ю
Придумаем слова с данным слогом; УМный, УМник, УМницси
Поменяем картинки местами и выясним, какой какой теперь получился слог? Увидели — МУ. Вспомним слова с этим слогом: МУка, МУха, МУзей, МУсор — в начале слова эМУ, почеМУ, панаМУ, (взял) — в конце слова заМУтить, заМУчить, приМУла — в середине слова
4. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК
ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВА
1, Вначале необходимо дать понятие "слово".
Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова — союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У, И, К, В, С. Поэтому при изучении буквы "а" дети знакомятся с союзом "а".
Составляем предложения, используя картинки, между которыми написана буква "а" (противительный союз). Например:
Необходимо придумать как можно больше предложений, используя эту картинку. Например:
Морковь — овощ, а яблоко — фрукт. Морковь растет в огороде, а яблоко — в саду. Из моркови делают салат, а из яблок — компот.
Заучивание считалок.
На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом рукой ограничивая на каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.
3. Для работы с предлогами используем схемы, где предлог —
маленький человечек.
U
4. Отгадывание ребусов стимулирует умственную деятельность, а также дает прекрасные возможности для заучивания предлогов, их роли. Ведь предлоги в ребусах подразумеваются, а не изображаются:
5. Необходимо учить детей дифференцировать слова, отвечающие
на разные вопросы:
Кто это? Аня, кошка, мама...
Что это? Книга, лето, туча...
Что делает? Сидит, умывается, думает...
|
Какой? Какая? Какое? Какие?
6. Для уяснения лексического значения слова хорошо давать зада
ния на подбор нужного слова к смысловому ряду:
- по опорным признакам — белое, теплое, парное-? (молоко);
хищный, серый, злой, клыкастый-? (волк);
- на обобщающие понятия:
- какое слово лишнее и почему? (зима, весна, среда);
- добавить нужное словечко (стол, шкаф, стул,...);
- назвать общим словом (автобус, трамвай, троллейбус —...).
7. Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове,
выделение ударного слога.
Эта работа пройдет успешней, если ребенок будет делить слова на слоги хлопками в ладоши, а на ударный слог — топать ногой. Такое задание на первых порах вызывает много трудностей, но в дальнейшем дети, овладевшие данным видом анализа слова на слоги, не испытывают затруднений в школе при переносе слов.
8. Ударный слог проще выявляется, если слово произнести протяж
но, как бы позвать заблудившегося в лесу человека. Если потянуть
дольше других не ударный слог, а любой другой, то меняется смысл
слова либо смысл теряется совсем:
зЛмок — замОк
крУУУжки (тянем У*) — кружкИИИ (тянем "и")
ИИИра — ИрААА
9. Подбор слов к слоговым схемам
10. Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку:
та — дом, рак, лифт, пень,... пгА-та — осень, кошка, санки,... та-тА — вода, коньки, лицо,... тА-та-та — Ванечка, девочка, улица,... та-тА-та — корова, подушка, малина,... та-та-тА — бегемот, телефон, пироги,...
Дается также обратное задание: заданное слово с помощью хлопков в ладоши изобразить ритмическим рисунком. Стучать можно пальцем или карандашом; по стуку необходимо определить задуманную картинку.
|
Используется также игра "Телеграфист" — передача слова закодированным сигналом.
11. Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами. Например:
Дается также обратное задание: необходимо выделить только гласные звуки (буквы) из приведенных слов. Желательно подбирать такие слова, в которых написание звука и буквы не различается. Это правило обязательно при работе с детьми, которые еще не знакомы с определенными правилами русского языка.