Восприятие музыки как основа формирования у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке




Введение

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ - компонент структуры личности, проявляющийся в чувстве достоинства, уважения (по отношению к предмету отношения), или, наоборот, в порицании, осуждении, малоценности и т.п. Эмоционально-ценностное отношение - результат осмысления в свете значимых этических оценок, переживаний, решений. Оно связано также с познанием особенностей предмета отношений и взаимодействия с ним, и эмоциональногоотношения (симпатии, антипатии и др.) к данному предмету. Усвоенные научные знания о данном предмете, предназначении и смысле его в жизни могут способствовать положительному развитию эмоционально-ценностного отношения к нему. (1)

Развитие ребёнка, воспитание у него позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, формирование позитивной позиции - сложный педагогический процесс. В основе его лежат гармоничное развитие чувств, эмоциональной и экзистенциональной сфер ребёнка и воспитание на этой основе гуманистических качеств личности.

Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения является одной из главных задач развития младших школьников. Именно в этот период ребенок под чутким руководством взрослых, начинает ощущать свою взаимосвязь с окружающими людьми и с миром в целом. Но и в старшем возрасте этот процесс не останавливается, а только усовершенствуется.

Перед педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее благоприятных условий для того, чтобы у старшего школьника закреплялось и развивалось позитивное эмоционально - ценностное отношение к сверстникам, к взрослым людям, к окружающему миру в целом и искусству в том числе. Значение такого отношения личности к миру трудно переоценить, так как оно строится на осознании человеком себя как части всего живого и позволяет ему определить приоритеты в мире общечеловеческих ценностей. (2)

По мысли Эрика Берна, известного американского психолога и психиатра: «Ребёнок - это источник интуиции, творчества, спонтанных порывов и радости….у каждого человека внутри заключён маленький мальчик или маленькая девочка, которые чувствуют, думают, действуют, говорят и отвечают так, как они поступали, будучи ребёнком…это наиболее ценная часть личности». (3; 20,170-171). Следовательно, нам надо только создавать условия для проявления и развития этого состояния Я.

Способность чувствовать красоту вокруг, в искусстве, в природе, жизни во многом зависит от эмоциональных переживаний, заложенных в раннем детстве. Очевидно, что ведущая роль в этом должна принадлежать семье. Если в семейных традициях имеют место посещения музеев, выставок, театров и концертных залов, то соприкосновение с прекрасным, несомненно, обогащает чувственную сферу ребёнка. А общение с искусством совместно с самыми близкими для него людьми является важнейшим и незаменимым средством гармоничного развития души и ума. К сожалению, дети в своём каждодневном развитии бывают «наказаны» родительским безучастием, и виной тому не только усталость взрослых от многочисленных проблем, но и заблуждение относительно разделения обязанностей:

• Родительских - одеть, накормить, создать комфортные домашние условия, по возможности «охватить» сына или дочь максимальным количеством занятий в школах, студиях, секциях, кружках…

• Педагогических - «наполнить» знаниями, обучить, развить, воспитать…

В родителях порой глубоко сидит уверенность, что педагог может всё сделать один. Но многолетний опыт показывает, что кратчайший путь к развитию ребёнка лежит через совместные усилия педагога и родителей. Вместе они помогают ему открыть для себя удивительный мир театра, создают условия, которые неизбежно ставят его в положение творца собственного искусства: сценки, стихотворения или сказки.

Китайский мудрец Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) считал, что «три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый лёгкий, путь опыта - это путь самый горький». Задача педагога в работе с детьми - сделать этот путь не только лёгким, благородным, но и радостным, когда они сначала подражают педагогу и родителям, затем соревнуются с ними, наслаждаясь игрой, и, наконец, гордятся собственным художественным творчеством и своим мироощущением и миропониманием, получая удовольствие от персональной деятельности игры. И поэтому нужно постараться, чтобы каждая встреча с музыкой стала маленьким «вернисажем», «авторской встречей» с начинающими «актёрами», «писателями», «художниками», «музыкантами», имеющие права на собственные чувства, мысли и форму их выражения. В процессе работы, естественно, с помощью взрослых, ребёнок учится: лучше слышать - чувствовать - понимать - выражать свои мысли, а наша задача - постараться: почувствовать - понять - увидеть - услышать - поддержать его! Поскольку таким путём можно усилить интерес к искусству и развивать творческие способности. Чтобы развиваться, а может быть, даже перерасти в талант, любая способность должна иметь возможность практического проявления, иначе, из-за своей невостребованности, она останется в зародыше или зачахнет. Сегодня не потеряло своей актуальности изречение римского философа Плутарха: «ум - это не сосуд, который надо наполнить, а пламя, которое необходимо разжечь». Искусство же, являясь универсальным методом воспитания и развития ребёнка, должно в этом играть одну из главных ролей, оно должно нести эмоционально-ценностную сущность.

Под ценностным отношением к произведениям музыкального искусства мы понимаем такое отношение, которое характеризуется эстетической значимостью для личности музыкального искусства, наличием осознанной потребности в музыкальном искусстве и практического интереса к нему. Это отношение базируется на единстве эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов мировоззрения.

Сущность развития позитивного эмоционально - ценностного отношения, характеризуется тем, что:

чувства становятся всё более сознательными и мотивированными;

происходит эволюция содержания чувств, обусловленная, как изменением образа жизни, так и появлением новых видов деятельности

меняется форма проявлений эмоций и чувств, их выражение в поведении, во внутренней жизни;

возрастает значение формирующейся системы чувств и переживаний в развитии личности.

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.

Нельзя сказать, что отечественная музыка ХХ в. не фигурирует в программах общеобразовательных школ. Однако обычно она представлена там скромным набором давно устоявшихся музыкальных примеров. Этого не достаточно для того, чтобы у учащихся возникло представление об альтернативе массовой музыке. (4)

Исходя из вышеизложенного, мы сформировали тему: «Приобщение к творчеству Сергея Сергеевича Прокофьева как условие формирования у старших школьников эмоционально-ценностного отношения музыке».

Проблема: в какой мере приобщение к творчеству С.С. Прокофьева может способствовать формированию у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке.

Цель: Выявить влияние приобщения к творчеству С.С. Прокофьева на формирование у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке.

Объект: Формирование у старших школьников эмоционально - ценностного отношения к музыке.

Предмет: Приобщение к творчеству С.С. Прокофьева как условие формирования у старших школьников эмоционально - ценностного отношения к музыке.

Гипотеза: Если педагог будет систематически приобщать учащихся старших классов к творчеству С.С. Прокофьева, то это может повлиять на формирование эмоционально - ценностного отношения к музыке.

Задачи:

проанализировать психолого-педагогическую литературу по формированию у старших школьников эмоционально - ценностного отношения к музыке;

изучить опыт работы педагогов - музыкантов по формированию у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке, посредством приобщения к творчеству С.С. Прокофьева;

Провести диагностику уровня сформированности эмоционально - ценностного отношения к музыке у старших школьников.

Методы исследования

Диагностика

Обсуждение

Опрос

Рассказ

Установка

Беседа

Исполнение

Показ

 


Восприятие музыки как основа формирования у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке

Изучение музыки в школе как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса,

освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений, в том числе, в слушании музыки.

Основные содержательные линии:

обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и музыкальным занятиям;

усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);

обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на приобретение и углубление знаний, умений и навыков, связанных с музыкальным искусством. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний музыки в период обучения осуществляется в первую очередь за счет расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении посредствам слушательской деятельности.

В программе музыкального образования школьников предусмотрено освоение учащимися музыкальных умений, присущихосновным видам музыкальной деятельности и отвечающих их природе. В слушательской деятельности это умения:

воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;

характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;

выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;

Опыт музыкально-творческой учебной деятельности в с лушании музыки приобретается в процессе личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки учащимися изучаемых образцов музыкального творчества, профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства различных исторических эпох и стилевой принадлежности, при сопоставлении различных исполнительских трактовок одного и того же произведения; при выявлении связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.

Мир, человек, природа, события истории и наша современность - главные темы искусства.

Проблема организации процесса восприятия музыки очень актуальна в наше время. Современная культурная реальность отличается невероятной множественностью. Эта множественность особенно заметна в музыке, где за внимание слушателя соперничают различные ее жанры и стили: классика, джаз, эстрадная и рок-музыка.

Большое место в жизни детей занимает легкая музыка. Простая для восприятия, она приносит им радость и веселье, но, к сожалению, не всегда развивает эстетический вкус и не всегда способствует формированию духовной культуры. Кроме того, современные школьники зачастую слушают музыку, рассчитанную на взрослую аудиторию. Бессмысленные музыкальные впечатления могут отрицательно сказаться на развитии духовной и музыкальной культуры.

В ряду жгучих проблем современной школьной «музыкальной педагогики» проблема формирования и развития интереса в музыкальном воспитании, развитии и обучении подростков становится, пожалуй, одной из наиболее важных и сложных, ибо если у учащихся нет интереса к тому, что происходит на уроке музыки, если урок проводится без эмоциональной приподнятости, сильных эмоциональных впечатлений и переживаний, если оживление наступает лишь со звонком с урока, ни о каком полноценном музыкальном развитии говорить не приходится. (5, 124)

Родоначальником теоретического и научного подхода к решению проблемы интереса можно считать великого чешского педагога Я.А. Коменского, справедливо считавшего, что одна изосновных задач учителя заключается в том, чтобы всеми средствами «воспламенять жажду знания и пылкое усердие в учении» (6, 200)

Действенную для своего времени систему пробуждения любознательности и развития интереса к учению разработал русский педагог К.Д. Ушинский. «Воспитатель не должен забывать, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет», - писал Ушинский, считавший школьную скуку «источником множества детских проступков и даже пороков». «Учение, - подчеркивал он, - это серьезный труд, требующий волевых усилий, но тем не менее этот труд должен быть интересным, привлекательным» (7, 511)

Интерес - прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке в частности. Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. На уроках и внеклассных занятиях, где уделяется большое внимание формированию интереса к музыке, школьники-подростки переживают самые различные чувства. Здесь - и сомнение в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, и восхищение глубиной музыкального сочинения, и удивление, и восторг…

Интересные уроки музыки - это не развлекательные занятия и конечно же не сухое вдалбливание песенного материала, музыкальных фрагментов, дат жизни композиторов. Это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний.

В то же время интерес частный, узкий, изолированный осознается как интерес к определённым фактам и музыкальным явлениям без понимания их взаимной связи, без осмысления логики учебного предмета, направленного на приобщение к искусству. Как правило, это интерес к какой-то одной области музыки, чаще всего, легкой, и он тоже побуждает подростка к активной деятельности, например, вступлению в кружок гитаристов или эстрадную группу. Но опыт всё же показывает, что интерес к эстрадной поп-музыке редко перерастает в интерес к сочинениям высокого музыкального искусства. Подростки довольствуются сравнительно узким кругом сочинений «прикладного» характера: танцевально-дискотечные мелодии, хеви-метал и т.п.

Основная забота любителя подобного рода - это погоня за новинками. Тот, кто в среде себе подобных записал на магнитофон или купил в виде компакт-диска очередной «опус» групп «Иванушки international», «Лицей», «Мумий Тролль» или «Маша и медведь», оказывается желанным гостем в кругу сверстников и на школьной дискотеке: ведь он «посвящен» в ту музыку, которой не знают другие. Это повышает престиж обладателя новинки как в собственных глазах, так и во мнении других подростков. Отсюда почти мгновенное распространение некоторых, только что созданных сочинений рок- и поп-музыки. Однако данная проблема настолько жгуча и актуальна, что требует специального рассмотрения.

Но вот вопрос: обязательно ли следует с этим бороться?

Помнится, как, выступая на одном из заседаний во Всесоюзном доме композиторов, Д. Кабалевский подчеркнул, что считает принципиально неверным положение, при котором в музыкальных школах и колледжах от подростков «прячут» легкую музыку. И потому учащиеся этих учебных заведений не всегда понимают, что в развлекательной сфере музыки хорошо, а что плохо. «А ведь они - нормальные люди, - заметил Дмитрий Борисович, - и им в четырнадцать-пятнадцать лет нужна легкая музыка. Скажите, а вам самим не нужна легкая музыка? - обратился композитор к сидящим в зале коллегам. - По-видимому, нужна. Мы все понимаем, что Бетховен и Мусоргский - это великолепнейшие композиторы, их творения - вершина человеческого гения. Но под эту музыку танцевать невозможно, она не для развлечения!»

Можно по-разному, особенно в наше время, полное плюрализма, относиться к педагогическим сентенциям Кабалевского. Однако этим умным и тонким человеком был высказан ряд весьма плодотворных идей, касающихся школьного музыкального образования. И его позиция по отношению к проблеме функционирования легкой музыки в школе представляется вполне обоснованной. Вопрос лишь в том, какого рода легкую музыку целесообразно использовать в школьном музыкальном воспитании и как: в каком соотношении с произведениями других жанров, стилей, направлений.

Восприятие всегда связано с осмыслением того, что человек видит, слышит, чувствует и ощущает. Воспринять какой-либо объект - значит, суметь отнести его к какому-то определенному классу, более общему, чем данный единичный предмет. Именно поэтому восприятие является первым этапом любого умственного процесса. Однако процесс восприятия музыкальных произведений и их познание - не чисто логическая операция, а, скорее, эмоциональное погружение в его содержание, и поэтому логика при всей ее важности здесь подчиняется непосредственному движению души. То, как человек воспринимает мир, зависит не только от свойств наблюдаемого объекта, но и от личности самого наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента, душевного состояния в данный момент.

Особенность восприятия музыки - в том, чтобы в разнообразии звуков услышать и оценить красоту созвучий, их выразительность; увидеть целостные художественные образы, вызывающие у слушателя соответствующие настроения, чувства и мысли. Тогда музыка заставляет пережить и прочувствовать то, о чем рассказывает.

На психологическом уровне восприятие музыки требует соответствующих установок, эмоциональной настройки на интонационную волну, театрализованного погружения в образный мир музыкального произведения.

Выход из погружения сопровождается ощущениями обновленности, обогащенности опытом воображаемой жизни, запечатленной в искусстве. Умением погружаться в художественный мир искусства определяется уровень музыкально-эстетической культуры человека.

По сложившейся традиции музыкально-педагогическое образование строится на материале музыки ХVIII и ХIХ вв. - от Баха до Рахманинова, который и в ХХ в. остался верен традициям предыдущего века. Современная музыка академической традиции, которая родилась в начале только что ушедшего столетия, принципиально новая, требующая иной ценностно-эстетической ориентации. Социальные перипетии русской истории отнюдь не способствовали приобщению публики к новому искусству. Тем более сложная ситуация возникла во второй половине столетия, когда не только современное, но и классическое искусство стало сдавать свои позиции под натиском массовой культуры. Между тем именно в искусстве ХХ в. и прежде всего в творчестве российских композиторов, занявших ключевые позиции в мировой музыке, отражена духовная жизнь поколений, переживших социальные потрясения столетия. Вопреки присущим современности цинизму и жестокости, она продолжает утверждать вечные ценности жизни, нести идеи гуманизма. Такое искусство должно занять подобающее место в общественном сознании, и общее образование должно содействовать этому.

Исходной точкой педагогического процесса на уроках музыки является работа по развитию восприятия музыки. В этой связи, чрезвычайно важное значение приобретает выбор репертуара как важнейшего фактора воспитания эмоционально-ценностного отношения к классической музыке, при подборе которого необходимо ориентироваться на приоритет таких требований, как художественная ценность, доступность, яркость средств музыкальной выразительности.

Этим, требованиям отвечает музыка С. Прокофьева. Композитор смотрел на жизнь человека изнутри, отсюда и острые гармонии и неожиданные скачки регистров, стихия моторики, движения и «сюжетика» природы, то есть одушевление её. Тем не менее, прокофьевская музыка достаточно сложна, поэтому требует тщательно продуманной работы педагога, использование им таких методов как методы активизации слухового восприятия, интоннационно-образного постижения музыки, применение частично-поисковых и методов стимуляции к высказываниям без боязни ошибиться, использование творческих заданий. Наибольшему эмоциональному отклику будет способствовать проведение интегрированных уроков, где учащиеся смогут выразить свое отношение к музыкально-художественным образам через рисунок, движение, слово.

Если школьники научатся слушать и понимать такую музыку, чувствовать её близость своему миру переживаний, это обогатит их тезаурус музыкальных впечатлений, что явится основой для формирования положительного эмоционально-оценочного отношения к музыке С. Прокофьева - подлинному шедевру классической музыки.

В классной работе можно предложить учащимся послушать сюиту «Александр Невский» Прокофьева. Тут надо отметить, что это сюита - это произведение состоящее из 7 самостоятельных частей, объединенных общей темой. В основу сюиты положена музыка к одноименному фильму. Вниманию учащихся предлагается фрагмент «Вставайте люди русские…». Необходимо отметить, что редкое музыкальное произведение обладает столь сильной эмоциональной выразительностью и служит идеальным примером творческого проникновения современника событиями прошлого.

Новаторство композитора заключено в строгой логике, четкой структуре, резком контрасте ритма и темпа, жестких, резких звучаниях, т.е. то, что сейчас является характерным современной музыке.

Ребятам интересно будет узнать, что Прокофьев - композитор разносторонний. Его лирика, вдохновленная, глубокая, но вместе с тем внутренне сдержанная и кристально чистая. Его юмор насыщен тончайшими переходами от легкой иронии до злого сарказма и ядовитой сатиры. Его эпические произведения, по сути дела, - монументальный народный эпос.

Лучшие его произведения - и не только для театра, но даже симфонические и фортепианные - отличаются театральной выпуклостью образов, конкретностью их музыкальных характеристик.

В последующей работе надо стремиться к тому, чтобы после нескольких вводных уроков по творчеству Прокофьева, кульминацией второго-третьего уроков стали фрагменты из балета Прокофьева «Золушка». Восприятие этой музыки направлено на развитие у ребят умения не только определять в балете тот или иной танец, но и слышать его образное содержание, связанное с музыкально-драматургическим развитием спектакля. Главное, чтобы ребята почувствовали, услышали в музыке «Вальса» взволнованное и радостное настроение Золушки, впервые попавшей на бал. Ребята должны почувствовать, взволнованность музыки, динамические нарастания, устремленность к вершине (кульминации).

Слушая, как звучит «Вальс» в балете в исполнении симфонического оркестра, надо обратить внимание учащихся на богатство чувств, переданных этом музыкой, на соотношение тем: перед вальсом не только было вступление, но и звучала новая тема - тихая, прозрачная мелодия доброй феи, провожающей Золушку на бал. Неожиданно вторгшийся в музыку вальса бой часов должен послужить основой для высказываний ребят о содержании всей сцены (тревожный характер боя часов, прервавших в полночь волшебный бал, ребята подчеркивают жестом совсем иного характера - энергичным и вместе с тем механичным движением руки-маятника.). Ребята начинают ярче ощущать радостную взволнованность Золушки, сопереживают ее чувствам, ее смятению и тревоге, появляющимся с первым ударом часов.

Обобщая сказанное, следует отметить, что у школьников слушательская деятельность имеет первостепенное значение как деятельность познавательная. Она способна обеспечить максимально широкий, в сравнении с другими видами музыкальной деятельности, объем получаемых учащимися знаний о музыке. При этом такие обобщенные знания, как знания об интонационно-образной природе музыки, ее жанровом и стилевом многообразии, а также конкретные знания музыкальных произведений, знания о композиторах, исполнителях и многие, многие другие в своей совокупности дают возможность учащимся раскрыть богатство и многообразие музыки, способность эмоционально оценивать ее, поэтому в школе и семье следует организовывать целенаправленное и осознанное восприятие музыки, а также помогать ребенку формировать собственный музыкально-художественный вкус.

музыка прокофьев эмоциональный школьник



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: