Христианская антропология




Лечение и исцеление

С тех пор, как человек существует на Земле, проблема выживания яв-

ляется для него актуальнейшей в жизни проблемой. Важнейшей же частью

этой проблемы являются вопросы сохранения человеком здоровья, а, если

оно утрачено, то, по возможности, его восстановление. Иногда — самыми

различными, порой даже неожиданными, способами:

Среди тонконогих, жидких кровью,

трудом поворачивая шею бычью,

на сытый праздник тучному здоровью

людей из мяса я зычно кличу!

Чтоб бешеной пляской землю овить,

скучную, как банка консервов,

давайте весенних бабочек ловить

сетью ненужных нервов!

В. Маяковский.

Представляется целесообразным сразу определить: что будем понимать

под термином «здоровье человека»? Достаточно часто это понятие форму-

лируют как «отсутствие болезней и физических дефектов». Однако, соглас-

но определению «Всемирной организации здравоохранения», человеческое

здоровье — это «полное физическое и психическое благополучие». Опреде-

ление лаконично, строго, стройно и красиво — как классический портик ко-

лонны, как определение, сформулированное и записанное в анналах одной

из школ древней Греции или древнего Рима для назидания благодарным

потомкам. И благодарные потомки — учёные-медики, наши современники,

так развернули три вида этого благополучия — здоровья человека:

1. Физическое здоровье человека — это состояние, при котором у чело-

века имеет место совершенство саморегуляции функций организма,

гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к раз-

личным факторам внешней среды.

2. Психическое здоровье предполагает отрицание болезни, её преодоле-

ние, что должно являться «стратегией жизни человека».

3. Социальное здоровье подразумевает меру социальной активности, дея-

тельное отношение человеческого индивидуума к миру.

(Основы физиологии человека. Под ред. академика Б. И. Ткаченко, т. 2,

с. 363). Это триединое определение, кажется, отражает все главные стороны

понятия здоровья человека и могло бы примениться на практике, если бы,

используя его, можно было бы ответить, например, на такие вопросы:

Достаточно ли физиологической гармонии процессов в организме чело-

века для обеспечения его физического здоровья?

Может ли сам организм человека регулировать свои функции совер-

шенным образом?

О какой социальной активности и о каком деятельном отношении ин-

дивидуума к миру говорится в определении? Ведь, например, злонамерен-

ный индивидуум может быть и в меру активным и весьма деятельным по

отношению к миру, но здоров ли он при этом? А преступник, совершив

преступление, вполне может чувствовать себя благополучным.

Медицина имеет многовековую историю развития. Знания о физическом

теле человека — огромны. Но вот парадокс — значительная часть человече-

ства, как в давние времена, так и в настоящее время, уходит из жизни из-за

хронических, так называемых «неизлечимых» болезней. В поисках подхода

к их лечению вернёмся к трудам основоположников медицинской науки —

трудам Гиппократа, Авиценны …И вот: утверждение Гиппократа о необхо-

димости рассматривать человека в его связи с окружающим миром, диктует

следующую необходимость — «медицинская наука должна уметь видеть и

верно схватывать совокупность вещей» (Серафим Чичагов), касающихся бы-

тия человека в окружающем миром. А это значит, что современная медици-

на должна понимать процессы, происходящие в человеческом организме не

только в материальном аспекте его существования, но и в психофизическом,

энергетическом и духовном, т. е. иметь достаточно глубокое понятие о че-

ловеке, как о существе, естественно соединяющем в себе два плана бытия:

физического материального и нематериального психически-духовного.

Здоровье и болезнь… Как прекрасно и восхитительно, почти нереально

и фантастично первое, и как безнадёжно обычно, привычно и страшно, а,

иногда и безнадежно — второе:

Стою я, не могу поверить,

Что жизнь уходит навсегда,

Прошу еще раз все проверить,

Ведь я красива, молода,

Ведь я вчера еще смеялась,

Рвала ромашки на лугу,

И убедить друзей пыталась,

Что я счастливой быть могу.

Э. Керра

14. Лечение и исцеление

Адам — первый человек на Земле — прожил жизнь длиною в 930 лет,

его сын Сиф — 912 лет, его внук — Енох — 905 лет. Ной, отец Сима, Хама

и Иафета, родоначальников современных народов — 950 лет. А вот много

сотен лет спустя, при царе Давиде, из дошедшей до нас Книги Хвалений

Бога — Псалтири узнаём, что средняя длительность жизни в те времена

составляла уже 60 лет и только наиболее сильные доживали до 80 лет. При

Адаме природа и человек только начали испытывать действие греха —

основополагающего болезненного начала в мире. Кругом ещё была более-

менее здоровая, Богом зданная, жизнь, но с каждым столетием человече-

ство всё глубже погружалось в пучину болезней и в наше время — это уже

хронически больное человечество, воспринимающее хроническую болезнь

как привычное состояние: ишемическая болезнь сердца, аллергия, плохое

зрение, нездоровая кожа, больные суставы, кариес, герпес, хламидии и т. д.,

и т. п. Современное человечество настолько привыкло к такому состоянию,

что считает это ненормальное положение дел своим здоровьем. Да, мы зна-

ем себя такими, какими мы есть сегодня, какими мы были вчера и совсем

не знаем, к сожалению, какими мы можем быть и, в общем-то, потенци-

ально есть — Истинными и Настоящими. Человек — это удивительный и

уникальный мир, который мы, практически не зная, игнорируем в повсед-

невной суете жизни, постоянно вводим в состояние хаоса и беспорядка и

который «вдруг» отвечает нам характерным и привычным сегодня состоя-

нием — болезнью.

Противоречие человечества с собственной природой и природой окру-

жающего мира приводит к конфликту, нарушающему равновесие сил и в

отдельном человеке и во всём человечестве и во всём мире, к внутренней и

внешней дисгармонии. Любой из нас чувствует эту дисгармонию с одной

стороны внутри себя, с другой — как внешний фактор и испытывает вре-

менами желание очиститься, освободиться, и просто убежать от этой дис-

гармонии: оставить своё насиженное место, насущные дела, уединиться

где-то вдалеке от «прогресса», слиться с силами земли, воды, солнца… ис-

целиться, выздороветь… Желание навести, хотя бы внутри себя, порядок

возвращает нас к истокам, к вопросу происхождения человека, его появле-

ния на Земле, к вопросу о правильной и неправильной жизни, возможно-

сти вернуть себя, хотя бы частично, к «правильной» жизни, оторваться от

«неправильной» и, в общем, как-нибудь выздороветь. Как-нибудь выздоро-

веть? Почему как-нибудь, а не вполне выздороветь? Вернёмся к началу этой

мысли: исцелиться силами земли, воды, солнца. Силами земли, воды, солн-

ца — да, подсказывает интуиция, можно исцелиться: обрести некоторую

внутреннюю гармонию, психическую устойчивость, какой-то мысленный

покой, восстановить давно ослабленную реакцию, прогнать хроническую

усталость, снова стать неутомимым как в юности:

Я по первому снегу бреду,

В сердце ландыши вспыхнувших сил.

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

С. А. Есенин

А где хроническая болезнь? Она как-будто ушла, но недалеко. Почему?

Вероятно исцелился не до конца.

В словаре В. И. Даля читаем: «Лечение — от слова «лечь». Врач, вылечи

наперёд свой недуг. Полечился немного — полечился год. Не лечиться —

худо, а лечиться — ещё хуже. Целить: исправить, сделать целым, излечить,

освободиться от болезни, возвратить здоровье. Целый: неповреждённый,

неиспорченный, неубавленный, полный весь со всеми частями своими, со-

хранный, здоровый, невредимый, непорочный, доблестный».

В словаре Т. Ф. Ефремовой: переносное значение «исцеление» — осво-

бождение, избавление.

Задача лечения — поднять человека на ноги, сделать его дееспособным.

Для этого проводятся клинические исследования больного, ставится диа-

гноз, назначается лечение больного, точнее его физического тела. При этом

считается, по умолчанию, что причины болезни — материальные, такие

как, например: инфекции, травмы, излучения и др. Лечение же заключает-

ся в назначении лекарственных препаратов, инъекций, оперативного вме-

шательства, физиотерапевтических процедур. В результате такого подхода

предполагается, что к человеку должно возвратиться здоровье — совершен-

ная саморегуляция функций организма, гармония физиологических про-

цессов и др. Однако, как мы выше заметили, есть ряд вопросов, на которые

получить ясные ответы не представляется возможным.

Исцеление, как видим из определения, предполагает нечто отличное от

лечения: что- то у человека должно стать целым, неубавленным, полным и

сохранным со всеми своими частями и, уже в результате этого, должно вер-

нуться здоровье, уйти болезнь. Человек должен стать как прежде — непо-

вреждённым и непорочным. Он тоже излечивается, к нему возвращается

«совершенная саморегуляция функций организма, гармония физиологиче-

ских процессов»… Но до этого… должно что-то стать целым, неубавлен-

ным, полным и сохранным со всеми своими частями. Возможно, потребует-

ся ещё от чего-то освободиться, избавиться…

Но о подобном «лечении» уже говорилось и не раз! Читаем в Библии —

в жизнеописании Иисуса из Назарета: «… пришел Иисус к морю Галилей-

скому и, взойдя на гору, сел там. И приступило к Нему множество народа,

имея с собой хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли

их к ногам Иисусовым. И Он исцелил их, так что народ дивился, видя немых

говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими»

(Мф. 16, 29–31). Так же находим в Библии в книге «Деяния Апостолов»: «…

выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя

тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим

многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержи-

мых, которые и исцелялись все» (Деян. 5,15–16). Множество свидетельств

об исцелениях находим в жизнеописанях христианских святых — в древних

«лавсаиках», «четиих минеях» и других повествованиях о их жизни и чу-

десах. Подробные описания методик исцелений и создание условий для их

реализаций находим в творениях христианских святых — которые в наше

время стали называться «святоотеческими писаниями».

Знание и ведение

Но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус.

Братия, я не почитаю себя достигшим;

А только, забывая заднее и простираясь вперед.

Послание к Филипипийцам

Святого Апостола Павла

Совсем недавно в нашей стране были недоступны практически любые

книги о вере, о Боге, о церкви. Счастьем было где-то купить Библию, мо-

литвослов, Новый Завет. Сейчас религиозной литературы в каждом храме,

в книжных магазинах и прямо в издательствах очень много. Однако боль-

шинству современных людей и писания святых отцов, и саму Библию труд-

но читать: мало образования и практически нет опыта подобной жизни.

Кроме того, многолетний разрыв преемственности духовной жизни людей

в мире и, в частности, в нашей стране, привел к тому, что мы практиче-

ски утратили интерес к духовному аспекту нашей жизни. А сам вопрос о

цели человеческой жизни был перемещён из области духовной в область

душевно-материальную.

За всю свою дохристианскую историю человечество изыскало несколь-

ко вариантов ответа на этот вопрос. Целью жизни в разные времена и для

разных групп людей становились слава, власть, деньги, удовольствия, пре-

данность некоторой идее, знания. Каждый из них хорошо известен и много-

кратно опробован не только прежними поколениями людей, но и нашими со-

временниками. Ради достижения хотя бы одного из них, человек вынужден

погрузиться в круговерть событий окружающего его мира, который с каж-

дого собирает свою дань — психические и физические силы. Чтобы жить в

этом мире, мы, как и наши предшественники, учимся, получаем профессию

и вступаем в гонку по выполнению условий мира, которые мир непрерывно

ставит перед человечеством. Сейчас эти условия принято называть «реа-

лиями, или вызовами современного мира». Мы принимаем эти «вызовы»,

чтобы жить в мире, и, в конце концов, истощаясь физически и психически,

хронически устаем, теряем интерес к жизни, а затем и способность к ней и…

умираем… А пока живем — ищем спасения от своих душевных и телесных

болезней в потреблении огромного количества старых проверенных и мод-

ных новых лекарственных препаратов, чудодейственных пищевых добавок,

забывая, а чаще и не зная, о духовной причине возникновения всех болез-

ней. Да, современные люди практически не живут своей духовной жизнью,

а поэтому и не стремятся разобраться в духовных аспектах ситуаций, воз-

никающих на их жизненном пути. Более того, стремясь найти причину сво-

их жизненных затруднений в материальной области своего бытия и не на-

ходя таковой достаточно убедительной, всё более и более умножают усилия

в своём поиске, всё пристальнее и пристальнее вглядываются в предметы и

события окружающего их материального мира, становясь всё более и более

узкими специалистами «своего дела», всё более и более антагонистичными

к любому другому образу мышления и практики. И это началось уже давно.

Об этом писали многие учёные, философы, поэты. Об этом писала Марина

Цветаева почти сто лет назад:

Я счастлива жить образцово и просто:

Как солнце, как маятник — как календарь.

Быть светской пустынницей стройного роста,

Премудрой — как всякая Божия тварь.

Знать: Дух — мой сподвижник и Дух — мой вожатый!

Входить без докладу, как луч и как взгляд.

Жить так, как пишу: образцово и сжато, —

Как Бог повелел, а друзья не велят.

22 ноября 1918

Религиозное воспитание и образование у современных людей, непосред-

ственно связанные с духовной жизнью, или отсутствуют, или минимально

проявляются в решении вопросов жизненно важных. Духовные знания на

уровне учения святых отцов древности в такой ситуации становятся прак-

тически недоступными. Более того: большинство современных людей ис-

кренне отождествляют духовное с искусством, совсем не замечая того, что

искусство есть только попытка донести смысл духовного до конкретного

человека изобразительным языком — языком души. Справедливо замечает

по этому поводу А. Гармаев (2002): «Душевным языком изложено класси-

ческое искусство: литература, живопись, музыка. Именно оно доносит до

современного человека смыслы религиозной истины, смыслы духовного,

сокровенного, проникновенного, того, что духовный человек узнает через

религиозный опыт. И если поначалу человек слышал и внимал призывам

художников, писателей, музыкантов к обращению внимания к духовному,

то затем он сделал для себя их произведения единственным началом духов-

ного и поставил их на место первоисточника. В дальнейшем, по мере оску-

дения духовного общества, он стал отвергать и произведения самих клас-

сиков по причине непосильности и ненадобности для себя раскрываемого

ими «слишком глубокого» смысла. Сегодня это оскудение стало настолько

велико, что молодежь просто отвергла все классическое. Оно ей скучно. Со-

временному человеку нечем оживить то, о чем повествует Достоевский, о

чем говорит Гоголь, что открывает в своих картинах Левитан, куда зовет

нас Чайковский, о чем пишет в своей поэзии Пушкин. Восстановление вни-

мания к духовному в сегодняшнем человеке — одна из самых трудных об-

ластей нравственной психологии и педагогики».

Заметим, что такие же проблемы испытывает и медицина — полное

сосредоточение на телесных аспектах болезни. Именно в них современная

технократическая медицина видит «начала и концы» своих проблем. Заме-

тим, что так в медицине было не всегда. Сошлемся на Гиппократа: «Вра-

чи, как и философы, с почтением относятся к богам. Ибо хотя они и могут

многое лечить, но они более других имеют возможность видеть и понимать,

что есть многое такое, что превосходит их силу и мастерство, совершается

само по себе, неподвластно ничему, кроме воли свыше».

Христианство, в отличие от сегодняшней технократической медицины,

четко разграничивает понятия «телесное», «душевное» и «духовное» и вы-

водит на первый план не телесное и душевное, а духовное. У нас в настоя-

щее время широко распространено словосочетание «душевный человек». Мы

произносим это словосочетание, вкладывая в него, как правило, положитель-

ный смысл. В современном понимании «душевный человек» — это хорошо

воспитанный, имеющий среднее или высшее образование, в меру чувствен-

ный, в меру страстный, добрый, миролюбивый и т. п. Но адепт духовности —

Апостол Павел ставит другие приоритеты между понятиями душевности и

духовности. Достаточно прочесть I послание Апостола Павла к Коринфянам:

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он

почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно су-

дить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может»

(1 Кор.,2,14–15). К сожалению, неразличение понятий духовного и душев-

ного приводит к появлению неразрешимых проблем у душевного человека.

Приведём пример из психологии. Психологи различают три вида плача. Пер-

вый — утешительный. В результате этого плача человеку становится легче.

И, конечно, в этом состоянии человека не надо трогать — пусть выплачется.

Второй — плач раскаяния, например после совершения им неправильных и

неправедных поступков. Здесь человека также не надо трогать — пусть че-

ловек плачем очистится внутренне. Третий плач — от неосуществимого же-

лания, обиды, от жалости к самому себе, от досады и т. д. Этот плач нельзя

оставить без внимания — необходимо вывести из него человека, помочь ему.

Отметим сразу, что обида, жалость, досада — есть прерогатива душевного

человека, и плач душевного человека по этим поводам может привести его к

меланхолии или депрессии. Как помочь? Или решить за него его проблемы,

или отвлечь его внимание от них. В обоих случаях это не является решением

проблемы душевного человека, т. к. он в результате помощи извне не увидит

всех причин, приведших его к этой проблеме, и, поэтому, не узнает вполне,

что же ему нужно было бы делать конкретно в создавшейся ситуации. От-

вет на этот вопрос — дело его будущего. Конечно, по слову Апостола Павла,

«сначала душевное, а потом духовное». Но в этом «душевном» мы должны

себя спросить: не вредим ли мы человеку, убирая из сферы его внимания пер-

спективу духовного решения «трудного вопроса»?

Что же понимать под духовным? Хорошо ответил на этот вопрос вы-

дающийся современный богослов, врач по образованию, митрополит Ан-

тоний Сурожский: «Мы часто думаем, что духовная жизнь заключается в

различных переживаниях, которые у нас по временам бывают и которые

связаны с молитвой, богослужением, с красотой пения, с красотой икон,

со всем строем нашей православной христианской жизни. И стремясь к

переживаниям, стараясь достичь какой-то возвышенности мысли, живости

чувств, мы проходим мимо того, что является настоящим, подлинным со-

держанием духовной жизни, ибо духовная жизнь не заключается в возвы-

шенных мыслях и сильных переживаниях: таковые могут родится и из дру-

гих источников. Духовная жизнь вся зависит от воздействия на нас Святого

Духа Божия и от того, как Божественная сила, благодать, Христос, Святой

Дух нас постепенно изменяют, постепенно делают сообразными Христу, то

есть похожими на Него, помогают нам стать и образом Божиим, и подобием

Божиим».

С давних времен известно, что если поврежден дух человека, то стра-

дает и болеет душа:

Когда на то нет Божьего согласья,

Как ни страдай она, любя, —

Душа, увы, не выстрадает счастья,

Но может выстрадать себя…

Тютчев Ф. И., 1865

Поясним: страдающая любящая душа страдает от неразделённой люб-

ви: объект любви — душа возлюбленная не отвечает взаимностью — нет на

их взаимность Божьего согласья. Любящая душа любит земной, душевной

любовью, а Бог есть Дух. Умолить Бога и получить его согласие на взаим-

ную любовь двух душ, душа любящая может только став духовной — вы-

страдать себя — положить начало качественно новой жизни, жизни в обще-

нии с Духом Святым.

Болеет душа — выходит из повиновения и заболевает тело. Римский

врач Клавдий Гален 18 веков назад подчеркивал: «Назначение всех орга-

нов и частей тела зависит от души». Также с давних времен известно, что

врачевание духа человека есть первооснова всякого лечения, и оно совсем

не отрицает врачевание души (психиатрии) и врачевание тела (соматиче-

ской медицины). Это — учение и древних врачей и учение Святых Отцов

христианской церкви, а их т. н. «святоотеческие» писания — есть сконцен-

трированное руководство по лечению духовных и душевных болезней, пра-

вильнее сказать — по исцелению людей. Однако, в большинстве своем, они

были написаны Святыми Отцами и обращены к читателям тех времен, у

которых как внутренние проблемы, так и внешние несколько отличались

от проблем современных людей, хотя корни их те же, что и вчера, и тыся-

чу лет назад. Представляется, поэтому, необходимым сделать небольшие

комментарии к высказываниям Святых Отцов прошлых веков, подробнее

раскрыть смысл их для наших цивилизованных и лишенных благодати ра-

циональных умов. Кроме того, поскольку многие современные медики мало

знакомы с учением Церкви и антропология современной медицины отли-

чается от антропологии Святых Отцов, то потребуется изложить основы

последней до того, как начать разговор о лечении и исцелении, о древних

методах исцеления, в данном случае — о христианских методах. Учитывая

специфику книги и читателя, отметим, что Отцы Церкви — это почетный

титул, используемый с конца IV века применительно к группе святых, чей

авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлении кано-

на — списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг

от апокрифических), иерархической организации и богослужения Церкви.

Говоря о христианстве, писатели мира сего, да и большинство современ-

ных людей полагают, что христианство — это философское учение или рели-

гия, одна из многих, существующих с древности. Однако это не так. Христиан-

ство — это откровение Божие человечеству. Человеческий разум сам не в силах

был открыть для себя истины христианства. Но там, где бессилен человеческий

разум, людям является помощь от Бога. Так на земле явилась Премудрость Бо-

жия, воплотившаяся в мире и вошедшая в общение с людьми в полноте своего

существования как Бога, так и человека, Слово Божие. Это откровенное явле-

ние Бога-Человека было описано свидетелями Его в тогдашних философских

терминах, но не являлось, конечно, философией. Философия излагает умозри-

тельные построения, как правило, не имеющие конкретной связи с реальной

жизнью. Ибо одно дело — откровение, а другое — догадки: в одном случае дей-

ствует Дух Святой, а свидетели говорят об этом, не добавляя ничего от себя, в

другом же — человек, взяв за основу уже случившееся и прибегая к помощи

собственного разума, может предвидеть некоторые события из будущего или

прошлого, и это свойственно любому разумному человеку. Но велика разница

между тем и другим, как между человеческим разумом и святым Божествен-

ным всеведением. Одно дело — догадки человека, пусть даже и очень мудрого,

т. е. философия, другое дело — откровения и пророчество. Первые являются

человеческим действием, вторые же — явлением Всесвятого Бога. Поэтому

христианство стоит выше всяких теорий и не может быть заключено в поня-

тие и определение религии. Бог — это живое Лицо, Персона, всегда имеющая

реальную связь с человеком. Поэтому христианство решает проблемы в настоя-

щем времени, не перенося их в будущее, как некоторые думают, и не надеется

насладиться Царством Божиим только по завершении человеческой истории и

скончания времен. Будущее в христианстве укоренено в настоящем, и Царство

Божие для человека начинается в этой жизни. Преподобный Симеон Новый

Богослов говорит, что тот, кто при жизни соединился с Богом и видел нетвар-

ный (Небесный) свет, не ждет второго пришествия Господня, но уже живет в

нем. Открывшееся в человеке Царство Божие приносит человеческой жизни

Жизнь Вечную, Святую, преображающую его биологическую жизнь; освящает

и преображает общество людей и представляет собою общение Бога и чело-

века, небесных и земных, живых и усопших. В этом общении действительно

разрешаются все проблемы, возникающие в нашей жизни. Человек в процессе

христианской жизни обоживается, становится подобным Богу, сыном Божиим.

Чтобы достичь этого подобия и начать общаться с Богом, чтобы само это обще-

ние не оказалось для нас «огнем поядающим», но «огнем животворящим», от

человека предварительно требуется очищение всего его существа. В процессе

этого очищения происходит исцеление души человека, его духа и тела — всего

человека. Христианство без такого очищения не бывает. Христианство без очи-

щения — утопия. Практически все проявления христианского культа имеют це-

лью именно очищение человека, всех его субстанций, очищение его духа, души

и тела. Каждая субстанция очищается по-своему и от своей нечистоты.

Более того, вспомним величайший догмат Христианства, без которого

невозможно его существование, догмат, выраженный в главнейшем христи-

анском празднике — Пасхе: догмат Воскресения. Вспомним слова Апостола

Павла: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Хри-

стос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом

мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому '_ト_3_x_テчто свидетельствовали

бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть

мертвые, не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не

воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна». В течение 2000 лет

Церковь, устами своих величайших подвижников и святых, достигших оза-

рения и стяжания Духа Святого, со всей силой и категоричностью отстаивает

эту истину. При этом Христианство, в отличие от всех других учений, не

просто говорит о том, что душа соединится с Богом, испытывая те или иные

состояния. Нет! При воскресении, в обновленном человеке изменится все —

не только душа, но и тело. И это доступно каждому. Только до этого надо

«дорасти». Вспомним стихотворение Б. Л. Пастернака «Магдалина»:

Брошусь на землю у ног распятья,

Обомру и закушу уста.

Слишком многим руки для объятья

Ты раскинешь по концам креста.

Для кого на свете столько шири,

Столько муки и такая мощь?

Есть ли столько душ и жизней в мире?

Столько поселений, рек и рощ?

Но пройдут такие трое суток

И столкнут в такую пустоту,

Что за этот страшный промежуток

Я до Воскресенья дорасту.

Все вышесказанное приводит нас к мысли, что христианство — это не

философия и не религия в смысле естественных религий, но прежде всего

врачевание, врачевание всего человека — исцеление его. Церковь же Хри-

стова есть врачебница, которая врачует всех прибегающих к её помощи от

некоего основополагающего болезненного начала, действующего в мире —

греха. В Евангелиях Нового Завета повествуется о множестве исцелений

людей больных соматическими, психическими и духовными болезнями, ко-

торые совершил Иисус из Назарета, Христос, Он же — воплощенное Слово

и Премудрость Божия, являя, собственно, всему человечеству исцеляющую

Силу Божию. Апостол Лука приводит свидетельства очевидцев такого яв-

ления: «В один день, когда Он учил и сидели тут фарисеи и законоучители,

пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня

являлась в исцелении больных, вот принесли некоторые на постели челове-

ка, который был расслаблен и старались внести его в дом и положить перед

Иисусом и не нашедши где положить его за многолюдством, влезли на верх

дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на середину пред Иисуса. И

Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои… тебе

говорю — встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он тотчас встал

пред ними, взял на чем лежал и пошел в дом свой, славя Бога» (Лк. 5,17–25).

Евангелист Матфей в своем Евангелии вспоминает: «И ходил Иисус по всей

Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя

всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей

Сирии, и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными бо-

лезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он

исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятигра-

дия и Иерусалима и Иудеи и из-за Иордана» (Мф. 4, 23–25). Апостолы Марк

с Лукой согласно свидетельствуют: «И куда ни приходил Он, в селения ли,

в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили

Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его, и которые прикаса-

лись к Нему, исцелялись» (Мк. 6,56). «И весь народ искал прикасаться к

Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк. 6,19). Да,

конечно, такие явления Силы Божией воспринимаются как чудо:

Найдись в это время минута свободы

У листьев, ветвей, и корней, и ствола,

Успели б вмешаться законы природы.

Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.

Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда

Оно настигает мгновенно, врасплох.

Пастернак Б. Л.

Наш современник, греческий профессор-медик Иоанн Романидис в своей

монографии пишет: «Вера во Христа вовсе не является верой, если человек не

проходит через врачевание во Христе. В случае отсутствия таковой появля-

ется противоречие, которое можно выразить так: некий больной питает вели-

кое доверие к врачу, но никогда не выполняет его советов. Чтобы правильно

воспринимать христианское лечение в его общей связи с миром, необходимо

заметить, что если бы пророческий иудаизм и христианство, как его преем-

ник, впервые появились на свет в ХХ веке, то их, вероятно, охарактеризовали

бы не как религиозные учения, но как медицинские науки, родственные пси-

хиатрии, чье распространение в обществе связано с их успехами в излечении

различных стадий болезни частично поврежденной человеческой личности».

Следует объяснить термин «во Христе». Его надо понимать как нахождение

человека в энергиях Христа, которые всегда действуют вместе с энергиями

Духа Святого, укрепляя, очищая и возводя низверженный до этого человече-

ский дух на Богом предназначенное ему место духовного руководителя души

и проводника божественных энергий. Душа же, подчиняясь духу и общаясь с

Богом через восприятие Его божественных энергий, руководит телом, во всем

ей послушным и насыщает его, в свою очередь, божественными энергиями.

Таким образом, весь человек укрепляется, очищается, приобретает в меру

свою свойства, подобные Богу, обоживается, становится сыном Божиим.

Следовательно, христианство прежде всего является медицинской нау-

кой. Как замечает митрополит Иерофей (2005): «Оно (христианство) лечит

больного человека, причем болезнь этого человека коренится в его духе.

Церковь с помощью своего учения, богослужения, аскезы, таинств, осво-

бождает дух, исцеляет душу и созидает тело человека как храм Духа Свято-

го. Это лечение, испытанное и подтвержденное всеми святыми, есть един-

ственныйпуть, ведущий к Богу. Мне представляется, что утрата предания

проявляется главным образом в утрате методов врачевания и подлинных

врачевателей». Для того чтобы рассмотреть эти методы врачевания и воз-

можности их использования современными врачами, в том числе, необхо-

димо рассмотреть вопросы антропологии как с позиции христианства, так

и с позиции современного человека.

Христианская антропология

Исторически в христианстве сложилось два способа описания антро-

пологии человека: дихотомический (душа-тело) и трихотомический (дух-

душа-тело), не противоречащие друг другу.

Часто Отцы Церкви использовали дихотомическое описание человека.

Делалось это тогда, когда их интересовали отношения между душой и те-

лом. При таком описании они подразумевали под душой все ее начала и

даже дух. Такой подход позволял продемонстрировать глубокое единство

всех свойств души и облегчал описание взаимодействия души, тела и мира,

взаимодействия нематериального существа с материальным миром. Чаще

всего и в повседневной жизни мы пользуемся дихотомическим описанием,

различая «душу», иногда «дух», часто смешивая эти понятия, и «тело». Рус-

ский поэт Кольцов А. В. в 1837 году выразил это следующим образом:

Две жизни в мире есть.

Одна светла, горит она, как солнце;

В ее очах небесный тихий день;

В сиянии — святая мысль и чувство;

Ее живая сила так роскошно

Звучит свободной и разумной речью.

И это — жизнь земнова духа;

Долга она, как Божья вечность…

Другая жизнь темна;

В ее очах — земная грусть и ночь;

И спит она сном крепким и мятежным,

Таится мысль в ее цветистых формах,

Но не звучит свободной речью;

Наклоннее во тьме она к молчанью.

И это — жизнь земнова праха;

Кратка она, как блеск звезды падучей…

С другой стороны, апостолы и отцы церкви прибегали к трихотоми-

ческому описанию человека — «дух-душа-тело»: «… И ваш дух и душа и

тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа на-

шего Иисуса Христа» (1 Посл. Фес., 5,23). Это происходило тогда, когда они

старались выделить способность человека к единению с Богом и особенно

тщательно рассмотреть состояние болезни падшего человека. Заметим, что

падение человека с точки зрения христианства заключается: 1) в утрате ду-

хом человеческим способности функционировать правильно или функцио-

нировать вообще; 2) в более общем смещении психической деятельности к

физиологическим процессам; 3) вследствие этого в порабощении психики

(души) гнету внешних обстоятельств.

Обратим внимание читателя, что из современных святителей наибо-

лее полное освещение трихотомического строения человека привел Войно-

Ясенецкий В. Ф. (архиепископ Лука) в своей монографии «Дух, душа и

тело», написанной в 50-е гг. прошлого века. Он подчеркивает: «Человек

в соответствии с православием состоит из трех сфер: духа, души и тела.

Тело — это то, что роднит человека со всей природой, душа — с животным

миром, и только дух — специфическое отличие человека. Дух бессмертен и

предшествует появлению человека на свет. Если дух грубый и жестокий, то

уже в процессе эмбриогенеза о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: