1. Учитель предлагает учащимся рассмотреть выражения, записанные на доске, и заменить действие сложения действием умножения, если это возможно.
5 + 5 + 5 + 5 3 + 2+1 2 + 2 + 2 + 2 + 2
6 + 6 + 6 + 5 + 6 12 + 12 10 + 10 + 10
– В каких случаях нельзя действие сложения заменить действием умножения?
– Почему?
– Запишите остальные выражения, заменив действие сложения в них действием умножения.
Запись на доске и в тетрадях:
5 · 4 = 20 2 · 5 = 10
12 · 2 = 24 10 · 3 = 30
2. – Вы уже знаете, как называются числа при сложении и вычитании. Сегодня вы познакомитесь с тем, как называются числа при умножении.
Учитель вывешивает на доску таблицу:
Далее выполняется задание 1 (с. 46 учебника, часть 2), при выполнении которого отрабатывается знание новых терминов.
V. Сравнение выражений.
На доске записаны выражения из задания 2 (с. 46 учебника, часть 2), которые нужно сравнить.
– Что заметили?
– Как вы думаете, для того чтобы сравнить данные выражения, обязательно находить их значения?
– Сравните выражения, не производя вычислений.
Задание выполняется с подробным объяснением на доске.
VI. Работа над задачами.
Учащиеся читают задачу 3 (с. 46 учебника, часть 2).
– Что известно в задаче?
– Что нужно узнать?
– Каким действием будете решать задачу?
– Можно ли решение выполнить другим действием?
– Каким?
– Запишите решение задачи умножением. (2 · 4 = 8(л).)
– Сформулируйте и запишите ответ задачи.
Затем учащиеся решают в парах задачу 4 (с. 46 учебника, часть 2).
Задача проверяется фронтально.
Р е ш е н и е.
I. 30 – (5 + 3)= 22
II. (30 – 5) – 3 =22
III. (30 – 3) – 5 = 22
Задача может быть решена и по действиям. Важно, чтобы дети увидели все способы её решения.
Далее детям может быть предложена задача на смекалку (с. 46 учебника, часть 2).
|
VII. Работа с геометрическим материалом.
– Начертите прямоугольник, у которого длина одной из сторон равна 4 сантиметрам, а длина другой на 3 сантиметра короче.
– Проверьте работу друг друга.
– Вспомните формулу нахождения периметра прямоугольника.
– Запишите её. (Один ученик выполняет работу на доске.)
– Найдите периметр изображённого вами прямоугольника по формуле.
– Проверьте свою работу с доски:
Рпр = (4 + 1) · 2
Рпр = 10 см
VIII. Самостоятельная работа.
Учащиеся выполняют самостоятельно задание 6 (с. 46 учебника, часть 2), в котором находят значения выражений, записывая их в столбик, и задание 7 (с. 46 учебника, часть 2).
В заключение урока детям может быть предложено задание «Начерти и раскрась» (с. 46 учебника, часть 2), которое при необходимости может быть закончено дома.
IX. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Как называются числа при умножении?
– Всё ли вам было понятно?
– Чью работу вам хотелось бы отметить?
– Как вы сегодня работали?
У р о к 102. РАБОТА НАД ЗАДАЧАМИ И ВЫРАЖЕНИЯМИ
Цели: закреплять знание учащимися компонентов действия умножения; формировать умение находить значение произведения; развивать вычислительные навыки, умение чертить отрезки заданной длины; развивать мышление; прививать интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
48 48 48 48 48
61 61 61 61 61
III. Устный счет.
1. «Цепочка».
2. Найдите значения выражений удобным способом:
15 + 18 + 2
45 + 5 + 26
37 + 19 + 3
42 + 16 + 8
71 + 10 + 9
22 + 35 + 15