В данной работе мне бы хотелось поделиться опытом работы с детьми логопедических групп по предупреждению специфических ошибок чтения и письма.




Л.Г.МИЛОСТИВЕНКО

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ

Изопытаработы



Л. Г. Милостивенко

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОШИБОК

ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ

Из опыта работы

Санкт-Петербург

Фирма "Стройлеспечать"


ББК 74.102(202) М60

М60 Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. — Санкт-Петербург, фирма "Стройлеспечать", 1995. — 64 с, 26 ил.

ISBN 5-85091-015-8

Методические рекомендации — это перечень различных видов работ по предупреждению у детей ошибок чтения и письма. Предлагаемые игровые упражнения рассчитаны на широкую детскую аудиторию: от детей дошкольного возраста с трех лет до учащихся начальных классов. В книгу включены описания игр и заданий, помогающих детям наиболее успешно овладевать грамотой: от первого знакомства с буквой до чтения и письма текстов.

Рекомендуется логопедам, учителям начальных классов, а также гувернерам, воспитателям и родителям.

Рецензенты Г.М.Сумченко и Э.Я.Сизова.


ISBN 5-85091-015-8


Милостивенко Л.Г., 1995 — автор.

Фирма "Стройлеспечать", 1995 — оформление


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В книге изложен опыт логопедической работы по предупреждению дисграфии (ошибок письма) и дислексии (ошибок чтения) у детей дошкольного возраста.

Основываясь на статистических данных эксперимента, проведенного совместно с В.В.Комаровой с 1988 по 1990 г. под руководством научного руководителя Г.М.Сумченко, полагаю возможным и даже необходимым введение профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду.

Нами были обследованы письменные работы учащихся начальных классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. В результате трехлетнего эксперимента выяснилось, что дети с речевой патологией допускают специфические ошибки, осложняющие усвоение учебной программы.

Также были выделены группы наиболее часто встречающихся ошибок, которые допускали все дети, независимо от диагноза.

Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучение ребенка грамотному чтению и письму, тем легче будет ему учиться в школе.

Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и, как правило, чтение становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.

Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли — показатель культурного уровня человека. Нередко абитуриенты, поступая в институт и сдав на положительные оценки физику, химию, математику, но получив за сочинение по русскому языку "неудовлетворительно", вынуждены были изменить первоначальный выбор своей будущей профессии. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служили камнем преткновения в карьере людей, ломали их судьбу, причиняли массу отрицательных эмоций, тогда как грамотная письменная речь всегда являлась залогом успешного продвижения в жизни.


Чем раньше начать формирование "языкового чутья", тем меньше будет сломанных судеб.

Уже существует несколько методик обучения детей чтению с двухлетнего возраста. Почему бы не начать с этих же лет целенаправленное обучение стилистически грамотной литературной речи? Тем более что за рубежом такая работа ведется. В частности, в Англии Генриетта Домби на протяжении нескольких десятилетий исследует приемы, наиболее успешно применяемые для обучения чтению и письму детей с двух лет.

В данной работе мне бы хотелось поделиться опытом работы с детьми логопедических групп по предупреждению специфических ошибок чтения и письма.

В течение шести лет мне приходилось заниматься с группами детей пяти, шести и семилетнего возраста с различной речевой патологией: с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с нарушением произношения отдельных звуков. Дети разного уровня подготовки, с разными стартовыми данными одинаково живо и с интересом включались в игры с буквами, слогами, словами, а некоторые из них требовали только индивидуальной работы, так как на фронтальных занятиях их восприятие затруднялось; но с группой детей необходимо проводить работу по опережающему развитию.

К концу обучения в группе детского сада дети на выпускных занятиях показывали высокий уровень осведомленности не только об окружающем мире (так как многие уже умели бегло читать и с увлечением читали самостоятельно различные книги, расширяя свой кругозор), но и были знакомы с наиболее ошибкоопасными местами русского языка. Дети, пришедшие в логопедическую группу с диагнозом "тяжелое нарушение речи" и закончившие обучение в ней, в дальнейшем, как правило, легко обучались в общеобразовательных школах, а многие поступали в лицей, гимназии, специализированные школы с углубленным изучением иностранных языков и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: