Лечение и исцеление
С тех пор, как человек существует на Земле, проблема выживания яв-
ляется для него актуальнейшей в жизни проблемой. Важнейшей же частью
этой проблемы являются вопросы сохранения человеком здоровья, а, если
оно утрачено, то, по возможности, его восстановление. Иногда — самыми
различными, порой даже неожиданными, способами:
Среди тонконогих, жидких кровью,
трудом поворачивая шею бычью,
на сытый праздник тучному здоровью
людей из мяса я зычно кличу!
Чтоб бешеной пляской землю овить,
скучную, как банка консервов,
давайте весенних бабочек ловить
сетью ненужных нервов!
В. Маяковский.
Представляется целесообразным сразу определить: что будем понимать
под термином «здоровье человека»? Достаточно часто это понятие форму-
лируют как «отсутствие болезней и физических дефектов». Однако, соглас-
но определению «Всемирной организации здравоохранения», человеческое
здоровье — это «полное физическое и психическое благополучие». Опреде-
ление лаконично, строго, стройно и красиво — как классический портик ко-
лонны, как определение, сформулированное и записанное в анналах одной
из школ древней Греции или древнего Рима для назидания благодарным
потомкам. И благодарные потомки — учёные-медики, наши современники,
так развернули три вида этого благополучия — здоровья человека:
1. Физическое здоровье человека — это состояние, при котором у чело-
века имеет место совершенство саморегуляции функций организма,
гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к раз-
личным факторам внешней среды.
2. Психическое здоровье предполагает отрицание болезни, её преодоле-
ние, что должно являться «стратегией жизни человека».
3. Социальное здоровье подразумевает меру социальной активности, дея-
тельное отношение человеческого индивидуума к миру.
(Основы физиологии человека. Под ред. академика Б. И. Ткаченко, т. 2,
с. 363). Это триединое определение, кажется, отражает все главные стороны
понятия здоровья человека и могло бы примениться на практике, если бы,
используя его, можно было бы ответить, например, на такие вопросы:
Достаточно ли физиологической гармонии процессов в организме чело-
века для обеспечения его физического здоровья?
Может ли сам организм человека регулировать свои функции совер-
шенным образом?
О какой социальной активности и о каком деятельном отношении ин-
дивидуума к миру говорится в определении? Ведь, например, злонамерен-
ный индивидуум может быть и в меру активным и весьма деятельным по
отношению к миру, но здоров ли он при этом? А преступник, совершив
преступление, вполне может чувствовать себя благополучным.
Медицина имеет многовековую историю развития. Знания о физическом
теле человека — огромны. Но вот парадокс — значительная часть человече-
ства, как в давние времена, так и в настоящее время, уходит из жизни из-за
хронических, так называемых «неизлечимых» болезней. В поисках подхода
к их лечению вернёмся к трудам основоположников медицинской науки —
трудам Гиппократа, Авиценны …И вот: утверждение Гиппократа о необхо-
димости рассматривать человека в его связи с окружающим миром, диктует
следующую необходимость — «медицинская наука должна уметь видеть и
верно схватывать совокупность вещей» (Серафим Чичагов), касающихся бы-
тия человека в окружающем миром. А это значит, что современная медици-
на должна понимать процессы, происходящие в человеческом организме не
только в материальном аспекте его существования, но и в психофизическом,
энергетическом и духовном, т. е. иметь достаточно глубокое понятие о че-
ловеке, как о существе, естественно соединяющем в себе два плана бытия:
физического материального и нематериального психически-духовного.
Здоровье и болезнь… Как прекрасно и восхитительно, почти нереально
и фантастично первое, и как безнадёжно обычно, привычно и страшно, а,
иногда и безнадежно — второе:
Стою я, не могу поверить,
Что жизнь уходит навсегда,
Прошу еще раз все проверить,
Ведь я красива, молода,
Ведь я вчера еще смеялась,
Рвала ромашки на лугу,
И убедить друзей пыталась,
Что я счастливой быть могу.
Э. Керра
14. Лечение и исцеление
Адам — первый человек на Земле — прожил жизнь длиною в 930 лет,
его сын Сиф — 912 лет, его внук — Енох — 905 лет. Ной, отец Сима, Хама
и Иафета, родоначальников современных народов — 950 лет. А вот много
сотен лет спустя, при царе Давиде, из дошедшей до нас Книги Хвалений
Бога — Псалтири узнаём, что средняя длительность жизни в те времена
составляла уже 60 лет и только наиболее сильные доживали до 80 лет. При
Адаме природа и человек только начали испытывать действие греха —
основополагающего болезненного начала в мире. Кругом ещё была более-
менее здоровая, Богом зданная, жизнь, но с каждым столетием человече-
ство всё глубже погружалось в пучину болезней и в наше время — это уже
хронически больное человечество, воспринимающее хроническую болезнь
как привычное состояние: ишемическая болезнь сердца, аллергия, плохое
зрение, нездоровая кожа, больные суставы, кариес, герпес, хламидии и т. д.,
и т. п. Современное человечество настолько привыкло к такому состоянию,
что считает это ненормальное положение дел своим здоровьем. Да, мы зна-
ем себя такими, какими мы есть сегодня, какими мы были вчера и совсем
не знаем, к сожалению, какими мы можем быть и, в общем-то, потенци-
ально есть — Истинными и Настоящими. Человек — это удивительный и
уникальный мир, который мы, практически не зная, игнорируем в повсед-
невной суете жизни, постоянно вводим в состояние хаоса и беспорядка и
который «вдруг» отвечает нам характерным и привычным сегодня состоя-
нием — болезнью.
Противоречие человечества с собственной природой и природой окру-
жающего мира приводит к конфликту, нарушающему равновесие сил и в
отдельном человеке и во всём человечестве и во всём мире, к внутренней и
внешней дисгармонии. Любой из нас чувствует эту дисгармонию с одной
стороны внутри себя, с другой — как внешний фактор и испытывает вре-
менами желание очиститься, освободиться, и просто убежать от этой дис-
гармонии: оставить своё насиженное место, насущные дела, уединиться
где-то вдалеке от «прогресса», слиться с силами земли, воды, солнца… ис-
целиться, выздороветь… Желание навести, хотя бы внутри себя, порядок
возвращает нас к истокам, к вопросу происхождения человека, его появле-
ния на Земле, к вопросу о правильной и неправильной жизни, возможно-
сти вернуть себя, хотя бы частично, к «правильной» жизни, оторваться от
«неправильной» и, в общем, как-нибудь выздороветь. Как-нибудь выздоро-
веть? Почему как-нибудь, а не вполне выздороветь? Вернёмся к началу этой
мысли: исцелиться силами земли, воды, солнца. Силами земли, воды, солн-
ца — да, подсказывает интуиция, можно исцелиться: обрести некоторую
внутреннюю гармонию, психическую устойчивость, какой-то мысленный
покой, восстановить давно ослабленную реакцию, прогнать хроническую
усталость, снова стать неутомимым как в юности:
Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.
С. А. Есенин
А где хроническая болезнь? Она как-будто ушла, но недалеко. Почему?
Вероятно исцелился не до конца.
В словаре В. И. Даля читаем: «Лечение — от слова «лечь». Врач, вылечи
наперёд свой недуг. Полечился немного — полечился год. Не лечиться —
худо, а лечиться — ещё хуже. Целить: исправить, сделать целым, излечить,
освободиться от болезни, возвратить здоровье. Целый: неповреждённый,
неиспорченный, неубавленный, полный весь со всеми частями своими, со-
хранный, здоровый, невредимый, непорочный, доблестный».
В словаре Т. Ф. Ефремовой: переносное значение «исцеление» — осво-
бождение, избавление.
Задача лечения — поднять человека на ноги, сделать его дееспособным.
Для этого проводятся клинические исследования больного, ставится диа-
гноз, назначается лечение больного, точнее его физического тела. При этом
считается, по умолчанию, что причины болезни — материальные, такие
как, например: инфекции, травмы, излучения и др. Лечение же заключает-
ся в назначении лекарственных препаратов, инъекций, оперативного вме-
шательства, физиотерапевтических процедур. В результате такого подхода
предполагается, что к человеку должно возвратиться здоровье — совершен-
ная саморегуляция функций организма, гармония физиологических про-
цессов и др. Однако, как мы выше заметили, есть ряд вопросов, на которые
получить ясные ответы не представляется возможным.
Исцеление, как видим из определения, предполагает нечто отличное от
лечения: что- то у человека должно стать целым, неубавленным, полным и
сохранным со всеми своими частями и, уже в результате этого, должно вер-
нуться здоровье, уйти болезнь. Человек должен стать как прежде — непо-
вреждённым и непорочным. Он тоже излечивается, к нему возвращается
«совершенная саморегуляция функций организма, гармония физиологиче-
ских процессов»… Но до этого… должно что-то стать целым, неубавлен-
ным, полным и сохранным со всеми своими частями. Возможно, потребует-
ся ещё от чего-то освободиться, избавиться…
Но о подобном «лечении» уже говорилось и не раз! Читаем в Библии —
в жизнеописании Иисуса из Назарета: «… пришел Иисус к морю Галилей-
скому и, взойдя на гору, сел там. И приступило к Нему множество народа,
имея с собой хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли
их к ногам Иисусовым. И Он исцелил их, так что народ дивился, видя немых
говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими»
(Мф. 16, 29–31). Так же находим в Библии в книге «Деяния Апостолов»: «…
выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя
тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим
многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержи-
мых, которые и исцелялись все» (Деян. 5,15–16). Множество свидетельств
об исцелениях находим в жизнеописанях христианских святых — в древних
«лавсаиках», «четиих минеях» и других повествованиях о их жизни и чу-
десах. Подробные описания методик исцелений и создание условий для их
реализаций находим в творениях христианских святых — которые в наше
время стали называться «святоотеческими писаниями».
Знание и ведение
Но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус.
Братия, я не почитаю себя достигшим;
А только, забывая заднее и простираясь вперед.
Послание к Филипипийцам
Святого Апостола Павла
Совсем недавно в нашей стране были недоступны практически любые
книги о вере, о Боге, о церкви. Счастьем было где-то купить Библию, мо-
литвослов, Новый Завет. Сейчас религиозной литературы в каждом храме,
в книжных магазинах и прямо в издательствах очень много. Однако боль-
шинству современных людей и писания святых отцов, и саму Библию труд-
но читать: мало образования и практически нет опыта подобной жизни.
Кроме того, многолетний разрыв преемственности духовной жизни людей
в мире и, в частности, в нашей стране, привел к тому, что мы практиче-
ски утратили интерес к духовному аспекту нашей жизни. А сам вопрос о
цели человеческой жизни был перемещён из области духовной в область
душевно-материальную.
За всю свою дохристианскую историю человечество изыскало несколь-
ко вариантов ответа на этот вопрос. Целью жизни в разные времена и для
разных групп людей становились слава, власть, деньги, удовольствия, пре-
данность некоторой идее, знания. Каждый из них хорошо известен и много-
кратно опробован не только прежними поколениями людей, но и нашими со-
временниками. Ради достижения хотя бы одного из них, человек вынужден
погрузиться в круговерть событий окружающего его мира, который с каж-
дого собирает свою дань — психические и физические силы. Чтобы жить в
этом мире, мы, как и наши предшественники, учимся, получаем профессию
и вступаем в гонку по выполнению условий мира, которые мир непрерывно
ставит перед человечеством. Сейчас эти условия принято называть «реа-
лиями, или вызовами современного мира». Мы принимаем эти «вызовы»,
чтобы жить в мире, и, в конце концов, истощаясь физически и психически,
хронически устаем, теряем интерес к жизни, а затем и способность к ней и…
умираем… А пока живем — ищем спасения от своих душевных и телесных
болезней в потреблении огромного количества старых проверенных и мод-
ных новых лекарственных препаратов, чудодейственных пищевых добавок,
забывая, а чаще и не зная, о духовной причине возникновения всех болез-
ней. Да, современные люди практически не живут своей духовной жизнью,
а поэтому и не стремятся разобраться в духовных аспектах ситуаций, воз-
никающих на их жизненном пути. Более того, стремясь найти причину сво-
их жизненных затруднений в материальной области своего бытия и не на-
ходя таковой достаточно убедительной, всё более и более умножают усилия
в своём поиске, всё пристальнее и пристальнее вглядываются в предметы и
события окружающего их материального мира, становясь всё более и более
узкими специалистами «своего дела», всё более и более антагонистичными
к любому другому образу мышления и практики. И это началось уже давно.
Об этом писали многие учёные, философы, поэты. Об этом писала Марина
Цветаева почти сто лет назад:
Я счастлива жить образцово и просто:
Как солнце, как маятник — как календарь.
Быть светской пустынницей стройного роста,
Премудрой — как всякая Божия тварь.
Знать: Дух — мой сподвижник и Дух — мой вожатый!
Входить без докладу, как луч и как взгляд.
Жить так, как пишу: образцово и сжато, —
Как Бог повелел, а друзья не велят.
22 ноября 1918
Религиозное воспитание и образование у современных людей, непосред-
ственно связанные с духовной жизнью, или отсутствуют, или минимально
проявляются в решении вопросов жизненно важных. Духовные знания на
уровне учения святых отцов древности в такой ситуации становятся прак-
тически недоступными. Более того: большинство современных людей ис-
кренне отождествляют духовное с искусством, совсем не замечая того, что
искусство есть только попытка донести смысл духовного до конкретного
человека изобразительным языком — языком души. Справедливо замечает
по этому поводу А. Гармаев (2002): «Душевным языком изложено класси-
ческое искусство: литература, живопись, музыка. Именно оно доносит до
современного человека смыслы религиозной истины, смыслы духовного,
сокровенного, проникновенного, того, что духовный человек узнает через
религиозный опыт. И если поначалу человек слышал и внимал призывам
художников, писателей, музыкантов к обращению внимания к духовному,
то затем он сделал для себя их произведения единственным началом духов-
ного и поставил их на место первоисточника. В дальнейшем, по мере оску-
дения духовного общества, он стал отвергать и произведения самих клас-
сиков по причине непосильности и ненадобности для себя раскрываемого
ими «слишком глубокого» смысла. Сегодня это оскудение стало настолько
велико, что молодежь просто отвергла все классическое. Оно ей скучно. Со-
временному человеку нечем оживить то, о чем повествует Достоевский, о
чем говорит Гоголь, что открывает в своих картинах Левитан, куда зовет
нас Чайковский, о чем пишет в своей поэзии Пушкин. Восстановление вни-
мания к духовному в сегодняшнем человеке — одна из самых трудных об-
ластей нравственной психологии и педагогики».
Заметим, что такие же проблемы испытывает и медицина — полное
сосредоточение на телесных аспектах болезни. Именно в них современная
технократическая медицина видит «начала и концы» своих проблем. Заме-
тим, что так в медицине было не всегда. Сошлемся на Гиппократа: «Вра-
чи, как и философы, с почтением относятся к богам. Ибо хотя они и могут
многое лечить, но они более других имеют возможность видеть и понимать,
что есть многое такое, что превосходит их силу и мастерство, совершается
само по себе, неподвластно ничему, кроме воли свыше».
Христианство, в отличие от сегодняшней технократической медицины,
четко разграничивает понятия «телесное», «душевное» и «духовное» и вы-
водит на первый план не телесное и душевное, а духовное. У нас в настоя-
щее время широко распространено словосочетание «душевный человек». Мы
произносим это словосочетание, вкладывая в него, как правило, положитель-
ный смысл. В современном понимании «душевный человек» — это хорошо
воспитанный, имеющий среднее или высшее образование, в меру чувствен-
ный, в меру страстный, добрый, миролюбивый и т. п. Но адепт духовности —
Апостол Павел ставит другие приоритеты между понятиями душевности и
духовности. Достаточно прочесть I послание Апостола Павла к Коринфянам:
«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он
почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно су-
дить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может»
(1 Кор.,2,14–15). К сожалению, неразличение понятий духовного и душев-
ного приводит к появлению неразрешимых проблем у душевного человека.
Приведём пример из психологии. Психологи различают три вида плача. Пер-
вый — утешительный. В результате этого плача человеку становится легче.
И, конечно, в этом состоянии человека не надо трогать — пусть выплачется.
Второй — плач раскаяния, например после совершения им неправильных и
неправедных поступков. Здесь человека также не надо трогать — пусть че-
ловек плачем очистится внутренне. Третий плач — от неосуществимого же-
лания, обиды, от жалости к самому себе, от досады и т. д. Этот плач нельзя
оставить без внимания — необходимо вывести из него человека, помочь ему.
Отметим сразу, что обида, жалость, досада — есть прерогатива душевного
человека, и плач душевного человека по этим поводам может привести его к
меланхолии или депрессии. Как помочь? Или решить за него его проблемы,
или отвлечь его внимание от них. В обоих случаях это не является решением
проблемы душевного человека, т. к. он в результате помощи извне не увидит
всех причин, приведших его к этой проблеме, и, поэтому, не узнает вполне,
что же ему нужно было бы делать конкретно в создавшейся ситуации. От-
вет на этот вопрос — дело его будущего. Конечно, по слову Апостола Павла,
«сначала душевное, а потом духовное». Но в этом «душевном» мы должны
себя спросить: не вредим ли мы человеку, убирая из сферы его внимания пер-
спективу духовного решения «трудного вопроса»?
Что же понимать под духовным? Хорошо ответил на этот вопрос вы-
дающийся современный богослов, врач по образованию, митрополит Ан-
тоний Сурожский: «Мы часто думаем, что духовная жизнь заключается в
различных переживаниях, которые у нас по временам бывают и которые
связаны с молитвой, богослужением, с красотой пения, с красотой икон,
со всем строем нашей православной христианской жизни. И стремясь к
переживаниям, стараясь достичь какой-то возвышенности мысли, живости
чувств, мы проходим мимо того, что является настоящим, подлинным со-
держанием духовной жизни, ибо духовная жизнь не заключается в возвы-
шенных мыслях и сильных переживаниях: таковые могут родится и из дру-
гих источников. Духовная жизнь вся зависит от воздействия на нас Святого
Духа Божия и от того, как Божественная сила, благодать, Христос, Святой
Дух нас постепенно изменяют, постепенно делают сообразными Христу, то
есть похожими на Него, помогают нам стать и образом Божиим, и подобием
Божиим».
С давних времен известно, что если поврежден дух человека, то стра-
дает и болеет душа:
Когда на то нет Божьего согласья,
Как ни страдай она, любя, —
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Но может выстрадать себя…
Тютчев Ф. И., 1865
Поясним: страдающая любящая душа страдает от неразделённой люб-
ви: объект любви — душа возлюбленная не отвечает взаимностью — нет на
их взаимность Божьего согласья. Любящая душа любит земной, душевной
любовью, а Бог есть Дух. Умолить Бога и получить его согласие на взаим-
ную любовь двух душ, душа любящая может только став духовной — вы-
страдать себя — положить начало качественно новой жизни, жизни в обще-
нии с Духом Святым.
Болеет душа — выходит из повиновения и заболевает тело. Римский
врач Клавдий Гален 18 веков назад подчеркивал: «Назначение всех орга-
нов и частей тела зависит от души». Также с давних времен известно, что
врачевание духа человека есть первооснова всякого лечения, и оно совсем
не отрицает врачевание души (психиатрии) и врачевание тела (соматиче-
ской медицины). Это — учение и древних врачей и учение Святых Отцов
христианской церкви, а их т. н. «святоотеческие» писания — есть сконцен-
трированное руководство по лечению духовных и душевных болезней, пра-
вильнее сказать — по исцелению людей. Однако, в большинстве своем, они
были написаны Святыми Отцами и обращены к читателям тех времен, у
которых как внутренние проблемы, так и внешние несколько отличались
от проблем современных людей, хотя корни их те же, что и вчера, и тыся-
чу лет назад. Представляется, поэтому, необходимым сделать небольшие
комментарии к высказываниям Святых Отцов прошлых веков, подробнее
раскрыть смысл их для наших цивилизованных и лишенных благодати ра-
циональных умов. Кроме того, поскольку многие современные медики мало
знакомы с учением Церкви и антропология современной медицины отли-
чается от антропологии Святых Отцов, то потребуется изложить основы
последней до того, как начать разговор о лечении и исцелении, о древних
методах исцеления, в данном случае — о христианских методах. Учитывая
специфику книги и читателя, отметим, что Отцы Церкви — это почетный
титул, используемый с конца IV века применительно к группе святых, чей
авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлении кано-
на — списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг
от апокрифических), иерархической организации и богослужения Церкви.
Говоря о христианстве, писатели мира сего, да и большинство современ-
ных людей полагают, что христианство — это философское учение или рели-
гия, одна из многих, существующих с древности. Однако это не так. Христиан-
ство — это откровение Божие человечеству. Человеческий разум сам не в силах
был открыть для себя истины христианства. Но там, где бессилен человеческий
разум, людям является помощь от Бога. Так на земле явилась Премудрость Бо-
жия, воплотившаяся в мире и вошедшая в общение с людьми в полноте своего
существования как Бога, так и человека, Слово Божие. Это откровенное явле-
ние Бога-Человека было описано свидетелями Его в тогдашних философских
терминах, но не являлось, конечно, философией. Философия излагает умозри-
тельные построения, как правило, не имеющие конкретной связи с реальной
жизнью. Ибо одно дело — откровение, а другое — догадки: в одном случае дей-
ствует Дух Святой, а свидетели говорят об этом, не добавляя ничего от себя, в
другом же — человек, взяв за основу уже случившееся и прибегая к помощи
собственного разума, может предвидеть некоторые события из будущего или
прошлого, и это свойственно любому разумному человеку. Но велика разница
между тем и другим, как между человеческим разумом и святым Божествен-
ным всеведением. Одно дело — догадки человека, пусть даже и очень мудрого,
т. е. философия, другое дело — откровения и пророчество. Первые являются
человеческим действием, вторые же — явлением Всесвятого Бога. Поэтому
христианство стоит выше всяких теорий и не может быть заключено в поня-
тие и определение религии. Бог — это живое Лицо, Персона, всегда имеющая
реальную связь с человеком. Поэтому христианство решает проблемы в настоя-
щем времени, не перенося их в будущее, как некоторые думают, и не надеется
насладиться Царством Божиим только по завершении человеческой истории и
скончания времен. Будущее в христианстве укоренено в настоящем, и Царство
Божие для человека начинается в этой жизни. Преподобный Симеон Новый
Богослов говорит, что тот, кто при жизни соединился с Богом и видел нетвар-
ный (Небесный) свет, не ждет второго пришествия Господня, но уже живет в
нем. Открывшееся в человеке Царство Божие приносит человеческой жизни
Жизнь Вечную, Святую, преображающую его биологическую жизнь; освящает
и преображает общество людей и представляет собою общение Бога и чело-
века, небесных и земных, живых и усопших. В этом общении действительно
разрешаются все проблемы, возникающие в нашей жизни. Человек в процессе
христианской жизни обоживается, становится подобным Богу, сыном Божиим.
Чтобы достичь этого подобия и начать общаться с Богом, чтобы само это обще-
ние не оказалось для нас «огнем поядающим», но «огнем животворящим», от
человека предварительно требуется очищение всего его существа. В процессе
этого очищения происходит исцеление души человека, его духа и тела — всего
человека. Христианство без такого очищения не бывает. Христианство без очи-
щения — утопия. Практически все проявления христианского культа имеют це-
лью именно очищение человека, всех его субстанций, очищение его духа, души
и тела. Каждая субстанция очищается по-своему и от своей нечистоты.
Более того, вспомним величайший догмат Христианства, без которого
невозможно его существование, догмат, выраженный в главнейшем христи-
анском празднике — Пасхе: догмат Воскресения. Вспомним слова Апостола
Павла: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Хри-
стос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом
мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому '_ト_3_x_テчто свидетельствовали
бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть
мертвые, не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не
воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна». В течение 2000 лет
Церковь, устами своих величайших подвижников и святых, достигших оза-
рения и стяжания Духа Святого, со всей силой и категоричностью отстаивает
эту истину. При этом Христианство, в отличие от всех других учений, не
просто говорит о том, что душа соединится с Богом, испытывая те или иные
состояния. Нет! При воскресении, в обновленном человеке изменится все —
не только душа, но и тело. И это доступно каждому. Только до этого надо
«дорасти». Вспомним стихотворение Б. Л. Пастернака «Магдалина»:
Брошусь на землю у ног распятья,
Обомру и закушу уста.
Слишком многим руки для объятья
Ты раскинешь по концам креста.
Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?
Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до Воскресенья дорасту.
Все вышесказанное приводит нас к мысли, что христианство — это не
философия и не религия в смысле естественных религий, но прежде всего
врачевание, врачевание всего человека — исцеление его. Церковь же Хри-
стова есть врачебница, которая врачует всех прибегающих к её помощи от
некоего основополагающего болезненного начала, действующего в мире —
греха. В Евангелиях Нового Завета повествуется о множестве исцелений
людей больных соматическими, психическими и духовными болезнями, ко-
торые совершил Иисус из Назарета, Христос, Он же — воплощенное Слово
и Премудрость Божия, являя, собственно, всему человечеству исцеляющую
Силу Божию. Апостол Лука приводит свидетельства очевидцев такого яв-
ления: «В один день, когда Он учил и сидели тут фарисеи и законоучители,
пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня
являлась в исцелении больных, вот принесли некоторые на постели челове-
ка, который был расслаблен и старались внести его в дом и положить перед
Иисусом и не нашедши где положить его за многолюдством, влезли на верх
дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на середину пред Иисуса. И
Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои… тебе
говорю — встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он тотчас встал
пред ними, взял на чем лежал и пошел в дом свой, славя Бога» (Лк. 5,17–25).
Евангелист Матфей в своем Евангелии вспоминает: «И ходил Иисус по всей
Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя
всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей
Сирии, и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными бо-
лезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он
исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятигра-
дия и Иерусалима и Иудеи и из-за Иордана» (Мф. 4, 23–25). Апостолы Марк
с Лукой согласно свидетельствуют: «И куда ни приходил Он, в селения ли,
в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили
Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его, и которые прикаса-
лись к Нему, исцелялись» (Мк. 6,56). «И весь народ искал прикасаться к
Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк. 6,19). Да,
конечно, такие явления Силы Божией воспринимаются как чудо:
Найдись в это время минута свободы
У листьев, ветвей, и корней, и ствола,
Успели б вмешаться законы природы.
Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.
Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда
Оно настигает мгновенно, врасплох.
Пастернак Б. Л.
Наш современник, греческий профессор-медик Иоанн Романидис в своей
монографии пишет: «Вера во Христа вовсе не является верой, если человек не
проходит через врачевание во Христе. В случае отсутствия таковой появля-
ется противоречие, которое можно выразить так: некий больной питает вели-
кое доверие к врачу, но никогда не выполняет его советов. Чтобы правильно
воспринимать христианское лечение в его общей связи с миром, необходимо
заметить, что если бы пророческий иудаизм и христианство, как его преем-
ник, впервые появились на свет в ХХ веке, то их, вероятно, охарактеризовали
бы не как религиозные учения, но как медицинские науки, родственные пси-
хиатрии, чье распространение в обществе связано с их успехами в излечении
различных стадий болезни частично поврежденной человеческой личности».
Следует объяснить термин «во Христе». Его надо понимать как нахождение
человека в энергиях Христа, которые всегда действуют вместе с энергиями
Духа Святого, укрепляя, очищая и возводя низверженный до этого человече-
ский дух на Богом предназначенное ему место духовного руководителя души
и проводника божественных энергий. Душа же, подчиняясь духу и общаясь с
Богом через восприятие Его божественных энергий, руководит телом, во всем
ей послушным и насыщает его, в свою очередь, божественными энергиями.
Таким образом, весь человек укрепляется, очищается, приобретает в меру
свою свойства, подобные Богу, обоживается, становится сыном Божиим.
Следовательно, христианство прежде всего является медицинской нау-
кой. Как замечает митрополит Иерофей (2005): «Оно (христианство) лечит
больного человека, причем болезнь этого человека коренится в его духе.
Церковь с помощью своего учения, богослужения, аскезы, таинств, осво-
бождает дух, исцеляет душу и созидает тело человека как храм Духа Свято-
го. Это лечение, испытанное и подтвержденное всеми святыми, есть един-
ственныйпуть, ведущий к Богу. Мне представляется, что утрата предания
проявляется главным образом в утрате методов врачевания и подлинных
врачевателей». Для того чтобы рассмотреть эти методы врачевания и воз-
можности их использования современными врачами, в том числе, необхо-
димо рассмотреть вопросы антропологии как с позиции христианства, так
и с позиции современного человека.
Христианская антропология
Исторически в христианстве сложилось два способа описания антро-
пологии человека: дихотомический (душа-тело) и трихотомический (дух-
душа-тело), не противоречащие друг другу.
Часто Отцы Церкви использовали дихотомическое описание человека.
Делалось это тогда, когда их интересовали отношения между душой и те-
лом. При таком описании они подразумевали под душой все ее начала и
даже дух. Такой подход позволял продемонстрировать глубокое единство
всех свойств души и облегчал описание взаимодействия души, тела и мира,
взаимодействия нематериального существа с материальным миром. Чаще
всего и в повседневной жизни мы пользуемся дихотомическим описанием,
различая «душу», иногда «дух», часто смешивая эти понятия, и «тело». Рус-
ский поэт Кольцов А. В. в 1837 году выразил это следующим образом:
Две жизни в мире есть.
Одна светла, горит она, как солнце;
В ее очах небесный тихий день;
В сиянии — святая мысль и чувство;
Ее живая сила так роскошно
Звучит свободной и разумной речью.
И это — жизнь земнова духа;
Долга она, как Божья вечность…
Другая жизнь темна;
В ее очах — земная грусть и ночь;
И спит она сном крепким и мятежным,
Таится мысль в ее цветистых формах,
Но не звучит свободной речью;
Наклоннее во тьме она к молчанью.
И это — жизнь земнова праха;
Кратка она, как блеск звезды падучей…
С другой стороны, апостолы и отцы церкви прибегали к трихотоми-
ческому описанию человека — «дух-душа-тело»: «… И ваш дух и душа и
тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа на-
шего Иисуса Христа» (1 Посл. Фес., 5,23). Это происходило тогда, когда они
старались выделить способность человека к единению с Богом и особенно
тщательно рассмотреть состояние болезни падшего человека. Заметим, что
падение человека с точки зрения христианства заключается: 1) в утрате ду-
хом человеческим способности функционировать правильно или функцио-
нировать вообще; 2) в более общем смещении психической деятельности к
физиологическим процессам; 3) вследствие этого в порабощении психики
(души) гнету внешних обстоятельств.
Обратим внимание читателя, что из современных святителей наибо-
лее полное освещение трихотомического строения человека привел Войно-
Ясенецкий В. Ф. (архиепископ Лука) в своей монографии «Дух, душа и
тело», написанной в 50-е гг. прошлого века. Он подчеркивает: «Человек
в соответствии с православием состоит из трех сфер: духа, души и тела.
Тело — это то, что роднит человека со всей природой, душа — с животным
миром, и только дух — специфическое отличие человека. Дух бессмертен и
предшествует появлению человека на свет. Если дух грубый и жестокий, то
уже в процессе эмбриогенеза о