Традиционное выполнение физических упражнений | Возможные последствия применения упражнений | Альтернативное выполнение упражнений. Методика проведения упражнений. |
1. Упражнения, связанные с переразгибанием шейного отдела позвоночника в передне-заднем направлении | Отрицательное воздействие на шейный отдел в связи с наличием так называемой нестабильности шейного отдела | Такие упражнения, как наклоны головы вперед, в стороны, повороты, выполняются в медленном темпе при небольшом количестве повторений (6—8 раз), задерживаясь в этом положении на 15—20 сек (от 3—5 глубоких дыхательных движений) |
2. Упражнения для туловища, связанные с наклонами в стороны | Нарушение плоскости, увеличение рычагов создают возможное возникновение ротационных движений в суставах верхних конечностей туловища | Выполнение с соблюдением фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостей. Изменение исходного положения рук (например: руки на пояс, к плечам). При начальном обучении использовать облегченные исходные положения, например лежа на спине, стоя у стены |
3. Упражнения, направленные на развитие силы мышц брюшного пресса. Например, в исходном положении лежа на спине, ноги прямые, руки за голову | Создается давление на шейный отдел позвоночника | Изменить положение рук (например: руки на груди), поднимание туловища до уровня 30° к поверхности пола |
4.Одновременное поднимание прямых ног в исходном положении сидя или лёжа на спине | Вес двух ног оказывает травмирующее воздействие на поясничный отдел | Предлагается: 1.Выполнение упражнения через фазу сгибания и выпрямления ног. 2.Поднимание ног поочерёдно |
5. Упражнение «велосипед» в исходном положении на спине | Оказывает травмирующее воздействие на поясничный отдел при опускании ног меньше 35° по отношению к горизонтали | Предлагается: 1. Не опускать ноги ниже 35° 2.Изменить исходное положение (ввести опору на локти) |
6. Упражнение «перекат» в группировке | Нестабильность шейного отдела на спине | 1. Выполнять упражнение со страховкой. 2. Дать указание тянуть голову к коленям |
7. Лежа на животе прогибание туловища назад, с упором на руки («змея») | Возможно увеличение поясничного лордоза | 1. Разноименное поднимание рук и ног в том же исходном положении. 2. Поднимание туловища не более 20 см от пола, голова должна быть на одной линии с туловищем |
8. Сед на пятках | Возможно перерастяжение сухожилий и связок коленного сустава | 1. Как можно меньше времени находиться в таком положении. 2. Изменить исходное положение, например сед «по-турецки» |
9. Наклоны вперед с прямыми ногами до касания пола рукам | Примерно 40% детей дошкольного возраста имеют такую патологию, как рекурвация коленного сустава. Подобное упражнение способно привести к ухудшению состояния связок коленного сустава | Наклон с опорой на пятку выставленной вперед ноги |
10. В исходном положении стоя на коленях с опорой на руки махи прямой ногой назад | Оказывается травмирующее воздействие на поясничный отдел позвоночника | Необходимо изменить исходное положение на коленно-локтевое, голова должна быть на одной прямой со спиной, и не допускать прогибания в пояснице |
11. Различные виды приседаний | В зависимости от угла сгибания в коленных суставах варьируется величина нагрузки на связки этого сустава | Желательно ограничить сгибание коленей до прямого угла и не давать выступать им за площадь опоры |
12. Выполнение в основной стойке махов ногами | Высокий мах вызывает оседание в пояснице, и таким образом оказывается давление на поясничный отдел позвоночника | Ограничить высоту маха до 90°, сосредоточив внимание на скорости и контроле техники |
13. Разгибание рук в локтевых суставах | У детей часто отмечается рекурвация локтевых суставов | Необходимо исключить переразгибание и сохранять локти «мягкими» |
14. Упражнение «плуг»: в исходном положении лежа на спине касаться ногами пола за головой | Помимо растяжения мышц спины, осуществляется давление на мышцы и связки шейного отдела позвоночника | Лучше всего заменить на так называемый «кошачий стретч»: стоя на коленях с упором на руки, медленно округлять спину и втянуть мышцы живота |
15. Упражнения, направленные на развитие гибкости | Необходимо учитывать возможность травматизации в шейном и поясничном отделах позвоночника | При выполнении упражнений, направленных на развитие гибкости, необходимо избегать резких сгибаний, разгибаний, ротационных движений |
16. Выполнение чистых висов на руках | Вызывает статическое напряжение мышц, преждевременное растяжение суставов и связок лучезапястного сустава | 1. Лучше использовать полувисы. 2.Дозировка выполнения упражнения диктуется желанием и возможностями ребенка |
17. Прыжки босиком по жестокому покрытию | При слабом своде стопы возможно растяжение подошвенных связок и развитие плоскостопия | 1. Прыжки по амортизирующей поверхности. 2. Выполнение с высокой интенсивностью и малой дозировкой, в чередовании с ходьбой, время выполнения 5—7 сек. 3. Выполнять прыжки в обуви |
18. Бег босиком | Костный аппарат стопы имеет во многом хрящевую структуру, мышцы недостаточно сильны и выносливы, связки эластичны и растяжимы | Выполнять на короткие дистанции, время выполнения не более 10 сек |
19. Бег с высоким подниманием бедра, с захлестом голени | Причина ограничения в применении такая же | Рекомендуется выполнять в быстром темпе в течение 5—7 сек, чередовать с расслаблением мышц, активно участвующих в работе (потряхивание, поглаживание |
20. Метание набивного мяча | Несоответствие массы тела ребенка и веса мяча | Использовать различные исходные положения (например: и. п. сед ноги врозь), вес мяча не больше 200 г |
|
|
|
Физическое развитие и охрана жизнедеятельности и здоровья детей является одним из наиболее актуальных вопросов и включает в себя разные направления работы, в том числе и определённые требования, предъявляемые к дошкольному образовательному учреждению.