Историческое значение земской реформы 7 глава




38. Начало нового царствования (1881-1883): Александр III и его ближайшее окружение (К.П. Победоносцев, М.Н. Катков). Правительство Н.П. Игнатьева.

Александр III родился в 1845 г. Он был вторым сыном Александра II, и его не готовили на престол. Александр получил обычное для великих князей военное образование. Особыми успехами в учебе не отличался. Педагоги считали его старательным тугодумом. В 1865 г. умер старший сын Александра II. К этому времени Александр Александрович был уже сложившимся человеком с определенными взглядами, склонностями, кругозором. Вскоре он женился на датской принцессе, невесте своего покойного брата.

Александр III имел мужиковатую внешность и мужицкие привычки. Он носил бороду лопатой, был неприхотлив в быту, в обыденной обстановке ходил в простой рубахе, не лез в карман за бранным словом. Мало кого из своих приближенных не называл он беззлобно «скотиной» или «канальей» (не всегда, впрочем, незаслуженно). Любимым его занятием была рыбная ловля, требовавшая усидчивости и отвечавшая его неторопливому темпераменту, позволявшая ему погрузиться в мир своих медленных мыслей. «Европа может и подождать, пока русский царь рыбачит», — сказал он однажды, желая подчеркнуть свой вес в мировой политике и действительно отправился на рыбалку.

Вопреки расхожему мнению, Александр III не был глуп. Но его мышление было слишком приземленным, отсутствовала фантазия, он не умел смотреть вдаль, в перспективу. Был он законченный консерватор и ретроград. Но, подобно многим медвежьим натурам, отличался осторожностью, был слегка трусоват. Мудро избегал войн. Проявлял сдержанность и во внутренней политике.

Когда Александр III сравнивал царствования деда и отца, сравнение было не в пользу последнего. Отец слишком много «нареформировал». Постепенный возврат к старому, укрепление сословного строя и самодержавного режима составляли суть внутренней политики Александра III. Ему казалось, что он возвращает страну с опасного пути на здоровые исторические основания. На самом деле это были обреченные на неуспех попытки направить вспять течение жизни.

В монархической литературе Александра III именовали «Миротворцем». Действительно, ему удалось быстро стабилизировать обстановку после цареубийства. Но он не принес стране настоящего мира. Среди обманчивого спокойствия царствования Александра III были посеяны семена будущих бурь.

29 апреля 1881 г. был опубликован манифест, над тек­стом которого трудились К.П. Победоносцев и известный правый публицист М.Н. Катков. В этом манифесте Алек­сандр III заявлял, что он вступает, на престол «с верой в силу и истину самодержавной власти». После этого ушли в от­ставку Лорис-Меликов и Милютин.

В августе 1881 г. было издано «Положение об усиленной и чрезвычайной охране». При введении его в какой-либо ме­стности власти могли высылать нежелательных лиц, закры­вать учебные заведения, передавать дела на рассмотрение военного суда вместо гражданского, приостанавливать вы­пуск газет и журналов. Несмотря на временный характер этого закона, он просуществовал вплоть до падения самодер­жавия. Некоторые местности десятилетиями находились на режиме чрезвычайного управления.

Наиболее сложный характер имела крестьянская пробле­ма. В 1882 г. начал действовать Крестьянский банк, выдававший ссуды на покупку земли. В 1883 г. все крестьяне, еще не заключившие с помещиками выкупных сделок, были переведены на обяза­тельный выкуп. Сумма выкупных платежей была немного по­нижена.

Но затем Александр III пошел в противоположном направ­лении — по пути укрепления помещичьего хозяйства, власти поместного дворянства над крестьянством и поддержания пат­риархального строя в деревне. Этот поворот был связан с на­значением на пост министра внутренних дел Д.А. Толстого. В 1885 г. был создан Дворянский банк. Правительство опасалось, что в условиях падения цен на зерно многие по­мещики разорятся и самодержавие потеряет свою опору. В этом банке они получали самый льготный кредит под залог имений. Правительство фактически субсидировало помещиков.

В связи с этим в 1889 г. правительство ввело «Поло­жение о земских участковых начальниках». Мировой суд в деревне был упразднен. Земские начальники (к земству они отношения не имели) сосредоточили в своих руках админи­стративную и судебную власть. На эти должности назнача­лись дворяне из числа местных помещиков. Общее руковод­ство земскими начальниками в уезде осуществлял предводи­тель дворянства.

Земский начальник стал полновластным распорядителем в своем участке. В полной зависимости от него оказались сельские и волостные сходы. Он мог отменить любой их при­говор, арестовать сельского старосту, волостного старшину, оштрафовать всех участников схода.

В эти же годы был принят ряд законов, которые затруднили семейные разделы, выход из общины отдельных крестьян и земельные переделы. Эти законы имели целью загнать крестьян в большую патриархальную семью и в общину, уси­лить начальственный надзор над ними.

Когда министром внутренних дел стал Д.А. Толстой, вновь начались притеснения земств. В 1890г., уже на излете своего короткого царствования, Александр III провел земскую контрреформу. По новому закону был усилен прави­тельственный контроль над земством. Для дворян-землевла­дельцев был понижен имущественный ценз, для горожан — повышен. Крестьянские гласные стали назначаться губерна­тором из числа кандидатов, заявленных на волостных сходах.

Правительство Игнатьева

После отставки Лорис-Меликова (30 апреля 1881 г.) на пост министра внутренних дел был приглашен граф Н. П. Игнатьев. Человек решительный и хорошо известный в славянофильских кругах активными действиями на Ближнем Востоке в качестве посла в Константинополе, он вынужден был проводить не свойственную ему двойственную политику, прикрывая отступление царизма к открытой реакции.

В 1881 г. было принято «Положение о мерах к ох ранению государственного порядка и общественного спокойствия», предоставлявшее исключительные права административной власти, начиная от министра внутренних дел и губернатора и кончая уездным исправником. По этому Положению любая губерния могла быть объявлена на положении усиленной или чрезвычайной охраны; каждого жителя той или иной местности можно было без суда арестовать на 3 месяца, оштрафовать на сумму от 500 до 3000 руб. или властью губернатора выслать из пределов губернии. Это Положение обновлялось каждые три года и просуществовало вплоть до крушения царского режима в 1917 г. По выражению В. И. Ленина, оно являлось «фактической российской конституцией».

Этот и другие законы не оставляли сомнений в их реакционной направленности. Одновременно с этими мерами Игнатьев проводил законы, способствовавшие укреплению буржуазных основ в государстве. В декабре 1881 г. был издан закон о прекращении с 1 января 1883 г. временнообязанных отношений. К этому времени все временнообязанные крестьяне должны были перейти на обязательный выкуп. Вторым мероприятием в крестьянском вопросе явилось небольшое понижение выкупных платежей у крестьян великорусских и украинских губерний (на 1 руб. с душевого надела). Весной 1882 г, правительство приняло решение об отмене по душной подати, взимание которой должно было окончательно прекратиться в 1887 г. Эти полумеры не могли поднять благосостояние крестьян: выкупные платежи уменьшались на ничтожную сумму, ликвидация временнообязанных отношений была вызвана заинтересованностью буржуазии и помещиков в деньгах, а отмена подушной подати была связана с реформой 1861 г., предоставлявшей крестьянам личную свободу.

В 1882 г. правительство учредило Крестьянский по земельный банк, который выдавал ссуды на покупку земли крестьянам. Крестьянский банк способствовал распространению частной поземельной собственности среди крестьян. Но операции банка ограничивались всего 5 млн. руб. в год. Ссудами пользовалось преимущественно кулачество, ибо покупная цена земли через банк была выше рыночной стоимости земли.

Для укрепления дворянского землевладения был создан Дворянский поземельный банк, открывшийся в 1885 г. Дворяне, по положению банка, могли получать ссуды только под залог земли. Этот акт правительства способствовал сохранению дворянских имений в условиях капиталистического развития.

Этими мерами, удовлетворявшими как дворян, так и буржуазию, Игнатьев, казалось, упрочил свое положение в правительстве. Почувствовав себя достаточно сильным, министр внутренних дел хотел продемонстрировать «народную» политику созывом театрального Земского собора из выборных от всех сословий, который должен был показать единение царя с народом. Этот проект вызвал резкую отповедь у Каткова и Победоносцева. Последний считал, что осуществление проекта явится «гибелью правительства и гибелью России». Этим предложением судьба Игнатьева была решена, и он получил отставку.

39. Борьба с революционным движением правительства Д.А. Толстова.

Довольно быстро с момента восшествия Александра III на престол его внутренняя политика начала принимать реакционный характер. Сигналом к этому послужила смена министра внутренних дел, либерального Н.П. Игнатьева, на Д.А. Толстого в 1882 г. Толстой занимал при Александре II место министра народного просвещения

Усилиями Д.А. Толстого в 1884 г. был введен новый Университетский устав. Согласно его положениям, университеты лишались права автономии, т. е. независимости. После этого ректоров и преподавателей назначало правительство России, тем самым взяв под контроль учебный процесс. Вводилась очень высокая плата за обучение. В целях борьбы со студенческим революционным движением запрещались любые студенческие объединения. Недовольных людей мгновенно выгоняли из университета.

Дмитрий Андреевич Толстой (1823 — 1889) — граф, обер-прокурор Святейшего Синода (23 июня 1865 — 23 апреля 1880), министр народного просвещения (1866—1880), министр внутренних дел и шеф жандармов (1882—1889). Также член Государственного совета (с 1866), сенатор. При Александре II занимался реформами, а при Александре III — один из инициаторов политики контрреформ. С 1882 президент Академии наук.

Либеральные воззрения Толстого не шли дальше отмены крепостного права, он оставался противником реформ 60 — 70-х гг. — судебной, земской и др., видя в них угрозу самодержавной власти, а стремление сохранить государственный контроль за народным просвещением объясняет некоторую противоречивость его политики. В 1871 Толстой провел реформу среднего образования, вводил изучение мертвых языков вместо общеобразовательных предметов; реорганизовал реальные гимназии в училища, сократив в них срок обучения, и проводил в жизнь сословный принцип: церковноприходская школа для «народа», реальное училище для купцов и промышленников, классическая гимназия и ун-т для дворян. Толстой выступал также противником высшего образования женщин. Хотя за время пребывания Толстого у власти число средних и высших учебных заведений увеличилось почти втрое, а низших — более чем в 20 раз,. Пресса любых направлений яростно критиковала министра, что объяснялось во многом его демонстративным презрением к общественному мнению. Министр игнорировал даже откровенную клевету и оскорбления в свой адрес. Из-за своего характера Толстой нажил множество врагов в высших кругах петербургского общества. 24 апр. 1880 Александр II вынужден был уволить его в отставку с обоих постов. Но дело Толстого не угасло, поскольку министром просвещения стал А. А. Сабуров, а Св. Синод возглавил К. П. Победоносцев, оба давние единомышленники Толстого. Не у дел он оставался 2 года. После цареубийства 1 марта 1881 новый имп. Александр III под воздействием К. П. Победоносцева вспомнил о Толстом. В условиях острого противостояния государства и революционеров огромное значение приобрело Министерство внутренних дел. гдашний министр гр. Н. П. Игнатьев, талантливый дипломат, оторвавшийся за годы пребывания за рубежом от российских реалий, не смог справиться со своими обязанностями и получил отставку. 31 мая 1882 Толстой был назначен министром внутренних дел. Действовал он, как всегда, энергично: за 1882—89 была раскрыта 251 нелегальная организация разной идеологической ориентации (в т. ч. группа А. И. Ульянова), осуждено по политическим мотивам 2851 чел. К к. 1880-х организованное революционное движение в России перестало существовать, прекратились террористические акты. В идеологическом плане народничество переживало разброд и упадок. Характерно, что некоторые бывшие революционеры, убедившись в бессмысленности своей борьбы и в том, что сама их борьба вредит исторической национальной России, перешли к защите православно-монархической идеи. Толстой нанес удар и по либерализму, закрыв 15 периодических изданий и запретив книги нескольких сотен наименований. прочем, для Толстого борьба с революционерами не была главной в его деятельности. Еще при назначении на пост министра внутренних дел на аудиенции у Александра III он прямо спросил императора: «Угодно ли будет Государю иметь министром человека, который убежден, что реформы прошлого царствования были ошибкой?» Получив утвердительный ответ, Толстой разгромил радикальную и либеральную оппозицию и приступил к контрреформам. В 1884 был принят новый университетский устав, ограничивавший академическую автономию. Для евреев была введена процентная норма, впрочем, совершенно не соблюдавшаяся и приведшая со временем к переполнению евреями вузов страны. Молодой император Александр III поручил Д.А. Толстому руководство ведущим научным учреждением страны – Императорской Академией наук. Это назначение последовало 25 апреля 1882 г. и было с пониманием встречено учеными. Толстой добился увеличения окладов академикам и лицам, служащим при Академии наук (1869), увеличения ассигнований и штатов Химической лаборатории (1873), открытия Отделения морской метеорологии, телеграфных сообщений о погоде и штормовых предупреждений при Главной физической обсерватории (1876), поддержал учреждение премии имени В.Я. Буняковского (1875), празднование 150-летнего юбилея Академии наук, подготовку собрания сочинений М.В. Ломоносова и т.п.

Он стремился улучшить положение Библиотеки и академической Типографии, расширил помещения последней, добился финансирования реконструкции зданий Пулковской обсерватории и приобретения новых специальных астрономических инструментов, способствовал публикации многочисленных рукописных памятников по русской истории и культуре.

40. Политика российского самодержавия в области просвещения, цензуры, национальных и конфессиональных отношений в 80е-90е гг. 19 века.

Внутренняя политика самодержавия характерна своей противоречивостью. Общее направление ее выражалось в откате к реакции путем "пересмотра" и "исправления" реформ 60 - 70-х годов. Самодержавию удалось провести серию контрреформ в сословном вопросе, в области просвещения и печати, в сфере местного управления. Главная его за дача заключалась в том, чтобы укрепить свою социальную опору - дворянство, позиции которого были заметно ослаблены в силу объективных процессов социально-экономического развития России в течение двух "переломных" пореформенных десятилетий. Формально российское законодательство не знало правовых ограничений по национальному признаку. В законах были ограничены евреи (в некоторых правах, независимо от вероисповедания), с 1864 года поляки-католики. На уровне подзаконных актов – ограничения для татар-мусульман. Правовые ограничения действовали в зависимости от конфессионального признака и степени владения русским языком. Так как конфессиональный признак часто распространялся на национальности, то ограничения имели национальный характер. Однако «инородец» мог, не переходя в православие пользоваться всеми правами государственной службы и сословными привилегиями, если проявлял лояльность властям. Официальных документов, формировавших национальную политику, не существовало, эта политика формулировалась всегда в отношении конкретных конфессий и народов на определенном этапе. В качестве основного пути достижения единства империи было избрано постепенное внедрение единственного государственного языка на всех уровнях управления и суда, а так же в школе.

После отставки П.Н. Игнатьева во главе Министерства внутренних дел был поставлен Д.А. Толстой. Одновременно он был назначен и шефом жандармов. Первыми жертвами стали печать и просвещение. 27 августа 1882 г. были утверждены новые "Временные правила" о печати, устанавливавшие строгий административный надзор за газетами и журналами. Редакторам вменили в обязанность по требованию министра внутренних дел сообщать имена авторов статей, печатавшихся под псевдонимами. Усилилась "карательная цензура" и репрессивные меры против прогрессивной печати. В 1883 - 1884 гг. были закрыты все радикальные и многие либеральные периодические издания, среди них "Отечественные записки" М.Е. Салтыкова-Щедрина и "Дело" Н.В. Шелгунова, либеральные газеты "Голос", "Земство", "Страна", "Московский телеграф".

5 июня 1887 г. был опубликован циркуляр, в котором говорилось о запрещении принимать в гимназии и прогимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей". Общественность восприняла его как позорный "циркуляр о кухаркиных детях". Реальные училища были преобразованы в технические школы, их окончание не давало права на поступления в высшие учебные заведения. 23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, текст которого подготовил Катков. По этому уставу фактически ликвидировалась автономия университетов, восстановленная уставом 1863 г. Ранее выборные должности ректора, декана, профессора стали назначаемыми, при этом обращалось не на одни "ученые качества и заслуги", но и на политическую благонадежность назначаемых. Попечитель учебного округа стал полновластным хозяином университета. Он представлял министру народного просвещения на утверждение преподавательский состав университетов, организовывал надзор за поведением студентов. В 1885 г. как "существенное средство надзора за студентами" вновь вводилась для них форменная одежда. В том же году были введены стеснительные правила сдачи университетских экзаменов. Плата за обучение повышалась с 10 до 50 рублей в год - довольно значительная для того времени сумма. Из университетов были уволены известные прогрессивные профессора: социолог М.М. Ковалевский, историк В.И. Семевский, филолог Ф.Г. Мищенко, юрист С.А. Муромцев; вынужден был уйти выдающийся ученый с мировым именем биолог И.И. Мечников. В 1882 - 1883 гг. было закрыто большинство высших женских курсов; тем самым фактически ликвидировалось высшее женское образование. Реакционные меры в области высшего образования вызвали серию студенческих волнений в 1887 - 1893 гг.

41. Царизм и местное самоуправление, наступление на Судебную реформу.

Период 80-х – начала 90-х гг. характеризуется наступлением царизма на прогрессивные ростки, которые проявились в результате либеральных реформ предшествующих десятилетий. Этот период отмечен серией реакционных преобразований, направленных на пересмотр сложившейся системы буржуазного законодательства, которые в исторической литературе часто называют контрреформами. Понятие контрреформ имеет широкий смысл и включает не только реакционные законы, направленные на возврат к дореформенным политическим порядкам. Под контрреформами подразумевается весь политический курс правительства Александра III, которое повседневными административными действиями демонстрировало пренебрежение к вопросам самоуправления, соблюдению существовавшего законодательства, общественному мнению. В эти годы царизм действует не только наперекор потребностям времени, но и во многом вопреки даже интересам дворянства, которые изменились в условиях пореформенного развития. В 80-х гг. особенно заметно выступают самодовлеющие черты самодержавия, проявляется усиление влияния бюрократических кругов. Если в предыдущий период наблюдалась внешняя готовность к реформам, даже когда их и не собирались осуществлять, то в период контрреформ правительство упрямо повторяло о своей твердости, отказе от уступок даже тогда, когда оно их фактически совершало. Земство в 80-х гг. рассматривалось как враждебная сила, поэтому правительство всячески стремилось к усилению административного начала в управлении. В эти годы царизм снисходительно относился к произвольным действиям губернаторов по отношению к земствам, не придавая значения даже грубым нарушениям законов. Само правительство с нескрываемым раздражением встречало любые, даже самые безобидные инициативы земств. Так, например, была отклонена просьба Вологодского губернского земства о проведении выставки сельскохозяйственного скотоводства и молочного хозяйства. За беспричинными отказами скрывалось стремление ограничить значение земств, унизить возраставшее влияние земских деятелей. Не ограничиваясь третированием земств, правительство вынашивало планы создания новых начал в местном управлении. Попытки их реализации прослеживаются, прежде всего, в законе 12 июля 1889 г. о земских участковых начальниках. В 40 губерниях создавалось 2200 земских участков (по 4–5 на каждый уезд), которые должны были заменить мировых посредников, уездные по крестьянским делам присутствия и мировой суд (мировой суд сохранялся только в Петербурге, Москве, Одессе). Во главе участков ставились земские начальники с широким кругом полномочий: контроль над общинным самоуправлением крестьян, рассмотрение судебных дел, ранее принадлежавших мировому суду, утверждение приговоров волостного суда, решение земельных вопросов и т. д. В этом законе содержался отказ от ряда принципиальных положений предшествующих лет. Если введение должности мировых посредников хотя бы декларировало достижение согласия между крестьянами и помещиками, то земские начальники должны были решать эти вопросы административным путем с классовых позиций помещиков. Если мировые суды создавались на выборных началах, то в новых условиях судебное разбирательство осуществляло лицо, абсолютно независимое от общественного мнения. В связи с ликвидацией мирового суда возрастало значение волостных крестьянских судов, которые существовали вопреки принципу бессословного суда. Особый статус земских начальников означал произвольное усиление власти дворянского государства над крестьянством и другими непривилегированными сословиями. Это усиливалось тем, что должности земских начальников могли занимать только лица дворянского происхождения, обладавшие значительным земельным цензом или еще более высоким цензом на другие виды собственности. При многообразии функций земских начальников закон не требовал от них высокой компетентности. К занятию этой должности могли быть допущены даже лица, имевшие «незаконченное домашнее» образование, что являлось своеобразным попустительством их произволу. Наряду с политической реакцией для периода 80-х – начала 90-х гг. характерно усиление полицейского режима и введение дополнительных ограничений для печати. 14 августа 1881 г. был принят специальный закон – «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Он хотя и принимался как временная чрезвычайная мера на 3 года, но по истечении срока всякий раз возобновлялся вплоть до 1917 г. Основным методом в борьбе с революционным движением был неусыпный полицейский надзор, который возбуждал волну доносов, провокаций, арестов. Был увеличен штат Отдельного корпуса жандармов, созданы новые жандармские учреждения – отделения по охранению порядка и общественной безопасности (сокращенно – охранные отделения). Они не подчинялись местным жандармским органам и могли действовать совершенно самостоятельно. В их обязанности входило предупреждение стачек, борьба против уличных демонстраций, собраний, наблюдение за подозрительными лицами, учебными заведениями, обществами, клубами и т. д. Охранные отделения имели значительные штаты «охранной наружной службы» – секретных агентов и особо секретных сотрудников – провокаторов. На создание этого аппарата тратились большие средства. Например, за арест известного народника М.Ф. Грачевского только одному жандарму было выплачено 15 тыс. руб., а жандармскому офицеру, арестовавшему народовольца С.А. Иванова, был пожалован орден и 3 тыс. руб. Охранные отделения имели сеть провокаторов внутри рабочего и революционного движения. Широко известны наиболее крупные провокации – «дегаевщина» и несколько позже – «зубатовщина». Развитие политического сыска привело к созданию в конце 1882 г. секретной полиции. Важным орудием царизма была специально созданная заграничная агентура, которая следила за революционерами-эмигрантами, возбуждала против них общественное мнение европейских стран. В обстановке реакции серьезной помехой в карательной деятельности были судебные уставы 1864 г. С вводом положения от 14 августа 1881 г. в судопроизводстве по политическим делам была ограничена гласность. Однако правительство пошло еще дальше и с целью нейтрализации оппозиционного звучания политических дел указом от

12 февраля 1887 г. предоставили министру юстиции полное право закрывать двери заседаний любого суда. С прекращением публикации отчетов о политических процессах было покончено с печатной гласностью. Из юрисдикции суда присяжных были изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц. Фактически разрушив принцип несменяемости судей, царизм создал для себя более благоприятные возможности для оказания административного давления на суды. Все эти меры не были чем-то новым в деятельности правительства, ибо они лишь узаконили практику, которая вопреки закону применялась на политических процессах и раньше.

42. Политика самодержавия в аграрно-крестьянском вопросе в 80е – 90е гг. 19 века.

Для политики самодержавия в аграрно-крестьянском вопросе в 80-90-х годах было характерно сочетание реакционных мер с некоторыми уступками крестьянству.

28 декабря 1881 г. были изданы указы о понижении выкупных платежей и об обязательном переводе на выкуп находившихся на временно обязанном положении крестьян. Согласно первому указу выкупные платежи крестьян за предоставленные им наделы понижались на 16%, а по второму указу с начала 1883 г. переводились на обязательный выкуп остававшиеся к этому времени на временно обязанном положении 15% бывших помещичьих крестьян.

18 мая 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк (на чал функционировать с 1883 г.), который выдавал ссуды на покупку земли как отдельным домохозяевам, так и сельским обществам и товариществам. Учреждение этого банка преследовало цель смягчить остро ту аграрного вопроса. Как правило, через его посредство продавались помещичьи земли. Через него в 1883-1900 гг. крестьянам было продано 5 млн. десятин земли.

Законом 18 мая 1886 г. с 1 января 1887 г. (в Сибири с 1899 г.) отменялась подушная подать с податных сословий, введенная еще Пет ром I. Однако ее отмена сопровождалась повышением на 45% податей с государственных крестьян путем перевода их с 1886 г. на выкуп, а также увеличением со всего населения прямых налогов на 1/3 и кос венных налогов в два раза.

В конце 80-х - начале 90-х годов была издана серия законов, направленных на сохранение разрушавшихся под напором капитализма патриархальных устоев в деревне, в первую очередь патриархальной крестьянской семьи и общины. Распад старой, патриархальной семьи выражался в быстром росте числа семейных разделов. По данным Министерства внутренних дел, в первые два пореформенных десятилетия происходило ежегодно в среднем

116 тыс. семейных разделов, а в начале 80-х годов их среднегодовая численность возросла до 150 тыс. 18 марта 1886 г. был издан закон, по которому семейный раздел мог состояться только с согласия главы семьи ("большака") и с разрешения не менее чем 2/3 домохозяев на сельском сходе. Однако этот закон не мог ни приостановить, ни ограничить семейные разделы, количество которых и после его издания продолжало возрастать, при этом более 9/10 разделов происходило "самовольно", без санкции общины и местных властей. Не помогали и насильственные "воссоединения" разделившихся семей.

Важное место в аграрно-крестьянской политике самодержавия занимала проблема крестьянской поземельной общины. Еще во время подготовки и проведения реформы 1861 г. среди государственных деятелей определились как противники, так и сторонники сохранения общины. Первые полагали, что подворное крестьянское землевладение создаст значительный слой собственников - опоры социальной стабильности в стране, а уравнительность наделов и круговая порука рассматривались ими как причина слишком медленного экономического развития деревни. Вторые же рассматривали общину как важный фискально-полицейский инструмент в деревне и фактор, предотвращающий пролетаризацию крестьянства. Как известно, победила вторая точка зрения, которая и нашла отражение в законах 1861 г.

В начале 90-х годов издаются законы, направленные на укрепление крестьянской общины. Закон 8 июня 1893 г. ограничил периодические земельные переделы, которые отныне дозволялось проводить не чаще, чем через 12 лет, причем с согласия не менее 2/3 домохозяев. Законом 14 декабря того же года "О некоторых мерах к предупреждению отчуждаемости крестьянских надельных земель" запрещалось закладывать крестьянские надельные земли, а сдача надела в аренду ограничивалась пределами своей общины. По этому же закону отменялась статья 165-я "Положения о выкупе", по которой крестьянин мог досрочно выкупить свой надел и выделиться из общины. Закон 14 декабря 1893 г. был направлен против участившихся залогов и продажи крестьянских надельных земель - в этом правительство видело гарантию платежеспособности крестьянского двора. Подобными мерами правительство стремилось еще более прикрепить крестьянина к наделу, ограничить свободу его передвижения.

Однако переделы, продажа и сдача в аренду крестьянских надельных земель, забрасывание крестьянами наделов и уход в города продолжались в обход законов, оказавшихся бессильными приостановить объективные, капиталистического характера, процессы в деревне. Не мог ли эти правительственные меры обеспечить и платежеспособность крестьянского двора, о чем свидетельствовали данные официальной статистики. Так, в 1891 г. в 18 тыс. сел 48 губерний была произведена опись крестьянского имущества, в 2,7 тыс. сел имущество крестьян было продано за бесценок для погашения недоимок. В 1891-1894 гг. за недоимки было отобрано 87,6 тыс. крестьянских наделов, подвергнуто аресту 38 тыс. недоимщиков, около 5 тыс. были отданы в принудительные работы.

Исходя из главной своей идеи о первенствующей роли дворянства, самодержавие в аграрном вопросе провело ряд мер, направленных на поддержку дворянского землевладения и помещичьего хозяйства. С целью укрепления экономического положения дворянства 21 апреля 1885 г., по случаю 100-летия Жалованной грамоты дворянству, был учрежден Дворянский банк, который давал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях. Уже в первый год своей деятельности банк выдал помещикам ссуды на сумму 69 млн. руб., а к концу XIX в. их сумма превысила 1 млрд. рубл.

В интересах дворян-землевладельцев 1 июня 1886 г. было издано "Положение о найме на сельские работы". Оно расширяло права нанимателя-землевладельца, который мог требовать возврата ушедших до истечения срока найма рабочих, производить вычеты из их заработной платы не только за причиненный хозяину материальный ущерб, но и "за грубость", "неповиновение" и пр., подвергать аресту и телесному наказанию. В целях обеспечения помещиков рабочей силой новый закон 13 июня 1889 г. существенно ограничил переселение крестьян. "Самовольного" переселенца местная администрация обязывалась выслать по этапу на прежнее место жительства. И всё же, вопреки этому суровому закону, за десять лет после его издания количество переселенцев увеличилась в несколько раз, причем 85% из них составляли "самовольные" переселенцы.

43. Финансово-промышленный курс правительства в 80е-90е гг. 19 века. Н.Х. Бунге, В.И. Вышнеградский, С.Ю. Витте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: