пространства ДОУ по физической культуре.

Разрабатывает:

- документы планирования учебной работы на каждую возрастную группу (тематический и перспективный планы, конспекты занятий, комплексы утренней и корригирующей гимнастики, конспекты занятий по физической культуре, обучению детей плаванию, валеологии, индивидуальную работу);

- документы и методическое сопровождение физкультурно-массовой работы (календарный план физкультурно-массовых мероприятий, сценарии физкультурных праздников, планы физкультурных досугов, положения о соревновании);

- документы по работе с родителями (общий план работы с родителями, план выступлений на родительских собраниях, план индивидуальных консультаций);

- документы по взаимодействию с работниками дошкольного учреждения (общий план совместной работы план консультаций для воспитателей, план выступлений на педагогических советах, на ПМПк ДОУ);

- рекомендации для родителей по физическому воспитанию детей в семье;

- методические рекомендации для воспитателей по организации двигательной деятельности детей в группе.

Определяет:

- совместно с врачом на основе диагностики группу детей, требующих индивидуального подхода в подборе упражнений и дозировании физической нагрузки;

- совместно с врачом определяет режим двигательной активности для детей перенёсших заболевания.

Организует и проводит:

- диагностику физической подготовленности детей;

- физкультурные занятия в соответствии с реализуемой ДОУ программой;

- физкультурно-массовые мероприятия (физкультурные досуги, физкультурные праздники и т.п.), учитывая условия дошкольного учреждения, желание детей и родителей;

- индивидуальные занятия физическими упражнениями с детьми.

Обеспечивает:

- организационно-методические условия для овладения детьми жизненно важными двигательными навыками;

- гармоничное развитие физических качеств детей;

- формирование элементарных, доступных детям дошкольного возраста знаний об организме человека, о влиянии физических упражнений на здоровье, о здоровом образе жизни;

- формирование у детей правильных представлений о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (правильной осанкой, образцовым показом физических упражнений, проведением занятия в спортивной одежде и обуви, использованием музыки и т.п.);

- условия для воспитания нравственных (морально-волевых) качеств у своих воспитанников средствами физического воспитания;

- контроль физической нагрузки детей по внешним признакам утомления;

- безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями;

- оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях;

- закаливание детей в процессе занятий физическими упражнениями;

- формирование у детей интереса к занятиям физическими упражнениями на основе изучения их двигательных предпочтений, основ здорового образа жизни;

- условия для нормального поло-ролевого поведения детей, используя средства физического воспитания;

- формирование представлений детей о самоконтроле самочувствия на занятиях физическими упражнениями;

- создание на занятии благоприятного психологического климата на основе учёта психических особенностей детей.

Руководит:

- работой воспитателей по организации занятий физическими упражнениями с детьми в течение дня (в группе, на прогулке).

Координирует:

- взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по физическому совершенствованию детей;

- создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группах, на прогулках.

Контролирует:

- соответствие гигиеническим и педагогическим нормам площадок и помещений для проведения занятий физическими упражнениями;

- безопасность оборудования, используемого в процессе занятий физическими упражнениями;

- соответствие гигиеническим нормам распределения занятий физическими упражнениями в течение дня, недели;

- периодическое проведение воспитателями физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня.

Корректирует:

- содержание занятий физическими упражнениями в соответствии с особенностями состояния здоровья детей;

- двигательный режим в зависимости от количества детей в группе, времени года и задач образовательного процесса;

- совместно с медицинскими работниками план оздоровительных мероприятий (закаливание, точечный массаж, дыхательная гимнастика и т.п.);

- проведение воспитателями физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня в соответствии с содержанием физкультурных занятий.

Консультирует:

- воспитателей по организации физкультурно-массовых мероприятий в режиме дня;

- воспитателей по организации самостоятельной двигательной деятельности детей и оборудованию зоны двигательной активности в группе;

- родителей по организации занятий физическими упражнениями в семье.

Участвует:

- в распределении детей по группам здоровья совместно с медицинскими работниками;

- в обсуждении проблем физического совершенствования детей на медико - педагогических совещаниях, педагогических советах, родительских собраниях и других формах работы в учреждении.

Оценивает:

- качество физкультурно-оздоровительной работы, проводимой воспитателями с детьми;

- физическую готовность детей к обучению в школе;

- эффективность использования педагогических технологий оздоровления детей в процессе физкультурных занятий.

Информирует:

- администрацию дошкольного учреждения о результатах физкультурно-оздоровительной работы;

- родителей об уровне физической подготовленности и успешности в двигательной деятельности их детей.

Оформляет:

- результаты диагностики физической подготовленности детей;

- результаты физкультурно-массовой работы дошкольного учреждения;

- методические материалы, способствующие образованию дошкольников в области физической культуры;

- методические рекомендации для родителей и педагогов о физическом совершенствовании детей дошкольного возраста.

Пропагандирует:

- физическую культуру стилем своего поведения, формой одежды, культурой движений и т.п.

Проходит:

- периодические бесплатные медицинские обследования;

- повышение квалификации (1 раз в 5 лет);

- аттестацию в установленном порядке.

Выполняет:

- требования действующих нормативных документов по дошкольному образованию, соблюдает устав и правила внутреннего трудового распорядка ДОУ, иные локальные правовые акты дошкольного учреждения.

Медицинские работники:

- осуществляют:

Ø комплексную оценку состояния здоровья детей: сбор социального анамнеза, обследование физического развития и состояния здоровья, составление индивидуальных рекомендаций;

Ø медицинский контроль состояния здоровья детей в процессе занятий физическими упражнениями: допуск детей к занятиям физическими упражнениями после перенесённых заболеваний, рекомендации к подбору физических упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, качественную и количественную оценку эффективности физкультурного занятия;

Ø специальную профилактику инфекционных заболеваний;

Ø стоматологическую профилактику, лечебно- профилактические мероприятия;

- отслеживают:

Ø рациональность и сбалансированность питания с исключением пищевых аллергенов (по показаниям), введения энтеросорбентов, коррекция обмена витаминов;

Ø обеспечение экологической безопасности: озеленение территории и помещений, использование фильтров для воды, использование энтеросорбентов.

- участвуют в создании оптимальных санитарно-гигиенических условий: обеспечение санитарно-гигиенических условий содержания помещений, соблюдение воздушно-теплового режима, кварцевание помещений, предупреждение переохлаждения и перегревания детей, формирование культурно-гигиенических навыков;

Воспитатель работает в тесном контакте со специалистом по физической культуре. Он планирует, организует и проводит физкультурно-оздоровительные мероприятия в течение дня (утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры и упражнения между занятиями и на прогулке, бодрящую гимнастику, закаливающие процедуры), самостоятельно, а также совместно с инструктором проводит физкультурные досуги, развлечения физкультурные праздники, пешие походы. Создаёт условия для организации самостоятельной двигательной деятельности детей (оформляет в группе спортивный уголок). Уделяет внимание формированию у воспитанников доступных знаний в области физической культуры.

Воспитатель следит за состоянием здоровья детей, заботится о соблюдении гигиенических норм в помещении и на участке, чистоте и сохранности физкультурного инвентаря и оборудования, участвует в пропаганде здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей.

Помощник воспитателя следит за чистотой и проветриванием групповой комнаты, помогает подготовить детей к физкультурному занятию, прогулке, принимает участие в уходе за физкультурными пособиями и инвентарём.

Музыкальный руководитель, воспитатель по изобразительной деятельности и другие специалисты обеспечивают на занятиях охрану здоровья детей, взаимодействуют со специалистом по физической культуре в организации комплексных занятий, участвуют в подготовке и проведении физкультурных праздников.

Педагог-психолог разрабатывает рекомендации по коррекции микроклимата детского коллектива, адаптации детей к разнообразным формам двигательного режима; проводит индивидуальную коррекционную работу с детьми, имеющими недостаточный уровень психофизического развития, отрицательно сказывающуюся на успешности освоения программного материала по физической культуре.

Взаимодействие с родителями воспитанников осуществляется на основе годового плана ДОУ (родительские собрания, консультации), тематических, перспективных, календарных планов образовательной деятельности. При планировании тематики выступлений на родительском собрании специалист должен определить оптимальное соотношение сведений общего характера (особенности физического развития детей, двигательные предпочтения и т.п.) и конкретных сведений о результатах двигательной деятельности детей. Для проведения консультаций с родителями педагог должен выделить время в своём графике работы. Факт проведённой консультации фиксируется, чтобы на итоговом педагогическом совете проанализировать эффективность проведенной работы (в тетради указывается дата проведения консультации, Ф.И.ребёнка, родитель (папа, мама), тема, результат). Правильно организованная работа с родителями будет способствовать повышению их физической и валеологической грамотности.

Совместная деятельность педагогов и медицинских работников осуществляется в следующих направлениях:

1. Оптимизация двигательного режима детей в ДОУ: организация предметно-развивающей среды, стимулирующей самостоятельную двигательную деятельность детей, соблюдение статико-динамического режима.

2. Предупреждение негативных влияний интенсивной образовательной деятельности: проведение физкультминуток на занятиях, организация подвижных игр в перерывах между занятиями, включение в физкультминутку гимнастики для глаз, использование двигательных занятий, оптимальное распределение занятий, направленных на интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие детей в течение дня, релаксация.

3. Организация деятельности в системе двигательной реабилитации: индивидуальные занятия лечебной физкультурой, групповые занятия лечебной физкультурой.

4. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы: использование на занятиях упражнений циклического характера.

5. Создание микросоциальной среды и положительного психологического климата: отслеживание процесса социальной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, использование различных средств рекреации с целью смягчения адаптации к дошкольному учреждению.

6. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни: занятия с детьми, консультации для родителей, пропаганда педагогами ДОУ здорового образа жизни.

7. Взаимодействие с семьёй: информирование родителей о проведении лечебно-профилактической работы в дошкольном учреждении, ознакомление их с приёмами контроля состояния здоровья детей, обеспечение единообразия требований педагогов и родителей специалистами дошкольного учреждения (врачом, руководителем физического воспитания, педагогом-психологом, учителем-логопедом и т.д.), привлечение родителей к участию в физкультурных праздниках и соревнованиях, организация совместных физкультурных занятий детей и родителей.

В дошкольном образовательном учреждении используются разные формы организации обучения и воспитания по физическому воспитанию дошкольников (в соответствии с Образовательной программой ДОУ, годовым планом работы):физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; физкультурно-массовые мероприятия (досуги, праздники, развлечения);

самостоятельная двигательная деятельность детей.

Планируется также деятельность, опосредованно влияющая на эффективность физкультурно-оздоровительной работы: взаимодействие специалиста по физической культуре с работниками дошкольного учреждения (воспитателями, медицинским персоналом, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, помощником воспитателя и др.) и родителями.

Правильно составленное планирование создаёт условия для качественного решения педагогических задач:

1. Соблюдаются основные принципы обучения (последовательность, постепенность, систематичность).

2. Решаются следующие вопросы:

- все ли необходимые упражнения включены;

- какой промежуток времени нужен между упражнениями;

- насколько разнообразны упражнения в одном занятии в течении недели, месяца, квартала и т.д.;

- какова общая (педагогическая) и моторная плотность занятия.

3. Обеспечивается равномерное прохождение материала в учебном периоде.

4. Учитывается преемственность (нет ли отрицательного переноса по навыкам и качествам).

5. Создаётся возможность проводить анализ пройденного материала.

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня опирается на суточный объём необходимых для дошкольников движений (в среднем 2,5 – 3 часа). К физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме дня относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки, игры и упражнения между занятиями, подвижные игры и упражнения на прогулке, физкультурные занятия, корригирующая и тактильная гимнастики после сна, самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями: утром, после сна, на утренней, дневной и вечерней прогулках.

Важно, чтобы этот объём движений детей всячески поддерживался и контролировался воспитателем.

Активный отдых может быть самым разнообразным и для этого возможно применение различных средств. Однако, наиболее эффективны мероприятия, в основу которых положены подвижные игры. Игры, в отличие от строго регламентированных движений, связаны с инициативой в решении двигательных задач и протекают с эмоциональным подъёмом, стимулирующим двигательную активность и отодвигающим возникновение утомления. Важнейший результат игры – радость и эмоциональный подъём. Подвижные игры больше, чем другие средства физической культуры, отвечают задачам активного отдыха. Игры бывают разные по воздействию на организм, педагогической направленности и другим признакам. Поэтому необходимо подбирать их в определённой последовательности и уяснить методику проведения.

К организации двигательной деятельности между занятиями, подвижным играм на прогулке предъявляются те же основные требования, что и к физкультурным занятиям: организованное их начало, постепенное нарастание физиологической нагрузки и снижение её в конце игры. Слишком большая нагрузка в начале физкультурно-оздоровительных мероприятий может вызвать у ребят чувство усталости и неблагоприятно скажется на их работоспособности на следующем занятии. В то же время через 1-2 месяца с ростом тренированности организма эта нагрузка может стать оптимальной.

Физкультурно-массовые мероприятия представлены в дошкольном учреждении физкультурными досугами, праздниками физической культуры и пешими походами. Красочность внешнего оформления, доступность, отсутствие строгой регламентации деятельности участников, возможность широкого проявления эмоций и индивидуальных способностей делают подобные мероприятия весьма популярными среди детей дошкольного возраста. Поэтому проведение их часто становится традиционным и предусматривается общим планом работы дошкольного учреждения.

Планирование физкультурно-массовых мероприятий предусматривает разработку и ведение следующих документов: календарный план физкультурно-массовых мероприятий, планы физкультурных досугов, сценарии физкультурных праздников, положения о соревновании.

В начале учебного года составляется план физкультурно-оздоровительных мероприятий дошкольного образовательного учреждения, в который включаются и физкультурные досуги. Указывается тематика, возрастная группа, место проведения (за основу берётся программный материал по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста, учитываются условия ДОУ, возрастные и индивидуальные особенности детей, их двигательный опыт, уровень физической подготовленности). В календарном плане указываются задачи и содержание досуга.

Физкультурный досуг проводится 1-2 раза в месяц, начиная со II младшей группы. Рекомендуется проводить его в вечернее время (16-17 часов), в дни, когда нет физкультурных занятий. В каникулярное время – в первую половину дня.

В течение года рекомендуется чередовать разные виды физкультурных досугов (интегрированный, сюжетный, игры-эстафеты, двигательный ералаш, выбор детьми заданий по интересам и т.д.), место их проведения (как в помещении, так и на воздухе).

Физкультурные праздники вносятся в перспективный план дошкольного учреждения на год. Физкультурные праздники – это мероприятия показательного характера, демонстрирующие достижения дошкольников за определённый период работы, а также способствующие пропаганде занятий физическими упражнениями, как среди детей, так и среди взрослых.

Физкультурные праздники проводятся, начиная со средней группы (4-5 лет), 1 раз в сезон, с учётом вида и тематики праздника (может быть разнообразной), количества и возраста участников. Физкультурный праздник требует специальной подготовки (выбор тематики, разработка сценария, оформление места проведения, оговаривается процесс награждения) и привлечения сотрудников дошкольного учреждения к организации мероприятия. На празднике обязательно должны присутствовать зрители.

Для проведения праздника-соревнования рекомендуется создать инициативную группу, в обязанности которой входит: разработка Положения; разработка сценария (открытие, программа соревнований, награждение, закрытие); ознакомление участников с Положением и программой и согласование места и сроков проведения (за месяц до проведения); определение судейской коллегии (жюри); проведение семинара для судей, где вырабатываются единые требования по судейству и определяются функциональные обязанности судей.

Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребёнка и протекает под наблюдением взрослого. При этом содержание и продолжительность занятий физическими упражнениями и играми определяется самим ребёнком. Характер этих занятий зависит от индивидуальных особенностей, уровня физической подготовленности и интересов ребёнка.

Самостоятельная двигательная деятельность проходит в форме самостоятельных занятий или совместных действий ребенка с другими детьми.

К организации самостоятельной двигательной деятельности предъявляются следующие требования:

1. В дошкольном образовательном учреждении должна быть создана физкультурно-игровая среда, которая предполагает организацию физкультурных уголков (или мини-стадионов) в каждой группе и специально оборудованной спортивной площадки на групповом участке.

2. В режиме дня должно быть выделено специальное время для самостоятельной двигательной деятельности детей: во время утреннего приёма, до и между занятиями, на прогулках.

3. Педагог должен владеть специальными методами активизации самостоятельной деятельности детей.

4. При планировании самостоятельной деятельности необходимо продумать организацию предметно-развивающей среды соотношение коллективных и индивидуальных занятий с детьми, косвенно влияющих на самостоятельную детскую деятельность.

Потребность в движении у людей индивидуальна, поэтому необходим индивидуально-дифференцированный подход к детям разной степени подвижности (средней подвижности, малоподвижные дети, дети большой подвижности) в их самостоятельной деятельности.

Для детей младшего и среднего возраста большое значение для активизации двигательной деятельности имеет организация свободного места для игр, подбор физкультурного инвентаря, игрушек, совместное предварительное выполнение игровых упражнений со взрослым и по его образцу.

С детьми старшего возраста особое внимание уделяется организации самостоятельной двигательной деятельности на прогулке. Необходимо иметь достаточное количество выносного спортивного инвентаря, организации определённого места для выполнения упражнений. Педагог должен чередовать разные виды самостоятельной деятельности, поощрять индивидуальные игры детей.

При руководстве самостоятельной двигательной деятельностью большое внимание уделяется регулированию физической, психической и эмоциональной нагрузки, обеспечению страховки и предупреждению детского травматизма.

Индивидуальные занятия планируются педагогом, учитывая время в режиме дня, объём и содержание работы, время года, характер и технические особенности движений, изучаемых в данный момент. Время проведения индивидуальных занятий варьируется в зависимости от возраста занимающихся и от задач, которые решаются в процессе занятий. Занятия проводятся как в помещении, так и на улице.

Индивидуальная работа может быть направлена:

- на разучивание или совершенствование двигательного действия, которое вызывает у ребёнка трудности в выполнении;

- на полноценное овладение разучиваемым двигательным действием;

- на коррекцию имеющихся отклонений в физической подготовленности;

- на развитие способностей к различным видам двигательной деятельности;

- на подготовку к физкультурным праздникам и развлечениям и т.д.

 

4. Мониторинг осуществляется с учётом реализуемой дошкольным образовательным учреждением общеобразовательной программой. Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством образования на уровне дошкольного образовательного учреждения осуществляется мониторинг, цель которого получение достоверной информации о ходе образовательного процесса.

Задачи мониторинга:

  1. Отслеживание состояния образовательного процесса в ДОУ.
  2. Своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе и факторов, вызывающих их.
  3. Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса.
  4. Оценка результативности и полноты реализации методического обеспечения образования.

Мониторинг качества образования по физическому развитию детей дошкольного возраста включает в себя три аспекта: медицинский, психологический, педагогический.

В ДОУ рекомендуется проводить комплексную оценку состояния здоровья детей. Диагностика физического состояния дошкольников предусматривает оценку по четырём показателям: группа здоровья, физическое развитие, функциональное состояние, физическая подготовленность. Первые три показателя в ДОУ оцениваются медицинскими работниками. Физическая подготовленность детей определяется специалистом по физической культуре и воспитателем.

Диагностика позволяет отслеживать уровень усвоения программы детьми.

Педагоги осуществляют диагностику уровня физической подготовленности детей: определение уровня развития физических качеств, определение степени сформированности двигательных умений, освоения общеобразовательной программы по физической культуре, учет результатов медицинского обследования для планирования физкультурно-оздоровительной работы.

Результаты детского развития по физическому воспитанию должны систематически фиксироваться. В качестве документа для фиксирования результатов физического развития и состояния здоровья могут быть разработаны карты развития ребенка, или таблицы.

Мониторинг динамики детского развития проводится в соответствии с таблицей «Определение способов систематической фиксации динамики детского развития», представленной в «Образовательной программе ДОУ», которая отражает следующее содержание: название раздела программы (физическое развитие детей), название тестов и диагностических методик, возраст детей, ответственный за проведение тестов и диагностических методик, сроки проведения.

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения работают по различным образовательным программам. Практически все программы предусматривают необходимость контроля физической подготовленности детей, осуществляемого с помощью тестов (контрольных упражнений).

Тесты – это стандартизированные по содержанию, форме и условиям выполнения двигательные действия. В теории и методике физической культуры приняты следующие требования к тестам:

- соответствие критериям стандартизации (надёжность, информативность, наличие системы оценки, стандартность условий проведения);

- простота и доступность возможностям испытуемых;

- исключение (по возможности) влияния прошлого двигательного опыта и морфо - функциональных особенностей развития;

- применение при массовых обследованиях в любых условиях внешней среды;

- простота используемого для обследования оборудования и инвентаря;

- возможность количественно оценить показанный результат.

Физическая подготовленность дошкольников определяется тестами, показывающими уровень развития у детей физических качеств и сформированности двигательных навыков. На основании требований к стандартизации можно дать характеристику основным тестам, рекомендуемым для использования в процессе физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками (книга Т.А.Тарасовой «Контроль за физическим состоянием детей дошкольного возраста», Челябинск, 2004; или в приложении к журналу «Управление ДОУ», 2005).

При оценке физических качеств определяют уровень развития быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости.

Уровень овладения двигательными навыками (бег, прыжки, метание, лазание) является важным показателем общего развития ребёнка. Степень сформированности двигательных навыков является не только показателем развития ребёнка, но также может использоваться для оценки физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в ДОУ, в частности, уровня профессиональной компетентности педагога, организующего двигательную деятельность детей. При выборе тестов, определяющих уровень сформированности двигательных навыков, необходимо учитывать следующие положения:

1. В тестировании не должны использоваться упражнения, не соответствующие возрастным особенностям детей, опасные для их жизни и здоровья, ограниченные для использования при организации занятий с детьми дошкольного возраста.

2. Тесты должны быть доступны для проведения и оценки полученных результатов педагогами, осуществляющими физкультурно-оздоровительную работу (в том числе и воспитателям).

3. В качестве теста следует использовать координационные движения, которые большинство детей может освоить только при грамотном построении процесса физического воспитания в дошкольном учреждении.

4. При подборе упражнений необходимо учитывать особенности формирования двигательных навыков мальчиков и девочек.

5. Выбранные упражнения должны входить в большинство программ по физическому воспитанию дошкольников.

6. Результат упражнений не должен зависеть от размеров физкультурного зала и оборудования дошкольного учреждения.

7. При выборе упражнений необходимо соблюдать преемственность со школьной программой, т.е. способствовать о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: