ТЕМА I. ПУТИ СОХРАНЕНИЯ НАРОДНЫХ ИГР
Как замечает В.Григорьев, современный исследователь и собиратель народных игр, «положение с национальной игровой культурой… критическое, приближающееся к катастрофе» (В.Григорьев. Народные игры и традиции в России. М., 1994, стр.31). А ведь традиционная народная игра – это генетический фонд игровой культуры народа, на которой построена вся система обрядности, праздничная культура. Сохранить народную игру, возвратить её к жизни – это значит и сохранить культуру в целом. В игре – представления наших предков об устройстве мира, кодексы нравственные и моральные, эталоны физической культуры. На протяжении веков игра воспитывала уважение к обычаям, правилам поведения; ценность её еще и в том, что многие из них сохраняют в себе поэзию слова, рожденную народом. Традиционные народные игры учили детей труду, бережному отношению к природе, в них ярко выражен характер народа как таковой: недаром русские игры называют «удалые», «молодецкие». Игра всегда была гуманна и демократична, она уравнивала всех, и каждому давала возможность проявить себя с наилучшей стороны.
Современные детские психологи предупреждают: чересчур раннее обучение ребенка, которым сейчас увлекаются все, может сильно навредить хрупкому детскому мозгу. Левое полушарие, как известно, отвечает у человека за логику и интеллект, правое – за воображение, интуицию и образное мышление. Активно нагружая цифрами и буквами левое полушарие маленького ребенка, тем самым тормозится развитие правого, очень важного! Не развив в должной степени в себе фантазерства и сочинительства, человек никогда не сможет творить. Будет прекрасно считать и будет писать, но ничего нового изобрести не сможет! Но мало этого – он будет отставать и в социальном развитии, ибо лишен общения со сверстниками, общения раскованного, игрового. Это прекрасно понимали наши предки, которые столько времени выделяли ребенку на игру, которая давала возможность овладеть социальным опытом, спокойно и ненавязчиво учила человека жить среди людей.
Именно потому, что народная игра обладала и обладает поныне этими качествами, необходима забота о том, чтобы игра была сохранена в национальной культуре.
Традиционно функцию вовлечения ребенка в игру и передачи игрового опыта осуществляли старшие дети, передающие способы и правила игры младшим. Однако в последнее время в связи с распадом детских разновозрастных сообществ в семье, на улице, в детских учреждениях, трансляция игр от одного поколения детей к другому оказалась нарушенной. В связи с этим функцию передачи игр, столь важных для развития личности ребенка, может и должен взять на себя взрослый, занимающийся воспитанием детей.
Конечно, большинство игр уже не вернуть к жизни, но что-то еще можно сделать.
Этой цели служит программа «Традиционная игра», инициированная Всемирной организацией дошкольного воспитания, которой руководит Ивич.
Один из путей сохранения традиционной игры в нашей стране, предлагаемый В.Григорьевым, – организация Клубов друзей игры. Первый такой клуб возник еще в 1969 году в поселке Лесной городок Московской области. Он объединил школьников и взрослых, увлеченных собиранием, изучением и возрождением народных игр, обычаев, праздников.
Такой клуб может быть создан в любом городе, поселке, даже школе. Именно он может создать настоящую копилку игр, которые еще сохранились в регионе, а также заниматься пропагандой игрового репертуара.
Второй путь, связанный с тем, что большинство игр очень просты и доступны каждому – это внедрение их в активные формы досуга. На любой площадке, имея минимальный реквизит и без каких-либо затрат всегда можно организовать проведение подвижных игр, словесных, хороводных игр.
Третий путь – это внедрение народных игр в современную праздничную культуру. Когда-то игры были неотъемлемой частью обрядовой культуры народа. Но она в основном утрачена, вместе с ней утрачена и традиция праздничных забав. Современный человек, приходя на праздничное гулянье, организованное на городской площади или в парке, ощущает себя уже не участником события, а просто зрителем. И только игра может помочь ему преодолеть психологический барьер, перейти из категории пассивного наблюдателя в прямое участие в праздничном действии. Поэтому основная задача устроителей современных гуляний – предусмотреть элементы активизации зрителей, вовлекать их в игру всеми способами. Стихия праздничной игры требует своей организации.
«Задача соединения традиционного и нового – творчески-инновационного – есть практически единственный путь позитивного развертывания игры» (В.Григорьев).
Вопросы для закрепления темы
1. Назовите общечеловеческие ценности, сохраняемые в народной игре.
2. Какие механизмы сохранения и возрождения народной игры существуют в современной культуре?
Литература
1. Агамова И., Слепцова И.,Морозов И. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар. М., 1995.
2. Григорьев В. Народные игры и традиции в России. М., 1994.
3. Методика собирания и изучения народных игр. М., 1992.
4. Морозов И., Слепцова И. Мир традиционной народной игры. М., 1996.