Развитие предприятия в условиях рыночной экономики




Содержание

Введение……….…………………………………………………………………..5

Глава 1. Теоретические основы влияния внутренней и внешней среды на реализацию продукции предприятия…………………………………………...8

1.1. Развитие предприятия в условиях рыночной экономики………………..9

1.2. Компоненты внешней и внутренней среды………………………………18

1.3. Факторы и показатели внешней и внутренней среды предприятия……26

1.4. Характеристика предприятия………………………………………………31

Глава 2. Влияние внешней и внутренней среды на реализацию продукции предприятия ООО «Компания МК»…………………………………………...39

2.1. Анализ предприятия на рынке, анализ конкурентов…………………...40

2.2. SWOT – анализ……………………………………………………………...50

2.3. Показатели внешней и внутренней среды……………………………….52

2.4. Прогноз реализации продукции предприятия………………………….56

Заключение……………………………………………………………………….60

Библиографический список…………………………………………………….64

Приложения……………………………………………………………………...66

 

Введение

Рыночная экономика, к развитию которой стремится сейчас Правительство Российской Федерации, обусловливает необходимость развития рыночных форм и методов хозяйствования экономических субъектов. Основой же современного рыночного хозяйства является маркетинговый подход к организации деятельности как на микроуровне - на уровне предприятий и организаций, так и на макроуровне - уровне всей национальной экономики.

Предприятие является основным звеном экономики и двигатель общественного развития в целом. Именно на предприятиях создается большая часть товаров народного потребления и национального богатства страны. Поэтому любые изменения в системе управления экономикой не имеют смысла, если они не способствуют повышению эффективности функционирования предприятий.

Большинство предприятий стремится использовать новую для них концепцию для целей адаптации к существующим, весьма нелегким для них, условиям переходной экономики. По мнению ведущих экономистов, системный подход к организации деятельности должен помочь промышленности в этой адаптации.

Актуальность исследования на предприятиях в новых условиях рыночной конкурентной среды определяется, прежде всего, продолжающейся переориентацией предприятий на удовлетворение в первую очередь потребностей потребителей продукции. Назрела необходимость в принципиально новой конкурентной рыночной среде и управлении ей, которая должна способствовать успешному решению, казалось бы, взаимоисключающих задач: повышать гибкость производства, быстро менять ассортимент продукции в соответствии с запросами потребителя и одновременно оперативно внедрять новую технику и технологию.

Ни один хозяйствующий субъект не может существовать в экономическом вакууме. Всегда есть определенная рыночная среда, в которой предприятие действует. Такую среду называют внешней, поскольку формируют ее внешние по отношению к предприятию участники экономической деятельности. В первую очередь, это бизнес партнеры, с которыми предприятие связывает деловые интересы, - клиенты, поставщики, заказчики, подрядчики, контрагенты.

Целью написания работы является анализ влияния внутренней и внешней среды на реализацию продукции предприятия.

Задачи работы:

- исследовать теоретические вопросы анализа внешней и внутренней среды организации;

- провести анализ влияния внутренней и внешней среды на реализацию продукции предприятия ООО «Компания МК».

Объектом исследования в работе является предприятие ООО «Компания МК».

Предметом изучения в данной работе является внешняя и внутренняя среда предприятия.

Круг ученых, посвятивших свои труды анализу влияния внутренней и внешней среды на реализацию продукции предприятия, следующие: Балабанов И.Т., Котлер Ф., Ламбен Жан-Жак и ряд других экономистов.

Методами исследования в работе являются: монографический, аналитический, экономико- математический.

Новизна проведенного нами исследования в работе состоит в применении современных научных методов исследования.

Работа имеет практическую значимость в плане применения исследованной системы влияния внутренней и внешней среды на реализацию продукции на предприятии ООО «Компания МК».

 

 

Развитие предприятия в условиях рыночной экономики

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли [5, c. 218].

В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственном хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего лица приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основными чертами предприятия как юридического лица являются[5, c. 323]:

ü организационное единство;

ü наличие обособленного имущества, включающего определенный комплекс средств производства;

ü имущественная ответственность;

ü оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность;

ü наличие юридических прав от своего имени выступать в судебных и арбитражных разбирательствах, иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке.

Важнейшими задачами предприятия являются[5, c. 324]:

а) получение дохода владельцем;

б) обеспечение запросов потребителей продукции;

в) обеспечение выплаты заработной платы персоналу, создание нормальных условий их труда и возможности профессионального роста;

г) обеспечение финансовой устойчивости и конкурентоспособности;

д) создание рабочих мест для населения региона;

е) охрана окружающей среды.

Задачи предприятия определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия и вне его.

Юридическими лицами являются коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческая организация – это организация, целью деятельности которой является получение прибыли и распределяющая полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ (часть 1), перечень которых иллюстрирует рис.1 [6,c.218].

Некоммерческая организация – это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющая полученную прибыль между участниками (см. рис.1).

Рис.1. Виды организационно-правовых форм организаций

Величина и структура УК зависят от отрасли производства, масштабов предприятия, уровня его специализации и кооперирования, организации обслуживания производства и предприятия в целом.

Вкладчиками при формировании и расширении УК могут выступать [4, c. 163]:

- государственные органы (включая федеральные и местные органы власти, иностранные государства);

- сторонние предприятия и организации, включая банки, холдинги, концерны и т.п.;

- общественные организации (различные фонды и объединения);

- частные лица, в том числе иностранные.

Изменение величины уставного капитала может происходить за счет: а) прибыли предприятия, б) выпуска дополнительных (эмиссии) акций, в) субсидий от государственных органов или головного предприятия для дочернего, г) присоединения дополнительных вкладов, паев со стороны новых юридических и физических лиц, пожелавших вложить (инвестировать) свои средства в предприятие.

В соответствии с законодательством РФ к числу малых относятся предприятия с предельной численностью работающих: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек, в сельском хозяйстве, инновационной деятельности и научно-технической сфере – 60 человек, в оптовой торговле – 50 человек, розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек. Статус «малого» не представляется предприятиям, в учредительном капитале которых доля юридического лица (юридических лиц) превышает 25%.

Эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии выражается в изменении производительности.

Уровень производительности характеризуется двумя показателями: выработкой и трудоемкостью.

Важная роль в развитии сферы обращения товаров народного потребления принадлежит предприятиям торговли. Преобразуя производственный ассортимент в торговый, определяя структуру и направление товарных потоков, на рынке в качестве посредника между промышленностью и розничным торговым звеном, торговые предприятия и организации способствуют гармонизации единого потребительского рынка страны.

Мировой опыт и отечественная практика показывают, что функционирование системы межотраслевых, региональных и межрегиональных связей немыслимо без участия торговли как активного коммерческого посредника.

К моменту реформирования экономических отношений торговля России была достаточно мощной, стабильной и единообразной в территориальном отношении структурой.

Наличие торговли в условиях рыночного хозяйства является объективной реальностью и необходимостью. Коренное изменение претерпевают и целевые ориентиры развития торговли как активного коммерческого посредника, являющегося ключевым звеном в системе товародвижения.

Целями развития предприятий торговли являются [3,c.163]:

· создание развитой структуры каналов товародвижения;

· поддержание необходимой интенсивности товаропотоков;

· формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения.

В условиях рыночного хозяйствовании изменяются и функции торговли — с одной стороны, они усложняются, а с другой — персонифицируются.

Предприятия торговли должны специализироваться на коммерческом посредничестве в установлении хозяйственных связей между предприятиями — производителями товаров и розничными торговыми предприятиями или другими оптовыми покупателями, а также на закупке и продаже товаров со складов и оказании сопутствующих услуг.

Основными задачами предприятия являются [3,c.167]:

· поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и других покупателей;

· закупка товаров у производителей и их доставка, хранение;

· формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями розничных предприятий;

· обеспечение предприятиям- производителям сбыта их товаров;

· маркетинговые исследования для производителей товаров и розничных торговых предприятий;

· информационное обслуживание.

Одной из главных задач управления предприятием является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается предприятие как целостная система. Наукой управления не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые при формулировании миссии. Поэтому существует множество самых разнообразных подходов к определению миссии и к ее содержанию, отражающие оценку роли и значения организации, в первую очередь, со стороны руководителей, принимающих решения. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель предприятия?

Миссия предприятия не зависит от текущего состояния дел на предприятии, методов работы, она в целом выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия работы предприятия и какие ценности при этом будут приоритетными.

Общая цель организации образует фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, менеджмент, финансы, персонал. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели организации.

Целеполагание- это исходный момент в деятельности управляющего, приобретающей все большее значение в условиях рыночной экономики.

Цели и задачи управления являются отправным моментом для определения объема и направления управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях управления, которые являются составными частями любого процесса управлении вне зависимости от особенностей (размера назначения, формы собственности и т. д.) той или иной организации.

Все эти функции между собой взаимосвязаны, самой главной из них является координация.

Планирование -это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы наиболее эффективные в конкретных условиях.

Организовывание - вторая функция управления, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.

Мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в плане.

Контроль- это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.

Координация- это центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Любое управление предполагает принятие решений, основанное на достоверной информации, поэтому также существенной функцией управления является информационное обеспечение. Для качественного управления необходимо оптимальное количество достоверной информации, так как ее недостаток не позволяет получить полного представления об изучаемом предмете. При недостатке информации трудно разобраться в ситуации и принять правильное решение.

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи- это связи подчинения и необходимость в них возникает при иерархичности управления, то есть при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер.

Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений.

Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления. В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно - права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей управления.

Специфика деловой среды в России

Возможности для бизнеса[1, c. 43]:

- приватизация;

- огромные природные ресурсы, которые слабо контролируются правительством;

- дешевая, образованная и квалифицированная рабочая сила;

- слабая законодательная база, свобода действий бизнесменов;

- открытая для внешних связей экономика;

- слабый контроль за уплатой налогов;

- возможность получения различных привилегий от органов государственного управления.

Угрозы для бизнеса:

- нерациональная структура народного хозяйства;

- инфляция, финансовая нестабильность;

- высокий деловой и политический риск;

- плохой инвестиционный климат;

- ненормально высокое налогообложение;

- волюнтаристские, противоречивые действия органов власти;

- коррупция;

- рэкет и организованная преступность;

- социальная дифференциация общества.

Окружающая среда маркетинга - совокупность сил и факторов, оказывающих влияние на маркетинговую деятельность фирмы и ее результаты[4, c. 212].

Микросреда маркетинга - совокупность сил и факторов, непосредственно связанных с деятельностью фирмы и контролируемых ею[4, c. 212].

Макросреда маркетинга - совокупность глобальных сил и факторов, действующих в масштабах всего рынка и потому оказывающих влияние на отдельно взятую конкретную фирму[4, c. 212].

 

           
   
 
   
 
 
 
 


ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ФИРМЫ

 

МИКРОСРЕДА МАКРОСРЕДА

 

(контролируемые (неконтролируемые

факторы и силы) факторы и силы)

 

В

Н

У Ф

Т А

Р К

Е Т

Н О

Н Р

И Ы

Е

 

 

Ф

А

К

В Т

Н О

Е Р

Ш Ы

Н

И и Влияние фирмы на контролируемые факторы

 

Влияние факторов и сил микросреды на фирму

 

Влияние факторов и сил макросреды на фирму

 

Рис. 2. Схема связей фирмы и окружающей среды

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: