Историческое значение земской реформы 4 глава




Наряду с этим быстро развиваются и центры оптовой торговли в виде товарных бирж. До 1861 г. в России насчитывалось только несколько бирж - в Петербурге, Одессе, Москве,

Нижнем Новгороде, Рыбинске и в Варшаве. К концу XIX - началу XX века их было уже несколько десятков, в том числе несколько специализированных: по продаже хлеба, скота, угля, строительных материалов и т.д. Причем число специализированных бирж быстро увеличивалось. Развитие железнодорожного транспорта привело к тому, что появилась масса новых центров торговли хлебом и продуктами, таких как железнодорожные станции. Близость сел к железной дороге давала возможность крестьянам самим, без посредников и перекупщиков, продавать хлеб и другие сельскохозяйственные продукты, что естественно стимулировало товарное сельскохозяйственное производство. Первые шаги в пореформенной России делала и кооперативная торговля, которая развивалась в виде потребительских и сельскохозяйственных обществ, всевозможных товариществ, различных кустарных промыслов и кооперативов. Однако удельный вес кооперативной торговли в торговом обороте страны был еще очень незначительным.Еще в дореформенные годы в России зародилась практика промышленных выставок. В 1829 г. в Петербурге была открыта Первая Всероссийская мануфактурная выставка, в работе которой участвовали сотни предпринимателей. С этих времен и до революции 1917 г. такие выставки проходили регулярно раз в четыре года попеременно в разных городах России.

Развитие современных форм торговли способствовало не только росту оборота, но и повышению производительности труда в расчете на каждого работника, занятого в этой сфере экономики.

В течение второй половины XIX века происходили изменения в структуре внутренней торговли. В 1898 г. в общем обороте товарной торговли на мануфактурные, галантерейные и другие промышленные товары приходилось 29,4%, на хлебную торговлю - 28%, на каменный уголь лес и другие строительсные материалы - 6%, на колониальные и бакалейные товары - 19,5% и т.д.

Таким образом, мы можем констатировать, что развитие товарного земледелия привело к быстрому росту хлебного рынка, который за 30 пореформенных лет увеличился более чем в 2 раза. Еще более быстрыми темпами развивался рынок промышленных товаров как личного, так и производственного потребления.

Развитие промышленности и транспорта, успехи в укреплении и расширении внутреннего рынка имели еще одно важное последствие для страны. Быстро начинают заселяться и втягиваться в активную экономическую жизнь окраины, ранее остававшиеся в стороне от этих процессов. Это такие районы империи, как Заволжье, европейский юг России, Предкавказье, Сибирь и Дальний Восток.

К концу XIX века Новороссия и Предкавказье, заселение которых быстро шло еще в XVIII - начале XIX вв., стали главными центрами сельскохозяйственного капитализма, основными поставщиками товарного хлеба, скота, молочной продукции и других видов продуктов сельского хозяйства.

С 80-х гг. главным районом переселения стала Сибирь. После прокладки железной дороги до Челябинска и начала в 1891 г. строительства Сибирской дороги начинается быстрый рост потока переселенцев, которые осваивали эти места. За 20 последних лет XIX в. сюда переселилось около 1 млн. человек. Результаты не замедлили сказаться. К началу XX в. от продажи сельскохозяйственной продукции Сибири и, прежде всего, продуктов животноводства, Россия получила такую прибыль, которая могла быть сопоставлена с прибылью от золотых приисков.

Быстро втягивались в экономическую жизнь страны и районы Средней Азии, где после прокладки железных дорог стало быстро развиваться хлопководство. К 1910 г. среднеазиатский хлопок составлял уже более 1/3 общего количества потребляемого в России.

Успешно развивалась и внешняя торговля. Страна быстро втягивалась в мировой рынок. За пореформенные годы обороты внешней торговли России увеличились в 4 раза Причем баланс внешней торговли носил активный характер. Стоимость вывозимых товаров на 20% превышала стоимость ввоза.

На первом месте в структуре экспорта стоял хлеб, вывоз которого увеличился в 5 раз. К концу XIX в. страна экспортировала до 40% хлеба, поступающего на продажу.

Следом за хлебом в первые пореформенные годы в структуре экспорта стояли шерсть, лен, масличные культуры, сало, пенька. Однако в последние десятилетия XIX в. резко увеличилась стоимость вывозимого леса (в 10 раз), значительно вырос экспорт сырой нефти и керосина. Из сельскохозяйственных продуктов к концу века вырос экспорт яиц (в 10 раз), масла (в 5 раз), сахара (в 62 раза), но сократился вывоз шерсти и сала.

Вывоз промышленных товаров занимал в структуре экспорта второстепенное значение, однако темпы его прироста в общем объеме внешней торговли были довольно высокими.

В целом в экспорте страны все же преобладали сельскохозяйственные продукты (75%), тогда как на долю промышленных товаров приходилось 25%.

Основными статьями импорта были машины. Только ввоз сельскохозяйственных машин с 1869 по 1895 гг. увеличился в 6,2 раза. В целом импорт машин составлял 15% от общей стоимости ввоза.

Второе место в структуре импорта занимал хлопок-сырец. В первые пореформенные годы он даже занимал первое место, но в связи с развитием хлопкосеющих районов Средней Азии его ввоз сократился.

Значительное место в импорте занимали такие товары, как уголь и металл, хотя собственная металлургия и угледобывающая промышленности быстро развивались. Ввоз этих товаров объясняется не только их нехваткой, но и удешевлением перевозок. В некоторые районы страны, особенно находившиеся на окраине, было дешевле завести эти товары из соседних стран. Так, уголь ввозился из-за границы в Петербург, Ригу и другие балтийские порты.

По-прежнему значительную часть импорта составляли такие товары, как какао, кофе, чай, пряности, красители и др.

В значительной степени оставалась традиционной и направленность торговых потоков. 75-80% внешнеторгового оборота приходилась на европейские страны и 20-25% - на азиатские государства и США. В Европу шли в основном сельскохозяйственные продукты, тогда как промышленные товары поставлялись в основном на рынки азиатских государств.

К концу XIX века на первое место в торговле с Россией вышла Германия, оттеснив традиционного партнера - Англию. В Германию шло 25% экспорта и на ее долю приходилось 32% импорта. Англия же поглощала лишь 20% экспорта и давала 20% импорта. Далее по убывающей шли Голландия, Франция, Италия, Австрия.

Общий объем экспортно-импортных операций в пореформенное время рос довольно быстро. Так, с 1861 г. по 1890 г. он увеличился в 3 раза с 430 млн. рублей до 1300 млн. рублей. Торговый баланс в эти годы был почти всегда положительным. В целом в этот период (1861-1900 гг.), за исключением первого пореформенного десятилетия, когда ввоз был равен вывозу, стоимость вывозимых товаров на 20% превышала стоимость ввозимых. Особенно благоприятная ситуация складывалась в 80-90-е гг., когда ежегодный вывоз на 150-230 млн. рублей превышал ввоз. Таким образом, в стране аккумулировались средства для индустриализации и накапливалось золото для проведения денежной реформы.

25. Разночинная интеллигенция – феномен новой политической культуры. Основные социокультурные характеристики.

В России слой образованных людей начинает формироваться в эпоху Петра I, становясь массовым лишь во второй половине XIX в. В 50 —60 гг. прошлого столетия понятие «интеллигенция» появляется в российском лексиконе. Вна-чале его содержание существенно не отличалось от западноевропейского аналога: им выделялись люди, относящиеся к высшим слоям общества, прежде всего, — образованное чиновничество. Но в 70—80 гг. в России, стране «догоняющей модернизации», понятие «интеллигенция» насыщается специфическим содержанием. В пореформенный период, когда дворянство, ведущий класс общества, теряет способность выражать назревшие потребности поступательного развития страны, а поднимающаяся буржуазия в силу особенностей российской истории вплоть до начала XX в. не обрела своего классового самосознания, должен был выдвинуться слой людей, который взял на себя выражение общественных потребностей в политической, экономической, социальной и культурной модернизации российского общества.

В отличие от западных интеллектуалов, для которых главным критерием их отнесения к этому слою было профессиональное занятие умственным трудом, в России интеллигенцией стали называть людей, отличающихся прежде всего двумя характерными признаками: стремлением самоотверженно служить народу, выражать и защищать его интересы и непримиримой оппозиционностью по отношению к политической власти.

Народолюбие, ставшее характерной чертой российской интеллигенции с 70 —80 гг. XIX в., не случайно совпало по времени с существенным изменением социальной базы ее формирования: если раньше она рекрутировалась в основном из дворянской среды, то в пореформенный период в условиях промышленного переворота все заметнее стала пополняться разночинцами, представителями этой чисто российской социальной группы, объединявшей образованных людей, выпавших из существовавших тогда сословий — купцов, священнослужителей, крестьян. Выходцы, как правило, из низов общества, они привили интеллигенции чувство долга перед народом, потребность защищать его интересы. Другая ее специфическая черта — оппозиционность по отношению к политической власти — обусловливалась тем, что самодержавный политический режим уже с начала XIX в. воспринимался демократической общественностью страны как средневековый реликт, как главное препятствие на пути модернизации российского общества. Таким образом, старая российская интеллигенция — не исторический казус, а социальный слой, сформировавшийся в органическом контексте российской истории и культуры.

В российском понятии «интеллигенция» было не только специфическое, но и общечеловеческое содержание. Ряд качеств лучшей части старой отечественной интеллигенции, демократизм устремлений, последовательное отстаивание своей независимости от политической власти, самостоятельность мышления, тщательно оберегаемый «кодекс чести», забота не только о своем благоденствии, но прежде всего о благе тех слоев населения, которые в силу недостатка образования и культуры имели ограниченные возможности сознательно отнестись к своему историческому творчеству, — эти черты старой интеллигенции, имеющие непосредственное отношение к осуществлению ею в любой стране своей родовой функции, имеют общечеловеческое значение. Это и получило мировое признание в качестве феномена российской интеллигенции.

Вместе с тем необходимо отметить и «прискорбные черты» российской интеллигенции (Н. К. Михайловский). Она была чрезвычайно тонким общественным слоем, составлявшим в конце XIX в. менее 1% населения страны, отделена от народа, которому стремилась самоотверженно служить, культурными и социальными барьерами. Слабость ее заключалась и в отсутствии в России развитого среднего класса, на который она могла бы опереться. Это и обусловило в дальнейшем трагическую судьбу старой российской интеллигенции.

26. Теория «общинного социализма» А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского.

Александр Иванович Герцен (1812 – 1870 гг.) – русский философ – просветитель, революционер, писатель, основатель общинного социализма. Главный труд – «Кто виноват» – написан в 1846 году.

Герцен начинал как сторонник декабризма, либерал. Но уже в 1839 году он стал социалистом, а в 1847 году эмигрировал из России и никогда больше в неё не возвращался. Он рассматривал всемирную историю с диалектических позиций как бесконечную борьбу коллективизма с индивидуализмом во все времена и у всех народов. Но в этой борьбе по мысли философа никогда невозможна ни чья победа, поскольку крайний коллективизм, равно как и крайний индивидуализм одинаково губительны для человека. Золотую середину между ними Герцен неожиданно для себя нашёл в русской соседской крестьянской общине, существовавшей тысячелетиями, в отличие от Западной Европы, в которой, напротив, тысячелетиями существовала среди крестьян только частная, а не коллективная собственность на землю. Моделью социализма должен стать многовековой уклад русской крестьянской жизни, а именно главной ячейкой социализма будет русская крестьянская поземельная община – мир с отсутствовавшей в ней частной собственностью на землю. Коллективное землевладение и землепользование, а главное – вечная уверенность каждого крестьянина в праве на общинный надел земли стали для Герцена гарантией от возникновения пролетариата, а значит капитализма. И уже после выхода Коммунистического манифеста Карла Маркса и Фридриха Энгельса в 1848 году Герцен был твёрдо убеждён, что Россия, в отличие от Западной Европы, минует капитализм и из феодализма непременно сразу перейдёт в социализм на заранее разработанных разумных основаниях.

Главные факторы построения социализма в России:

1. крестьянское общинное землевладение;

2. крестьянская идея равного права всех людей на землю;

3. общинное самоуправление.

Главные условия для беспрепятственного развития социализма в России:

1. полное освобождение крестьян со всей землей и без всякого её выкупа с их стороны;

2. свержение самодержавия крестьянской революцией.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889 гг.) – русский философ – просветитель, революционер – демократ и литературный критик. Главный труд – «Что делать» написан в 1863 году. В отличие от Герцена редко выезжал из России, но был незаконно осуждён и последние 27 лет жизни провёл в тюрьмах, ссылках и на каторге. Будучи атеистом, Чернышевский развил идеи Герцена. Прежде всего, как и Герцен, он подверг глубокой критике существующие в Западной Европе порядки. Он утверждал, что всё её население разделено на две части – живущих своим трудом и живущих чужим трудом, а потому окончательное установление социализма в ней, как и в России, неизбежно. В России же капитализма не будет. Для этого нужно, несмотря ни на что, сохранить общину в России там, где она уже есть и всевозможными разъяснениями и убеждениями установить её там, где её ещё нет. Хотя община и характеризовалась коллективной собственностью на землю, каждая семья в ней, тем не менее, трудилась отдельно. Поэтому окончательный переход к социализму будет подготовлен внедрением в деревню передовых технологий, а ознаменован так же и переходом от индивидуального к коллективному труду на селе.

27. Радикально-демократическое движение в России в 60е годы 19 века. «Нечаевщина» и ее последствия.

Начало складывания радикально-демократического направления общественной мысли в России относится к 40-50 гг. XIX века, наиболее видными его представителями стали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев. К этим же годам относится и разработка революционно-демократической теории, в основу которой были положены новейшие философские и политические (главным образом, социалистические) учения, распространившиеся в Западной Европе. Революционно-демократическое направление в русском освободительном движении середины 60-начала 70 гг. XIX века было представлено деятельностью различных кружков разночинной интеллигенции в Москве, Петербурге и ряде провинциальных, в основном университетских городов (см. схему «Революционное движение в России в 60 - 70 гг. 19 в.»).

 

Наиболее значительным среди них был кружок «ишутинцев», действовавший в 1863-66 гг. в Москве и Петербурге. Основателем его стал вольнослушатель Московского университета Н.А. Ишутин. «Ишутинцы» считали себя учениками Н.Г. Чернышевского и по примеру героев его романа «Что делать?» пытались организовывать различного рода производственно-бытовые артели. Однако в 1865 г. «ишутинцы» пришли к мысли о необходимости более активной деятельности. В феврале 1866 г. они образовали тайное общество под названием «Организация», а один из основателей кружка Д.В. Каракозов по собственной инициативе совершил покушение на Александра II, после неудачи которого Каракозов был казнен, другие члены кружка отправлены на каторгу или сосланы.

 

Покушение на царя послужило предлогом заметного поворота к политической реакции. Указом от 13 мая 1866 г. была усилена власть губернаторов, начались цензурные гонения на демократическую прессу – были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово». Последовали отступления от проведенных реформ, в частности, подверглись ограничению права земств и задержана подготовка Городской реформы. Однако реакция не могла приостановить развитие революционно-демократического движения. Осенью 1868-1869 гг. прокатилась волна студенческих беспорядков в высших учебных заведениях Петербурга и Москвы. Возникли новые студенческие кружки. Один из них был организован в столице С.П. Нечаевым, впоследствии создавшим тайную организацию «Народная расправа», которая планировала применять в своей деятельности широкомасштабный террор.

«Народная расправа» (1869) - тайное общество, образованное в среде петербургских студентов С. Нечаевым в 1869 г. Поддержку в организации общества ему оказывал М. А. Бакунин, вместе с Нечаевым они выпустили «Катехизис революционера» - своеобразное изложение идеологии революционного экстремизма. Нечаеву удалось в короткое время привлечь в свою организацию несколько десятков человек. Ее члены были разбиты на пятерки, каждая из них действовала самостоятельно, не зная о существовании другой, и подчинялась «Центру», т. е. на деле – Нечаеву. Он же действовал как диктатор, требуя к себе беспрекословного повиновения. К лету 1870 г. Нечаев планировал развернуть «разрушительную деятельность»: создать боевые отряды, привлекая в них «разбойные» элементы, уничтожать путем террора представителей власти, конфисковывать «частные капиталы». Однако развертыванию деятельности организации помешало убийство в ноябре 1869 г. студента Иванова, активного члена «Расправы», не пожелавшего подчиниться требованиям Нечаева и совершенное по приказу С. Нечаева. В результате следствия организация была раскрыта полицией зимой 1869 -1870 гг., по делу проходили 80 человек. Нечаеву удалось скрыться за границу. С целью дискредитации революционного движения над «нечаевцами» в 1871 г. был устроен показательный процесс, материалы его широко публиковались в правительственной печати. Нечаевское «дело» послужило сюжетом для романа Ф.М. Достоевского «Бесы».

С.Н. Нечаев – организатор подпольного общества «Топор или народная расправа», автор «Катехизиса революционера» – свода правил революционера. Как рисует тип революционера Нечаев? «Революционер – обреченный человек. Он не имеет личных интересов, дел, чувств, привязанностей, собственности, даже имени. Все в нем захвачено одним исключительным интересом, одной мыслью, одной страстью: революцией» (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука, 1990. – С.52). «Нечаев был верующий, искренний фанатик, дошедший до изуверства».

С.Н. Нечаев считал, что революционная борьба оправдывает любые средства – шантаж, обман, провокацию. Чтобы крепче связать членов своей организации, Нечаев заставил их убить одного из участников общества– студента И.И. Иванова, выразившего недовольство был выдан России как уголовный преступник и умер в Петропавловской крепости.

Деятельность Нечаева привлекла внимание полиции, организация была раскрыта. С целью дискредитации революционного движения правительство в 1871 г. устроило над «нечаевцами» показательный процесс.
Представители революционного подполья в большинстве своем осудили методы «нечаевщины», создавались кружки, практиковавшие иные методы борьбы (пропаганда и просвещение в среде рабочих и интеллигенции). Наиболее известным из таких кружков стал кружок «чайковцев», по имени студента Петербургского университета Н.В. Чайковского, одного из основателей. Организация занималась пропагандой социалистических идей, планировала создание «единой рабочей организации». В 1874 г. была раскрыта полицией и разгромлена, некоторые члены кружка вошли впоследствии в народнические организации «Земля и воля» и «Народная воля».

Опыт «нечаевщины» показал, что вседозволенность в применении средств ведет к извращению целей. Во взглядах С.Н. Нечаева содержались основы казарменного социализма.

28. Основные идейные течения в народничестве М.А. Бакунин, П. Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский.

С начала 70-х гг. XIX века главным направлением в освободительном движении становится народничество. Как общественное направление оно стало складываться на рубеже 60-70-х гг. XIX века, когда зачинатели его поставили себе задачу перехода к борьбе за интересы народа, при этом они были убеждены, что радикальное решение всех социальных проблем может быть достигнуто революционным путем и силами народных масс, руководимых революционной (народнической) организацией.

 

Народничество – главное идеологическое направление в освободительном движении пореформенной России, революционное движение разночинской интеллигенции 1870-80-х гг.

 

Оно основывалось на системе взглядов об особом, самобытном пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 40-50-х гг. XIX века А. И. Герценом – «предтечей» русского народничества. Впоследствии идея «общинного социализма», сформулированная Герценом, была развита Н. Г. Чернышевским. Русское народничество представляло собой широкий спектр различных течений – от революционно-демократического до умеренно-либерального и даже консервативного. В 70-е гг. преобладающее значение имело революционное (или, как его называли, «действенное») народничество.

 

Сам термин «народник» появился в литературе в середине 1860-х гг., но тогда он еще не обозначал определенного общественно-политического направления. Под народничеством в то время понимали обычно стремление к изучению народного быта и желание облегчить тяготы народных масс, в первую очередь, крестьянства. Как общественное направление народничество стало складываться в конце 60-х – начале 70-х гг., когда зачинатели его поставили себе задачу перехода к борьбе за интересы народа, при этом они были убеждены, что радикальное решение всех социальных проблем может быть достигнуто революционным путем и силами народных масс, руководимых революционной (народнической) организацией.

 

На рубеже 60-70-х гг. сложилась и доктрина народничества, главными идеологами которой явились М. А. Бакунин («бунтарское» направление в народничестве), П.Л. Лавров («пропагандистское» направление) и П.Н. Ткачев («заговорщицкое» направление). Первой крупной акцией революционного народничества стало массовое «хождение в народ» летом 1874 г. - массовому движению революционной молодежи в деревню с целью агитации к восстанию, пропаганды идей социализма в крестьянской среде.

 

Неудача этой акции, а также слабые результаты пропаганды социалистических идей в деревне выдвинули необходимость создания централизованной революционной организации с четкой структурой и разработанной программой действий. Такая организация была создана в 1876 г. – «Земля и воля». Организация пыталась проводить политические демонстрации, она имела несколько отделений и до 200 членов. В 1879 г. в этой организации выдвинулась значительная группа сторонников политической борьбы и признания тактики террора. Это привело к расколу организации на две - «Народная воля» (сторонники террористических акций) и «Черный передел» (занимали позицию пропагандистской работы) (см. схему «Революционное движение в России в 60 - 70 гг. 19 в.»). «Народная воля» была разгромлена после убийства императора Александра II, «Черный передел» вскоре также распался на мелкие самостоятельные группы. Этим завершился этап «действенного» народничества.

 

В 80 - 90-х гг. распространение получили идей либерального («легального») народничества. Его представители выступали за социально-политические реформы, проповедовали теорию «малых дел» - кропотливой повседневной работы на ниве просвещения и во имя повышения материального положения народных масс. На рубеже XIX – XX вв. возникают неонароднические организации и кружки, поставившие своей целью продолжить дело народников-семидесятников. Именно на базе революционно-народнических организаций оформилась партия эсеров.

 

«Народная воля» (1879-1887)- революционно-народническая организация (1879-1887 гг.), образовавшаяся в августе 1879 г. в результате раскола «Земли и воли» (см. схему «Революционное движение в России в 60 - 70 гг. 19 в.»).

 

Программа организации содержала требования демократических преобразований, введения всеобщего избирательного права, постоянного народного представительства, свободы слова, печати, совести, замены армии ополчением, передачи земли крестьянам. Во главе «Народной воли» стоял Исполнительный комитет, в который входили: А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов, А.И. Желябов, А. А. Квятковский, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, М. Ф. Фроленко, Л. А. Тихомиров, М. Н. Ошанина, А. В. Якимова и др. Ему подчинялось множество кружков и групп, располагавшихся в пятидесяти городах. В 1879 - 1881 гг. организация объединяла до 250 кружков (свыше 2000 человек), имела 10 подпольных типографий. "Народная воля" была хорошо законспирированной организацией, имела свой печатный орган - газету «Народная воля», выходившую с 1 октября 1879 г. по октябрь 1885 г.

 

Народовольцы различали «организацию» - дисциплинированное сообщество революционеров, подчинявшееся программе и уставу, в нее входило около 500 человек, - и партию - круг единомышленников, не связанных с «организацией» обязательствами, таких насчитывалось до 2 тыс. человек. В условиях демократического подъема конца 70-годов XIX века организация активно включилась в политическую борьбу. Программные положения организации включали захват власти революционной партией и проведение демократических преобразований в стране. По представлениям народовольцев, российское правительство не имело опоры и легко могло быть дезорганизовано в результате серии террористических актов. В 1880-1881 гг. народовольцы осуществили ряд покушений на Александра II (5 февраля 1880 г. С. Халтурин осуществил взрыв в Зимнем дворце). Всего на императора было совершено 8 неудачных покушений.

 

Борьба народовольцев с российским самодержавием, завершившаяся убийством Александра II (1 марта 1881 г.) имела большое политическое значение, но привело к обратным результатам – отказу самодержавия от попыток реформирования общества и переходу к реакции. Ожидаемых народных выступлений не последовало. Вскоре большая часть Исполнительного комитета была арестована, лишь немногие смогли скрыться за границу. В апреле 1881 г. участники подготовки цареубийства были казнены. Репрессии по делу народовольцев продолжались и в 1882 г., всего по нему разного рода репрессиям подверглись до 6000 человек. Несмотря на это «Народная воля» продолжала свою борьбу до 1887 г., последним актом ее террористической деятельности стала неудачная попытка покушения на Александра III, после чего новые репрессии завершили ее разгром. Члены организации, которым удалось избежать репрессий, в 1890-х гг. сыграли видную роль в оформлении партии эсеров.

 

«Народная расправа» (1869) - тайное общество, образованное в среде петербургских студентов С. Нечаевым в 1869 г. Поддержку в организации общества ему оказывал М. А. Бакунин, вместе с Нечаевым они выпустили «Катехизис революционера» - своеобразное изложение идеологии революционного экстремизма. Нечаеву удалось в короткое время привлечь в свою организацию несколько десятков человек. Ее члены были разбиты на пятерки, каждая из них действовала самостоятельно, не зная о существовании другой, и подчинялась «Центру», т. е. на деле – Нечаеву. Он же действовал как диктатор, требуя к себе беспрекословного повиновения. К лету 1870 г. Нечаев планировал развернуть «разрушительную деятельность»: создать боевые отряды, привлекая в них «разбойные» элементы, уничтожать путем террора представителей власти, конфисковывать «частные капиталы». Однако развертыванию деятельности организации помешало убийство в ноябре 1869 г. студента Иванова, активного члена «Расправы», не пожелавшего подчиниться требованиям Нечаева и совершенное по приказу С. Нечаева. В результате следствия организация была раскрыта полицией зимой 1869 -1870 гг., по делу проходили 80 человек. Нечаеву удалось скрыться за границу. С целью дискредитации революционного движения над «нечаевцами» в 1871 г. был устроен показательный процесс, материалы его широко публиковались в правительственной печати. Нечаевское «дело» послужило сюжетом для романа Ф.М. Достоевского «Бесы».

29. Деятельность революционных народников в 70е – нач. 80х годов 19 века. Место и роль народничества в общественно-политическом движении в России.

В 1870-1872 гг. произошли первые крупные стачки рабочих, росло недовольство среди крестьян, активизировались революционно-демократическое движение среди интеллигенции. Появились кружки, которые стремились возглавить революционную борьбу против существующего строя. Сильное влияние на подъем революционного движения в России оказала Парижская Коммуна (1871 г.), а также деятельность I Интернационала (1864 г.).

Народники 70-ых годов считали себя прямым продолжением дела А.И.Герцена. Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова. Они выдвигали требования ликвидации помещичьего землевладения и безвозмездной передачи всей земли крестьянам, уничтожение самодержавия и проведения широких демократических преобразований, что, по их мнению, обеспечит переход к социализму. Вместе с тем, не понимая законов общественного развития, народники утверждали, что Россия развивается своим особым путем, отличным от западноевропейских стран. Самобытность выражалась в том, что пролетариат в России – случайное явление, насаждается правительством насильно и не имеет никаких перспектив для своего развития, что пролетариат в России не будет развиваться, а классом, которому принадлежит будущее России, является крестьянство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: