Выбор продуктов питания на сегодняшний день является актуальным вопросом в питании. Еда - главная составляющая поддержания жизнедеятельности человека на Земле. Сохранить и улучшить здоровье можно только с помощью грамотного подбора продуктов.
Чтобы не засорять свой организм вредными веществами, нужно знать, как правильно выбирать продукты питания. Существует определенный набор критериев, который поможет не ошибиться в выборе продуктов.
Упаковка товара
Упаковка - это своеобразная «обложка», в которую погружается определенный товар. Существует огромное количество видов упаковки, каждый их которых выполнен из определенного материала, отвечает самым разнообразным целям и задачам и предназначен для конкретного вида продукции.
Еще многие тысячелетия назад перед нашими предками встал насущный вопрос качественного сохранения, сбережения и перевозки в надлежащем виде различных продуктов и предметов быта. Так постепенно зародилось понятие «упаковка» или емкость для хранения. Древняя упаковка абсолютно не была похожа на современную. Самой первой примитивной упаковкой можно назвать кувшины и другие сосуды, которые изготавливались из глины в Древнем Египте за 6 тысячелетий до нашей эры. В 1500 году до н.э. египтяне впервые попробовали выдуть из стекла изделия, по форме напоминающие чашу и тарелку. Еще немного, и появились стеклянные флаконы, в которых лекари хранили лекарственные и косметические средства. Через несколько сотен лет, в 500 г до н.э. римляне, кельты и жители Галлии, стали изготавливать бочки из дерева (дуба, сосны). Поначалу они предназначались только для хранения и перевозки вина, а позже и для всех остальных продуктов. 105 год нашей эры ознаменован появлением первой бумаги, которую произвели китайцы. Первоначально в качестве сырья-основы ими использовался текстиль, папирус, шкуры животных. В 16 веке бумажное производство стало налаживаться в России. Через 200 лет повсюду уже широко использовались хлопковые и льняные платяные мешки. В начале 19 века появились стеклянные. А затем металлические консервные банки; немцы стали использовать первые этикетки, прикрепляемые к упаковке товара. В тот же период получила распространение вощеная бумага для упаковки, покрытая изнутри олифой. В середине 19 века в Европе была произведена фольга для упаковки шоколада, появились коробки для спичек и гофрированный картон для упаковки шляп. Еще пройдет 30 лет, и для стеклянных бутылок начнут производить специальные крышки, а для фармацевтических мазей - алюминиевые тубы.
|
У любой тары есть сразу несколько задач, которые она должна выполнить:
гигиена товара; защита его от влияния внешних условий (попадание влаги, солнечных лучей, проникновения запахов, насекомых, грызунов и т.д.); расфасовка товара по количеству, сортам, видам; амортизация, удобство перевозки без механического повреждения товара; повышение эстетических свойств продукции; маркировка продукции; реклама продукции, узнавание товара определенного изготовителя.
Какой бывает упаковочная тара? Упаковочную тару подразделяют на три основные группы по назначению:
внутренняя (или потребительская);
цеховая (внутризаводская)
внешняя (транспортировочная)
Классифицируют упаковку по различным категориям. В зависимости от материала из которого она изготовлена, упаковка может быть: жесткая
|
(сделана из железа, стекла, дерева, твердого картона). Это могут быть различные банки, бутылки, ящики, бочки, коробки; мягкая, (целлофановая, тканевая, бумажная, а также различные веревки, ленты, шпагаты); комбинированная - тетра паки и другие аналоги.
Немаловажно, чтобы упаковка была безопасной для жизни и здоровья потребителя, а также имела презентабельный внешний вид. Дизайнеры разрабатывают внешний вид упаковок в зависимости от их назначения. Коробки и обертки могут быть выполнены в подарочном, праздничном. В любом случае упаковка должна привлекать покупателя, вызывая у него желание, положить товар в корзину.
Этикетка товара
Слово «этикетка» заимствовано из французского языка. Переводится как "надпись" или "ярлык". Самыми первыми прототипами этикеток, которые обнаружили археологи, были бирки из кусочков кожи на сосудах с вином. Датируется такая находка концом II тысячелетия до н. э. Информация на этикетке такого вида сообщала о месте сбора винограда, его сорте, вкусе (кислое или сладкое), возрасте и кем было произведено. Необходимость в этом появилась, потому что все сосуды были одинаковой формы. Понять, каково содержимое, не открыв и не попробовав, было трудно. Нарушать герметичность упаковки было нецелесообразно. Тогда появилась идея наносить информацию на кусок кожи и прикреплять к бутылке. С появлением торговых путей и перевозкой товара на дальние расстояния этикетки значительно облегчали реализацию. Первые бирки были простой прямоугольной формы.
|
Следующими, кто стал таким способом передавать информацию, были торговцы фруктов и овощей. С эволюцией этикетки развивался и способ нанесения информации на товар. Первые бирочки просто привязывались на кусочек веревки и закреплялись сургучом. Позже этикетка товара стала клеиться непосредственно на изделие. В качестве клеящего вещества использовались различные подручные средства. Позже клей стали закупать у мастеров, специализирующихся на его производстве. Практически исчезли товары, на которых отсутствовала этикетка. Это стало обязательным атрибутом для торговли.
Информация на этикетке пищевой продукции обязательно должна содержать сведения следующего вида: наименование изделия; перечисление всех компонентов, использовавшихся при изготовлении; пищевая и энергетическая ценность; сведения о стране производителе и заводе-изготовителе (название, адрес); масса изделия; дата изготовления, условия хранения и срок; штрих-код; обозначение норматива, ГОСТа или другого акта, которому соответствует продукт; указывается наличие или отсутствие пищевых добавок, красителей, ароматизаторов, усилителей вкуса и запаха, генно - модифицированных объектов.
Сегодня в нашей стране существуют два вида стандартов на производство продукции: ГОСТ и ТУ.
ГОСТ- государственная система стандартов с требованиями, предъявляемыми к качеству продукта. Соблюдение требований стандарта является показателем того, что продукт безопасен и пригоден для употребления в пищу, т.к. исключает все компоненты, которые могут нанести вред человеку.
ТУ - это технические условия, которые производитель самостоятельно составил на свою продукцию.
Технические условия гораздо менее значимы и часто вообще не принимаются во внимание. Всё дело в том, что многие производители создают технические условия на основании своих собственных представлений о качестве продукции, а компетентные для заверения люди могут слишком поверхностно разбираться в данной теме, чтобы учесть все моменты. В результате, другие компании-производители из той же отрасли не стремятся соответствовать данным техническим условиям, а выбирают исключительно государственные стандарты, так как именно их соответствие поможет пройти государственную сертификацию. Только государственные стандарты проходят жёсткую проверку перед публикацией. Они исследуются компетентными людьми в специальных лабораториях. К созданию и утверждению ГОСТа привлекается большое количество экспертов, поэтому они и считаются обязательными для соответствия всем нормам качества.
Пищевые добавки
Пищевые добавки – это синтетические химические или натуральные вещества, которые самостоятельно не употребляются в пищу, а только вводятся в продукты, чтобы придать определенные качества, например, вкус, консистенцию, цвет, запах, продолжительность хранения и внешний вид.
До 20 века при производстве продуктов старались использовать лишь натуральные добавки. Постепенно такая наука, как пищевая химия, стала развиваться, и искусственные добавки заменили большую часть натуральных. Производство улучшителей качества и вкуса было поставлено на поток. Поскольку большинство пищевых добавок имело длинные названия, которые сложно было уместить на одной этикетке, для удобства Европейским союзом была разработана особая система маркировки. Название каждой пищевой добавки стало начинаться с «Е» – буква означает «Европа».
Глава 2. Проведение исследования