Задание по физической культуре для 11 –а,б классов
Дата: 06.04.2020г
Тема: Туризм
Теоретические знания по теме «Туризм»
Туризм – существенная составляющая физической культуры. Активные виды туризма (пеший, вело, водный) являются действенными физическими упражнениями, очень часто имеющими не только оздоровительный, спортивный, но и профессионально-прикладной характер. В то же время существуют и коммерческие виды туризма, которые в большей мере решают задачи познавательного характера и в меньшей степени связаны с физическими упражнениями и нагрузками оздоровительного характера.
Согласно определению Всемирной туристской организации (ВТО) Туризм (tourism) является производным от французского tour (прогулка, поездка) и представляет собой путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха.Из этого определения можно сделать несколько выводов правового характера:
1. Тур (прогулка, поездка) представляется более узким понятием, чем туризм, можно сказать - одной из сторон туризма, туристической деятельности в целом.
2. Туризм является разновидностью путешествия, поименно путешествия при определенном условии (свободном времени).
3. Туризм выступает как один из видов отдыха, но именно отдыха активного, требующего совершения определенных действий.
Классификация видов туризма
| Классификационный признак | Виды туризма |
| 1. Цель тура | 1.1. Отдых 1.2. Спортивный отдых 1.3. Экзотический отдых 1.4. Деловой туризм 1.5. Обуение и/или повышение квалификации 1.6. Семейный туризм 1.7. Лечение 1.8. Экскурсионный тур 1.9. Шоп-тур 1.10. Паломнический тур |
| 2. Географический 2.1. Отечественный (российский тур) принцип 2.2. Тур в страны СНГ 2.3. Тур в дальнее зарубежье По классификации Всемирной туристской организации: 2.1. Внутренний тур 2.2. Внешний тур | |
| 3. Число учасников тура | 3.1. Индивидуальный тур 3.2. Семейный тур 3.3. Групповой тур |
| 4. По способу передвижения | 4.1. Пеший отдых 4.2. Морской круиз 4.3. Речной круиз 4.4. Автотуризм 4.5. Горнолыжный тур 4.6. Поездка на поезде (железнодорожный тур) 4.7. Смешанный тур |
Туризм способствует воспитанию любознательности, волевых качеств. Знакомство с новыми районами, природой, встречи с людьми обогащают человека. Походная жизнь развивает наблюдательность, сообразительность, смелость, решительность, самостоятельность. В туристском походе уж точно научишься переносить тяжести: рюкзак в этом — главный учитель. Научишься оказывать помощь пострадавшему товарищу: делать носилки и волокушу из подручных средств, преодолевать любые препятствия. Туриста не тревожит отсутствие крыши над головою - он сумеет организовать свой ночлег. Кончились продукты? Не страшно! Турист знает съедобные грибы и растения. Его не пугает возможность заблудиться: зная способы ориентирования на местности по местным предметам, звездам, солнцу, компасу, он уверенно найдет правильный путь. Туристу не страшны ни холод, ни жара. У него есть поговорка: «Нет плохой погоды, если есть хорошее снаряжение». Чего только ни умеет делать человек с рюкзаком! Главное, многое узнав и увидев, крепче любишь свой край, свою землю и учишься ее защищать. Это доказали, например, туристы-горники на Кавказе в годы Великой Отечественной войны и туристы, пополняющие отряды Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС).
В настоящее время, несмотря на все экономические трудности в стране, спортивно-оздоровительный туризм прошел критическую точку своего падения, происходящего в конце прошлого столетия, и в его развитии наметилась положительная тенденция. Это стало возможным благодаря организационной, методологической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре и туризму всех уровней, а также инициативе лидеров федераций и клубов спортивного туризма. Самая главная причина начавшегося подъема туристской отрасли – желание социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом решить проблему своего отдыха и здорового образа жизни.
Туризм, как средство физического воспитания, способствует тесному общению школьников с природой, развитию смелости, решительности, любознательности, оздоровлению и закаливанию организма; располагает большими возможностями и позволяет ученикам расширить и углубить знания, полученные в школе; создает благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых качеств. В походе турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. Трудно представить себе путешествие без общественно полезной работы. И учить всему этому должен учить учитель – руководитель похода. Он терпеливо показывает ребятам, что и как надо делать, личным примером увлекает их.
Во время путешествий юные туристы проходят по местам воинской славы, осматривают города и села, промышленные предприятия, мемориальные места, связанные с деятельностью выдающихся людей нашей страны. Они видят замечательные памятники старины. Обязанность руководителя – воспитывать у ребят любовь к родной земле, ее полям, лесам, рекам, городам, наследию прошлых веков, которое надо ценить, изучать и беречь. Каждый юный турист, призванный впоследствии в армию, покажет себя образцовым, смелым, мужественным, выносливым воином, готовым встать на защиту своего Отечества.
Туристский поход – пеший (горный, лыжный, водный, велосипедный) переход группы школьников по определенному маршруту с воспитательными, спортивно-оздоровительными и познавательными целями продолжительностью в один, два, три дня. Многодневные (свыше трех дней) путешествия могут быть местными и дальними (за пределы области, края).
Походы, путешествия, экскурсии, школьный туристический лагерь, звёздные походы, слеты-соревнования, школьные туристические вечера, зачетные комбинированные походы по сдаче норм ГТО по туризму – вот перечень форм массовой туристской работы в школе.
Виды туристической работы в средней школе с учетом географической направленности