ТЕМА III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИГРЫ




НАРОДНЫЕ ИГРЫ

 

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

 

НАРОДНЫЕ ИГРЫ

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

БЕЛГОРОД

 

АВТОР – Т.Г. АНИКОНОВА

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ: М.С.Жиров, доктор педагогических наук,

профессор кафедры культурологии БелГУ,

заслуженный работник культуры РФ,

М.А.Кулабухова, кандидат филологических наук

 

 

Т.Г.Аниконова

Народные игры. Учебное пособие. – Белгород, 2004.

 

Пособие посвящено народной игре как явлению культуры и особому виду человеческой деятельности.

Предназначено для студентов института культуры, изучающих народную художественную культуру.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня мы все чаще говорим о том, что же такое национальное самосознание, есть ли оно у нас или нет… Мы понимаем, что живем в такое время, когда можем перестать быть как НАРОД, как КУЛЬТУРА. Именно поэтому возникает интерес к фольклору, как интерес к своей истории, к жизни предков, их языку и поэзии бытования. Одной из форм приобщения к народной культуре может стать народная игра, в которой гармонически сочетаются действие, текст, музыка, в которой заложены вековые представления о чести, достоинстве, порядочности, взаимоотношении девушки и юноши, старших и младших, слабых и сильных.

Народная игра имеет многовековую историю, она неразрывно связана с жизнью русского человека, его бытом и праздником. Поэтому, обращаясь к народной игре, сохраняя и возрождая её для новой жизни, мы можем творчески усвоить старые, но мудрые истины, установить связь между культурой прошлого и нынешнего, воспитать гармоничную личность, ибо нет такого качества человека, которое не развивалось бы в народной игре. Народная игра – важнейшая школа жизни, поэтому необходимо изучать её и делать все возможное, чтобы дать ей новую жизнь. Ведь народная игра всегда была тем механизмом, который способствовал вовлечению человека в жизнь социума, как в психологическом, так и в бытовом плане. Игра помогала человеку ощутить себя частью большого целого – народа, давала ему возможность испытать себя, воспитывала, учила, развивала. Сейчас, когда мы заботимся о возрождении народного самосознания, возвращаемся к опыту прошлого, невозможно обойти вниманием народную игру, которая является важнейшей частью этого опыта. Особенно важно знать сущность, функции и роль народной игры будущим специалистам этнокультурного образования. Курс «Народные игры» предназначен для глубокого изучения народной игры и освоения методов организации игровой деятельности на основе народных традиций.

 

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ.

ИГРА КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

 

ТЕМА I. ФЕНОМЕН ИГРЫ

Игра – уникальнейшее явление человеческого бытия. Способность играть – одна из отличительных характеристик живого организма. Однако только человек посвящает игре большую часть своей жизни. Игра обладает магически-завораживающим действием, позволяет уйти от повседневности.

Слово «игра» имеет много значений, входит в самые разные словосочетания: детская игра, актерская игра, политическая игра, игра пианиста, игра воображения и прочее.

С точки зрения философии игра – это есть вся человеческая жизнь: человек родится с ощущением своей собственной смерти, но старается не думать об этом – играет в жизнь. С другой стороны, – и в игре в жизнь есть игра. «Весь мир – театр, и люди в нем – актеры», – писал В.Шекспир. И действительно, ежедневно каждый человек играет в театре жизни, причем разные роли: то он подчиненный, то начальник, то пассажир, то покупатель, то он сын, то – отец… Однако, если говорить, что жизнь – это игра, а игра – это жизнь, то тогда весь культурный дискурс – это игра. Границы игры при такой постановке вопроса исчезают, и она теряет всякий смысл. Поэтому мы рассмотрим игру в узком значении, игру как таковую, как особый вид человеческой деятельности, а точнее – игровую деятельность, которая наблюдается у людей на протяжении всей истории человечества. Так что же есть игра?..

«Игра человека есть социальный и эстетико-культурный феномен, а его содержание и многообразие порождены тем же, чем порожден сам человек и его культура – трудом и общением», – писал А. Мазаев (Мазаев А. Праздник как социально-художественное явление. М., 1986, с.86).

«Опыт игрового поведения имеет каждый; в культурно-историческом плане мир не знает культур, народов или эпох, не знающих игр» (С. Григорьев «Архетипы игры».// Мир психологии. 1998, №4, с.7).

Только благодаря игровому началу могут существовать миф, сказка, театр, балет, живопись, – все искусство с его условными формами изображения реального и ирреального мира вещей и чувствований. Условность – это и есть игра. Особая психологическая установка играющего, который одновременно и верит и не верит в реальность разыгрываемого конфликта, двуплановость его поведения роднит игру с искусством. Искусство во все его видах и проявлениях – это особая форма игры. Оно родилось на стыке труда и забавы, входило в обряд. Голландский психолог Й. Хёйзенга утверждал, что культура не рождается в игре, а возникает как игра, первоначально играется. Он считал, что категория «игра» – это основное свойство всякой культуры (теория «человека играющего»). Игра – один из первых и главных стимулов культуры человека. Советский ученый А. Лосев подчеркивал, что «в игре есть все достоинства искусства: и идеал, и мудрость, и высокое, и трагическое, и комическое, – все, чем богата жизнь» (Лосев А. «История античной эстетики». М., 1969, с.530). Однако между игрой и искусством имеется существенное различие: игра творится непринужденно и не требует результата, искусство же зачастую требует огромного труда и предполагает обязательный результат: произведение искусства.

И игра, и искусство, преследуя цели овладения миром, обладают общим свойством – решение предлагается не в практической, а в условной, знаковой сфере, которая в дальнейшем может использоваться в качестве модели практического поведения.

Таким образом, мы с полной уверенностью можем сказать, что игра – это искусство, но это только часть сущности игры. Что же составляет другую часть?

Еще Платон в «Государстве» («История античной эстетики», М.,1974) этимологически сближал слова «воспитание» и «игра», – он утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству невозможно без игры.

Действительно, по сравнению с другими формами обучения и воспитания преимущество игры заключается в том, что игра достигает своих целей незаметно для воспитуемого, не требует никаких способов насилия над личностью. Ведь в основе любой игры лежит инстинкт подражания, который дала человеку природа. Ведь что такое детские игры? Это, по сути, вид активной деятельности детей, заключающийся в воспроизведении ими окружающей жизни, главным образом действий взрослых и отношений между ними.

В играх формируется и проявляется потребность ребенка познать окружающий мир и воздействовать на него, развиваются интеллектуальные, моральные, волевые и физические качества, формируется личность в целом.

Как пишет Д. Покровский, «у древних греков само слово «игра» означало собою «действие, свойственное детям». В других языках понятие «игра» означало радость, смех, веселье. Со временем во всех языках этим словом стали обозначать обширный круг человеческих действий, не претендующих на тяжелую работу и доставляющих людям радость и удовольствие. И в это понятие стало входить все, начиная от детской забавы в солдатики, до трагического воспроизведения героев на сцене театра, от детской игры на фантики до биржевой игры» (Покровский Е. Детские игры, преимущественно русские. СПб, 1996).

С точки зрения формы игру можно определить как «свободное действие, осознанно вымышленное и выходящее за пределы повседневной жизни, однако способное полностью увлечь играющего; действие, лишенное какой-либо материальной заинтересованности и целесообразности, которое совершается в определенно очерченном времени и пространстве, протекает в соответствии с принятыми правилами и вызывает к жизни взаимоотношения групп, охотно окружающих себя тайной или подчеркивающих благодаря переодеванию свою особость в обычном мире повседневности» (Й.Хейзенга). Игра является видом человеческой деятельности, способной воссоздать другие виды человеческой деятельности, это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Игра – один из видов человеческой деятельности, который не имеет цели, а сам по себе есть цель, действие и наслаждение. Это такая форма проведения человеком свободного времени, которая, как правило, не направлена на достижение какого-либо практического результата, представляет собой индивидуальное или коллективное развлечение, регламентируется правилами, опирается на народные или групповые традиции, благодаря которым и реализуется любой личностью легко и с удовольствием.

Традиции предписывают, чтобы игра проводилась в определенных условиях, которые называются игровым пространством и игровым временем.

Игровое пространство – особым способом организованное пространство (это может быть клочок асфальта с нарисованными на нем «классиками»), с условными обозначениями и специальной атрибутикой.

Игровое время – время, свободное от хозяйственной, полезной деятельности человека.

Игра требует обязательных компонентов, какими являются: определенные символы (например, мяч), игровые термины и тексты, а также традиционные игровые сюжеты.

Игра, несмотря на всю свою условность,– все же реальное действие. Но это особый слой реальности, в которой действия близки к действиям в ирреальных слоях. «Эта двойственность,– замечает Д.Эльконин, – одна из типичных черт игры, в которой ребенок, преображаясь сам, преображает вовлекаемые в игру предметы и действует с ними, опираясь на те значения, которые он сам же им придал» (Эльконин Д. Психология игры. М., 1999, с.144).

В играх дети проходят подготовку к будущей деятельности, главным образом социального характера; в игре «ребенок овладевает основными социальными отношениями и проходит школу своего будущего социального развития» (Выготский Л. «Воображение и творчество в детском возрасте». М.,1967).

Сила игры – в её всеобщности, универсальности, в способности легко и плодотворно, свободно добиваться значительных результатов в деле формирования личностных качеств человека, а порою и определяя всю его судьбу.

Игра закладывается в социальном поведении человека как возможность и необходимость его развития, как особая форма проявления ориентировочно-исследовательской деятельности, как элемент социальности. Игра – компонент становления социального человека, развивающегося в деятельности.

Человек не довольствуется одной-единственной реальностью, объективно заданной условиями повседневной жизни. Он создает себе множество реальностей, субъективных, вымышленных, игровых. Подобное миротворчество и временный уход из повседневной жизни в придуманные миры – одна из жизненно важных человеческих потребностей.

Духовная жизнь человека протекает в нескольких измерениях. При этом в качестве искусственно сконструированных миров могут выступать не только временные игровые миры, но и аутичные грезы, и фантазии, и произведения искусства. Все они способны на время вырвать человека из мира повседневности.

Проблема игры и личности не раз рассматривалась в самых различных ракурсах отечественными и зарубежными психологами. В работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Э. Берна подчеркивается реальное влияние игровой деятельности на формирование личности.

Игра меняет систему взаимоотношений человека с миром, его социальную позицию и тем самым создает условия для самопознания и изменения личности. Игра переносит человека в иное ценностно-смысловое пространство, которое создается путем абстрагирования от привычного повседневного значения предметов и введения новой системы правил. Для духовного становления человека игра предстает частью жизненного пространства, в котором он выкристаллизовывается как личность. Игра проникает в реальный мир, участвуя в созидании личности, привнося в нее свой опыт, свои ценности.

В социальной психологии центральным является положение о том, что социализация продолжается непрерывно – всю человеческую жизнь. В отличие от первичной социализации ребенка, ориентированной на присвоение внешнего, социализация взрослого – это прежде всего обращенность внутрь себя, самопознание. И в этом ему тоже помогает игра.

Игра создает специфические условия для субъективно-субъектной возможности трансформаций и взаимопереходов личности, она выполняет функцию самоопределения и самоутверждения в среде сверстников, является способом освоения социальных отношений. Игра не ограничивается первоначальным периодом жизни человека, а является необходимой и существенной составляющей деятельности во все без исключения периоды его жизни, её элементы содержатся в труде, в учении.

Игровая культура взрослых – это культурно-историческая форма действа, определяющая самую возможность развития деятельности и её самодетерминации. Вся история человеческого общества, материальной и духовной культуры человека представляет собой процесс развертывания, реализации творческого отношения человека к окружающему его миру, которое выражается в построении новых способов и программ деятельности.

Игра есть деятельность, в которой цель деятельности не вынесена за пределы самой деятельности, она вся в настоящем и может продолжаться бесконечно; продукт деятельности не имеет в ней значения, ей важен самый процесс деятельности.

В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются, через неё формируются все стороны психической жизни личности.

Сущность игры основывается на побудительных мотивах, которые вовлекают человека в игровое действо. «Положение, определяющее сущность игры, – пишет С. Рубинштейн, – состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего, различных сторон действительности» («Основы общей психологии». М.,1964, с. 98).

Такими побудительными мотивами могут быть:

1. Стремление к подражанию

2. Стремление к состязанию

3. Стремление к оказанию помощи

4. Стремление к самоутверждению

5. Стремление к соучастию

6. Азарт

Игра на протяжении многих веков служила созидательным процессам. Человек, играя, познавал мир. Игра позволяла стимулировать обучение; способствовала регулированию нагрузки, снимая напряжение через релаксацию; игра помогала формировать моральные ценности; игра учила нормам поведения, помогала человеку лучше узнать себя, раскрыть свои творческие и человеческие качества. Можно в связи с этим выделить следующие функции игры:

1. Формирования навыков социального поведения

2. Самореализации личности

3. Коммуникативная функция

4. Развлекательная функция

5. Функция самопознания

6. Функция обучения

В играх из рода в род, из века в век, от одного народа к другому передается нечто общее, свойственное, занимательное и поучительное для детей всех времен, рас и религий, ступеней культурного развития, что несет в себе общечеловеческие, историко-образовательные признаки. Универсальная интрига любой игры – победа над собой, наслаждение от этой победы. Поэтому игры так любимы людьми. Недаром Ф. Шиллер считал, что «человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».

 

Вопросы для закрепления темы

1. С чем связано возникновение игровой деятельности в жизни маленького ребенка?

2. Что лежит в основе любой игры?

3. В чем сходство и различие игры и искусства?

4. Что такое «игровое время» и «игровое пространство»?

5. В чем заключается двойственный характер игры?

6. Какие качества формирует детская игра?

7. Каковы побудительные мотивы игры?

8. Что такое игровое время и игровое пространство?

 

Литература

1. Агамова Н., Слепцова И., Морозов И. «Народные игры для детей: организация, методика, репертуар».М., 1995.

2. Аникин В. «Народная игра как художественный феномен». Филология науки. 1996, №3, стр.14 – 24.

3. Выготский Л. «Воображение и творчество в детском возрасте».М., 1967.

4. Григорьев В. Народные игры и традиции в России.М.,1994.

5. Покровский Е. Детские игры, преимущественно русские. СПб, 1996.

6. Хейзенга Й. Homo ludens. М., Прогресс, 1992.

7. Хренов Н. Мифология досуга. М., 1998.

8. Эльконин Д. Психология игры. М.,1978.

 

ТЕМА II. ТЕОРИИ ИГРЫ

Игра – вид продуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра изучается историками культуры, этнографами, психологами, историками религии, искусствоведами, исследователями спорта и военного дела. Список работ, посвященных различным вопросам игры, оказался бы чрезвычайно большим и выполненным на многих языках мира. Однако до сих пор активно, много и многопланово изучаемая игра остается загадкой для понимания, недостаточно исследованным явлением социальной сферы. Вопросами игры интересовался Ф.Кант, который рассматривал соотношение игры и искусства и считал игру «незаинтересованной деятельностью», занятием, которое «приятно само по себе». Генетическая связь игры и искусства отмечалась также в позитивистских концепциях происхождения искусства, например, в теории синкретизма первобытного искусства и происхождения искусства из обряда и «действа» А.Н. Веселовского, русского историка литературы 19 века.

В психологии первая фундаментальная концепция игры была развита немецким философом и психологом К. Гроосом (1899): в играх животных он видел предварительное приспособление («предупражнение») инстинктов к условиям будущей жизни. До него английский философ Г. Спенсер высказал взгляд на игру как проявление «избытка сил». Существенной поправкой к теории Грооса явилось учение австрийского психолога К. Бюлера о «функциональном удовольствии» как внутренне-объективной причине игры.

С противоположной Гроосу теорией выступил голландский зоопсихолог Ф. Бейтендейк, считая, что в основе игры лежат не инстинкты, а более общие изначальные влечения, находящиеся за инстинктами (влечение к освобождению, влечение к слиянию с окружающими, влечение к повторению). В психоаналитической концепции австрийского врача З.Фрейда игра рассматривается как реализация вытесненных из жизни желаний.

В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Г.В.Плеха­нов, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Н.К.Крупская, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.С.Макаренко, М.М.Бахтин, Ф.И.Фрадки­на, Л.С.Славина, Е.А.Флерина, Д.В.Менджерицкая, В.А.Сухомлинский, Ю.П.Азаров, В.С.Мухина, О.С.Газман и др.

В советской психологии был развит подход к игре как к социально-историческому явлению. В частности, детские игры рассматривались как форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений, возникающая на такой ступени общественного развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие нем ребенка, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной жизни со взрослыми. В Всеволодский-Гернгросс рассматривал игру как коллективизирующий и упражняющий фактор, способствующий социализации ребенка.

В современной отечественной психологии принята концепция игры, построенная Д. Элькониным. В его работах выделяются следующие этапы развития детской игры: предметная игра (до трех лет), ролевая игра (от трех до семи лет), игра с правилами (с шести – семи лет). Поскольку по Эльконину сущность детской игры заключается в стремлении ребенка «быть как взрослый» (т.е. в её основе лежат особенности мотивации), основная единица игры – роль. Развитие игры представляет собой как бы метаморфозы роли: этап предметной игры – это подступы к роли, этап ролевой игры – это её расцвет, этап игры с правилами – вырождение роли до чистого правила, которое содержится в развернутой ролевой игре. Иначе говоря, ребенок достигает игры с правилами, пройдя через развернутую ролевую игру с воссоздаваемыми в ней ролевыми отношениями, которые затем свертываются в чистое правило.

Важно отметить утверждение Эльконина о том, что этапы развития игры не обнаруживают жесткой связи с возрастом детей: переход к более сложной игре связан как с возрастным развитием ребенка, так и с его игровым опытом.

В работах французского психолога Пиаже (1945) дается внешне весьма сходная картина: до двух лет у ребенка преобладает сенсомоторная игра

(повторяемые или варьируемые движения или действия с предметами); возраст от двух до шести лет характеризуется преобладанием символической игры (заключающейся в оперировании символами – индивидуальными знаками вещей, людей, событий); примерно с шести-семи лет она уступает игре с правилами, когда организующим началом становится правило, обязательное для всех участников. По Пиаже, игра с лежащими в её основе структурами (упражнение – символ – правило) отражает направление когнитивного развития ребенка, при этом каждый из предшествующих видов игры не порождает последующий, а лишь в свое время уступает ему преобладающее место (игра-упражнение продолжает существовать с появлением символической игры, так же, как последняя – с появлением игры с правилами).

Эта мысль Пиаже получила развитие в работах американского психолога Гарви, в концепции которого развертываются представления о том, что различные виды игр – это относительно самостоятельные образования, имеющие изначально независимые линии развития (они сосуществуют, не сменяют последовательно или порождают друг друга).

Американский психолог и психиатр Э.Берн утверждал, что вся общественная жизнь людей состоит из игр, что эти игры достаточно серьезны и социально ответственны, к ним он относит даже различные трагические формы поведения людей (самоубийства, алкоголизм, наркоманию и преступность).

Каждая из оригинальных теорий касается нескольких различных проблем относительно игры. Теория Фрейда больше связана с изучением взаимоотношений между образной игрой и эмоциями. Эльконин и Пиаже рассматривают игру как часть интеллектуального развития. Берн считает, что весь процесс воспитания ребенка нужно рассматривать как обучение тому, в какие игры следует играть ребенку, и как в них играть. Этологи интересуются эволюцией, биологической значимостью и причинами кажущегося бесцельного и неуместного поведения. Сторонники теории обучения заинтересовались игрой, но игрой, включающей обучение и индивидуальную реакцию на раздражитель.

Что касается различных теорий происхождения игры, ее назначения в жизни ребенка, то нам думается, что прав Г.С.Спенсер, счи­тающий, что игра есть способ изживания у ребенка излишков энергии; прав К.Бюлер, считающий, что к игре побуждает удо­вольствие; прав К.Гроос, утверждающий, что игра — это форма подготовки к будущей деятельности; прав Д.Дьюи, доказываю­щий, что игра есть реализация ребенком видов поведения, при­обретенных на основе инстинктов подражания и научения; прав З.Фрейд, полагавший, что игра — это способ символичес­кого удовлетворения ребенком его реально неудовлетворенных желаний. Существует высокая правда Л.Выготского, который считал, что игра вырастает из противоречия между социальны­ми потребностями и практическими возможностями ребенка, и видел в ней ведущее средство развития детского сознания и его функций. Правы все исследователи, доказывающие, что проблема игры — один из важнейших и сложнейших психологических и педагогических вопросов, от правильного решения которого зависит весь процесс воспитания и образования детей.

Однако, несмотря на наличие всех этих теорий игры, не существует ЕДИНОЙ общей теории игры. Игра до сих пор остается неопознанным во всей полноте явлением. Ибо игра непостижимо богата, многомерна в своих проявлениях, а границы игры и не-игры размыты и зыбки. В игре воспроизводятся явления в окружающем мире, в обществе. В основе игр лежит восприятие действительности, отражение реальной жизни. Поэтому исследование игры как явления человеческого бытия, как деятельности, регулирующей активность личности, раскрывающей её духовные потенции в свободное время – серьезнейшая задача науки и практики.

 

Вопросы для закрепления темы

1. В чем заключается первая фундаментальная концепция игры, кто её автор?

2. Каковы основные идеи «теории упражнения» Грооса?

3. Какие дополнения в теорию Грооса внес Бюлер?

4. Какие этапы развития детской игры выделяет Д. Эльконин?

 

Литература

1. Берлянд И. Игра как феномен сознания. АЛЕФ, 1992.

2. Миллер С. Психология игры. СПб, Университетская книга. 1999.

3. Смирнова Н. Народная игра как феномен культуры. Петрозаводск, 1997.

4. Теория и история игры. Вып.1, Москва, 1995.

5. Хейзенга Й. В тени завтрашнего дня, Homo ludens. М., 1992.

6. Эльконин Д. Психология игры. М., ВЛАДОС, 1999.

 

 

ТЕМА III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИГРЫ

«Никто не знает, откуда взялось большинство игр, в которые мы сознательно играем, когда хотим скоротать досуг: ведь даже относительно новые игры, такие, как регби, баскетбол, компьютерные игры, при всей их современной «упаковке», по структуре своей глубоко архаичны и корнями уходят в глубокую, анонимную древность» (Махов Е. Антиномии игры. Традиционная культура, №1, с. 3.).

Игры складывались в периоды человеческой первобытности, они известны уже в неолите и энеолите.

«Наиболее древние архаические игры были связаны с простым экспериментированием.

Игры-экспериментирования манипуляционного типа наблюдаются и у обезьян. Это дает основание предполагать наличие подобных игр у детей неандертальцев и кроманьонцев: игры с подручным материалом – камешками, плодами, костями и т.п. в ходе такого манипулирования, скорее всего, формировались какие-то правила: броски, подбрасывания, сжимания в кулаке, перехват, припрятывание и т.п. Эти игры, несомненно, возникли раньше обрядов первобытного племени и даже могли оказывать влияние на их возникновение. Игра детей породила первобытные языческие ритуалы, которые, в свою очередь, сначала табуировали игру, а позднее обогатили её новым содержанием, превратив в традиционную игру» (Новоселова С. «Развивающая функция развивающих игр».\\ «Мир психологии», 1998, №4, с. 49).

Правда, многие ученые считают, что, наоборот, игра возникла в обряде. Действительно, в действиях религиозных служителей и в наше время присутствуют игровые элементы: особые правила и словесные формулы, символика, необычная одежда, выход за рамки повседневности (все, как в определении игры Й. Хейзенга). В любом случае, очевидно, что игра возникла в глубочайшей древности, и по сию пору скрывает в себе забытое символическое значение. Но все же вопрос возникновения игры весьма сложен и запутан. «При изучении символических форм поведения одним из наиболее запутанных является вопрос о соотношении игры и ритуала» (Байбурин А. Ритуал в традиционной культуре. СПб, 1993, с. 21.). Между ритуалом и игрой много общего. Но есть и одно существенное различие: игра чаще всего носит соревновательный характер. Соревнование же невозможно без выигрыша – превосходства над противником, пользы, выгоды. Иными словами, у любого соревнования есть цель – перегнать, одолеть… А это уже противоречит сущности игры, ведь она по определению бесцельна, совершается только ради удовольствия. Таким образом, и соревнование – признак ритуала, когда в обрядовом соревновании победа приносит победителю вполне конкретные, зримые, ощутимые преимущества (он становится первым, т.е. вождем).

Еще одним признаком игры является перевоплощение участников (из Я возникает не-Я). Но и в ритуале исполнителям присуща способность к перевоплощению. И удовольствие, которое также является характерным признаком игры, испытывают и участники ритуала. Что же все-таки различает игру и ритуал? Главное различие заключается в том, что в ритуале присутствует пассивное воспроизводство традиции путем заучивания, копирования элементов; игра же предполагает активное воспроизводство, основанное на подражании, т.е. на передаче традиционных форм при помощи устойчивых алгоритмов (правил). Поэтому игру отличает спонтанность, непредсказуемость. Игра обязательно имеет временные и пространственные рамки: начало (жеребъевка, считалка), завершение (наказание или чествование) – обязательны. Игра и ритуал – неразрывно связаны, «чистой» игры в природе не существует, в ней обязателен элемент стабильности – ритуала.

Таким образом, игра возникла как элемент ритуально-магических актов. Как считал Й.Хейзенга, «человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра» (Хейзенга Й. Человек играющий. М.,1992, с.7). Но это отождествление игры и культуры в полной мере присуще лишь архаическим культурам. В поздней истории игра вытесняется в отдельные сферы и замыкается в отдельные среды, группы и субкультуры, – так, в России с 18 века стала существовать дворянская игровая культура и крестьянская, которые позже снова трансформировались в другую культуру.

То, что игре в русской культуре придавалось определенно положительное значение, подтверждает тот факт, что в русском языке есть очень много выражений, пословиц и поговорок, связанных с игрой («играй-играй, да дело знай», «делу – время, потехе – час»).

В Древней Греции роль игры понималась очень высоко. В палестрах (школах), куда дети приходили в семь лет, обязательными занятиями, наряду с науками, были игры: в мяч, бег, скачки. Недаром в греческом языке понятие «игра» близко к понятию «воспитание». У Платона игра стоит в одном ряду с праздниками и божественными культами. Платон был убежден, что надо жить, играя, дабы снискать к себе благосклонность богов. Вообще в Древней Греции игры считались священным занятием, приятным богам. И проводились они очень торжественно, рядом с храмами (существовали Панафинейские игры, посвященные Афине, Немейские игры, Истмийские игры, Олимпийские). Для греков игры были источником физического и духовного роста, поэтому в играх участвовал весь свободный народ, стремясь к идеалу. Древние же римляне не нуждались в идеалах, их целью были война и власть, поэтому и игры в Древнем Риме были в основном военного характера – верховая езда, борьба, метание. Спортивные состязания, военные парады, бои гладиаторов демонстрировали мощь государства, авторитет его правителей.

В зародышевой форме ритуалы и культовые игры остались практически во всех современных играх. Так, детская современная игра «в классики» – это ничто иное, как «храмовое скакание», как испытательный путь между «небом и преисподней». Игры с мячом, исходно имевшие ритуальное значение, были обычными в Древней Мексике, в средневековой Европе, где часто позолоченный кожаный мяч, достигавший метра в диаметре, разыгрывали от восточных до западных ворот селения, что символизировало движение солнца. Такие игры в мяч, например, когда женатые играли против холостяков, проводились духовенством и устраивались весной на 1 мая. Футбол на Британских островах еще в XIX веке был не просто развлечением, а каким-то важным ритуалом. Считалось религиозным долгом каждого мужчины играть в футбол в определенные праздничные дни, и в игре принимало участие даже духовенство, иногда внутри церковных зданий. Игра проходила на всех улицах, на базарной площади, во дворе церкви. Это была свободная борьба за мяч, которая продолжалась иногда целый день, так как ворота находились подчас на расстоянии 3-5 километров друг от друга и достигать их приходилось, преодолевая различные препятствия: дома, заборы, ручьи, канавы. Выигравшей считалась та команда, которой первой удавалось забросить мяч в ворота противника.

В Испании и в наше время весьма популярна коррида – бой с быком. Это величественное, но жестокое зрелище восходит к языческим временам, символизирует победу человека над стихией. В корриде явственно проступают ритуальные элементы. Это игра, но игра со смертью.

Конные скачки и другие состязания сопровождали в доисторические и раннеисторические времена проводы покойников, с тем, чтобы быть готовыми к встрече с высшими силами и продемонстрировать мужество.

В Шотландии популярна древнейшая забава – бег мужчин с бревном, которое держат за комель. Побеждает тот, кто и удержит бревно, и добежит с ним к цели.

На Руси издревле существовали игрища с оттенком языческого культа: Кострома, Коляда, Овсень, Ярило, Купала. Обязательными во многих обрядах были игровые действия, связанные с поклонением солнечному божеству, водному и земному. Отсюда – скакание (через огонь, на одной ноге), хороводы (которые, по сути, – символ единения, согласия, гармонии с природой).

По сию пору в селах Белгородчины сохранился обычай колядования, включающий в себя игровой момент ряжения, исполнения благожелательных текстов.

Игра всегда была частью культуры, практическая и игровая деятельность человека были неразрывно связаны. Однако с развитием цивилизации происходит все более явственное их размежевание, общество становится все более жестким, прагматичным и трезвым. Люди предпочитают не играть, а наблюдать за играющими (как это происходит в футболе, в спорте вообще). Однако игра остается средством развлечения, и эта её функция становится доминирующей. Человеку в наше сложное, напряженное время нужна разрядка, и на помощь приходит игра. Игра как потеха, забава. Игры в казино, компьютерные игры, реальные шоу – все они уводят человека из мира повседневности в вымышленный, иллюзорный мир. Человек продолжает играть.

 

Вопросы для закрепления темы

1. В чем сходство и различие игры и ритуала?

2. Как понималась роль игры в Древней Греции?

3. Как соотносится обряд и игра?

4. Приведите примеры пословиц и поговорок об игре.

 

Литература

1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., ИНДРИК, 2000.

2. Бернштам Т.А. «Молодая» и «старая» игра в аспекте космоциальных половозрастных процессов \\ Живая старина. 1995, №2.

3. Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб., 1994.

4. Календарные обычаи и обряды в странах Западной Европы. М., 1977.

5. Шангина И.И. Русские дети и их игры. СПб., Искусство, 2000.

 

 

ТЕМА IV. НАРОДНАЯ ИГРА КАК ЯВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Многовековое существование игры подтверждается тем, что среди множества традиций человеческого общества существуют и традиции игровые. Народная игра – незаменимая часть человеческой культуры, одним из главных механизмов накопления, сохранения и развития которой являются традиции.

Традиция (в переводе с латыни – передача, повествование) – это сохранение, передача от поколения к поколению социальных идей, знаний, нравственных норм. Слово «традиция» означает и само духовное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Традиционное – это принятое, установившееся, освященное авторитетом старших поколений. Каждая традиция стремится к устойчивости и неизменяемости, но в то же время она легко приспосабливается к изменяющимся условиям,– сохраняясь в основе, она изменяется в деталях.

Русский писатель, лексикограф, этнограф В.Даль в «Толковом словаре живого русского языка» приводит множество производных от слова «играть», которые отражают все богатство значений и смыслов, которые вкладывались в игру в русской культуре: «игровой, игривый, игральный, игровый, игриливый, игристый, игорничать, игрищный, играла, игорщик, игровищик, игрательница, игралище, игрец, игрица, игрун, игрунок, игруша, игрунья, игрунка, игрок, игрочиха, игрецкий, игрочихин, игрушка, игрушечник, игрушечище».

Как замечает В. Аникин (Аникин В. Народная игра как художественный феномен.\\ «Филологические науки», 1996, №3, с.14), «народная игра и игровые свойства вообще как бы разлиты в русском фольклоре». Игров



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: