ТЕМА IV. ИГРЫ ПОДРОСТКОВ




Дети-подростки в русской культуре уже считались «годными», и поэтому их активно привлекали к труду и к обрядовой деятельности.

В игровой деятельности начинается разделение на игры девочек и игры мальчиков, но еще много и совместных игр. Да и те, в которые играли только девочки и только мальчики, в основном были одни и те же, только мальчишеские были более жесткими, более сложными по правилам.

Уличные игры всегда были массовыми, играли от 5 до 15 человек. Каждая игра начиналась с конания, т.е. выбора вожака – главного игрока, называемого «водило», «водильщик». Выбор вожака и деление на команды происходили путем жеребьёвки или с помощью считалки.

Вообще существовало несколько видов жеребьёвок, забытых теперь. Среди них:

- счет, который осуществлялся только по солнцу, от левой руки к правой;

- прибаутки (счет, но образный, с расчетом на юмор);

- канашки, когда мерялись на палке;

- на палке – бросали каждый свою палку: чья ближе, тот и водит;

- чикование: игра в «чижа» - бросают маленькую палку, ударяют по ней большой.

Уличные игры носили подвижный характер. Наиболее популярными были разнообразные «ловишки», существовавшие в огромном количестве вариантов. Они были двух видов: одни – в которых ловцом был один человек, например, «пятнашки»; вторые – в которых одна партия ребят ловила другую – например, «Черта». Много было игр, не отличавшихся сложными правилами. Так, игра «Чехарда» пользовалась большой популярностью благодаря своему характеру. Играли в неё двумя командами, одна из которых цепочкой становилась друг за другом, причем каждый, обхватив предыдущего за туловище, прятал вниз голову. Стоящий впереди упирался головой в стену. Игроки второй команды просто прыгали по очереди на спины первых, стараясь при этом не упасть. Удержались – значит, катаются на спинах первой команды, пока не свалятся.

В Белгородской области есть похожая игра, но несколько модифицированная, – «Кривуля». Проводится она так: один игрок наклоняется, руки упирает в колени. Через него перепрыгивает второй игрок, становится так же. Следующий перепрыгивает уже через двоих, последующие повторяют действия предыдущих, и так до последнего, после чего первый прыгает уже через всех игроков. Игра хороша тем, что может проводиться до бесконечности и во времени, и в пространстве.

Популярны были «Жмурки», «Верный удар», а также разнообразные игры с мячом: в «Лапту», «В зайчика». Игра «Зайчик» заключалась в следующем.

В центре сидит «зайчик», остальные стараются в него попасть мячиком, он уворачивается. Кто не попал – тот сам становится «зайчиком». Если не было мяча, то выход находился сам собой. Пример белгородской игры «Гопалки» – подтверждение тому. Играли в неё следующим образом.

Каждый лепил себе из грязи круглый ком размером в два кулака. Поочередно каждый ударял своим комом о землю в самом пыльном месте.

Чей ком произведет самый резкий звук и больше пыли – тот и выигрывает.

Еще одна любопытная игра Белгородского региона, для проведения которой не нужен дорогой реквизит, и которая очень проста по правилам – игра «В соломку»:

Берется сухой камыш, нарезается одинаковыми палочками. Из них выкладывается кучка. Затем каждый игрок по очереди вытягивает палочки из кучки, стараясь не завалить её. Играют, пока куча не завалится. Выигрывает тот, кто вытянул больше соломок.

Любили играть в «Жмурки», которые обязательно начинались с диалога:

- Что пил?

- Квас!

- Ищи век нас!

 

Повсеместно играли «В горшок».

С завязанными глазами раскручивали одного игрока, и он должен был после этого палкой ударить по горшку, стоящему в центре. Наградой, если он попал по горшку, служило то, что в него клали: пряники, пирожки. Остальные игроки во время игры сидели тихо, стараясь смешком не выдать, если игрок после раскручивания шел в другую от горшка сторону.

Главное, что характерно для игр этого возраста в традиционной народной культуре, это то, что они разделяются на девические и мальчишеские. Ведь в это время происходит половое созревание, мальчики и девочки готовятся стать мужчинами и женщинами, и уже в игре происходит эта подготовка. Конечно, и в этом возрасте очень много общих игр, но появляется много новых, в которых отыгрываются модели будущей взрослой жизни, жизни как трудовой, так и бытовой, а также обрядовой, бывшей неразрывной частью жизни русского человека.

Рано утром в Рождество и в Новый год мальчики совершали обход домов с магическим обрядом ПОСЕВАНИЯ. То, что участниками обряда были только мальчики, возможно, связано с тем, что функции сеятеля закреплены за мужчинами. Зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, спрятанных в рукавице, исполняя при этом песню:

Сею, сею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

На новый год, на ново счастье

Уродись, пшеничка,

Горох, чечевичка!

На поле – копнами,

На столе – пирогами!

 

На Масленицу все дети в первый день, называемый «встреча», бегали на самую высокую гору в селе для того, чтобы встретить «госпожу честную Масленицу». Они же, как правило, первыми скатывались с катальной горы в честь праздника.

Среди зимних забав Белгородского региона есть и такая, что называется «Свинка». Проводилась она следующим образом:

«Из дерева вырезали «свинку» - плоскую чурочку, а из лозы

делали клюшку. Этой клюшкой гоняли «свинку» по льду реки

или пруда, стараясь забить в обозначенные «ворота».

(Из книги М.Жирова «Народная художественная

культура Белгородчины»)

 

Апофеозом детской обрядности были весенние праздники, связанные с прилетом птиц. Первый среди них – ЕВДОКИЯ-ПЛЮЩИХА, который наступал 14 марта (по старому стилю). Чтобы приблизить наступление весны, дети забирались на пригорки или крыши домов и пели ЗАКЛИЧКИ.

22 марта, в СОРОКИ, дети со специально испеченным для этого обрядовым печеньем – жаворонками – бегали по деревне и кричали:

Жаворонок, жаворонок,

Выгляни, выскочи,

Твои дети на повети сыр колупают,

В масло окунают,

– Я на солнышке печен, я соломкою строчен.

 

Или нараспев пели такую песенку:

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела.

Печенье называлось и «кулики». Дети клали свои птички на вершины стогов соломы и, приплясывая, пели:

Весна, весна,

На чем пришла,

На чем приехала?

На сошечке, на бороночке,

Кулики, жаворонки,

Слетайтесь на одонки!

В закличках дети воспроизводили ритмические, мелодико-текстовые формулы в целях воздействия на окружающий мир. В них именно ритм образовывал «сакральное», действенное, значимое начало. Ведь в представлении человека традиционного образа (как и современного ребенка) ритмизированный текст, в отличие от простого, обладает властью воздействия на мир и других детей. Ритмически оформленный текст, сама по себе ритмическая конструкция – это орудие создания или воссоздания мира, мыслящегося как ритмически же организованная сущность.

Поэтому заклички представляют собой предельно четко ритмически организованные конструкции:

Жавороночки!

На слоомочке!

Прилетите к нам!

Принесите нам!

Лето теплое!

Весну красную!

Пропев песенку, дети разбирали жаворонков и убегали, затем возвращались, снова усаживали их на стог и пели закличку; так продолжалось до позднего вечера, в конце которого каждый отрывал своему жаворонку голову и съедал её. Туловище съедали в конце следующего дня, предварительно пропев над останками несколько закличек, как и в первый день.

На БЛАГОВЕЩЕНЬЕ, 7 апреля, дети выпускали птиц из клеток и пели при этом «веснянки»:

Синички-сестрички,

Тетерки-чечетки,

Краснозобые снегиришки,

Щеглята-молодцы,

Воры-воробьи!

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите!

За нас Божью Мать молите!

Играли весной «В родничок»:

Становились друг за другом по одну сторону весеннего шумного ручья, обхватывали друг друга за пояс и пели:

Разлился родничок,

Золотой рожок.

У-ух!

Разлился, ключевой,

Белый, снеговой,

У-ух!

По мхам, по болотам,

По гнилым колодам,

У-ух!

Спев эту песню, боком перепрыгивали через ручей на другую сторону. При этом мешали друг другу, придерживали, стараясь столкнуть в воду. Кто коснется воды, из игры выбывает.

Непременной детской весенней забавой была игра «В лодочки»:

Вырезали из коры лодочки и, пуская их по воде, с песнями бежали за ними:

Дуй, дуй, ветерок,

С заката на восток,

Кораблик гони

До великой реки!

 

Девичьим обрядом весенне-летнего цикла, представляющим собой вариант троицкого кумления, было крещение и похороны кукушки. Проводился он на Троицу. Основными участницами обрядового действия были девочки-подростки, от 10 до 16 лет. Кукушку делали из травы, наряжали её в платье, укладывали в ящик, при этом одни голосили, а другие пели и плясали. Затем с этой куклой шествовали по деревне, распевая при этом песни. Шествие направлялось в лес, поле или на кладбище, где кукушку хоронили, предварительно совершив над ней троекратное крестное знамение. Все это тщательно скрывали от парней, которые стремились найти и разорить кукушку.

Всеобщей детской обрядовой забавой были игры и забавы с яйцами. Проводились они обязательно на Пасхальной неделе, включая Красную горку, а также на Егорьев день, на Троицу. Наиболее распространенной игрой было катание яиц с горки, со специально сделанных лоточков. Играющие по очереди спускали яйца с лотка, чьё откатилось дальше всех – тот и выигрывал. Другой способ игры – спускавшееся с лотка яйцо должно было удариться об уже лежавшее на земле. Или просто соперники толкали яйца по столу навстречу друг другу. Если при соприкосновении яйцо разбивалось, его забирал тот, чьё осталось целым.

Самая простая забава яйцами – «битки». Яйца зажимали в руке и ударяли друг о друга. Чаще бились только острыми концами яйца. Победителем был тот, чьё яйцо оставалось целым.

Особое место в жизни подростка занимали такие формы игрового фольклора, как СТРАШИЛКИ. Они заключались в том, что дети очень любили рассказывать друг другу разные страшные истории про вурдалаков, упырей, русалок, леших, кикимор и прочих фольклорных «нечистях». Объяснение этому – в психологии ребенка, который таким образом адаптирует себя к неизбежной мысли о смертном конце. Набоявшись, слушая страшилки, он перестает бояться на самом деле. Страх вытесняет страх.

В возрасте от 8 до 11-12 лет игра контролировалась коллективной дисциплиной и законами чести; игры с правилами заменяли символические игры-воображение раннего периода.

Игры со сверстниками предоставляли подростку широкое поле для интеллектуального развития, опробывания себя и своих возможностей, понимания другого человека, сострадания и сопереживания ему. Поэтому в русской культуре ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступал во взрослую жизнь не обремененным детскими проблемами, обидами и страхами.

 

Вопросы для закрепления темы

1. В чем заключается главная особенность игр подростков?

2. Как проводились уличные игры подростков?

3. Приведите примеры обрядовых игр мальчиков.

4. Для чего существовал жребий, приведите примеры жеребьёвок.

5. Объясните существование в детском игровом фольклоре «страшилок», приведите примеры.

6. Приведите примеры игр подростков в Белгородской области.

 

 

Литература

1. Жиров М. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород, «Везелица», 2000.

2. Науменко Г. Фольклорный праздник. Linka-press. М., 2000.

3. Панкеев И. Русские народные игры. «Яуза», М., 1998.

4. Петров В., Гришина Г., Короткова Л. Весенние праздники, игры и забавы для детей.»Сфера», М., 2001.

5. Русские игры для всех возрастов. М., Терра, 1999.

6. Русский праздник. СПб, 2001.

 

 

ТЕМА V. ДЕТСКИЕ СЧИТАЛКИ

Игры, как и обряды, праздники, имеют историко-бытовое значение, в них сохраняются этнографические особенности народа, его язык: ведь тексты игр живут много веков, передаваясь из уст в уста от более взрослых детей к младшим.

Рассмотрим бытующие в настоящее время в Белгородском регионе образцы детского игрового фольклора, а точнее, его словесно-игровые жанры.

Как известно, первые игры младенца носят адаптивный, правополушарный характер: подражание улыбке, копирование эмоций, повторение движений, концентрация взгляда. В возрасте 6 – 9 месяцев важным этапом адаптивных игр становится повторение слогов и ритма материнской речи, что закладывает основы культуры, присущие этносу, в котором растет ребенок: ритм играет большую роль в артикуляции, в формировании фонем, интонаций и модуляций речи. Отрабатываются фонемы и комбинации фонем, свойственные лишь данному языку, закладывается ритмика и фонетический набор определенной лингвистической культуры.

Русский язык достаточно труден для усвоения: в нем сложная звуковая форма слова, много частей речи, богатейшая грамматика. Но при всей своей сложности он с легкостью осваивается детьми, которые к восьми годам практически полностью овладевают основными принципами родного языка. И помогает им в этом – детский фольклор.

Большинство сохранившихся до наших дней детских считалок, которые предшествуют игре, «сами по себе суть игры: игры словами, игры ритмами, звуками» (К.Чуковский). Вот, например, детская считалка, записанная в Шебекинском районе:

Эни-бэни, рики-таки,

Шаль буль-буль, караки-шваки.

Эус, беус, краснодеус. Бац!

Созвучна ей считалка, записанная в Белгороде:

Цум, цум, цуманэ,

Абер, фабер, думанэ.

Ики, пики, граматики,

Инс, пинс, спрячь одинс.

 

Эти, так называемые «заумные считалки» – отголоски древних заговоров, «тайной речи». Когда-то они были не заумными, а исполнены глубокого смысла, забытого теперь. Смысл забыт, а считалки живут.

Обе они в одном и том же ритме – хорее, который внушается грудным младенцам колыбельными песнями матерей. Вообще большинство считалок, записанных в последние три года в Белгородском регионе, имеют именно этот ритм:

Барба – барба – барбарис,

Три цыганки подрались.

Третья тянет за косу,

Отдавай мне колбасу.

Ах ты, хитрая Варвара,

Ничего тебе не дам я,

Даже капельки воды

Не получишь ты.

(пос. Северный)

 

Три бычка в хлеву стояли,

Сено сладкое жевали.

И сказали: раз, два, три,

В этот счет выходишь ты!

(с. Бехтеевка, Корочанский р-н)

 

Шишел-вышел вон пошел,

На боярский двор зашел,

Там бояре шапки шьют,

На окошко их кладут.

(пос. Ракитное)

Сохранились в детском фольклоре Белгородчины и считалки, в которых явно присутствует заговорная топика, но, естественно, преображенная детским мировосприятием:

Венчики, венчики,

Летели голубенчики

По траве, по росе,

По чужой стороне.

Собирали орешки,

Медок, сахарок, -

Молчок!

(г.Белгород)

 

Первенчики, другенчики,

Летели голубенчики

По божьей росе,

По поповой полосе.

Там шишки, финики,

Медок, сахарок, -

Выйди вон, королек!

(пос. Новосадовый)

Эффектная предметность изображения присутствует в считалках, записанных в разных районах Белгородчины, но объединенных единым ритмом и единой конечной строкой:

Дядя Ваня, посмотри,

Мы пускаем пузыри!

Синий, красный, голубой –

Выбирай себе любой!

(г.Короча)

 

Со второго этажа

Полетели три ножа:

Красный, синий, голубой –

Выбирай себе любой!

(пос. Северный)

 

Ехал туз на бочке,

Продавал цветочки:

Синий, красный, голубой –

Выбирай себе любой!

(г.Белгород)

Фольклор – живое понятие, он обязательно должен развиваться, впитывать реалии нового времени. Древняя считалка «На златом крыльце сидели» в современном варианте звучит так:

На золотом крыльце сидели:

Мики-Маус, Том и Джерри.

Скрудж Мак-Дак и три утенка,

А жмуриться будет Понка.

(г.Белгород)

 

На золотом крыльце сидели,

«Санта-Барбару» смотрели:

Если Джина не придет,

То Сиси её убьет.

(пос. Северный)

 

Действенная, с быстрым чередованием событий, с множеством глаголов, настоящий образец детской поэзии – считалка, записанная в Белгороде. Она может служить примером языковой игры детей, игры как словесной формы комического:

Инти-инти-интерес,

Выходи на букву «с»,

А на буквочке звезда,

Где проходят поезда.

Если поезд не пройдет,

Пассажир с ума сойдет.

Вот и поезд не прошел.

Пассажир с ума сошел,

Он полез на потолок,

Прищемил себе пупок,

Говорит: «У меня живот болит!»

А жена ему в ответ:

«У меня зеленки нет!»

Считалки, бытующие в игровом обиходе детей современной Белгородчины, полны народного юмора, насыщены народной речью, они разнообразны, подвижны, изменчивы, динамичны, с повышенной музыкальностью поэтической речи. Дети создают игровые зачины-считалки и сегодня, выражая в них свое восприятие жизни. То, что считалки существуют, означает, что не все еще потеряно, что игровая культура не утрачена полностью. И что фонетическое своеобразие, лексическое богатство русской речи и её эстетические возможности будут формировать чувство национальной принадлежности и впредь.

 

Литература

1. Аникин В. Русское устное народное творчество. М., 2001

2. Мельников

 

ТЕМА VI. ДЕВИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Уже с подросткового возраста начиналось деление на игры девочек и мальчиков. Это не значит, что девочки играли только в “дочки-матери”. В их игровом репертуаре было много игр на ловкость, силу, сноровку. И это оправдано: будущая женщина готовилась стать хозяйкой, способной многое делать своими руками, а они должны были быть сильными.

Девочки много играли в скачки. Это было скакание и через веревочку, и скакание “на доске” (типа качелей: на толстое полено клали доску, и девушки поочередно прыгали на нее). Скакание через веревочку дошло до наших дней, только несколько изменилось. Раньше эта игра назывались “Прыгалки”. Играли в нее так:

Взяв скакалку за концы, участники игры начинают крутить ее вокруг себя так, чтобы середина веревочки пролетала то над головой, то под ногами. В последнем случае надо вовремя перепрыгнуть через скакалку. Способы прыжков разнообразны, различаются по сложности:

прыгать, переступая с одной ноги на другую;

прыгать на одной ноге;

прыгать на ходу или легком беге вперед и т.д.

Освоив различные способы прыжков, дети соревнуются друг с другом.

Прыганье через веревочку можно было осуществлять и так.:

Двое играющих держат веревочку за концы, а остальные прыгают через нее. Веревочку держат на той или иной высоте по договоренности или вращают ее, а прыгающие стараются перепрыгнуть через нее в то время, когда она опускается возможно ближе к земле.

Девочки любили играть в сюжетные игры. В качестве примера можно привести игру “Курочки”.

Девочки стоят в ряду, широко разведя руки. Выбирается хозяйка и мать курица (по считалке). Хозяйка: “кума-кума, не видала мою курочку? – А какая она? Хозяйка, глядя на какую-либо девочку, говорит текст: «Рябенькая, носик крючком, хвостик торчком…». Мать, обращаясь к девочке, произносит: «Кыш-кыш!». Девочка убегает, хозяйка ее догоняет.

В подростковом возрасте начинались хороводные игры, особенность которых заключалась в хореографическом движении участниц под пение песни. Хороводная игра включала в себя диалог и пантомиму, которая раскрывала содержание песни. Хороводницы могли двигаться цепочкой, по замкнутому кругу, разделяться на две партии, наступающие друг на друга, при этом могли держаться за руки или идти обособленно. «А мы просто сеяли», «Лужочек», «Плетень», «Мак», – вот небольшой перечень хороводных игр, в которых из века в век передавались думы предков, их представления о жизни.

В хороводах обеспечивался медитативный эффект воздействия. Мелодика хороводов в сочетании с ритмикой всегда оказывала значительное влияние на психофизиологическое состояние человека. Физиологический механизм этого влияния состоит в стимуляции и организации определенным образом дыхания и пульса посредством коллективного движения в определенном ритме, а также одновременного исполнения и слушания формулы хоровода.

Деятельность девичьей группы начиналась с первыми признаками весеннего пробуждения природы. “Весна пришла – игра пошла”, говорили в народе. Именно девушки заклинали весну, “весну кликали”. Для этого собирались большой компанией, бежали на самое высокое место рядом с селом и громко кричали:

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

 

После Благовещенья начинались выходы на улицу, а с Пасхи – активная пора игровой деятельности в виде хороводов. На хороводах, которые водили девушки, начинались, по сути, смотрины невест. Девушки играли, а парни к ним присматривались. Хороводы эти водились только в дневное время и при стечении большого числа зрителей.

Эти хороводы – смотрины продолжались до Семика-Троицы, пика женской обрядности, когда “игровой фольклор насыщался драматизмом будущей женской судьбы (мотивы разлуки, измены, смерти молодой матери, ребенка, мужа/возлюбленного и прочее) и противостояния полов с ярко выраженной агрессивностью девушек”. (Т. Бернштам “Молодая” и “старая” игра в аспекте космосоциальных половозрастных процессов. Живая старина. 1995 №2 стр. 17).

Этот драматизм находил выход в ритуально-игровых моментах обряда похорон Кукушки, в русалиях. В обрядах кумления, когда все девушки становились “сестрами”, “подругами” не только друг другу, но и через березку – всей природе.

Особо в девичьей игровой субкультуре следует отметить наличие специфических элементов, связанных с загадыванием будущей судьбы. Они присутствовали во многих обрядах, но наиболее ярко выражены в святочных обрядах, когда, начиная с Рождества и заканчивая Крещением, девушки обязательно занимались «тайной игрой», пытаясь узнать свою долю и участь. Гадания были разнообразны, многие из них драматизированы, включали текст, действие, реквизит. Загадывали судьбу и на Ивана Купалу, пуская по воде венок.

Вообще девичьи забавы были поэтичны по своей природе, образны, отражали душу русской женщины.

 

Вопросы для закрепления темы

1. Какова характерная черта подвижных игр девушек?

2. Приведите примеры сюжетных игр девушек.

3. В чем заключается особенность хороводных игр девушек?

 

Литература

1. Панкеев И. Русские народные игры. М., «Яуза», 1998.

2. Покровский Е. Детские игры, преимущественно русские. СПб, 1996.

3. Терещенко А. Быт русского народа. М., «Русская книга», 1999.

 

ТЕМА VII. МУЖСКИЕ ИГРЫ

Уже с подросткового возраста мальчики начинали играть в игры, которые сохранялись у них в обиходе долгие годы.

Самыми распространенными играми мальчиков были игры в войну, которые имели много вариантов. В некоторых было фехтование деревянным оружием: саблями, мечами, дубинами. В других главным было преследование одной партии – другой. Типичная игра – «казаки-разбойники»: разбойники разбегались и прятались, а казаки их искали и ловили.

Распространенной игрой мальчиков была игра «в свайку», забытая ныне: толстое металлическое кольцо диаметром 5 мм с заранее оговоренного расстояния бросали на воткнутый в землю стержень, стараясь нанизать.

Повсеместно играли «в камешки», или «в кости». Ловили подброшенные вверх камешки (или кости) наружной стороной кисти, а затем, резко повернув кисть, собирали их в горсть; 5 камешков клали на землю, а 6-й бросали вверх, пока он был в воздухе, нужно было захватить один камешек из кучки; кидали в ямку одновременно 6 камешков, если попадало четное число – выигрыш, нечетное – проигрыш.

Играли «в ножички»: вонзали нож в землю с мизинца, с указательного пальца, со лба, с зубов и т.д.

Продолжали играть, становясь взрослыми мужчинами. Мужские развлечения бывали спортивного типа: скачки, борьба, соревнования в меткости, силе; и типа забав: хождения на ходулях, кувыркания, шутки, одурачивания, озорство, балагурство. Особо стоит в этом ряду интеллектуальное противоборство: взаимные насмешки, подшучивания, подколки, загадывание загадок, а также языковые игры: каламбуры, остроты, экивоки, двусмысленные шутки, скороговорки. Бытовали в мужской среде и такие виды словесных развлечений, как рассказывание бывальщин, анекдотов, сказок, допустимых лишь в тесном мужском кругу. Бытование этих развлечений в мужской среде обуславливает их специфически жесткий характер.

Непременным мужским развлечением была игра в карты – «В Окулю», «В мельницу», «В носки» с обязательным наказанием проигравшего тасканием за волосы, уши, нос.

Взрослые мужчины продолжали играть в кости, эти кости иногда передавались из поколения в поколение, их берегли, хранили.

Любимым занятием мужчин были рукопашные игры, кулачный бой. Даже на фресках Софийского собора в Киеве, относящихся к 11 веку, есть изображение этой древней забавы.

Основное содержание кулачного боя – бой кулаками, без применения оружия; драка кулаками, для забавы, из молодечества, при соблюдении ряда правил.

Кулачные бои начинались поздней осенью, проводились в воскресные и праздничные дни, достигая максимального размаха на рождественские святки, Пасху, Семик-Троицу, Ярилу. Завершались они в июне, на Петров день, когда начиналась полевая страда. Среди правил кулачного боя – «не иметь сердца на противника», «не бить сзади», «закладок (т.е. тяжелого) в руки не брать», «не бить ногами».

Эти правила отражали традиционные морально-этические нормы и в определенной мере способствовали безопасности бойцов. Обычно перед боем правила напоминались, а их нарушение жестоко каралось: виновного били и с позором изгоняли.

Существовало несколько видов кулачного боя:

1. Бой «один на один» («сам на сам»), представлявший собой единоборство двух бойцов, в котором действовало еще и правило: «двое дерутся, третий не лезь». Бой продолжался либо до первой крови, либо до тех пор, пока один не был сбит на землю.

2. «Бой через черту», тоже поединок. На земле проводилась черта, и противники становились по разным сторонам от неё. Один наносил удар, второй только защищался, не уклоняясь, затем бил другой. Так до тех пор, пока один не был сбит на землю.

3. «Сцеплянка», когда две партии шли в бой врассыпную, потом тузились в толпе.

4. «Стенка на стенку» была наиболее распространенной. Противники шли друг на друга «стеной». Главное заключалось в том, чтобы удержать свою территорию.

В единоборствах, а также в «стенка на стенку» четко прослеживается ритмическая организация и драки в целом, и поведения каждого участника.

Известны традиционные зачины, произносимые перед боем и служащие средством «самонастроя»:

Вижу – невиданное,

Слышу – неслыханное,

Возьму со куста

Зелена листа

К сыру бору,

Во глуху нору

Три листа снесу,

Через раз поднесу…

… Выходи ко мне,

Станови ко мне,

Поломаемся,

Поручкамся…

 

Эти зачины были призваны нормализовать дыхание, пульс, и, что более важно, психологически настроит участников на поединок.

Особенно ярко ритмичность проявляется в так называемом плясовом стиле русской борьбы – «ломании».

Боец – участник поединка – постоянно находится в движении: притопывает, бьет «дроби», поводит плечами, приплясывает – «ломается». Цель этих действий – поддержание своеобразного активно-расслабленного состояния тела, сохранение постоянного ритма для преобразования в нужный момент темпоритма «ломания» в темпоритмбрьбы.

И мальчики, и взрослые парни играли в «Шапочные бои», которые были хорошей тренировкой перед кулачными боями. В таком бою противники старались смахнуть, а еще лучше – схватить шапку соперника, бросить её на землю, чтоб заставить проигравшего поднять её, тем самым – поклониться выигравшему.

«Гусиный бой» имитировал бой настоящих гусаков: два мальчика становились на корточки и каждый старался схватить соперника за одежду и выдернуть на себя. Тот, кто касался земли третьей точкой, считался проигравшим.

Одной из самых древних игр-состязаний является «Царь горы», в которую играют на крутой и скользкой заледенелой горке.

В мужской среде распространены были игры с метанием предмета. «Городки», «Бабки», «Свайка» – игры явно военно-спортивного характера, в которых требовалась и сила, и меткость, и сноровка. Вообще в мужских забавах явно прослеживается их связь с обычаем возрастных инициаций – испытаний, знаменующих переход от одной возрастной группы в другую. Как замечает Б Горбунов, «народные военные игры… выступали одной из основных форм социализации мужской молодежи» (Горбунов Б.В. Традиционные народные военно-спортивные игры. \\ Мир детства и традиционна народная культура. М., 21996, с.134).

Распространенной мужской забавой было и святочное бесчинство.

Русская община на протяжении многих веков предоставляла молодым «возможность в течение игры-перехода выплескивать избыток жизненной энергии, проявлять агрессивные (разрушительные) наклонности, пробовать брачные силы – словом, дозревать и избывать свою биологическую и социальную неопределенность» (Бернштам Т. «Молодежь в обрядовой жизни русской общины» Л., 1988,с.247).

Так, на Святки допускалось поведение, в обычное время осуждаемое и в корне отличающееся от повседневных норм поведения.

Молодежь рассыпала поленицы, заливала окна снегом с водой, замазывала их овсяным киселем и навозом. Хозяев дома пугали, стуча чем-нибудь по стеклу или бревном в красный угол так, что дом ходил ходуном. Для потехи озорники забирались на крышу и выливали в трубу ведро воды. В ночь под Новый год парни ходили по улице и собирали всякие «находящиеся не в порядке» вещи: оставленные неубранными сани, сбрую, дрова, ведра, - все это стаскивали в одно место на улице, стараясь уложить в кучу так, чтобы разобрать вещи было труднее.

Основными моментами бесчинств являлись два временных святочных рубежа: ночь на Новый год (начало формирования миропорядка) и ночь на Крещение Господне (праздник, завершающий Святки). Но этого момента ждали весь год, ведь только в эти дни было официально дозволено такое баловство, но баловство, имеющее под собой серьезные психологические обоснования.

 

Вопросы для закрепления темы

1. Какие игры были самыми распространенными в среде мальчиков?

2. Какой характер носили мужские развлечения?

3. Какие обязательные правила существовали при проведении кулачных боев?

4. Назовите виды кулачного боя.

5. Что такое «святочное бесчинство», почему оно допускалось?

 

Литература

1. Панкеев И. Русские народные игры. М., «Яуза», 1998.

2. Покровский Е. Детские игры, преимущественно русские. СПб, 1996.

3. Терещенко А. Быт русского народа. М., «Русская книга», 1999.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: