Где мы были, мы не скажем




Цель игры. Развивать у детей находчивость, сооб­разительность, умение перевоплощаться.

Ход игры. Дети делятся на две группы. Группы рас­ходятся в разные стороны и договариваются, какую дея­тельность они будут изображать. Одна группа показыва­ет движения, а вторая по движениям должна догадаться, что дети делают. Они изображают хорошо знакомую им деятельность, которую часто наблюдали, например: стир­ку белья, чистку ботинок, чтение книги и т. д.

Более интересно, если дети будут выполнять не оди­наковые движения, а разные: например, одни «стирают», другие «вешают белье», третьи «гладят».

При помощи жеребьевки определяют, какая группа будет загадывать. Эта группа детей подходит ко второй и говорит: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», — и показывают действия. Вторая группа отгадывает. Когда дети отгадают, те, кто загадывал, убе­гают, а те, кто отгадывал, их догоняют.

Игра повторяется: те, кто отгадывал, теперь загады­вают.

Эта игра хорошо проходит на прогулке, вне занятий. Игра проводится с детьми разного возраста; чем старше дети, тем действия, которые они придумывают, становят­ся более сложными.

 

Фанты

Цель игры. Упражнять детей в правильном подборе слов, в умении логично ставить вопросы, быстро и пра­вильно отвечать, избегая употребления запретных слов.

Ход игры. Все участники садятся на стулья, постав­ленные в кружок или в ряд у стены.

По жребию или по считалке одного из играющих вы­бирают ведущим.

Ведущий обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и говорит:

Бабушка прислала сто рублей:

Что хотите, то купите,

Черного и белого не берите,

«Да» и «нет» не говорите!

После этого он начинает вести разговор с играющим, задавая ему вопросы. Отвечать нужно быстро, не задер­живая ответа, иначе играть будет неинтересно. На вопро­сы можно отвечать все, что угодно, только не называть слов «черное», «белое», «да», «нет». Кто ошибется, дает ведущему фант. Ведущий старается, чтобы ребенок, кото­рому задают вопросы, произнес хотя бы одно из запре­щенных слов. Идет примерно такой разговор:

— Какая на тебе рубашка?

— Синяя.

— Какая же она синяя? Она белая!

Отвечающий хочет сказать «нет», но «нет» нельзя го­ворить.

— Она зеленая!

— Какая зеленая? Она черная!

— Голубая.

— Вот так голубая! Она же белая!

И тут игрок оговаривается.

«Нет, не белая!» — воз­ражает он. За это ему дается двойное наказание, так как он сказал и «нет», и «белая». Провинившийся дает два фанта.

Так ведущий обходит всех играющих. Одни не оши­баются долго, а другие сразу же ошибаются и платят фант. После игры начинается выкуп фантов. Это уже но­вая, но тоже очень веселая игра.

 

Наоборот

Цель игры. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч; ребенок должен поймать мяч, ска­зать слово, противоположное по смыслу, и снова отбро­сить мяч воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперед». Ребенок отвечает: «Назад» (направо — налево, вверх — вниз, далеко — близко, высоко — низко, над—под, внут­ри— снаружи, дальше — ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий — близкий, верхний — нижний, правый —левый, завязать — развязать, намочить — высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложе­нию воспитателя хором произносят нужное слово.

 

Добавь слог

Цель игры. Развивать фонематический слух, быст­роту мышления.

Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить слово, например: «Ма» — «ма», «Кни» — «га». Дополнивший слово снова бросает мяч воспитателю.

 

Дополни предложение

Цель игры. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми сло­вами, чтобы получилось законченное предложение. На­пример: «Мама купила...» Дети: «...книжки, тетради, портфель» и т. д.

 

Скажи слово с нужным звуком

Цель игры. Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте слово со звуком а». Маленькая пауза. Бросает мяч любому из играющих. Ребенок отвечает: «Шапка», — и бросает мяч следующему играющему. И т. д. Затем называется другой звук, а дети вспоминают слова с этим звуком. Тот, кто не может назвать слово быстро или назвал слово, в котором нет нужного звука, платит фант.

Эти игры проводятся как часть занятия по развитию звуковой культуры речи.

 

Придумай предложение

Цель игры. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся в круг. Во­спитатель объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. На­пример, я скажу слово «близко» и передам Мише каме­шек. Он возьмет камешек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и передаст камешек рядом сидящему». Слово в предложе­нии должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им. Эта игра проводится после того, как дети познакоми­лись со словом и предложением.

 

Скажи по-другому

Цель игры. Учить детей подбирать синоним — сло­во, близкое по значению.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

«Большой», — предлагает воспитатель. Дети называ­ют слова; «Огромный, крупный, громадный, гигантский».

«Красивый» — «Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

«Мокрый» — «Сырой, влажный». И т. д. Готовясь к проведению игры, воспитатель заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов. Эти слова лучше записать, чтобы долго не припоминать, так как игра проходит в быстром темпе.

Воспитатель может по аналогии с этой игрой разрабо­тать другие игры, например: он называет какое-нибудь существительное, а дети подбирают к нему подходящие эпитеты. Так, к слову «море» дети подбирают эпитеты «спокойное, бурное, тихое, лазурное, грозное, штормовое, красивое, южное». Ребенка, который вспомнит больше слов, нужно похвалить.

Все эти игры можно проводить на занятии по родно­му языку (как часть занятия).

 

Подбери слово

Цель игры. Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, пред­лагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить». Ответы детей. «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т. д.». «Штопать?»—«Носки, чулки, ва­режки, шарф». «Завязывать?» — «Шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать?»—«Шапку, платок, шля­пу, панаму, бескозырку, фуражку, буденовку». «На­деть?»—«Пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, са­рафан, колготки».

Воспитатель называет заранее намеченные им слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.

 

Не ошибись

Цель игры. Развивать быстроту мышления, закре­пить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Ход игры. Воспитатель проводит с детьми беседу, закрепляя их знания о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером, ночью. Затем воспитатель предлагает игру: «Дети, давайте теперь с вами поиграем вот так. Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Например, я скажу слово «утро». Что вы назо­вете?» Дети вспоминают: «Просыпаемся, здороваемся умываемся, чистим зубы, причесываемся» и др. «Пра­вильно, — говорит воспитатель. — Но во время игры бу­дет отвечать только тот, кому я положу кубик, и назвать можно только одно действие («иду в детский сад» или «делаю гимнастику» или «занимаюсь»); назвавший пере­дает кубик другому играющему. Если кто-то не вспомнит и ничего не скажет, он должен стукнуть кубиком о стол и передать его дальше. Тогда он считается проигравшим. Будьте внимательны, не ошибитесь!»

Воспитатель называет разные части суток, дети отве­чают.

Эта же игра может проводиться по-другому. Воспита­тель называет различные действия детей, а они должны ответить лишь одним словом: день, утро, ночь, вечер. На­пример, воспитатель говорит: «Завтракаю», — и кладет кубик играющему. Тот быстро отвечает: «Утром». Воспи­татель: «Смотрю телевизор». Дети могут назвать два слова: «Днем», «Вечером».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: