ЭТИКЕТНАЯ МОДУЛЯЦИЯ РЕЧИ




В сравнении с неэтикетной речью содержание этикетных посланий, конечно, ограниченно. Но оно ограничивается не какой-либо узкой специальной сферой, как, например, ограни­чивается значение математических символов, знаков азбуки Морзе, дорожной сигнализации. Напротив, оно выделяет и об­служивает область, на которую неизменно направлено внимание дюдей во всех случаях общения.

Зачем, заметив входящего в класс учителя, ученики вста­ют? Чтобы тот видел, что они признают его в данной роли и принимают на себя все обязанности, вытекающие из положения учащихся. Нет смысла начинать урок, если учитель не получил от присутствующих такого своеобразного обещания быть учени­ками. Он и сам не пройдет молча к столу, чтобы, усевшись, бросить бесстрастное «Открыть тетради!». Учитель обязательно приветствует учеников, и без этого им трудно быть его учени­ками, ведь в приветствие учителя также вложен важный смысл этикетного характера. Отвечая на этикетное послание ребят, учитель своим приветствием как бы принимает их в ученики, принимает предложенные ему отношения и в свою очередь берет на себя обязательство исполнять роль учителя, а правила испол­нения этой роли известны ему и его ученикам, которые точно знают, чего можно и чего нельзя ожидать от человека в роли учителя. Этот секундный диалог придает всем спокойствие и уве­ренность в себе, чувство правильности своих действий, обеспе­чивает всем эмоциональный комфорт, помогает наладить общение необходимого на уроке типа.

В продолжение всего урока будет идти обмен этикетной ин­формацией, и урок — не исключение. Так происходит всегда. Эти­кетная информация особенно важна в начале общения, в момент организации коллектива, когда устанавливается его структура, определяются типы отношений между его членами. Но она необхо­дима и в последующем общении. Поток этикетной информации практически непрерывен. Человек не может действовать в об­ществе, не имея постоянных сведений о том, совпадают ли его представления о распределении ролей между членами коллектива с соответствующими представлениями других участников обще­ния. Как шофер, ведущий машину по оживленным улицам го­рода, должен одновременно следить за состоянием дороги и светофорами, за действиями пешеходов, положением и сигналами других машин, за показаниями непрерывно работающих при­боров панели управления и одновременно должен сам сигна­лизировать о предстоящих маневрах, так и каждый член кол­лектива в процессе общения должен одновременно получать и передавать разнообразнейшую информацию. Параллельно другим ее видам непрерывно идет и информация о структуре коллектива.

Если общение сводится к одним лишь этикетным действиям и имеет характер ритуала, оно является общением эти­кетным. Когда мы переходим к нему?

В обществе всегда имеются представления о жизненных си­туациях, которые требуют исполнения ритуала. Некоторые из них мы уже упоминали: ситуация начала общения, ситуация про­щания, ситуация праздника. События горестные, печальные также вызывают этикетное общение, в этих обстоятельствах мы выра­жаем свое участие, сочувствие, соболезнование. Нередко бывает необходимо, чтобы кто-нибудь что-то сделал для нас, с этим связаны ритуалы просьбы и благодарности. А случайное или вы­нужденное нарушение интересов партнера требует ритуала изви­нения. Когда в коллектив входит новый член, совершается один из наиболее важных этикетных ритуалов — ритуал знакомства. Он устанавливает первую ступень близости, дает разрешение на кон­такты в будущем, организует общение, задает его тип.

Этикетное общение играет большую роль в жизни каждого из нас, но, конечно, человеческое общение вовсе не сводится к одним только ритуалам. Этикетные ситуации составляют лишь не­которую часть общения. Неэтикетное общение не менее важно.

Если изобразить общение в виде разворачивающейся во вре­мени ленты и заштриховать на ней участки собственно этикетно­го общения (при этом учтем, что этикетное общение иногда «вклинивается» в общение неэтикетного характера, а иногда про­ходит и параллельно ему), то получится примерно следующее:

Темные участки — время этикетного общения. Но этикетное общение, как мы уже знаем, не беспрерывно, оно составляет лишь часть общения в целом, а информация об отношениях между партнерами необходима им все время, тем более что в ходе об­щения эти отношения могут меняться. Как же передается такая информация «в промежутках» между отдельными «сеансами» соб­ственно этикетного общения? Или партнеры действуют в это время вслепую?

Конечно, не вслепую. «Индивид,— писал К. Маркс,— есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни... является проявлением и утверждением общественной жизни». Значит, вся человеческая деятельность, в том числе и общение, от­ражает социальные -условия, в которых она протекает. И наша речь, несомненно, строится по-разному в зависимости от того, кто общается, с какой целью, каким способом, какие между общающимися отношения и т. п. В одном из трудов по риторике (риторика — наука и искусство красноречия) М. В. Ломоносов советовал пишущим и говорящим «наблюдать три вещи: 1) со­стояние особы, к коей речь говорить или письмо писать долж­но; 2) материю, которая предлагается; 3) состояние самого себя». Кто, кому и о чем — вот самое главное, что влияет на по­строение речи, по мнению Ломоносова, который в данном случае опирается на многовековую традицию, идущую от античности. Кто, кому и о чем — вот, следовательно, и то, что можно узнать, воспринимая речь. Какие общественные роли играюг автор речи и ее адресат, каковы отношения между ними — обо всем этом прямо может и не говориться, текст может быть совсем о другом. Но в речи все это так или иначе проявится и будет уловлено адресатом.

Мы так привыкли менять тип речи в зависимости от условий общения, что делаем это чаще всего неосознанно, автоматически. Автоматически происходит и восприятие информации о человече­ских отношениях, передаваемой особенностями речи. Но стоит допустить ошибку в выборе типа речи, как автоматизм восприятия нарушается и мы сразу замечаем то, что раньше ускользало от нашего внимания.

Допустим, что родители попросили вас зайти после школы в магазин и что-то купить. Вы так и сделали, принесли покуп­ки домой и, уходя к друзьям, решили оставить записку. Как пи­шутся такие записки, мы все хорошо знаем. Но представим себе, что вместо обычного текста вернувшаяся с работы мама прочи­тала бы следующее:

«Настоящим довожу до Вашего сведения, что мною, учеником VIII класса, Ивановым Александром Серге­евичем, проживающим в 85-й квартире дома № 111 по улице Молодежной, сегодня, 18 апреля 198... года, произведена закупка пищевых продуктов в магазине № 42 горпродторга на сумму 3 (три) рубля 21 коп.».

Затем идут названия продуктов, единицы измерения, цены... Что подумала бы ваша мама?

Согласитесь, это вовсе не похоже на записки, которые оставляют друг другу близкие люди. Перед нами подобие офици­ального документа, докладной подчиненного своему начальнику. И этот документ свидетельствует о деловых отношениях чужих друг другу и неравных в служебной сфере людей. Напротив, те несколько слов, которые были бы уместны («Все купил. Масло в холодильнике, сдача на столе. По физике пять! Уроки сделал, иду к Коле. Саша»), передают отношения близости.

Заметим, что ни в первом, ни во втором случае этикет­ных формул в записке нет, но отношения выражены достаточно ясно. Дело в том, что речь меняется в зависимости от ситуации и через эти изменения мы с большой точностью воспринимаем отраженные речью человеческие отношения.

Вам, конечно, знакомо слово модуляция. Часто этим сло­вом обозначают колебания человеческого голоса, придающие ему выразительность; в музыке модуляция — переход из одной тональ­ности в другую; в технике так называют разного рода изменения, колебания. Изменения речи в соответствии с условиями общения тоже можно рассматри­вать как ее модуляцию. Речь колеблется в такт чело­веческим отношениям — это и есть этикетная модуляция речи. Специальное этикетное общение совершается, как мы уже знаем, лишь время от времени, а вот видоизменения (модуляция) речевого и неречевого поведения под влиянием человеческих отношений происходят всегда. Значит, это одно из самых важ­ных средств выражать этикетное содержание — средство, которое

всегда в нашем распоряжении, аппарат, который всегда включен. Тому, как он работает, как совершается этикетная модуляция речи, посвящены следующие главы.

А пока вот вам маленькая задача. В рассказе Виктории Токаревой «Самый счастливый день» (мы его уже упоминали) мама, когда она не может встретить дочь после школы, оставляет ей в двери такие записки: «Ключи под ковриком. Еда на плите. Буду в шесть. Ты дура. Целую, мама». Какие, по-вашему, у них отношения? Почему вы так думаете? В журнале «Новый мир» (№ 2, 1980) можно найти этот рассказ и проверить свои пред­положения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: