КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ АВАНТЮРА 11 глава




Последовавшее вскоре повое замужество королевы Изабеллы еще более сблизило Алису с королевским домом Кипра – отчимом принцессы стал ее будущий тесть Амори Лузиньян.

Алиса и Гуго Лузиньян были хорошо знакомы с детства, знали, что им предстоит совместно править своим маленьким, но богатым и удачно расположенным королевством, и, по‑видимому, прекрасно ладили между собой.

Внезапно, как всегда это бывает, произошла трагедия. Один за другим скончались Амори Кипрский и Изабелла Анжуйская. Подростки Гуго и Алиса потеряли самых дорогих людей. Но еще жива была мудрая бабушка Изабеллы Мария Комнина, которая взяла под свое крыло осиротевших внучек. Ее сыновья Жан и Филипп всегда стояли близко к трону – и Иерусалимского, и Кипрского королевств. Регентство при юном Гуго принял дядя Алисы, Филипп Ибелин, а сама она отправилась жить к своей сестре, ставшей королевой Иерусалима.

Бароны Палестины были заняты важным, но привычным делом: искали себе повелителя, а своей королеве – супруга. И преуспели в этом: в 1210 г. были сыграны две свадьбы. Мария была выдана за французского графа Жана де Бриенна де Шателье, а Алиса, согласно договору заключенному после ее рождения, стала женой молодого кипрского короля Гуго I.

В 1211 г. родились две девочки: Мария‑Изабелла, или Иоланта, наследница Иерусалима, и Изабелла, принцесса Кипрская[28]. Немного разочарованные народ и знать все‑таки надеялись, что эти брачные союзы в дальнейшем принесут богатые плоды, за принцессами последуют крепкие и здоровые принцы, и, наконец, пресловутая проблема с престолонаследием решится раз и навсегда. Но их надежды сбылись лишь отчасти. В 1212 г. королева Мария скончалась, родив слабенькую дочь, которую перед смертью успели окрестить Бланкой. А королева Алиса только через 5 лет родила наследника кипрского престола, принца Анри.

Бедную маленькую сиротку Иоланту Алиса любила как собственную дочь и бдительно следила за ее жизнью и воспитанием.

Король Гуго не отличался крепким здоровьем и скончался, успев, правда, оставить после себя наследника мужского пола. 22‑летняя Алиса оказалась вдовой с двумя малолетними детьми, причем сыну, наследному принцу, минул только год.

Малолетство правителя всегда чревато ослаблением власти. Но рядом были предайте родственники Ибелины. Регентство при годовалом короле Анри I Лузиньяне снова принял Филипп Ибелин. Он уже был регентом при Гуго, когда тот осиротел, помогал ему в делах правления и всегда был рядом со своими родичами‑правителями. В течение 10 лет Ибелин управлял Кипром, пока племянница нуждалась в помощи. Его брат Жан владел обширными территориями вокруг Бейрута и поддерживал порядок в Палестине, где бароны ни во что не ставили титулярного короля Жана де Бриенна.

Решительная и энергичная, Алиса была в большей степени европейской дамой, чем сомнительные аристократки Святой земли. С неженской отвагой и предприимчивостью она решилась на путешествие во Францию, где потребовала себе наследство, которое причиталось ей после отца, графа Шампанского. Дело было весьма сложным и запутанным: довольно долго законность ее происхождения ставилась под сомнение папским престолом. Ее мать Изабелла Анжуйская родила Алису в 4‑м браке, в то время как первый брак иерусалимской королевы не считался церковью расторгнутым. Следовательно, и остальные три брака не были законными. Впрочем, на этот вопрос имелись разные точки зрения даже среди римских прелатов. Расследование законности происхождения Алисы поднималось Папской курией в 1212, 1227 и 1233 н. и наконец легитимность принцессы была установлена: папы утомились бесконечными разборками причин и следствий и признали существующее положение дел.

Алису с почетом принимали при французском дворе, и Людовик IX, вслед за понтификом признав притязания Алисы законными, заставил ее кузена Тибо Наваррского вернуть королеве Кипра ее достояние. Возник проект брака Алисы и герцога Бретонского: по‑видимому, Бланке Кастильской пришлась по нраву идея отправить неудобного вассала в Палестину. Неизвестно, что помешало браку осуществиться, но этот династический союз не состоялся.

Должно быть, на Алису произвело большое впечатление Французское королевство, благоденствующее под рукой выдающейся правительницы Бланки Кастильской; наверняка она прониклась чувством благодарности к необыкновенному, уже тогда стремящемуся к святости, справедливому королю. Быть может, она сравнивала французских вельмож с палестинскими рыцарями, и кто знает, в чью пользу оказался результат сравнения? Не исключено, что во время этого увлекательного путешествия она встретила того человека, которому позже суждено было стать ее мужем.

Пока же дела в Заморье требовали ее присутствия.

Весть о том, что их юную королеву Иоланту берет в жены такой прославленный герой и могучий властитель, как император Фридрих II, вселила в восточных франков новые надежды. Лишь Алису мучили дурные предчувствия. Путешествие во Францию значительно расширило ее кругозор. Но и без того любознательная и впечатлительная, она живо интересовалась всем, что делается в мире. Королевство Алисы находилось на пересечении почти всех торговых путей, и ей довелось многого наслушаться об императоре, этом «чуде мира». Слухи разносились самые разнообразные, но проницательной принцессе все яснее становилось одно: жених Иоланты – вовсе не рыцарь на белом коне и не образец христианских добродетелей. Алиса тревожилась и заранее жалела свою племянницу, еще совсем девочку, такую хрупкую и беззащитную. Она опасалась, что в своей простоте та не сумеет снискать и удержать любовь столь искушенного супруга. Впрочем, у нее были такие достоинства, как иерусалимская корона и молодость, – очень немало! Оставалось надеяться, что все устроится само собой.

В 1224 г. Иоланта обвенчалась с Фридрихом Гогенштауфеном сначала через поверенного, в Святой земле, затем уже на Сицилии.

Зная о большом влиянии, которое имела Алиса Шампанская на его невесту, император подготовил и послал ей отдельные богатые дары, которые, впрочем, не склонили молодую королеву на его сторону.

Женщины в Святой земле недолго оставались вдовами. Алисе предстояло стать женой Боэмунда Антиохийского. Антиохийское княжество оставалось одним из трех христианских владений на Востоке, и их правители вынуждены были родниться между собой. Брак вдовствующей королевы Кипра был призван еще более тесно связать, и даже, можно сказать, запутать узы родства Иерусалимского королевского дома с домом Пуатье: младшая сводная сестра Алисы, юная Мелисенда Лузиньян, стала второй женой Боэмунда IV, свекра старшей сестры.

И снова обе свадьбы не принесли счастья. Фридрих откровенно пренебрегал своей девочкой‑женой. Алиса же очень быстро разочаровалась в Боэмунде. Вздорный и амбициозный, он сразу рассорился с Ибелинами, дядьями супруги. Не прекращались раздоры и мелочные споры из‑за первенства в делах правления. В следующем году молодые разъехались, а еще через год брак был аннулирован.

Алису глубоко уязвили эти удары судьбы: не только собственная неудача в браке, но и печальная участь племянницы Иоланты. Смерть ее новорожденной дочери, потом безвременную кончину самой несчастной императрицы молодая, впечатлительная тетушка переживала очень остро. Она, заменившая Иоланте мать, сама проводила девочку к жестокому деспоту, напутствовала ее, нашептывала житейские советы, делилась приватными женскими секретами. Но все напрасно – тиран с каменным сердцем и дурным нравом погубил это слабое нежное создание! Страшные рассказы об ужасающем обращении Фридриха с несчастной иерусалимской королевой вызывали гнев и возмущение королевы Кипра, в жилах которой бурлила та же самая кровь, что тихо струилась в венах Иоланты.

К младенцу Конраду, приходившемуся ей двоюродным внуком, Алиса не испытывала приязни, ведь он послужил невольной причиной гибели своей матери. Часть недобрых чувств к его отцу распространилась на сына. Кроме того, этот младенец был единственной преградой между ней, старшей из оставшихся в живых дочерей Изабеллы Анжуйской, и престолом Иерусалимского королевства.

Пока здравствовала ее племянница, Алиса, верная феодальным канонам, чтила ее как своего сюзерена. Теперь же корона лишь номинально принадлежала сыну усопшей, а на самом деле королевство управлялось пятью императорскими наместниками, самыми знатными из его приверженцев. Фридрих даже продал им опекунство над королем Анри Кипрским за 10 тысяч марок серебра.

Можно представить себе неистовый гнев Алисы! При здравствующей разумной и деятельной матери, имеющий безусловные династические права на оба государства, император посмел назначить ее сыну опекунов‑иностранцев! Неприязнь королевы к императору превратилось в неиссякаемую ненависть.

Палестинские бароны, конечно, были не в восторге, что над ними внезапно объявилось сразу пять чужеземных правителей. Однако они решили действовать дипломатично. Заявив, что их законным государем является Конрад, сын Иоланты Иерусалимской, они направили посольство в Апулию, прося императора отпустить принца в Сирию как природного наследника Ретелей, Анжу и Монферратов. Фридрих, как того и следовало ожидать, отказал в этой просьбе, поскольку молодой король Конрад находился еще в нежном детском возрасте.

Успокоившись невозможностью императорского сына прибыть в Сирию и короноваться, нобили окончательно отреклись от дома Штауфенов, считая непризнание Конрада правомерным из‑за его отказа посетить Святую землю и принять корону Иерусалимского королевства.

Следовало смотреть правде в глаза и признать, что заморские владения уплывали из рук императора.

Однако в начале 1231 г. Фридрих снова послал войска для наведения порядка в Святой земле и на Кипре. На острове германцы успеха не имели, но захватили Бейрут, которым владел Ибелин. Тот помчался с войском в Сирию и разбил тевтонов, а потом довершил разгром имперцев на Кипре 15 июня в битве при Никозии.

Высший совет Иерусалима передал управление государством главной противнице императора Фридриха королеве Алисе Кипрской. Закон рождения и незаурядные личные достоинства сделали возможным этот выбор. Дочь прекрасной Изабеллы Анжуйской и Лири Шампанского, которого называли любимцем богов, она взяла самое лучшее у своих родителей: отличалась очаровательной внешностью, была решительна, умна и практична.

Однако нобили признали ее всего лишь как регентшу при юном Конраде.

Нигде не была так велика роль женщин‑правительниц, как в истории Иерусалимского королевства: достаточно вспомнить энергичных и даровитых дочерей Балдуина II. Быть достойной своей великой прародительницы Мелисенды, мудрой и рачительной иерусалимской королевы, стремилась ее праправнучка, сознавая, что судьба недаром ее взыскала. Именно она управляла Кипром сначала совместно со своим дядей Филиппом, а после его смерти – с помощью другого дяди, Жана. Ее молодая энергия оживляла их неторопливое и осторожное правление. И когда больше не оказалось достойных мужчин‑претендентов на осуществление высшей власти в королевстве Кипр, Фридриху пришлось признать право Алисы на осуществление регентских полномочий.

Постигая трудное искусство правления с помощью своих родственников Ибелинов, а затем Армана Перигорского, магистра ордена тамплиеров, королева Кипра оказалась исключительно способной ученицей. Она сплотила вокруг себя всех тех, в ком не угас воинственный рыцарский пыл, всех готовых продолжить дело первых крестоносцев и вернуть земли, завоеванные предками. Здраво оценивая свое положение, Алиса видела, что собственными силами не обойтись, и обратилась за помощью в Европу.

В 1239 г. на помощь прекрасной даме и всем восточным христианам двинулись рыцарственные французы под знаменем Тибо Шампанского, кузена Алисы. Как дочь старшего брата его отца, она претендовала на свою долю в шампанском наследстве, что явилось предметом длительной тяжбы. Но к этому времени имущественные споры между кузенами были урегулированы Людовиком IX Французским, который с ловкостью, едва ли совместимой с его безупречной репутацией, хорошо погрел руки, присоединив к коронным землям много богатых шампанских городов.

В Лионе пилигримов нагнал папский посланец и запретил следовать дальше, поскольку Григорий IX назло императору отменил поход в Палестину. Однако король‑трубадур и его свита не пожелали быть разменной монетой в чужой игре. Несмотря на то, что наиболее религиозные пилигримы возвратились домой, большинство французов отплыло в Сирию, сокрушаясь лишь о том, что распря между папой и императором существенно уменьшила их войско.

Как все иерусалимские принцессы, Алиса принуждена была вновь избрать супруга, полководца для королевства, защитника своей власти и чести. Только муж мог оградить ее от льстецов, интриганов, завистников, а также от толпы молодых воздыхателей, может быть, самой грозной опасности из всех.

Выбор регентши пал на графа Рауля Суассонского, одного из соратников короля Наваррского. Это был представитель древнего рода, честолюбивый, тщеславный, горячий. В 1243 г. 47‑летняя Алиса и Рауль были поставлены баронами во главе правления. Королевские войска захватила город Тир, последний оплот императорской власти. Но вслед за тем граф ощутил такое собственное бессилие как правителя и всего гордого, но малочисленного рыцарства как армии, что скоро покинул королевство и свою королеву и вернулся во Францию. Этого следовало ожидать. Разница между умственным складом жителей Запада, временно приехавших на Восток, и выходцев из Европы, постоянно там живущих, неуклонно возрастала. Суровые христианские рыцари были оглушены, одурманены, околдованы и, наконец, очарованы Палестиной. II.началу у непривычного франка возникали чувства неприятия и раздражения, но постепенно они переходили в удивление и восхищение. Многие пилигримы, отправляясь в Святую землю во исполнение обета, возвращались домой, к своему сюзерену и своим обязанностям, но сердцем вновь и вновь стремились в эту волшебную, таинственную и притягательную страну. А других вновь прибывших крестоносцев неприятно поражали климат, нравы и обычаи. Они презрительно называли христиан, обосновавшихся в Святой земле, «пуланами» (жеребятами), ставя им в вину как происхождение от смешанных браков, так и особый, скорее восточный, чем западный, менталитет. Далеко не все европейцы становились пленниками колдовских чар Востока: экзотика постепенно приедалась, томила ностальгия по прекрасным зеленым полям и полным дичи лесам милой Франции.

Это, по‑видимому, произошло и с графом Суассонским.

Источники молчат о чувствах покинутой Алисы.

Но горевать было некогда.

Проявив, подобно королеве Мелисенде, государственный ум, дипломатичность и находчивость во время управления Кипром, Алиса в 1244 г. была избрана регентом Иерусалимского государства как природная наследница. Навсегда она осталась непримиримым врагом императора Фридриха II. Всеми доступными ей средствами – как дипломатическими, так и военными, а еще более исконно женскими – интригой, злословием, ворожбой – она стремилась нанести урон ему и его репутации.

Может быть, под рукой Алисы Шампанской сильно уменьшившемуся в размерах королевству суждено было воспрянуть и окрепнуть. Однако она скончалась в 1246 г. Нелегкую ношу правления Иерусалимом взял на себя ее сын и наследник король Анри I Кипрский.

Так корона Иерусалимского королевства перешла от Штауфенов к Лузиньянам. Но еще долго притязания на престол потомков Фридриха II будоражили европейское рыцарство и вводили в беспокойство папский престол.

 

СВЯТАЯ ЕЛИЗАВЕТА

 

Андраш Венгерский женился на Гертруде, дочери Бертольда I Тюрингского, когда был еще герцогом Кроатским. Она вполне подчинила мужа своему влиянию и стала душой немецкой партии в Венгрии. Малолетний брат Гертруды, Бертольд, был назначен клочским архиепископом, то есть занял одну из главных церковных должностей в стране. Венгры роптали. Во время одного из возмущений, когда Андраш воевал против Галича, королева была умерщвлена его врагами самым жестоким образом (1213), что повлекло кровавую месть со стороны Андраша.

Их дочь, принцесса Елизавета, узнала об участи матери не сразу. В 5‑летнем возрасте она была обручена с Людвигом IV Кротким, старшим сыном известного покровителя поэтов того времени Германа I, маркграфа Тюрингского. Как это было принято во владетельных домах, маленькую невесту увезли воспитываться в семью жениха, который приходился ей двоюродным братом. Когда же известие о гибели матери, обросшее ужасающими подробностями, дошло до нее, принцесса, по‑видимому, испытала сильнейшее потрясение, которое и определило ее будущее.

Людвиг и Елизавета подрастали в прекрасном замке‑дворце Вартбурге и были нежно привязаны друг к другу. Прелестная нежная девочка сначала была любимицей семьи, но понемногу ее необычные пристрастия все изменили. Мачеха Людвига, его сестра и братья ополчились против невестки. Они называли ее цыганкой из‑за смуглой кожи и монашкой из‑за того, что она постоянно молилась. Придворные дамы завидовали красоте Елизаветы, которую сама она не осознавала и ни во что не ставила.

Еще совсем молоденькой девушкой в Вартбурге принцесса познакомилась с учением Святого Франциска Ассизского, которое с тех пор определило ее жизнь. Елизавета была благочестива и праведна, в ней воплотилась беззаветная преданность францисканскому идеалу бедности; впоследствии она стала любимой героиней средневековых легенд. Принцесса не мота пройти мимо осиротевших детей и ласково их опекала. Это требовало расходов и приводило к ссорам в княжеском семействе. Елизавета ходила в дома бедняков и носила пищу больным, прикованным к постели; не брезгуя, перевязывала их смрадные гноящиеся раны.

Людвигу приходилось нелегко. Он любил жену, но и к родным тоже был привязан. Он поддерживал Елизавету во всех делах милосердия, не мешал ей ухаживать за больными и увечными и не порицал супругу даже тогда, когда она приводила зловонных и вшивых нищих в княжеский дворец.

Родные мужа не понимали, как высокородная дама может находить удовольствие в подобных занятиях, и демонстрировали ей свои возмущение и брезгливость. Их безмерно раздражало также и то, что она не бережет семейного достояния. Людвигу упорно предлагали развестись с «юродивой» и жениться на знатной девушке, которая умела бы себя вести сообразно своему положению.

Однако, несмотря на осуждение окружающих, Елизавета шла своим путем. Она, быть может неосознанно, инстинктивно вела себя как личность, с которой следует считаться; от рождения наряду с физической привлекательностью ей были присущи некий магнетизм и обаяние.

Родственники настраивали Людвига против жены, и иногда их наговоры достигали цели.

До наших дней в Тюрингии популярна легенда, рассказывающая о том, как Елизавета рано утром вышла из дома, чтобы отнести пропитание бедным. В руках у нее была тяжелая корзина с хлебом. Внезапно перед ней появился Людвиг и сурово спросил, что в корзине. «Розы», – кротко улыбнувшись, отвечала Елизавета. Муж, предвкушая изобличение лгуньи, приподнял салфетку, прикрывавшую румяные хлебцы, – и что же? Он увидел свежие душистые розы, доверху наполнившие корзину.

Может быть, смысл этой истории в том, чтобы показать, как прекрасны дела любви и милосердия?

Вторая хрестоматийная притча повествует о том, как Елизавета нашла на улице прокаженного сироту и, приведя в княжеский дворец, уложила в супружескую постель. Жесткосердная свекровь и девери тут же донесли Людвигу, что его жена привела на супружеское ложе чужого юношу. Разгневанный муж сдернул покрывало и остолбенел: на белых простынях лежал Иисус Христос.

Людвиг и Елизавета были еще очень молоды, но провидение уже наградило их двумя детьми. Несмотря на неприязнь родных графа, маленькая семья была счастлива.

Людвиг приходился родственником императору, и тюрингский дом всегда хранил верность Штауфенам.

Фридрих хорошо знал это семейство. Атмосфера теплоты и понимания, созданная Елизаветой, действовала на него притягательно. Но и сама эта необыкновенная, исполненная любви и милосердия женщина не могла не произвести на Фридриха глубокого впечатления. Душевная чуткость и воображение, необходимые для того, чтобы воодушевить людей, зажечь в их сердцах самое чистое пламя, повести их за собой, были присущи ей в огромной степени. Ее пример становился заразительным – так действовали на всех необыкновенные свойства ее личности. Многие дочери знатных тюрингенских фамилий стремились ей подражать.

И внешность дочери Андраша Венгерского не была заурядной. Оставшиеся изображения святой Елизаветы условны и идеализированы, по в определенной степени должны передавать особенности ее облика. II. современным меркам она была весьма привлекательна.

 

 

Елизавета была беременна третьим ребенком, когда прозвучал призыв императора отправиться в Крестовый поход. Людвиг тотчас откликнулся, хотя сильно горевал из‑за разлуки с женой и маленькими детьми. Возможно, 5 тыс. марок серебром, заплаченные Фридрихом за участие Людвига в этой кампании, несколько утешили принца, но на душе у него было тяжело. Можно подумать, что он уже предвидел свой печальный конец.

Вместе с другими рыцарями граф ожидал прибытия остальных воинских отрядов в Бриндизи. Сильная жара, непривычная для германцев, способствовала возникновению эпидемии. Когда они наконец отплыли, Людвиг был уже болен. Рассказывали, будто он увидел стаю белых голубей, вьющихся вокруг мачты корабля, – согласно семейному преданию, это было верной приметой смерти кого‑то из членов его дома. Примета не обманула и на этот раз: он скончался еще до того, как флотилия повернула назад из‑за того, что заболел сам император.

Противники Фридриха прекрасно знали о бедственном положении крестоносного войска, однако утверждали, что это лишь лживая пропаганда императорских клевретов. Более того, они обвиняли императора в отравлении Людвига, «между тем как такое преступление помимо всякой нравственности не могло иметь никакой цели и было бы простым безумием», – негодовал Фридрих фон Раумер.

Однако были и такие, которые поверили в эту бессовестную пропаганду из‑за особого отношения Фридриха к супруге своего кузена.

Когда весть о смерти Людвига дошла до Германии, Елизавета как раз родила своего третьего ребенка, дочь, названную Софией. Младший брат мужа Конрад и мачеха София Баварская отослали Елизавету вместе с детьми в замок Вартбург.

Елизавета могла вернуться к родным в Венгрию или уйти в монастырь, что стало бы логическим завершением ее духовных исканий; могла, наконец, снова вступить в брак, как делало большинство знатных вдов. Но она выбрала иную участь – путь смирения, милосердия и самоотречения.

Регентство при 4‑летнем племяннике Германе II захватил сводный брат Людвига Кроткого Генрих Распе. Затем, презрев права сироты, и вовсе провозгласил себя ландграфом Тюрингии. Но бароны и рыцари восстановили в правах маленького сына Елизаветы, правда, отобрав его и двух других детей у матери. Радикальная бедность, которую ввела в свой обиход Елизавета, могла в прямом смысле оказаться смертельной для маленьких принцев.

Разлученная с детьми, Елизавета нашла приют у своего духовного наставника Конрада Марбургского, который не только отличался убийственным аскетизмом, но был одним из самых свирепых гонителей всевозможных ересей и обличителем всяческих пороков. Он поселил графиню в глинобитной хижине, где она в нищете вела жизнь, полную деятельной любви к ближним и ужасных самобичеваний. Елизавета молилась и пыталась творить добро своими личными средствами. Она основала больницу для бедных, собирала милостыню и два раза в день кормила неимущих. Молва широко разнесла славу о святости Елизаветы.

После смерти Иоланты Сирийской Фридрих всерьез задумался о женитьбе. Невестой он видел овдовевшую Елизавету, степень родства с которой не препятствовала брачным планам. Между смертью Изабеллы и кончиной Елизаветы прошло всего шесть с небольшим месяцев, и все это время его решение крепло. Возможно, императора согревали воспоминания о Констанце Арагонской, которая была не только его женой, но преданным другом и добрым гением дома. Сходство было налицо: Елизавета также любила своего мужа, также овдовела, также лишилась детей, пусть они и были живы. Императору казалось возможным и правильным повторить тот первый счастливый брачный опыт и вновь обрести такую семью, какую не смогла создать его молоденькая вторая жена. Не исключено, что его привлекала именно непохожесть Елизаветы на остальных женщин, ее высокая духовность и способность к самоотречению. Фридриха принято считать циничным безбожником, но заманчиво предположить, что Елизавета нужна была ему для того, чтобы проявились какие‑то иные черты его многогранной натуры.

И все же при всей привлекательности этого допущения трудно представить, чтобы под влиянием святой женщины блистательный и порочный принц превратился в ограниченного постника. А уж вообразить лечение прокаженного сироты в постели императора просто немыслимо.

Однако насколько серьезны ни были планы Фридриха, судьба распорядилась иначе. Лишения и самоистязание совершенно подорвали здоровье молодой женщины. Она умерла 17 ноября 1231 г. в возрасте 24 лет, надеясь на скорую встречу на небесах с дорогими усопшими.

Так развеялась еще одна мечта Фридриха. Наверно, именно в это время он осознал, что когда иллюзии рассеиваются, а рассеиваются они непременно, приходит такая безысходность, что лучше вовсе отказаться от той короткой радости, робкой надежды, что будто бы заклубилась в тумане мечтаний.

Духовник Елизаветы Конрад Марбургский прославился тем, что стал исполнять обязанности главного инквизитора Германии. Его преследования еретиков переросли в массовые убийства и оргии произвола, в которых Конрад отличался особой, граничащей с сумасшествием, яростью. 25 июля 1233 г. он был убит имперскими дворянами при одобрении короля Генриха.

После смерти Елизаветы ее деверь Конрад Тюрингенский глубоко раскаялся и в 1232 г. построил в Марбурге собор в честь милой Елизаветы – один из самых прекрасных соборов в Германии.

Великий магистр Тевтонского ордена и личный друг Фридриха Герман фон Зальца выхлопотал причисление Елизаветы Венгерской к лику святых. Разумеется, пишут современные исследователи, он сделал это «в интересах своего ордена» – как будто поступить таким образом было неумно или непорядочно. Мудрый и дальновидный фон Зальца, несомненно, уловил настрой общественного мнения. И, конечно, канонизация Елизаветы была произведена с ведома и по прямому распоряжению императора – без его воли ничто не могло произойти.

В мае 1236 г. Фридрих приехал, чтобы вместе с князьями, епископами и членами Тевтонского ордена торжественно перенести прах своей родственницы с убогого места захоронения в Марбургский собор.

Легче всего объяснить поведение Фридриха политическими и утилитарными мотивами, как это делают многие его биографы. Действительно, ему было полезно прилюдно показать себя в образе доброго католического князя, но ведь он избрал именно этот, а не иной способ – например, паломничество к святым местам или закладку собора. Холодный анализ его поступков может привести к выводам о низменности мотивов, но как человек Фридрих был много сложнее, чем тот прямолинейный прагматик, которому приписываются столь сухо рациональные, строго просчитанные поступки.

Церемония эксгумации и переноса мощей Елизаветы собрала более 120 тыс. человек – огромную массу народа. Император пеший, в монашеской одежде, сопровождал перенос останков в собор и собственноручно возложил императорскую корону па голову трупа.

Елизавета стала второй женщиной, которую он почтил короной.

Деверь святой Елизаветы Конрад Тюрингенский первым из высшей знати вступил в Тевтонский орден, и после смерти Германа фон Зальца был избран его великим магистром. После тюрингенского герцога в орден потянулись представители знатнейших фамилий. К несчастью, Конрада, верного сподвижника императора, не стало уже в 1240 г. – он успел пробыть Великим магистром только 1 год.

По иронии судьбы, еще один представитель Тюрингенского дома, другой деверь Елизаветы, ландграф Генрих Распе, стал в руках папы орудием свержения Фридриха.

Весной 1246 г. император получил сообщение, что он сам и его любимый сын Энцио должны быть убиты уже на следующий день. Инициатором этого плана выступил Генрих Распе. Клирики нашептали ему, что император умрет от яда, и, решив поторопить судьбу, ландграф организовал покушение. Но поскольку Фридрих был предупрежден, заговор провалился. Тем не менее в мае 1246 г. Распе согласился быть избранным королем в Германии в противовес Штауфену. Озлобленный муж, оставшийся бездетным в трех браках, он желал возвысить свой род, который на нем и заканчивался, блеском императорской короны, даже если на ней будет отблеск предательства и вероломства.

Отправившись завоевывать швабские города, Распе потерпел неудачу под Ройтлингеном и Ульмом. Вернувшись в Тюрингию, он умер 17 февраля 1247 г. За его наследство началась многолетняя война между тремя боковыми ветвями династии.

22 августа 1241 г. умер папа Григорий IX. Выказав во всех земных сражениях храбрость и стойкость истинного воина, он отошел от них в непостижимую свободу смерти.

После недолгих понтификатов миролюбивого папы Николая При слабого больного Целестина IV кардиналы единодушно избрали папой Синибальдо Фисски, графа Лаванья из зажиточного рода пармских феодалов. Узнав о его избрании, Фридрих едко заметил, что потерял друга, поскольку ни один папа не может быть гиббелином. И это было действительно так. Новый папа утверждал, что уничтожение Швабского дома не менее угодно Богу, чем походы Людовика IX Святого. Холодный, высокообразованный светский юрист, Фисски принял имя Иннокентия IV и повел самую непримиримую и последовательную борьбу против Фридриха и всего рода Гогенштауфенов – «рода гадюк».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: