ТЕМА VIII. ИГРЫ И ЗАБАВЫ МОЛОДЕЖИ




Игра в молодежной субкультуре выполняла очень важную роль: она объединяла молодых, раскрепощала, поучала. Через игру познавались и проигрывались многие жизненные ситуации. Поэтому игра занимала такое важное место в молодежных встречах.

Молодежные игры проводились на улице в теплое время года и в избе в холода. “На вулице” играли в веселые подвижные игры, которые требовали много места: “В горелки”, “В мяча”, “В пояса”, “В жгута”, “В третьего лишнего”, “В гуси”. Водили хороводы “А мы просо сеяли”, “Мак”, “Яша”. Эти игрища- хороводы начинались весной и заканчивались на Петров день. Потом – страда, а с наступлением холодов молодежные забавы перемещались в дома, и начинались молодежные посиделки.

На посиделках молодежь также водила хороводы, развлекалась спокойными играми, которые заканчивались поцелуями. Содержание хороводов отражало, как правило, темы семьи, семейной жизни, взаимоотношений между мужем и женой, в них с помощью пантомимы, хореографических движений, песен разыгрывались любовные отношения между мужем и женой, сцены семейных ссор, наказание неверной или строптивой жены. Так, самым распространенным и любимым хороводом посиделок был хоровод “Женина любовь”. Он рассказывал о том, как муж собирается в город погулять, поразвлечься и привезти жене много подарков. “Жена”, находящаяся в центре хороводного круга, отмахивается от своего стоящего рядом “мужа”, сердится на него, не хочет ничего слышать. Хор укоризненно поет: “Посмотрите, добрые люди, как жена мужа не любит: где ни сойдется, не поклонится, отворотится!”. После этого рассерженный поведением “жены” “муж” произносит: “Я куплю тебе, жена, шелковую плетку”. “Жена” сразу же разыгрывает любовь и ласку по отношению к нему. Хор поет: “Посмотрите, добры люди, как жена мужа любит: где ни сойдется, все поклонится, не отворотится”.

Поведение молодежи на посиделках отличалось от поведения на весенне-летних гуляниях. Здесь разрешалось довольно вольное поведение парней и девушек. На ней допускались и даже поощрялись довольно нескромные разговоры, сомнительные шутки, остроты, неприличные песни. Парни и девушки могли целоваться, обниматься, а когда устраивались “гаски”, то есть когда гасили свет, то объятия парней и девушек, по словам людей, видевших посиделки, могли “становиться слишком жгучими”. Зачастую посиделки кончались “ночлежкой” – совместной ночевкой всех присутствовавших.

На посиделках преобладали контактные игры, целью которых было: угадать, дотронуться, поцеловать.

В Белгородской области во многих селах была распространена игра “В платочек”.

Ведущий садится в центр, участники встают вокруг него и ходят вокруг. В это время можно петь. У одного из участников платочек, участники игры могут передавать его друг другу, только незаметно от ведущего. Во время движения один из участников кладет платочек на ведущего (на спину, на плечо и т.п.). Если ведущий заметил, кто положил платочек, то участник и ведущий меняются местами. Если же ведущий не заметил, то он несет наказание. Например: поет песню, отгадывает загадку и т.п.

Любили играть «В ниточки», или «В прядки». Игра заключалась в следующем.

По числу пар из пряжи рвали прядки, длиною около сорока сантиметров. Потом по очереди девушки наматывали прядки на указательный палец, одни концы отдавали парням, другие – девушкам, которые старались взять прядку, конец которой держит нравящийся ей парень. Прядки спускаются с пальца, и те, кто оказался держащим одну и ту же прядку, должны целоваться.

На белгородских «вечерках», «вечорушках», «посидушках», «сборках» играли в хороводную игру «Дрема».

«Выбирается «Дрема», обязательно парень. Все водят вокруг него карагод:

Сидит Дрема, сидит Дрема,

И подремывает.

Уставай, Дрема, уставай, Дрема,

И прохаживайся.

Выбирай, Дрема, выбирай, Дрема,

Хто понравится тебе.

Целуй, Дрема, целуй, Дрема,

Как догонишь ты ие.

Выбрав девушку, парень должен был поймать её и поцеловать. Если ему это удавалось, то девушка становилась «Дремой» и сама выбирала парня».

(по книге М.Жирова «Народная художественная

культура Белгородчины»).

 

Посиделки являлись продолжением молодежной игры, начатой в весенне-летний период. Однако они были более спокойные, не столь бурные, как весенне-летние гулянья. Это соответствовало общему умиранию природы в этот период времени, некоторому успокоению, “сну” окружающего людей мира. Кроме того, свое влияние оказывал начинавшийся с 15/28 ноября Филиппов (Рождественский) пост, во время которого были запрещены все шумные развлечения. Молодежь продолжала свое символическую игру, но это была уже игра не в любовь, а в семью.

Время зимних святок было так насыщено обрядовыми и игровыми действиями молодежи, что их следует выделить особо. Святочные игры происходили как на улицах, так и в избе, на посиделках. В эти дни в каждом селе стремились собрать большие сборы девушек, приглашали не только “своих”, на и “чужих”, из соседних деревень. “Чужие” пользовались всеобщим уважением и приоритетом: им во всем уступали лучшее: место, кусок пирога, девушку…

Святочная посиделка – это центр “языческого антимира” – ритуальной игры, на которую приходили ряженые, пели и скакали ритуально-театрализованные группы взрослых мужчин, и большинство игр на этих игрищах были откровенно эротическими. Например, игра “Кузнецы” представляла собой очень откровенную забаву, в которой принимали участие мужчины, одетые весьма причудливо, а проще сказать – что и не одеты они были, а, скорее, раздеты, т.е. драная рогожа надевалась на голое тело, и не столько прикрывала, сколь открывала взору зрительниц (а это были в основном незамужние девушки), откровенные места. За этими мужчинами, изображавшими “кузнецов”, шли “музыканты” с заслонками, чугунками и прочими весьма шумными кухонными принадлежностями. Эта ватага входила в избу, где проходила девичья посиделка, вносила с собой носилки, покрытые рогожей. Рогожу сдергивали – под ней оказывался совершенно обнаженный смельчак. И тут начиналось самое интересное. Смельчаку “кузнецы” поочередно поднимали сначала одну ногу, потом вторую, изображая кузнечные меха… Девушкам ничего другого не оставалось, как смотреть на «это».

Устраивались также игры «в венчание», когда выбранных по желанию парня и девушку водили вокруг “аналоя” – корзины или большого горшка, – остальные изображали священника, дьячка и гостей, отпуская при этом весьма откровенные грубые шутки.

Играли “В покойника”. Клали голого мужика на лавку, накрывали рогожей, а он палку между ног держит. Поют. Причитают над ним. Потом каждая девка должна за палку руками взяться. Не всегда это палкой оказывалось…

На святочных посиделках большинство песен не являлись календарно-обрядовыми, их пели и на обычных посиделках. Но особенностью исполнения их в святочный период было то, что все они разыгрывались, то есть сопровождались движениями: девушки, одни или с парнями, ходили рядами, кругами, завивались цепочкой, кланялись друг другу, целовались. Именно в варианте, когда происходило соединение песни с движением, они воспринимались в народе как святочные и назывались соответственно, “святовскими”. Лирические и свадебные песни, таким образом, становились игровыми, или хороводными. Как правило, финалом игры являлся поцелуй парня или девушки. Традиционно игры с поцелуями были позволительны только в Святки, а на обычных посиделках практически не употреблялись. Вот как, например, в белгородском регионе проводилась игра «В разлуку».

Парни и девушки попарно выстраиваются в шеренгу, «разлучник» становится впереди шеренги. По сигналу девушка и парень, стоящие позади, должны пробежать по обеим сторонам шеренги, обогнув её, и схватиться за руки прежде, чем «разлучник» поймает кого-либо из них или не заденет. Если пару не разлучили, то она становится впереди шеренги, целуется, и все повторяется сначала. Если же «разлучник» задел кого-то, то он становится с ним в пару, а игрок, которого не поймали, занимает место «разлучника». Само собой, что если «разлучник» - парень, то он старается задеть девушку, и наоборот.

Состав песен и последовательность их исполнения на посиделках были разнообразны. В большинстве хороводных игр мимикой, жестами и движениями имитировалось то, о чем пелось в песне. Особенно были популярны танцевальные хороводы с прохождением участников под аркой, составляемой из множества пар рук. Большинство святочных хороводов основывалось на выборе пары: либо один или двое водящих ходили под песню внутри или снаружи круга и выбирали себе пару, которая становилась заменой водящего, либо парни, стоявшие в одной шеренге, вызывали к себе девушек из другой. Практически все условия молодежных игр сводились к выбору пары, к максимальному сближению полов.

Мотив выбора пары являлся доминирующим в игровом репертуаре святочных посиделок, нередко на это указывают и сами названия игр – “женитьба”, “свадьба”. Выбор пары в разных играх мог диктоваться и личными желаниями игроков, и случайным стечением обстоятельств: бросанием жребия, угадывания. Распределение игроков попарно позволяло создавать наибольшую вероятность того, что в конечном счете каждый найдет себе пару по душе, если не благодаря личным симпатиям, то в результате случайного перебора партнеров.

В комплексе святочных игр в “женитьбу” значительная роль принадлежала социовозрастной группе молодых женщин, вышедших замуж недавно. “Молодухи” и припевали парней к девушкам, перебирая всех по очереди, и руководили ходом каждого игрового сюжета. Иногда в инсценировки таких свадебных мотивов, как встреча парня и девушки, ухаживание, выбор невесты, мужскую роль брали на себя “молодки”. Все это свидетельствует о своего рода передаче знаний в игровой форме от уже вышедших замуж тем, кому это предстояло в ближайшем будущем.

Посвятительный характер имели также игры ряженых, появление которых на игрище, благодаря их ярким костюмам и эмоциональной форме поведения, вызывало целый комплекс сильных ощущений у присутствовавших: и смех, и страх, и стыд, и даже физическую боль. Действия ряженых в комической игровой форме, нередко со сниженной и грубоватой лексикой, затрагивали сферу сексуальных отношений, вовлекая в свою игру всех находящихся в избе. Особенно это касалось молодежи: так или иначе, каждому парню и каждой девушке в обязательном порядке, иногда насильственно, приходилось вступать в контакт с ряжеными. Избежать этого было практически невозможно, так как “привередники” из ряженых старательно охраняли специально закрытую дверь.

Таким образом, тема брака, активно звучавшая в песнях и играх, хороводах и действиях ряженых, святочные игрища – это важный момент в семейно-брачной обрядности. В этом смысле собрание молодежи в святки представляли собой подготовку и испытание для тех, кто достиг брачного возраста, тем более что после святочного периода наступал мясоед – традиционное время свадеб у русских.

В конце XIX – начало XX в. значительное место на святочных вечерках стали занимать пляски – кадриль, ланчик и др., исполняемые под частушки. Некоторые хороводные игры, относившиеся к старому танцевальному стилю, постепенно тоже превращались в пляски. Считалось, что девушка во время пляски должна была сохранять чинность, держа голову чуть свысока, и сдержанность, не делая ни лишнего притопа и так, чтобы ни при едином движении сарафан не шелохнулся. Для парней пляска являлась возможностью продемонстрировать свою молодецкую удаль. Чем больше “колен” мог “продробить” танцор, тем больше уважения он вызывал у зрителей. Так, в некоторых деревнях Вологодской губернии парни часто устраивали состязания: кто больше, сложнее или смешнее выдаст “коленцев”, - что превращало пляску в своеобразную игру.

На святочных игрищах часто исполнялись шуточные пляски-насмешки, во время которых девушкам, долго не выходившим замуж, на шею надевали коровий колокольчик.

Игра для молодежи была не только развлечением, но и способом самореализации. В игре проявлялись смекалка, острословие, умение говорить, общаться, ловкость, сила, умение налаживать контакты с представителями своего и противоположного полов. Именно на это работало каждое условие игры – выявить самые лучшие качества в человеке. Общество должно было их заметить, оценить и дать «добро» на переход во взрослую жизнь, т.е. на брак.

 

Вопросы для закрепления темы

1. Чем была игра для молодежи, что в ней проявлялось?

2. Какое содержание вкладывалось в игры посиделок?

3. Какое поведение допускалось на молодежных посиделках и почему?

4. Какое значение придавалось эротическим играм?

5. Какой мотив был доминирующим в играх посиделок?

 

Литература

1. Жиров М. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород, «Везелица», 2000.

2. «Народные праздники и обряды Белгородчины». Белгород, 1994.

3. «Народный театр».М., «Советская Россия», 1991.

4. «Русский праздник». СПб, «Искусство», 2001.

 

 

ТЕМА IX. НАРОДНАЯ ИГРА И ТРАДИЦИОННЫЙ ПРАЗДНИК

Основой традиционных праздников являются обряды, ритуалы, которые невозможны без игрового элемента. Поэтому игры были неотъемлемой частью праздников. Каждый праздник имел свои атрибуты, свои песни и словесные формулы, но их объединяло и много общего. Так, практически все народные праздники включали в себя: молебен и крестный ход, уличное гуляние и катание на лошадях, длительные трапезы с обилием еды, а также пляски и игры.

К празднику русские люди относились с большим уважением. Почитая за грех работу в этот день, проводили его в праздности. Но – заранее к этому приготовившись: убрав и выбелив дом, вычистив все углы и выстирав половики и занавески, приготовив хмельное и съестное. Вот, сделав все эти приготовления, предки наши надевали на себя лучшие одежды и выходили на улицу – других посмотреть и себя показать. Праздник сближал людей, давал им чувство уверенности, позволял выразить себя творчески, показать свою удаль. Праздник, помимо всего прочего, помогал молодым людям открыто знакомиться, присматриваться друг к другу под строгим и взыскательным присмотром стариков.

Праздничный народный календарь имеет круговой цикл, и начинается с зимнего солнцеворота– 25 декабря. По старому календарю – это и был праздник Рождества, корни которого – в дохристианской культуре. С этого дня начинались колядования, когда “хоть на воробьиный скок, но прибывает денек”.

Колядовали на Руси дети, подростки. Суть обряда – в хождении по домам с песнями – щедровками. Часто колядующие рядились в козу, медведя, коня, журавля. Колядовщики своими песнями несли в дома удачу, благополучие, достаток.

Собравшись в назначенное время, группа колядовщиков выбирала мехоношу (того, кто будет носить мешок) и направлялась на край деревни. Начинали с первого дома, где спрашивали разрешения хозяев “коляду кликать”. После этого пели песни, величая хозяев. Те благодарили снедью: пирогами и печеньем. Недопустимо было ничего не давать колядовщикам: удачи тогда не видать. Если же кто и отваживался отказать в угощении, то за это бывал наказан: молодежь могла нанести значительный урон в хозяйстве, сломав или перевернув что-либо во дворе.

На второй день рождества девушки пели виноградья и овсени, водили хороводы.

В Белгородском регионе на Рождество было принято «идти в карагод»: все село сбиралось вместе, пели, плясали, играли «в кулачки», «В Деда Мороза»:

Из числа играющих выбирался «Дед Мороз». Вокруг него на метлах ездили играющие со словами:

Деда, деда,

Я к тебе еду

На сером медведе:

Хлеб-соль кушать,

Твою милость слушать.

Затем нужно было как можно ближе подойти к «Деду» и откусить от краюшки, которую он держал на ниточке. Сделать это нужно было быстро, иначе тот обязательно мазнет по лицу сажей.

(из книги М.Жирова «Народная художественная

культура Белгородчины»).

 

Далее по годовому циклу праздников следовало Крещенье, для которого, наряду со многими другими обрядами, характерен обряд смотрин невест. Для этого девушек наряжали, выстраивали в шеренги, - парням только и оставалось: ходить, выбирать. И на мясоед – свадьбы играть.

Этот цикл логично продолжался на Масленицу, где уже молодые пары, новоиспеченные супруги впервые “выходили в люди”, гостей принимали. Среди масленичных забав очень много таких, что связаны с молодоженами. Они должны были принародно демонстрировать любовь и привязанность, их катали с гор, отпускали при этом двусмысленные шутки, заставляли молодую жену целовать молодых парней; много шуток отпускалось по поводу взаимоотношения тещи и зятя.

Помимо семейной символики, в масленицу существовало много игр, связанных с идеей борьбы. Это и обязательные мужские рукопашные бои, в которых в определенной последовательности принимало участие все мужское население деревни, за исключением немощных, убогих и стариков, и многолюдные состязания, когда одна деревня сражалась с другой. Во многих регионах были приняты баталии по взятию и разрушению “снежных городков”, в них тоже принимали участие и стар и млад.

Весенние праздники – это праздники детей, девушек и молодых женщин. Это и кликанье весны, которое начиналось с 14 марта – дня Евдокии – Плющихи, продолжалось на Герасима – Грачевника, Сороки и Благовещенье. В эти дни считалось грехом пение песен, развлечения, гуляния, т.к. шло время великого поста перед Пасхой, но обряды закликания весны проводились обязательно. Девушки собирались за околицей, разжигали костер, прыгали через него. Весну звали:

Весна красна!

На чем пришла?

- На сошеньке, на боронушке,

На овсяном колосе,

На ржаном снопе.

 

Начиная с Пасхальной недели устраивались хороводы, качели, игры с пасхальными яйцами. Во время весенних гуляний, особенно на Красную горку, в рамках хоровода происходило формирование молодежных половозрастных групп. Сопровождавшие хороводы весенние лирические песни изобиловали брачной тематикой, отличались приподнятым радостным настроением. В первое сухое и теплое воскресение после Пасхи было принято устраивать особое праздничное гуляние, называвшееся “Круг”. Взрослая молодежь заводила игры в горелки, девушки водили хороводы. Вообще игровые хороводные песни чаще всего раскрывали тему «выбора невесты, воспроизводя архаические формы брачных отношений», в них «выразилась их сущность как игровых произведений, в которых сценическое действие соединяется со словесным изображением ситуации» (Аникин В. Русское устное народное творчество. М., 2001, с.125).

На Семик – Троицу гуляли тоже, хотя игровая обрядность в эти праздничные дни проводилась только с участием молодых женщин и девушек. Так, обязательные троицкие похороны кукушки в Белгородском регионе имели свои особенности: за полторы недели до Троицы делали куклу-кукушку и прятали её, хоронили. На Троицу же раскапывали, приговаривая: «Кукушечка ожила, земля пробудилась».

Перед Троицей во многих русских селениях крестьянки отправлялись в лес, пели песни, сплетали венки и срубали молодую березу, которую обряжали в женское платье и украшали разноцветными лентами и лоскутками. После этого начинался праздник, а наряженную березу с радостными песнями и плясками приносили в родную деревню и устанавливали в одном из домов. На Троицу дерево несли к реке и бросали в воду.

Широко праздновались на Руси и праздник летнего солнцестояния – Иван Купала. 24 июня является поворотным в движении солнца, в этот день поднимавшееся до той поры светило останавливается и начинает обратный путь по небосклону. Это явление не могло не приводить человека в замешательство. Поэтому он хотел помочь солнцу поддержать его убывающее пламя. Поэтому практически у всех народов Европы в этот день были обязательны костры, факельное шествие с обходом полей и катание колеса. В канун Купалы молодые девушки и юноши парами прыгали через костер, держась за руки. Или – держа в руках соломенное чучело Купалы. Изображение Купалы потом сжигали или бросали в воду. В некоторых селах белгородского региона (например, село Ивановка Губкинского района) существовал и обычай прыгать через крапиву, которую специально рвали и складывали в огромную кучу. Если знать, что крапива – мощное средство защиты от нечистой силы, то обычай этот можно объяснить как оберег от злых духов.

Летние гулянья заканчивались на Петров день, с которого начиналась полевая страда.

Особенностью нашего региона является и то, что игры и гулянья проводились на Медовый спас, или Маковей. В этот день обязательно разыгрывали хороводные игры.

В каждом белгородском селе, помимо праздников годового цикла, проводились и престольные праздники, в день того святого, в честь которого был назван сельский храм. В этот день проводилось всеобщее гулянье, с обязательными карагодами и танками. Если храм был на несколько сел, то сходились «на гранях», – на границе сел, где и проводились совместные игрища.

 

Вопросы для закрепления темы

1. Как строился праздничный народный календарь?

2. Какие забавы характерны для праздника Рождества?

3. Почему на Масленицу много забав, связанных с молодоженами?

4. Какие игровые элементы есть в весенних праздниках?

5. Какой смысл вкладывался в забавы с яйцами?

6. Какие праздники, кроме годовых, проводились в белгородских селах?

 

 

Литература

1. Жиров М. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород, 2000

2. Круглый год. Сост.А.Некрылова. М., «Правда», 1995.

3. Русский праздник. СПб, «Искусство», 2001.

 

 

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: