Положение дел у современного человека




Состояние современного человека хорошо отразил Тютчев Ф. И. (1851):

Наш век

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры — но о ней не просит…

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед замкнутою дверью:

«Впусти меня! Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..»

Сразу же заметим, что ситуация сегодняшнего дня очень серьезная, на-

поминающая предпотопную, когда Бог сказал: этим людям дальше жить

нельзя, они стали плотью, духа в них больше не осталось, они сосредоточи-

лись только на земном, только на вещественном, ничего у них не осталось,

что могло бы сделать их родными Мне и быть для них путем в вечность

(Бытие 6, 3). Такая же картина была в Содоме и Гоморре. Если мы сравним

описание, данное в Библии и поэтическую характеристику нашего обще-

ства, данную одним из подвижников современного православия, то картина

получится очень похожая:

Народу!

Поверженная срамословьем

Страна в отчаянье лежит.

Никто отныне не блудит:

Все занимаются любовью…

Мой замордованный народ!

Печальна полоса невзгод,

Прискорбна общая разруха,

Но страшно поруганье духа!

Когда глаголющие лживы,

Когда все силы — для наживы,

Когда забыто благородство,

Когда любуются уродством,

Когда в чести самцы и самки,

А целомудрие на свалке,

Когда содомляне вещают

И нормой срам провозглашают,

Когда священное обрыдло,

Тогда ты не народ, а быдло!

Не потому ли, по заказу,

Выносят мерзость и заразу?

Чтоб жрали и хлебали пойло,

Чтоб горницей казалось стойло,

Чтоб принародно оголялись

И без конца совокуплялись,

Теряя разум в наслаждениях

И утопая в испражненьях,

Чтоб, обезумев от зловонья,

Забыли о простом законе:

Толпе, без чести, без стыда,

Не стать народом никогда!

Иеромонах Роман (Матюшин),

15–16 сентября, 2002 г.

Чем закончилось с Содомом и Гоморрой, известно. Повторим. Бог ска-

зал Аврааму, что если найдется хотя бы 10 праведников в этих городах, то

пощадит их. Но не оказалось и десяти. Именно это привело к заключению,

что жители этих городов не могут продолжать свое существование на земле

и не потому, что они землю порочат, а потому, что это их собственная по-

гибель: лучше им не жить, чем продолжать так грешить, как они грешили

(Бытие 18, 22–32). Слава Богу, у нас в России еще праведники есть…

Люди современного мира обладают «дебелыми» телами по термино-

логии отцов церкви. Эти тела животворятся физиологическими энергиями,

получаемыми с помощью пищеварительного тракта человека. Как хорошо

известно, человеческий организм имеет ограниченный запас этих энергий.

Отметим, что в современном русском языке несколько изменилось значение

слова «дебелый». Толковый словарь русского языка под редакцией Шведо-

вой ставит рядом с ним отметку — просторечное — и сообщает, что дебе-

лый — это «полный, толстый» (если речь идет о человеке или теле). При-

мерно такое же определение дает словарь Даля: «плотный, здоровый, туч-

ный». В святоотеческой терминологии эти эпитеты, применённые В. Далем

и Шведовой для определения дебелости тела, естественно, сохраняются,

но предполагаются, кроме того, и другие: невыносливое, быстроутомимое,

ослабленное, незащищённое, лишенное жизненной энергии, податливое,

уступчивое и т. д.

Поскольку психические органы современного человека также питают-

ся этими физиологическими энергиями, преобразовывая (превращая) их в

психические энергии, то появляется некая конкуренция между животным и

разумным умами, с одной стороны, и физическим умом — с другой. Мно-

гие из нас заметили, что люди с выдающимися умственными способно-

стями, как правило не обладают большой физической силой, а силачи, как

правило не потрясают человечество великими открытиями и удивительной

сообразительностью. С детства каждому из нас известна поговорка: «В

здоровом теле — здоровый дух». Но в дебелых телах здорового духа быть

не может — он низвержен со своего руководящего места в иерархии «дух-

душа-тело», душа расчленена и части её как бы приросли к тем участкам

дебелого тела, которые имеют некоторый, скорее эфемерный, чем реальный

достаток физиологических энергий, чтобы самой хоть как-то пропитаться

и не деградировать слишком быстро. А где мы видели здоровое тело (даже

опуская целую область медицины — душевные болезни)?

Таким образом, тело современного человека является носителем созна-

ния человека — его души, поскольку, с одной стороны, является её питате-

лем, однако, с другой стороны, не может поставлять душе необходимое ей

для здорового, цельного существования количество физиологической энер-

гии. Душа человека, поэтому, как бы приживляется, прирастает к физиче-

скому телу человека и по возможности впитывает в себя капли этой мало-

сильной физиологической энергии. В итоге получается, что те места тела

человека, которые более насыщены физиологической энергией, лучше под-

питывают и некоторые части души, этим местам соответствующие. Душа,

приспосабливаясь к таким условиям собственного пропитания, меняет, в

некоторой степени, свою форму, а также свои внешние и внутренние связи,

тем самым искажая заложенный в неё изначально Образ Божий.

Возникает кажущийся парадокс. Нематериальная, а поэтому не связан-

ная материальным пространством душа оказывается привязанной к матери-

альному пространству через привязанность к телу, питающему ее. Конкре-

тизируется и реализуется эта привязанность посредством умов: физическо-

го, животного и частично разумного, которые становятся как бы хозяевами

ситуации, имея возможности приводить в движение и направлять энергии

в нужном им направлении, в том числе и физиологические. Основным же

в этой ситуации становится физический ум, начинающий идентифициро-

вать себя с телом и требовать для тела комфорта, пищи, тепла, уюта. Чело-

век, отождествивший себя с телом, говорит: «Мне больно», «Мне холодно»,

«Мне хочется есть»… Мне — телу.

Святые Отцы для этой ситуации ввели термин: «душа распята в теле».

Душа не свободна, душа болезненно присоединена к телу, душа умирает

или мертва. Умирает — значит теряет связь с Божественными Энергиями.

Умерла — потеряла связь с Божественными Энергиями и получает только

физиологические энергии от физического тела. Перестала быть гражданкой

небесной, стала гражданкой мира сего. Перестала быть бессмертной, стала

смертной. Почему это происходит, как?

Святые Отцы учат: это — результат войны падших духов против чело-

века. Цель войны — порабощение человека, его сознания, его души и тела.

Боевые действия со стороны падших духов начинаются, как правило, с

момента появления человеческого младенца в мире — его рождения. Пока

младенец находится в материнской утробе, он не делает практически ника-

ких выборов — он живёт в маме, он живёт мамой, её чувствами и силами.

Однако, с момента появления его в дуальном мире, материальность мира

тут же является перед младенцем своим колоссальным количеством мате-

риальных предметов и их взаимодействием между собой. До этого было

общение души младенца с ангелом хранителем — духовным существом,

с душою матери — тоже нематериальной и т. д., а после рождения прихо-

диться взаимодействовать и с телом матери, с пелёнками, с окружающими

людьми, игрушками, с собственным телом, находящимся теперь в значи-

тельно более суровых условиях, чем это было внутриутробно.. Стимуляции

материального мира с этих пор начинают значительно превосходить стиму-

ляции, идущие из нематериального мира. Внимание младенца вынуждено

всё более и более фокусироваться на предметах и событиях материального

мира. Младенец начинает жить двумя жизнями: духовной — продолжением

общения с ангелом хранителем, душей матери, с другими чистыми и нечи-

стыми духами с помощью своих духовных чувств, в том числе и с помощью

духовных аналогов своих пяти материальных чувств, и материальной — с

окружающим его теперь материальным миром, с помощью своих пяти ма-

териальных чувств: зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса.

В данной ситуации уже требуется выбор младенца: хочет есть или не

хочет, холодно ему или жарко, больно или не больно, будет общаться с

духовным миром или будет общаться с материальным… Духи поднебес-

ные — духи нечистые и лукавые, проявляют максимальную активность,

чтобы обратить внимание младенца на предметы и события материального

мира: старательно объясняют назначение предметов материального мира,

их взаимодействия между собой и их значение для земной жизни младенца.

Уводят фокус внимания его из духовного мира в материальный, приучая

пользоваться новыми для младенца пятью материальными органами чувств

и, соответственно, пятью чувствами, получаемыми от этих органов.

Если младенец делает выбор в пользу духовного мира, то духи подне-

бесной заставляют младенца обращать внимание на аспекты материального

мира, создавая множество неприятных ситуаций для него через посредство

окружающих его людей и предметов. Они это делают до тех пор, пока мла-

денец не начинает жить практически постоянно своими пятью материаль-

ными чувствами — тогда они на время оставляют его в покое, давая ему

возможность вжиться в материальный мир. Периодически они появляются

снова около младенца, проверяя насколько крепко он вжился в этот мир, и

если их что-то не устраивает — то снова создают ситуации, заставляющие

младенца практически постоянно жить пятью материальными чувствами.

Ангел хранитель при этом активно не защищает младенца от посягательств

на его внимание падших духов, но старается убедить младенческую душу

не оставлять своим вниманием духовный мир, не забывать о нём и не терять

навыков общения с ним.

Это — первый и очень важный в жизни человека выбор, первый серьёз-

ный опыт использования дуального мышления: жить духовной жизнью или

материальной? О какой из них радеть, а какой пренебрегать? В результа-

те, подавляющее большинство младенцев уже на втором году своей жизни

«полноценно» живут в материальном мире, практически «забыв» о духов-

ном и разучившись с ним общаться. Начинается активное вхождение в ма-

териальный мир и адаптация сознания младенца ко всему материальному,

воспринимаемому им дуально: хочу — не хочу, буду — не буду, интерес-

но — не интересно, люблю — не люблю и т. д., и т. п. Родители могут только

ускорить и углубить этот процесс, т. к. сами уже давным-давно включены в

процесс материального восприятия на все сто процентов своего внимания

и усердия. Почему же так успешны оказываются действия поднебесных ду-

хов? Во-первых, потому, что Бог попускает это — человек должен пройти

жизненное поприще, живя на Земле, познавая добро и зло в своей жизни

и формируя свое мировоззрение, и, в результате всего этого, сделать свой

осознанный и свободный выбор: быть с Богом и у Бога, чадом Божиим, или

быть как Бог — «конкурентом» Богу?

Во вторых — разум младенца не имеет никакого опыта жизни в мате-

риальном мире, поэтому его легко испугать, ввести в «шоковое» состояние,

а затем ласково «препроводить» в материальный мир. Испуганный разум

младенца под давлением и по указке поднебесных духов, делает выбор не

в пользу своего духа. Он отказывается от общения с ним, больше не фоку-

сирует своё внимание на нём, а следует указаниям «добрых» поднебесных

духов как «полноценно и счастливо» жить в материальном мире и начисто

забыть о духовном. Ведь живя на Земле и обладая материальным телом ты

сам «куёшь своё счастье» — не так ли? В результате: дух — низвержен,

душа — распята, тело — дебелое, сердце — окаменелое, Эго — всему го-

лова. Однако, это состояние человека не абсолютно и может быть изменено

благодаря усилиям Ангела Хранителя этого человека; духа этого человека,

хоть и низверженного со своего руководящего положения, но сохранившего

свой модус жизни — восприятие божественных энергий; души человече-

ской, имеющей единоличное право выбора в жизненных ситуациях и неудо-

влетворённой жизненной ситуацией, сложившейся в результате управляю-

щих действий Эго. Она может, как говорится, воспрянуть духом, т. е. поста-

вить дух по отношению к себе на положенное ему главенствующее место

над умами, начать жить по универсальным жизненным законам — десяти

заповедям Божиим, стараться сохранить это положение дел и в дальнейшем.

Однако плоды деятельности Эго в человеке сохранились: эгоистические

привычки, стереотипы восприятия и поведения, усвоенные душой в виде

страстей — сильных привязанностей к каким-либо предметам и ситуаци-

ям, которые культивировались Эго. Воспрянуть духом душа может в том

случае, если у неё найдётся достаточно сил и достаточный для этого повод,

который может появиться только при наличии некоторого опыта жизни в

дуальном мире. Поэтому духовные порывы появляются у людей, как прави-

ло, не раньше, чем в юношеском возрасте. Если такое всё-таки произошло,

то сразу за этим следует серьёзный конфликт с материальным окружением

такого человека: с его домашними, с сотрудниками по работе, и с собствен-

ным внутренним миром, в котором Эго занимает не последнее место. Духи

поднебесной тут же собираются с силами и начинают войну против вышед-

шей из их повиновения воскресшей души. Совершается нападение на ум че-

ловеческий, как особо подвижный и несколько спекулятивный орган души,

через который возбуждаются в душе свойственные ей страстные чувства.

Спекулятивность ума обусловлена: во-первых, тем, что одной из главных

задач его деятельности является сохранение жизнеспособности человека в

любых жизненных ситуациях и, во-вторых — его адаптированностью к ду-

альному миру. Страстные чувства возбуждённой души напитываются духа-

ми поднебесной через ум человеческий, внимание которого они старательно

привлекают к себе всеми возможными средствами, отвлекая его от прямого

общения с духом человека, соответствующими этим чувствам энергиями и

в некоторый момент времени они, эти страстные чувства, становятся доми-

нирующими в душе человека. Душа человека может сопротивляться такому

воздействию на неё поднебесных духов, но если она чуть раньше позволила

себе некоторое страстное возбуждение, то успех дальнейшего сопротивле-

ния её духам поднебесным становится весьма проблематичным. Если это

всё-таки произошло и страстные чувства стали доминирующими в душе

человека, то их «ценность» в данный момент времени для человека стано-

вится весьма и весьма большой. Например: чувство острой влюблённости

(вспомним чувства Наташи Ростовой из романа Л. Толстого «Война и Мир»

во время попытки её похищения Долоховым), чувство владения большой

суммой денег, чувство власти и т. д., и т. п.

Следующий удар поднебесные духи наносят душе, начиная её запу-

гивать видениями всевозможных страшных последствий, которые могут

произойти, если она «потеряет» в своей жизни такие яркие и «важные»

для себя переживания, чувства, предметы вожделения и т. д., вернувшись

к праведной духовной жизни. С другой стороны, преподносятся видения и

соображения о наказании Божием за наличие у души только что явленных

пристрастий, если она вернётся к праведной жизни, принуждая согласиться

ее на отказ от этой трудной, обязывающей ко многому — жизни с духом —

духовной жизни. Запугивание нарастает вплоть до чувства близкой смерти.

Если душа испугалась, то, испугавшись, отказывается от общения с духом

человеческим как своим руководителем, ум признает свое поражение перед

духами поднебесной в этой войне и сдаётся на милость победителю, кото-

рый его тут же заставляет совершить, мысленно, естественно, соблазняю-

щий душу грех. По совершении сего уже всего человека как пленника ведут

на самое дело греха. Но это лишь начало действий поднебесных духов, в

результате которых они убеждаются в реальности их победы. Преподобный

Максим Исповедник ссылается в этом случае на евангельский текст: «Итак,

когда увидите мерзость запустения… стоящую на святом месте…», и гово-

рит, что место святое и храм Божий есть ум человеческий, в коем демоны,

опустошив душу страстными помыслами, поставили идола греховного. Что

такое идол? Это изображение некоего существа, которого нет, имитация

его. Человеческая побежденная и плененная демонами душа принуждается

ими к организации своей жизни не вокруг святого Начатка Духа, Искры

Божией, а вокруг человеческого духа, ограниченного в действиях и лишен-

ного связи с Духом Божиим, благодаря навязанному ему новому образу его

жизни: он, дух человеческий, есть часть разума, обеспечивающего отныне

разумную жизнь тела. Разум без руководящей роли духа будет обращен

своим вниманием на душу и тело, а не на Духа Святого, Истину Божию. Та-

ким образом, душа организует свою «новую» жизнь вокруг низверженного

теперь (с руководящего своего положения в связке «дух-душа-тело») духа,

вокруг мерзости запустения, т. е. отсутствия Искры Божией, Начатка Духа.

Таким образом, формируется Эго человека — представление, что «Я» чело-

веческое есть ум, душа и тело, или, что душа, ранее организовавшая свою

жизнь вокруг духа, теперь есть сознательное существо, ограниченное ее же

умом и телом. Происходит «обольщение» человека: замена способа жизни

человека в связке «дух-душа-тело» связкой «ум-душа-тело». Напомним, что

ум есть сосуществование трёх умов души человеческой: физического, жи-

вотного и разумного, т. е. разума.

Надменный разум к Истине стремится,

Сомнение не вменяя ни во грош,

И то, что не вмещается в границы,

Немедля отвергает, яко ложь.

Определенье выше всяких Истин?

Оборотись, прельщенный, на сады.

Цена садам — не бормотанье листьев,

А дерева гнетущие плоды.

Но он не внемлет.

Сам себе дивится,

Опять в мечтах куда-то унесло.

И жалкий луч, пронзающий темницу,

Слепит его безумное чело.

Надменный разум к Истине стремится,

Но без смиренья он — самоубийца.

Иеромонах Роман (Матюшин), 1994

Божественные Энергии в этой ситуации в человека не попадают, пото-

му что внимание разума на них не фокусируется. Душа их не воспринимает,

потому что их не воспринимает разум, который оказался «духовным» руко-

водителем всего человека, сам смертный и человека делающий смертным.

Это и есть идол греховный. Греховный — потому что без Бога, Его Энер-

гий. Вследствие этого обычный современный человек не может видеть Бога

и максимум, что он может сделать в этом случае, — это принять интеллек-

туальную концепцию Его Существования. В этом состоянии человек не ви-

дит также и психофизические ловушки для психических энергий человека,

созданные бесами для откачки этих энергий и обеспечения себя такого рода

питанием. Человек без Бога есть страстный человек. Поэтому можно дать

такому человеку пожить некоторое время спокойно, безмятежно, накопить

в себе некоторое количество психической энергии, чтобы он почувствовал

себя в светлой полосе жизни. Затем начать задевать в его душе страстные

струны: подозрительность, гневливость, жадность, сластолюбивость, блуд__________-

ную страсть и т. д. В результате фокусировки внимания ума человека на

этих страстях запас психической энергии переходит в свою более низкую

форму существования — страстную энергию, которая улавливается в кана-

лах, по которым течет в теле, психофизическими ловушками-блокировками

и осваивается бесами как приемлемая для них пища, а человек опустошает-

ся психически. Это уже темная полоса жизни. Как провести «дифференци-

альную диагностику», выражаясь «медицинским языком», действия Божия

(Духа) и действия темной силы? Апостол Павел в послании к Галатам (5,

16–26) прямо указывает: «Я говорю: поступайте по духу и вы не будете

исполнять вожделения плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух —

противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете,

что хотели бы. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечи-

стота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть,

гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство,

бесчинство и тому подобное.… Плод же духа: любовь, радость, мир, дол-

готерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Святой

Серафим Саровский в своих поучениях обращает внимание, что Действие

Божие дает мир, радость, уму — свет, сердцу — горение, всему нашему

существу — смирение и забвение о себе. Приближение темной силы (духов

тьмы) дает тревогу, безрадостность, холод, потемнение ума, сосредоточен-

ность на себе, презрение к другим.

Необходимо сделать небольшое отступление и остановиться на поняти-

ях «бесы», «духи тьмы» и т. д. Впрочем, имя им «легион». Мы не будем под-

робно останавливаться на данном вопросе. Всего несколько строк. Вспом-

ним А. С. Пушкина:

Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят;

Вот уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят;

Кони снова понеслися;

Колокольчик дин-дин-дин…

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

14. Лечение и исцеление

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

Конечно, нам в некоторой степени понятен тот скепсис, испытываемый

некоторыми людьми при указанных словах. В наш «просвещенный и техно-

кратический век», век «научного прогресса» современному человеку трудно

поверить в некоторые таинственные силы, могущие оказывать на него воз-

действие. Чаще всего в настоящее время дьявол воспринимается как миф,

а все темное, во многом благодаря различным психологическим школам,

приписывается глубинам нашего подсознания или каким-то непонятным

феноменам. Напротив, Церковь и не только христианство, но и иудаизм, и

ислам всегда утверждала присутствие и активное действие в нашем мире

злых демонических сил. Тот, кого интересует этот вопрос, может обратить-

ся к Библии и творениям Святых Отцов, тем более что противостояние бе-

совским силам одна из основных тем творений Святых.

Единственное, на что хотели бы обратить внимание — со дня создания

людей дьявол (в разном виде) пытается проникнуть в душу каждого челове-

ка через совершение человеком греха. Именно мы, люди, осуществляя грех,

вернее даже склоняясь ко греху, даем возможность дьяволу и бесам возмож-

ность существовать и паразитировать в этом мире. Об этом учили Святые

Отцы, в частности Антоний Великий, подчеркивая: «… демоны сами не

имеют тела, но… мы становимся для них телами, принимая от них помыш-

ления». Для сомневающихся приведем отрывок из книги Клайва Стейплза

Льюиса (1898–1963) — выдающегося английского и ирландского писателя,

ученого и богослова: «Чтобы совратиться, сила зла должна была существо-

вать и обладать разумом и волей. Но существование, разум и воля сами по

себе — добро. Таким образом, сила зла должна была получить все это от

силы добра; даже для того, чтобы стать плохой, силе зла пришлось бы по-

заимствовать или украсть все необходимое у своего оппонента. Становит-

ся ли вам яснее, почему христианство всегда говорило, что дьявол — это

падший ангел? Это не просто сказка для детей. Это глубокая истина, сви-

детельствующая о том, что зло — паразит, а не что-то изначальное и само-

стоятельное. Силы для своего существования зло черпает из добра. Все, что

толкает плохого человека на активное зло, само по себе — не зло, а добро:

решимость, ум, красота и собственно существование. Кто-нибудь, возмож-

но, спросит меня: “Не хотите ли вы в наше просвещенное время вновь пред-

ставить нам старого приятеля, дьявола, с рогами, копытами и всем прочим?”

Я не знаю, при чем тут просвещенное время, и меня не особенно интересует

такая деталь, как рога и копыта. Но в остальном я ответил бы: “Да, именно

это я собираюсь сделать”. Я не утверждаю, что мне что-либо известно о его

внешности. Если кто-то действительно желает узнать его получше, такому

человеку я скажу: “Не беспокойтесь. Если вы в самом деле хотите познако-

миться с ним поближе, то непременно познакомитесь. Понравится ли вам

это — другой вопрос”».

Вернемся к теме нашего рассмотрения. Если у человека замечается че-

редование темных и светлых периодов в жизни — значит, его «доят» бесы, а

эти периоды есть у подавляющего большинства людей современного мира.

Такая жизнь безысходна и ведет к накоплению шлаков в физическом теле

человека, а в психике — страстей. Тяжесть этих чужеродных образований

блокирует нормальное прохождение жизнетворных энергий в организме,

препятствует полноценному питанию мозга, вызывает общее отупение ума

и чувств, приводит к отождествлению человека со своим телом и с его все

более болезненными реакциями на действие шлаков и блокировок. Ото-

ждествление с телом приводит к потаканию страстям и в результате к обра-

зованию и закреплению энергозатратных привычек и навыков. Уменьшение

количества свободной энергии по причине ее растрачивания на удовлетво-

рение страстей ведет к еще большему их усилению и т. д. Чтобы поддержи-

вать мыслительный процесс, требуется все больше и больше есть. Качество

работы перегруженного кишечника ухудшается, количество съеденной

пищи увеличивается. Тело становится слабым, тяжелым — «дебелым».

Умы телесный и животный, благодаря ослабленной организующей дея-

тельности разума и души в дебелом, ненасыщенном жизненными силами

теле, становятся самостоятельно действующими и каждый из них стремит-

ся получить свое желаемое, без учета общих интересов человека. Другими

словами: если __________рассудок не в состоянии организовать деятельность Эго че-

ловека, то оно распадается на три, как бы отдельно существующих Эго —

телесное, животное и разумное, причём разумное остаётся не у дел, а теле-

сное и животное, конкурируя, добиваются желаемого своего. Эти Эго пред-

ставляют из себя следующее:

1. Самостоятельно действующий телесный ум. В случае, если человек

отождествляет себя с телом, создаёт своё, как бы отдельное, физическое

Эго, которое в данном случае есть совокупность телесных ощущений,

привычек, стереотипов восприятия внешних стимулов и стереотипов

ответных действий на них. Человек, живущий, в основном, под влия-

нием физического Эго, склонен к скепсису, во всём видит опасность,

настроен скорее на поражение, чем на победу, во всём сомневается, кон-

сервативен, становится агрессивным, когда что-то новое входит в его

жизнь.

2. Самостоятельно действующий животный ум. В случае, когда человек

склонен к чувственному переживанию событий, происходящих в его

жизни, создаёт своё, как бы самостоятельно живущее Эго, которое в

этом случае есть совокупность стереотипных чувственных представ-

лений человека об окружающем его мире: стереотипов чувственного

мышления, поведения, восприятия, симпатий и антипатий, пристра-

стий, желаний и т. п.

3. Рассудок, так же как телесный и животный умы, может создавать своё,

как бы отдельное от них Эго, которое тоже является стереотипом: сте-

реотипные представления человека об окружающем мире, о самом себе,

о смысле жизни, о мироздании, о экономических, политических и рели-

гиозных проблемах. Такие стереотипы уже не могут появиться сами по

себе, но образуются под влиянием полученных человеком воспитания,

образования и последующего, затем, погружения в общественные от-

ношения — в социум.

Такое состояние психики, при котором ослаблено или полностью от-

сутствует управляющее действие разума человека, есть и у алкоголиков, и у

наркоманов, и у страстных игроков, и у заядлых коллекционеров, у безумно

влюбленных, у тупо работающих, у яростно критикующих и т. д., и т. п.

При этом происходит самоидентификация души с двумя низшими Эго, но

во главе с активным Эго, и пока это Эго остаётся активным, не может быть

никакого свободного проявления душой своей истинной природы, своей

истинной личности. Будет одна личина, соответствующая «интересам» ак-

тивного Эго. Самодвижимые же умы — физический и животный — вместе

с ослабленным разумом будут старательно закрывать истинное восприятие

души своими интересами, принуждая душу непрерывно самоидентифици-

роваться с активным Эго, созданного одним из умов, ранее оскверненным

и побежденным бесами. Некогда Богом созданная иерархия «дух-душа-

тело» была, при низвержении духа человеческого с главенствующего по-

ложения, заменена иерархической связкой «ум-душа-тело», а затем, при

потере телом жизненных сил и превращении его в «дебелое тело», связка

«ум-душа-тело» опустилась до статуса «ум (во главе с активным низшим

Эго) –душа — тело», которая опускает статус души с «души разумной чув-

ственной желающей» до «души желающей неразумной». Таким образом,

душа, самоидентифицируясь с одним из низших Эго, начинает игнориро-

вать интересы ума человеческого и человеческого Эго и пересиливает их

силой своего желания. Силы на такие действия душа, привязанная к телу

источниками физиологических и животных энергий, берет из трех мест, где

эти энергии накапливаются: в душевном центре человека, находящемся в

центре груди недалеко от физического сердца — в психическом сердце; в

районе пупка — месте накопления эмоциональной психической энергии;

между пупком и промежностью — месте накопления грубой чувственной

животной энергии. Из этих центров собранные страстно желающей душой

энергии устремляются в голову человека, путая умственную деятельность,

делая на некоторое время ум своим рабом и используя его для реализации

своих желаний, в данном случае — страстных.

Если продолжить предыдущее сравнение, то можно сказать, что ал-

коголик, или наркоман, или игрок, или коллекционер, или страстно влю-

бленный, или яростно критикующий и т. п. начали чувствовать непреодо-

лимое желание получить предмет своей страсти любым путем, пусть даже

не принятым в человеческом обществе, даже преступным — любым… И

как можно скорее… У души человеческой, однако, бывают паузы между

разнообразными попытками реализаций своих страстных желаний. Это мо-

жет быть и время релаксаций — время восстановления некоторого запаса

энергий, ранее перед этим растраченных, но может быть и время, потра-

ченное на подсчеты убытков, на сожаление и скорбь о содеянном. Именно

в это время может быть снова задействован ум, ищущий Истину. Найти ее

в сложившейся ситуации он не сможет, но информацию о ней, например, в

Библии, в писаниях Святых Отцов, сможет и найти.

Позволим себе небольшое отступление и зададим себе вопрос Понтия

Пилата: «Что есть истина?». Со времени своего создания человек ищет от-

вет на этот вопрос. Опустим сейчас Ветхий Завет. Интересно, что даже в

языческом античном мире понятие «истины» формулировалось достаточно

жестко. Так, греческий философ Парменид́ из Элеи́ (ок. 540 до н. э. — ок.

450 до н. э.), считал, что основным критерием истины является тождество

мышления и бытия. Затем, в Средние века и в наше время философы стали

выделять «различные виды» истин: абсолютная, относительная, случайная,

необходимая, аналитическая, синтетическая и т. д. В общем на любой вкус.

Все __________это привело к тому, что над этим понятием просто начали потешаться.

Достаточно вспомнить А. С. Пушкина:

Издавна мудрые искали

Забытых Истины следов

И долго, долго толковали

Давнишни толки стариков.

Твердили: «Истина нагая

В колодез убралась тайком»,

И, дружно воду выпивая,

Кричали: «Здесь ее найдем!»

Но кто-то, смертных благодетель

(И чуть ли не старик Силен),

Их важной глупости свидетель,

Водой и криком утомлен,

Оставил невидимку нашу,

Подумал первый о вине

И, осушив до капли чашу,

Увидел Истину на дне.

И только христианство под Истиной понимает не некоторую абстракт-

ную идею или философское учение, а живую личность Иисуса Христа, ко-

торый сам говорит: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6). Господь в Би-

блии много раз возвращается к этому понятию, особенно в тех ситуациях,

когда Истина извращается или попирается: «Ваш отец диавол; и вы хотите

исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не усто-

ял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое,

ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). С другой стороны, после грехопаде-

ния Адама и Евы все люди могут быть подвержены влиянию темных (дья-

вольских) сил, поэтому псалмопевец Давид с горечью восклицает: «Всяк

человек — ложь» (Пс. 115, 1–2). И только после прихода Христа (Истины)

появляется возможность у человека путем сознательного выбора, свобод-

ной волей определить свою причастность либо к истине и к вечной жизни

(вечному бытию), либо ко греху (лжи) — вечной смерти и небытию. Таким

образом, именно в христианстве Истина — это спасительная Личность Го-

спода нашего Иисуса Христа.

В Библии полагаются перед человеком два пути поиска Истины: об-

ратиться, если есть возможность к человеку, знающему Истину, и с его по-

мощью восстановить свое утраченное состояние или же самому путем по-

каяния и аскетического делания вернуть себе Богом данное состояние. Оба

пути даются большим трудом.

Еще в далекой древности, до нашей эры, были известны люди, общав-

шиеся с Истиной и имевшие силы и знания, и умевшие восстановить в че-

ловеке исконную природу его: например, царь Салима Мелхиседек, пророк

Моисей, пророк Илия и пророк Елисей, царь Давид и царь Соломон… Люди

нашей эры: апостолы __________Иисуса Христа, их ученики — Мужи апостольские, и

множество святых Божиих. В настоящее время такие люди тоже существу-

ют, но количество их катастрофически мало по всей Земле, а еще меньше

у них учеников. Заметим, что общая тенденция в настоящее время — от-

сутствие ученичества как такового, и не только в духовной сфере, но и в

производственной, научной и т. д. И понятны причины данного явления.

Связано это с тем, что современное образование, особенно в нашей стране,

приводит к тому, что у людей чаще всего начисто «отбивают способность

учиться чему бы то ни было». Постараемся объяснить



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: