ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУПП




Наблюдая явления природы и общественной жизни, участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приуча­ясь к организованным занятиям, дети старшего дошколь­ного возраста (6—7 лет) приобретают в меру своих воз­можностей сравнительно широкий круг знаний, которые должны составить основу последующего умственного раз­вития и помочь им при обучении в школе.

Вместе с расширением круга знаний происходят из­менения в характере умственной деятельности, возникают новые формы мышления. В основе выполнения ре-. бенком умственной работы лежит процесс понимания, ко­торый строится на анализе и синтезе. В результате разви­тия мышления анализ становится все более дробным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети хотят по­нять связь между окружающими предметами и явления­ми, причины наблюдаемых явлений, их особенности. С развитием логического мышления развивается способ­ность устанавливать, раскрывать разнообразные связи, существующие в действительности между предметами и явлениями и внутри каждого из них.

Детям 6—7 лет свойственны большая любознатель­ность, наблюдательность, пытливость, интерес ко всему новому, необычному. Самому отгадать загадку, высказать суждение, придумать рассказ или его конец, начало, об­общить предметы по определенным признакам — вот да­леко не полный перечень интересных умственных задач, решаемых детьми этого возраста.

Решать головоломки, соблюдать определенные прави­ла игры детям этого возраста увлекательнее, чем играть и выигрывать без выдумки и без усилия. Главным в умст­венной деятельности становится стремление узнать новое. Большее, чем раньше, место приобретают мотивы сорев­нования. У детей старшего дошкольного возраста появля­ются новые мотивы умственной деятельности, интенсивно развивается словесно-логическое мышление.

Что же представляет собой словесно-логическое мыш­ление детей 6—7 лет?

Обобщение чувственного опыта, расширение кругозо­ра в связи с образующимися представлениями создают возможность думать не только о непосредственно воспри­нимаемых предметах, но и об отсутствующих. В возрасте 6—7 лет ребенок при рассматривании картин, слушании рассказов, сказок, в различных видах деятельности мо­жет выделить, абстрагировать более или менее сущест­венные признаки объектов, синтезировать их, обобщать, относить предметы к определенным категориям, класси­фицировать.

В пределах имеющегося опыта дети высказывают пра­вильные суждения об окружающих предметах и явлени­ях, объединяют их между собой, переходят от общего к частному и от частного к общему, делают умозаключения, в которых правильно раскрывают доступные для них причинно-следственные и другие связи явлений, учатся замечать противоречия в своих рассуждениях и устранять их в зависимости от глубины знаний о предметах. Способ­ность ребенка к таким разнообразным умственным дейст­виям свидетельствует о том, что в этом возрасте у него ак­тивно развивается словесно-логическое мышление.

Словесные игры, имеющие целью развивать мышление детей, условно разделены на четыре группы. В каждой группе определены общие мыслительные задачи. Так, на­пример, известно, что сравнивать предметы детям легче, чем обобщать и классифицировать их, поэтому игры и а сравнение предметов предлагаются раньше, чем на клас­сификацию и обобщение. И внутри групп игры располо­жены по степени трудности игровых задач.

При проведении словесных игр со старшими детьми меняется и роль воспитателя: он больше советует, помо­гает, поощряет находчивых, больше уделяет внимания ин­дивидуальной работе с детьми застенчивыми, медлитель­ными, менее сообразительными.

Детям представляется большая самостоятельность не только в выборе самой игры, но и в творческом решении её задач.

 

1. ИГРЫ, ВОСПИТЫВАЮЩИЕ УМЕНИЕ ВЫДЕЛЯТЬ

СУЩЕСТВЕННЫЕ, ГЛАВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ, ЯВЛЕНИЙ

 

Что значит находить наиболее характерные признаки предмета? Это значит находить те признаки, которые от­личают один предмет от других. Если, например, нужно указать, чем стол и стул отличаются друг от друга, то не­обходимо будет сказать об их назначении, т. е., что за столом едят, занимаются, работают и т. д., на стуле сидят. Но если нужно выделить признаки, отличающие стул от табуретки, то признак, что на стуле сидят, не бу­дет главным, отличающим его от табуретки. Главным от­личительным признаком в данном случае будет наличие спинки. Или, если сравнивать диван и стул, главным при­знаком, различающим их, будет то, что на стуле может сидеть один человек, а на диване — несколько.

Прежде чем приступить к играм первой группы, реко­мендуется провести занятие-беседу. Содержание этого занятия сводится к следующему: воспитатель говорит детям, что людей окружает много предметов, что пред­меты бывают сходные и отличающиеся друг от друга, каждый имеет свою форму, цвет, он для чего-то нужен человеку и т. д. Предметы сами как бы рассказывают о себе. «Давайте придумаем, что могла бы рассказать о себе книга»,— предлагает воспитатель.

Дети рассказывают: «Я сделана из бумаги, сшита из листиков, умею интересно рассказывать сказки, рассказы. У меня красивая обложка, яркие картинки». «Как инте­ресно рассказала о себе книга! Мы сразу узнали ее»,— говорит воспитатель. Так можно предложить «рассказать о себе» телевизору, яблоне и т. д. Окончить занятие мож­но загадками об овощах, цветах, животных и др.

Когда воспитатель убедится, что дети поняли, как нуж­но описывать характерные признаки предметов, он пред­лагает игру «Отгадай-ка».

 

Отгадай-ка

Цель игры. Учить детей описывать предмет, не гля­дя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загады­вали и отгадывали о них загадки, и предлагает: «Давай­те поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали, и говорите только о тех предметах, ко­торые находятся в комнате».

После небольшой паузы (дети должны выбрать пред­мет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему (вместо камешка можно использовать ленточку, игрушку и т. д.). Ребенок встает и дает описание предмета, а затем пере­дает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребе­нок описывает свой предмет и передает камешек следую­щему играющему, чтобы тот отгадал.

Игра продолжается до тех пор, пока каждый не приду­мает свою загадку. Если игра проходит во время занятия и, значит, в ней принимают участие все дети группы, дли­тельность ее будет 20—25 минут.

В процессе игры воспитатель следит за тем, чтобы де­ти при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопрос загадывающему: «Где этот предмет нахо­дится?» или: «Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать возмож­ность ребенку самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.

Дети дают такие описания предметов: «Деревянный, полированный, впереди стекло, может интересно расска­зывать» (телевизор), «Железная, из прутиков, стоит на подоконнике, оттуда слышно пение птички (клетка), «Блестящий, с носиком, в нем кипяченая вода» (чайник).

 

Магазин

Цель игры. Учить детей описывать предмет, нахо­дить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с различными игрушками. Воспитатель, обра­щаясь к ним, говорит: «У нас открылся новый магазин.Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выпол­нить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию прода­вец узнает ее и продаст вам».

Короткой считалкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо вы­полнять правила игры. Воспитатель: «Товарищ продавец, я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети». Продавец подает покупателю мяч. «Спасибо, какой красивый мяч!» — говорит воспитатель и с мячом садится на стул.

Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки: «А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она «пушистая, оранжевая, у нее длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки». Продавец по­дает игрушку лису. Покупатель благодарит и садится на место.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ку­пят себе игрушки.

Роль продавца могут выполнять несколько ребят по­очередно.

Дети, «купившие» игрушки, играют затем с ними в комнате или на прогулке.

Игру в «магазин» лучше проводить после сна перед самостоятельными играми.

Воспитатель приносит в «магазин» и такие игрушки, с которыми дети давно не играли, чтобы пробудить инте­рес к ним, напомнить, какие они интересные, красивые.

Примечание. По такому же принципу проводится игра «Магазин цветов», где дети описывают комнатные рас­тения, их листья, стебель, цветок.

 

Радио

Цель игры. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, ко­торый говорит по радио? Правильно, его называют дик­тором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать де­тей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из нас, а мы по его рассказу узнаем, кто же из нас потерял­ся. Сначала я буду диктором, слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хоро­шо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку? Так воспитатель начинает игру, показывая детям при­мер описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас», — говорит воспитатель. Нового диктора выбирают при помощи считалки.

Воспитатель следит, чтобы дети называли наиболее характерные черты своих товарищей, как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.

Если диктор дал такое описание, что дети не смогли узнать товарища, все хором отвечают: «Нет такой девоч­ки (мальчика) у нас!». И тогда диктор платит фант, ко­торый в конце игры выкупается.

 

Где был Петя?

Цель игры. Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, активизировать речь детей.

Ход игры. Вариант 1. Воспитатель говорит детям, что они будут играть в такую игру, которая заставит их вспомнить все, что они видели в своем детском саду: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит в каждой комнате, чем в ней занимаются.

Воспитатель рассказывает: «Давайте представим, будто в наш детский сад пришел новый мальчик Петя. Вместе со своей воспитательницей он пошел осматри­вать детский сад. А вот куда он заходил и что там уви­дел, расскажет Петя. От имени Пети будете рассказы­вать вы все по очереди. Не называйте комнату словом. Мы должны ее узнать сами по вашему описанию».

Если дети уже знакомы с играми «Отгадай-ка», «Ма­газин», «Радио», они должны самостоятельно, без помо­щи воспитателя дать описание отдельных комнат и труда взрослых детского сада.

Приводим примерные описания, данные детьми: «Пе­тя зашел в комнату, где на полках лежало много чистого белья. Мария Петровна гладила его, гудела стиральная машина». (Прачечная). «Петя заглянул в комнату, где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино. Комната была большая, светлая». (Зал.)

Воспитатель предупреждает детей, что надо описы­вать только то, что Петя мог увидеть в здании детского сада. Если ребенок рассказал о том, чего нет в детском саду, он считается проигравшим.

Вариант 2. Можно усложнить эту игру. Воспитатель при ее повторении предлагает вспомнить, что мог уви­деть Петя, выйдя на участок детского сада. Дети описы­вают участок, постройки, деревья, кустарники, выделяют признаки, отличающие участок одной группы от участка другой.

Воспитателю необходимо активизировать словарь де­тей, предлагая назвать одно и то же различными слова­ми. Так, например, ребенок описал овощехранилище: «Петя спустился по лестнице и увидел на полочках банки с разными фруктами, соками, компотами: в мешках была морковь, а в большом ящике картошка. Там было про­хладно». Дети отвечают: «Петя попал в подвал». Воспи­татель предлагает подумать и сказать другими словами. Ответы детей могут быть такими: «На продуктовый склад», «В кладовую», «В овощехранилище».

Воспитатель подтверждает правильность ответов де­тей: «Да, помещение, куда заглянул Петя, можно на­звать по-разному».

Вариант 3. Можно предложить более сложный ва­риант. Воспитатель говорит детям: «Мы с вами хорошо знаем наш город (или район), мы ходили с вами на экскурсию, видели, какие учреждения, здания, улицы есть в городе. А вот Петя только недавно приехал в наш город. Расскажите, где он уже побывал и что увидел. А мы отгадаем». Дети рассказывают о библиотеке, шко­ле, кинотеатре, главной улице и т. д.

Воспитатель помогает детям выделить наиболее су­щественные отличительные черты описываемого объекта, уточняет знания детей. Например, Ира дала такое опи­сание: «Петя зашел в дом. Там было много полок с кни­гами, люди стояли и рассматривали их». По этому опи­санию трудно догадаться, где же был Петя: в книжном магазине или в библиотеке? Воспитатель уточняет рас­сказ ребенка: «Книги там продавали или выдавали?» — «Выдавали». —«Куда же попал Петя?» Дети отвечают:

«В библиотеку». — «Что же было главным в описании Иры?» — спрашивает педагог. «То, что книги там выда­вали». — «Кто выдавал книги?» — «Библиотекарь». — «А кто продает книги?»—«Продавец». — «Где работает продавец?» — «В магазине». Так воспитатель уточняет и углубляет знания детей об окружающем.

Можно использовать и другие варианты.

Вариант 4. Воспитатель рассказывает о том, что Петя уехал с родителями отдыхать. Дети должны рассказать, куда бы мог поехать Петя и что бы он мог там увидеть.

Например, было дано такое описание: «Петя приехал к бабушке. Пошел с ней гулять и увидел длинный-длин­ный сарай, в нем было много свиней. Там их кормили, они ели и хрюкали». Дети отвечают: «Петя побывал в колхозе».

Воспитатель, активизируя мышление детей, их сло­варь, предлагает подумать, можно ли ответить по-друго­му. Дети дают такие ответы: «Петя побывал на свино­ферме, в деревне».

«Все ответы правильные», — подводит итог воспита­тель.

Вариант 5. В следующий раз воспитатель предлагает детям подумать и сказать, что бы мог увидеть Петя, если бы он был путешественником. Дети рассказывают об Африке, Арктике, и т. д., используя имеющиеся у них зна­ния, полученные в детском саду и дома. Воспитатель уточняет и углубляет знания детей, стремится обогатить их словарь.

Вариант 6. Воспитатель говорят детям о том, что Пе­тя очень любит читать книги, и предлагает: «Пусть он расскажет о каком-либо герое книги, а мы узнаем, какую книгу прочитал Петя». Предупреждает, что рассказывать можно только про тех героев, о которых читали всем в детском саду, иначе не все смогут отгадать.

Приводим несколько рассказов детей:

«Маленькая девочка очень любила свою бабушку, она ходила к ней в гости в лес, носила ей пирожки и молоко, по дороге собира­ла цветы».

«Жили старики у самого синего моря. Старик ловил рыбу, а ста­руха его все время ругала, она была злая, привередливая».

«Дедушка был очень добрый. Наступила весна, растаял лед, речка разлилась, и зайцы не знали, куда им спрятаться. Он подплыл к ним на лодке и спас их».

Дети могут и сами придумывать игры про Петю. «Пусть Петя узнает, как называется эта песня», — предлагает Таня. Кто-либо из ребят или все вместе напевают слова песни, а водящий должен вспомнить ее название и автора. Воспитатель поощряет творческую самостоя­тельность. В конце игры он может предложить детям за­рисовать то, о чем они рассказывали в игре «Где был Петя?».

Что это за птица?

Цель игры. Учить детей описывать птиц по харак­терным признакам и по описанию узнавать их.

Ход игры. Эта игра требует большой предваритель­ной подготовки. Дети наблюдают за птицами, обращают внимание на их особые приметы (например, на величину и длину клюва, ног, цвет перьев, на то, где эта птица жи­вет, что она ест, как кричит или поет), по которым можно узнать, что это за птица.

Игра начинается с назначения водящего, который за­гадывает, что за птица прилетела. Свои загадки он про­износит нараспев, а все остальные хором повторяют определенные слова (см. ниже). Вот, например, как в такой игре водящий описывает журавля;

Есть у меня птица

Вот такая, вот такая! —

показывает руками, какой величины у него птица. Все играющие говорят:

Летит, летит птица,

К нам летит!

Водящий:

Крылья у птицы

Вот такие, вот такие! —

и показывает, широко раскинув руки, какие большие крылья у птицы. Все играющие:

Летит, летит птица,

К нам летит!

Водящий:

Клюв у этой птицы

Вот такой, вот такой!

Но водящий еще не уверен, что играющие узнали пти­цу. Он говорит, где живет птица, чем питается и т. д., и заканчивает вопросом:

Что это за птица к нам прилетела?

Ну-ка догадайся, что это за птица?

На вопрос отвечают не все дети хором, а кто-нибудь один — на кого укажет водящий. Если ребенок ответит правильно, дети говорят:

Вот какая птица к нам прилетела!

Вот какая птица к нам прилетела!

Тот, кто отгадал, становится водящим и дает описание ой птицы, которую он загадал.

Если ответ ребенка был неправильным, водящий говорит ему:

Не такая птица к нам прилетела!

Не такая птица к нам прилетела!

Потом он обращается к другому играющему и повто­ряет свой вопрос:

Что за птица к нам прилетела?

Ну-ка догадайся, что это за птица?

Названный водящим может отгадывать только один раз.

Новый водящий описывает какую-нибудь другую пти­цу, у которой есть особые приметы, например орла, по­пугая, дятла, ворону, петуха, гуся.

Возможен и другой вариант этой игры. Дети дают описание различных зверей: тигра, зайца, лисицы, слона, оленя и многих других. Надо только изменить слова:

Есть у меня зверь

Вот такой, вот такой!

Все приговаривают слова:

Бежит, бежит, зверь,

К нам бежит! И т. д.

 

Да — нет

Цель игры. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Ход игры. Вариант 1. Воспитатель сообщает детям правила игры и объясняет название. «Почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и бу­дет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня.

Воспитатель выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу?» — «Нет». «На сте­не?»— «Нет». «На потолке?» — «Да». «Стеклянный? Похож на грушу?» — «Да». «Лампочка?» — «Да».

Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет: «Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узна­ла, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать».

Эта игра учит детей мыслить логично: если предмет не на полу, значит, он может быть на стене или на по­толке. Дети не сразу делают правильные выводы. Бывает так: узнав, что этот предмет не на полу, ребенок продол­жает спрашивать: «Стол?», «Стул?» Воспитатель в таких случаях помогает ребенку прийти к правильному умоза­ключению: «Ира, мы тебе ответили, что предмет не на по­лу. А где находится стул, стол?» — «На полу». «Нужно было их называть?» — «Нет». «Ты узнала, что предмет на стене. Посмотри, какие предметы на стене, и отгадай, что мы загадали», — предлагает воспитатель. «Он квад­ратный?»— «Да». «В рамочке?» — «Да». «На нем нари­сованы цветы?» — «Да». «Картина?» — «Да».

Вариант 2. Молено предложить более сложный ва­риант. Воспитатель загадывает предмет, который нахо­дится за пределами комнаты: «Предметов, дети, очень много, и отгадать будет трудно, если вы не узнаете, на земле это или на небе, в доме или на улице, животное это или растение».

Если дети несколько раз играли в эту игру, они быст­ро начинают подбирать вопросы и отгадывать задуман­ный предмет. Например, дети загадали солнце. Миша-отгадчик задает такие вопросы: «В доме? На улице? В огороде? В лесу? На земле? На небе?» Узнав, что пред­мет на небе, 011 задает следующие вопросы: «Воздух? Тучи? Снег? Воробьи? Ракета? Самолет? Солнце?»

 

По его вопросам можно проследить ход логического мышления: узнав, что предмет находится на небе, он на­зывает уже только те объекты, которые могут там быть.

 

II. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ У ДЕТЕЙ УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ,

СОПОСТАВЛЯТЬ, ЗАМЕЧАТЬ АЛОГИЗМЫ, ДЕЛАТЬ

ПРАВИЛЬНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

Прежде чем приступить к таким играм, воспитатель проводит с детьми занятие-беседу. В беседе он напоми­нает о том, что предметы, окружающие людей, очень раз­нообразны, в них есть и различия, и сходства. «Сейчас я назову два предмета, а вы расскажете, чем они отли­чаются друг от друга и чем похожи, — обращается он к детям. — Посмотрите на стол и стул и сравните их».

Обычно дети начинают называть признаки различия, это легче:

— На стуле сидят, на столе пишут, рисуют, едят.

— Стол больше стула, — продолжают они.

— У стола нет спинки, а у стула есть.

— У стола высокие ножки, ау стула — ниже.

— У стола есть крышка, а у стула сиденье.

«Вы сказали, чем похожи стол и стул или чем они не похожи?» — спрашивает воспитатель.— «Чем они не по­хожи».— «Правильно, вы назвали признаки различия, т. е. чем они отличаются друг от друга. А чем они похо­жи? Есть у них что-нибудь общее, похожее?» Эту задачу детям решить труднее, и поэтому воспитатель может по­мочь им дополнительными вопросами: «Посмотрите, из чего сделаны стол и стул, какого они цвета» и др.

Дети отвечают:

- У стола и стула одинаковый цвет. Они желтые.

- И стол и стул сделаны из дерева.

- У них острые углы.

— У стола и стула по четыре ножки.

— И стол и стул — это мебель.

Воспитатель подводит итог: «Сейчас вы назвали признаки сходства, т. е. чем похожи друг на друга стол и стул. Значит эти предметы чем-то похожи и чем-то отли­чаются один от другого. Вы сами это заметили. А теперь сделаем по-другому. Я вам расскажу о двух предметах, назову, чем они отличаются друг от друга и чем они по­хожи, а вы постарайтесь узнать их по моему описанию». И воспитатель дает, например, описание двух домашних животных—коровы и лошади. Затем он предлагает детям рассказать о двух предметах, назвать, чем они отли­чаются и чем похожи. Остальные дети будут отгадывать.

Это задание трудное, оно не сразу выполняется детьми правильно, и воспитателю приходится уточнять опи­сания детей, помогать им. Например, ребенок загадыва­ет: «Одно дерево колючее, а другое — не колючее». Вос­питатель уточняет: «У колючего дерева маленькие игол­ки, у второго дерева кора гладкая, белого цвета». После уточнения дети могут отгадать, что это ель и береза.

Когда дети усвоят, как находить признаки сходства и различия предметов, воспитатель предлагает им игру «Похож — не похож».

 

Похож — не похож

Цель игры. Учить детей сравнивать предметы, на­ходить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.

Ход игры. Воспитатель, посадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру, ко­торая называется «Похож — не похож».

Обращаясь к детям, он говорит: «Помните, мы с вами, учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем отличаются? Сегодня мы поиграем так. Каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они от­личаются друг от друга и чем похожи, и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспоминайте (пауза). У меня в руках камешек, кому я его положу, тот и будет загадывать».

Получивший камешек загадывает загадку, например такую: «Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединой, другой розовый, с красивыми душистыми ле­пестками, с колючками. Один полевой, другой растет на клумбе». Загадывающий после небольшой паузы пере­дает камешек любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.

Примеры загадок, придуманных детьми.

Галя. «Ползли два жука. Один маленький, красненький, с чер­ными точечками, а другой большой, коричневого цвета. Один совсем не жужжит, а другой сильно жужжит* (божья коровка и майский жук),

Ира. «Животные, оба проворные. Одно серого цвета, другое — рыжего. Живут в лесу, одно в норе, а другое просто так бегает. Одно любит петушков, а другое нападает на стадо» (лисица и волк),

Сережа. «Две машины. Одна пашет землю, другая возит грузы. Одна громко трещит, а другая идет тихо (трактор и грузовик).

Воспитатель предлагает в следующий раз выбирать для сравнения предметы с менее заметными признаками различия. Дети понимают это задание и дают описание, например, кошки и котенка, ели и сосны, дивана и ска­мейки и др.

Дети старшего возраста любят игры в небылицы. В процессе этих игр у них развивается связная, образная речь, воспитывается понимание юмора, умение самому пошутить. Эти игры повышают интерес детей к приобре­тению новых знаний.

Перед тем как проводить игру, воспитатель выясняет, знают ли дети, что такое небылицы, где они их слышали. Дети отвечают, что небылица — это выдумка, то, чего не бывает в жизни, небылицы часто встречаются в сказках. Если они не смогут ответить, воспитатель сам скажет им об этом.

Он предлагает детям рассказать какую-нибудь небы­лицу из знакомых сказок. Дети вспоминают: «Красная Шапочка не могла выйти живой из брюха волка», «Гуси не могут унести на крыльях Иванушку», «Рыбка не мо­жет делать чудеса», «Звери не умеют разговаривать» и т. д.

После того как дети научатся замечать небылицы, воспитатель читает им произведение с небылицами, зна­комит их с занимательным содержанием. Бывает так, что у ребят возникают вопросы, на которые воспитатель сра­зу не может дать ответ, например: плавают ли слоны, заправляют ли ракету бензином и т. п. В таких случаях он обещает детям рассказать об этом завтра и, выяснив для себя, что требовалось, на следующий день обяза­тельно дает им правильный ответ. Иначе у ребят про­падет интерес к таким играм.

При проведении игры следует брать не все произ­ведение, а лишь часть его. Первоначально отрывок мо­жет содержать 2—3 небылицы, а затем их может быть больше. Опыт проведения игр показывает, что дети могут запомнить и назвать 6—7 небылиц, содержащихся в от­рывке. Исходя из этого, воспитатель самостоятельно раз­бивает произведение на смысловые части.

В приложении I приводятся доступные для понимания детей юмористические рассказы, сказки с небылицами. Воспитатель может использовать их для игр и проводить такие игры по предлагаемой методике.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: