ТЕМА II. НАРОДНАЯ ИГРА В СОВРЕМЕННОМ ВОСПИТАНИИ




В настоящее время изменилась суть детской игры, она становится все более агрессивной, индивидуалистичной. Из повседневного обихода детского досуга исчезают групповые игры, в которых веками ребенку передавался опыт социализации, включения его постепенно во взрослую жизнь, исподволь велась подготовка к этой жизни. Все эти считалки, дразнилки, «салки», «казаки-разбойники», сечки, заклички, песенки, как оказалось – не просто фольклор, а мудрейшие своды законов, правил и кодексов. И их исчезновение грозит потерей национального своеобразия и даже вырождением нации. От того, как дети играют, зависит то, как они будут жить, будучи взрослыми.

Еще не все потеряно. Во многих дошкольных учреждениях ведется работа по сохранению игрового фольклора, воспитатели пользуются игровым репертуаром наших предков, стараясь донести его до маленьких детей.

Игра остается ведущим видом деятельности маленького ребенка, воспитателю необходимо только следить за тем, чтобы игры, в которые играет ребенок, действительно были развивающими, а не уничтожающими личность маленького человека, будущего гражданина.

Игра – развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, за­щищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. И вместе с тем "многочисленные игры ребят – работа", считал Януш Корчак, в которой не может быть "на­до" и "не надо".

Современная гуманистическая школа нацелена на инди­видуальный и межличностный подходы к каждому ребенку. Иг­ра – неоценимый в этом помощник. В игре ребенок – автор и исполнитель и практически всегда творец, испытывающий чув­ства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. Игры бескорыстны, через них идет нескончаемый поток информации, которую дети в игре обогащают, и потому их фантазия становится более насыщенной, содержательной, интересной. В равной степени важно наличие игр индивидуаль­ного, парного (дуэтного), группового, командного и массового характера, игр самобытных и комплексных.

Игра, как известно, предполагает наличие других, с которыми обсуждаются правила и сценарий игры, распределяются роли и т.п. Даже в тех случаях, когда ребенок играет один, он как бы «раздваивается» и договаривается обо всем с самим собой. То есть игра всегда диалог, причем игроки непредсказуемы, свобода их лишь несколько ограничена рамками отведенных ролей и установленными правилами. В процессе игры часто возникают непредсказуемые ситуации, открывающие простор для принятия нетривиальных решений, пробуждающие фантазию и воображение, в конечном счете способствующие социализации ребенка. Не случайно современная дидактика так обогатилась в последнее время различного рода развивающими играми.

Педагогика, психология, психиатрия, терапия, ряд других наук и научных направлений давно и успешно используют игру как методологическую установку, как форму и средство решения широкого круга вопросов в различных сферах. Так, игра совершенно определённо вносит свою лепту в согласование духовного и физического начала в человеке.

Естественно, и в организации игры, и в других сферах воспитательной деятельности очень многое зависит от личности родителя, педагога, психолога, ибо, как писал Ушинский, «только личность может действовать на развитие личности, только характером можно образовать характер».

Основным условием внедрения народных игр в современную педагогику должно быть знание и свободное владение богатством игрового репертуара. Используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, воспитатель должен добиваться пробуждения интереса, воображения, активного выполнения игровых действий.

При проведении игры важно сразу же овладеть вниманием играющих, чему способствую существующие в народной традиции игры своеобразные «зачины» - считалки, которых великое множество в детском фольклоре, и нужно только выбрать самые ритмичные, или напевные, или веселые.

В ходе игры взрослому, который ею руководит, нужно привлечь внимание детей к содержанию игры, следить за точностью движений, если этого требуют правила, поддерживать положительный эмоциональный фон игры. Со временем дети сами научатся ловко и успешно действовать в игровых ситуациях, но обращать их внимание на то, что нужно оказывать поддержку, помогать товарищу – необходимо педагогу, так как наши дети, к сожалению, уже не знают, что это обязательно. Словом, задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Объясняя новую игру, нужно делать это кратко, лаконично и эмоционально. Надо дать представление об её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. При необходимости нужно задать уточняющие вопросы, чтобы убедиться, что дети все правильно поняли. И только после этого можно приступать к игре. В конце игры необходимо дать оценку ходу игры, отметить положительные и отрицательные моменты игры, похвалить тех, кто проявил лучшие качества в игре, проявил выдержку, помог товарищу.

Приступая к проведению той или иной новой игры, можно рассказать о традициях народа, о праздниках, когда эта игра проводилась, о том, какие игрушки существовали у наших предков. То есть игра может стать поводом для разговора более широкого, включающим в себя не только игровые традиции, но и бытовые, нравственные, художественные.

Сейчас существует много литературы, в которой предлагаются различные игровые сценарии, включающие в себя народные игры в том числе. Однако следует заметить, что воспитатель всегда ставит перед собой конкретные задачи, связанные напрямую с проблемами, возникающими в ходе работы с конкретными детьми, а не «вообще детьми». Поэтому нужно уметь самому грамотно и профессионально составлять программы, рассчитанные на определенный контингент, на определенное событие. Для этого нужно знать основные законы драматургии, заключающиеся в следующем.

1. Обязательно наличие конфликта, как пружины действия. Конфликт необязательно должен быть «прямым», «открытым», выражающимся в прямом противодействии персонажей, он может иметь эпический характер, или быть «предполагаемым».

2. Сценарий игровой программы должен иметь свою композицию: завязку действия, развитие действия, кульминацию и развязку. Причем необходимо соблюдать правило «золотого сечения»: от начала действия до развязки должно проходить вдвое больше времени, чем от развязки до финала.

3. Сценарий не может быть «вообще», он должен раскрывать определенную тему и обязательно содержать идею в виде вывода, морали.

Соблюдение хотя бы этих основных требований позволит сделать сценарий игровой программы живым и интересным. А уж если при его написании проявлена фантазия и оригинальность мышления, которая выражается в нахождении необычного сценарного хода (приема), если в основу сценария положен самобытный художественный материал – песни, считалки, игры именно того региона, где и проводится программа, – то ни один ребенок не останется равнодушным.

Используя игровой опыт поколений, мы должны формировать гармонически развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Игровая деятельность помогает нормализовать путь психического развития ребенка, проявить его инициативу и творческую активность. «Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно. Игра делает его поведение осознанным, превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни» (Е.О.Смирнова, О.В.Гударева. Игра и произвольность у современных школьников // Вопросы психологии, 2004, №1, с.102). Именно поэтому необходимо максимально использовать её возможности.

 

Вопросы для закрепления темы

1. Какова методика проведения игровой программы?

2. Что нужно учитывать при составлении игровой программы?

 

Литература

1. Григорьев В. Народные игры и традиции в России. М., 1994.

2. Детские народные подвижные игры. М., «Просвещение», 1988.

 

Дополнительная литература

 

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. СПб, 1998.

3. Берлянд И. Игры как феномен сознания. М., «Алеф», 1992.

4. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. М., 1982.

5. Григорьев В.М. Подвижные игры летом и зимой. М., 1988.

6. Игры народов СССР. Сост. Л.Былеева и В.Григорьев. М., 1985.

7. Кичигин В. Народная культура Юга России. Белгород, 2002.

8. Народная художественная культура: Учебник /Под ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. М., МГУГИ, 2003.

9. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., «Искусство», 1988.

10. Савушкина Н.И. Русский народный театр. М., «Наука», 1976.

11. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. М., «Наука», 1986.

12. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М., «Новая школа», 1994.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………… 4

Раздел первый. Игра как явление культуры ………………………… … 5

Тема I. Феномен игры………………………………………………………… 5

Тема II. Теории игры…………………………………………………………...13

Тема III. Возникновение игры……………………………………………… 17

Тема IV. Народная игра как явление традиционной культуры…………….. 22

Тема V. Классификация детских игр………………………………………….27

Раздел второй. Народная педагогика игры ……………………………… 33

Тема I. Народная игра как средство воспитания……………………………..33

Тема II. Детские игры первого года жизни………………………………… 36

Тема III. Игры детей младшего возраста…………………………………… 41

Тема IV. Игры подростков……………………………………………………..46

Тема V. Детские считалки……………………………………………………...55

Тема VI. Девические игры…………………………………………………… 60

Тема VII.Мужские игры………………………………………………………..63

Тема VIII. Игры и забавы молодежи………………………………………… 68

Тема IX. Народная игра и традиционный праздник………………………….75

Раздел третий. Возрождение народных игр в отечественной культуре..81

Тема I. Пути сохранения народных игр……………………………………….81

Тема II. Народная игра в современном воспитании………………………… 84

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: