3.1. Конкурентная позиция
3.2. Характерные черты ваших потребностей
3.3. Правительственные воздействия
3.4. Рынок трудовых ресурсов
3.5. Мнение заинтересованных лиц
3.6. Отношения с поставщиками и кредиторами
Внешние факторы — это в основном неконтролируемые силы, которые воздействуют на решения менеджеров и их действия и, в конечном счете, на внутреннюю структуру и процессы в организации. Менеджеры, спрашивая себя об этих силах, задают следующий вопрос: кто и что извне будет влиять на успех нашего плана?
Внешние факторы так многочисленны и взаимосвязаны, что менеджер часто затрудняется при выборе тех, которые наиболее важны в процессе принятия решений. Фактически, лишь немногие менеджеры уделяют серьезное внимание этому вопросу. Они предпочитают уже спрогнозированные общие тенденции, которые могут повлиять на получение прибыли.
Рассматривая эту проблему с точки зрения перспективы, полезно представить все внешние влияния на фирму как совокупность трех сфер. Эти сферы следующие: отдаленное, промышленное и оперативное воздействия.
Факторы отдаленного влияния
Отдаленное влияние состоит из серии факторов, которые берут начало за пределами фирмы, и обычно независимы от внутренней ситуации, сложившейся в фирме. Включая в себя экологические, экономическиe, политико-правовые, социально-культурные и технологические, отдаленное влияние представляет собой возможности, угрозы и рамки для функционирования фирмы. И лишь изредка организация (фирма) способна оказать существенное обратное влияние.
Экологические воздействия имеют отдаленное влияние на процесс принятия решений в управлении. Беспокойство по поводу охраны окружающей среды повлекло за собой в 70-х годах в США принятие особых законодательных актов об очистке воздуха и воды. Позднее в 90-х годах с некоторыми осложнениями для предпринимателей были предприняты действия, направленные на консервацию источников минеральных ресурсов и их обогащение.
|
Экономические воздействия — это влияние на деятельность фирмы, которое является результатом таких факторов, как производство, распределение и потребление товаров и услуг в тех регионах, где функционирует данная фирма.
Политико - правовые воздействия — это ограничения в процессе принятия решения, являющиеся результатом правовых и управленческих рамок, внутри которых фирма должна, или желала бы действовать. Эти рамки налагают на фирму обязанности по защите потребителей и окружающей среды посредством торговых соглашений, законов, налоговых программ, установления минимального уровня зарплаты, регулирования цен.
Как и другие воздействия в отдаленном окружении, социально-культурные подвержены динамике. Они постоянно изменяются, поскольку люди неизменно пытаются контролировать или приспособить к себе окружающую действительность в соответствии со своими желаниями и нуждами.
Социально-культурные условия влияют на решения менеджера. Так, они определяют то, как потребители примут товар и какой товар они хотели бы принять. Социально-культурные рамки определяют восприятие «хорошего вкуса» в рекламе, взгляды служащих на равные возможности при найме и веру конкурентов в этические отношения.
Популярный и удобный путь предсказать возникновение и упадок деловой активности — это анализ демографических данных с целью составления проекта основных тенденций, которые будут преобладать в будущем. Демографический прогноз описывает население с точки зрения будущих покупателей товаров и услуг. Обычно демографический прогноз включает в себя такие данные, как возраст, пол, семейное положение, жилые условия, доходы, расходы, образование.
|
Большинство предприятий учитывают прогнозы, в которые включены следующие основные данные[9, c. 218]:
1. Изменения численности женщин и мужчин.
2. Изменение продолжительности жизни женщин и мужчин.
3. Изменение среднего возраста населения.
4. Изменение прироста рождаемости.
5. Каким будет рост населения по регионам.
6. Как изменится постоянный доход (доход после уплаты налогов, уходящий на расходы и сбережения), и дискретный доход (единовременные сверхпоступления, которые расходуются на предметы роскоши), как увеличатся реальные доходы семьи.
Существующая и расчетная норма технологического прогресса является одним из факторов отдаленного влияния на фирму. Технология заключается в применении новых знаний для практических целей в любых аспектах производственных отношений. Поэтому бизнес должен идти в ногу с технологическим прогрессом, учитывая при этом все стадии производства: обработку сырья, дизайн, собственно производство, обслуживание, продвижение продукта к покупателю.
Факторы производственного воздействия (конкурентная среда)
Воздействия, которые порождены промышленным окружением, имеют даже большее влияние на поведение фирмы, чем отдаленные воздействия. В этом контексте термин «промышленные» отражает совокупность фирм, производящих продукт (или услуги), которые являютсяблизкими заменителями друг друга.
|
Основным моментом в процессе оценки менеджером позиции своей фирмы в производстве должно являться изучение конкурентной структуры промышленности.
Условия оперативного влияния
Существуют и другие условия, от которых зависит успех фирмы — это условия оперативного влияния. Все эти условия действуют на фирму, когда она пытается привлечь или приобрести необходимые ресурсы или продать свой товар или услуги с как можно большей прибылью. Оперативное влияние представляет такой уровень воздействий, на который отдельные фирмы имеют наибольшее влияние. Здесь требуется более быстрая реакция менеджера и более тщательный анализ. Среди наиболее заметных условий оперативного влияния: конкурентная позиция фирмы, характерные черты потребителей, заинтересованные лица, репутация фирмы среди поставщиков и кредиторов и доступный рынок трудовых ресурсов. Теперь мы детально рассмотрим все эти силы.