Анализ программ музыки по вопросу формирования эмоционально-ценностного отношения старших школьников к музыке




Нами проведен анализ нескольких программ по музыке. Прежде всего, следует отметить, что в их содержании уделяется большое внимание знакомству с музыкальными произведениями С.С. Прокофьева и их подробному изучению с целью формирования эмоционально-ценностного отношения к музыке.

Проанализировав программу по музыке для общеобразовательной школы, созданную под научным руководством Д.Б. Кабалевского, мы выявили, что основным принципом программы является изучение музыки как живого образного искусства. Восприятие лежит в основе всех форм приобщения к музыке.

Главной особенностью программы является ее представление по принципу тематизма, что становится её методологической основой. При этом основные темы выделяются, исходя из необходимости формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся именно к музыке как «живому искусству», например: «О чем говорит музыка», «Развитие музыки».

Важной чертой данной программы является привлечение межпредметных связей, что осуществляется благодаря общей системе построения дисциплин художественно-гуманитарного цикла, на основе этических и эстетических оценок, норм и критериев эмоционального отношения к миру. В раздел программы основной школы кроме музыкального материала включены примеры литературы, изобразительного искусства (иконография, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство), театра и кино, которые помогают учителю музыки развивать ассоциативно-образное мышление учащихся старших классов.

В содержание программы включено знакомство с разнообразными формами и жанрами музыкального искусства.

Цель программы - воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей духовной культуры.

Лейтмотив программы, развивающий идеи педагогики двадцатых годов прошлого века, состоит в воспитании разносторонне развитой личности через освоение музыкальной культуры.

«Так, Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен и Григ, Глинка, Мусоргский, Бородин и Чайковский становятся в один ряд с Прокофьевым, Шостаковичем и Хачатуряном, в равной мере воздействуют нанаш духовный мир, на всю нашу жизнь…» (8, 135). В программе предлагаются самые разнообразные по жанру и богатые по колориту примеры музыки Прокофьева: фрагменты из оперы «Война и мир» (ария Кутузова, «Вальс»), фрагменты из кантаты «К 20-летию Октября» («Мы идём тесной кучкой», «Революция»), «Отъезд» из сюиты «Зимний костёр», Классическая симфония. Все приведенные примеры, по мнению Д.Б. Кабалевского, подводят учащихся к умению грамотно, эмоционально воспринимать музыку других композиторов, посредством своей яркой образности музыкального языка гениального композитора.

Таким образом, программа Д.Б. Кабалевского вносит значительный вклад в методику музыкального воспитания старших школьников и приобщении их к творчеству Прокофьева.

Обратимся к программе «Музыка», созданной коллективом авторов В.К. Белобородовой, Е.В. Николаевой, Б.С. Рачиной, С.Л. Старовинской под руководством Ю.Б. Алиева.

В пояснительной записке говорится, что целью музыкального образования авторы считают знакомство детей с доступной им музыкой крупнейших композиторов, получение знаний о музыке и музыкантах, о выразительных средствах музыки.

Отличительной чертой программы является приобщение детей к музыкальной грамотности, приобретение всевозможных знаний о музыке и формирование умений и навыков практического музицирования. Детей учат понимать нотные знаки, петь по нотам простые попевки и песни, осваивают с ними простые размеры и соотношения длительностей. Звуковысотность осваивается посредством вокального интонирования как основы музыкальной речи. Используется также вокальная, ритмическая, двигательная импровизация, что способствует развитию музыкально-творческих способностей.

Важной чертой данной программы также является привлечение межпредметных связей, что осуществляется благодаря общей системе построения дисциплин художественно-гуманитарного цикла, на основе этических и эстетических оценок, норм и критериев эмоционального отношения к миру.

В содержание программы включено знакомство с разнообразными формами и жанрами музыкального искусства, а также предусмотрена связь музыки с литературой и изобразительным искусством. Многие ее темы предполагают взаимное проникновение разных видов художественной деятельности в едином уроке на основе их взаимопомощи и дополняемости. Некоторые темы могут послужить поводом интеграции музыки и театра, например «Сказка в музыке» (1 класс, 4 четверть). Репертуар этой темы включает симфоническую сказку С. Прокофьев «Петя и Волк». В структуру уроков авторами программы введен раздел «инсценировки», который тоже может явиться средоточием интеграции музыки и театра.

В старших классах на основе принципа контраста учащиеся знакомятся с музыкой Прокофьева, на это отведена целая четверть (8 кл., 1 четв.). Тема четверти звучит так: «Выдающиеся представители отечественного музыкального искусства».

В ходе обучения в 8 классе учащиеся подводятся к осознанию того, что различные жанры и роды музыки («серьезные» или «легкие») - это проявление разных сторон единого музыкального мира.

Знакомя восьмиклассников с творчеством С. Прокофьева учитель помогает учащимся осознать новаторство стиля этого композитора и вместе с тем подготавливает их к восприятию музыки XX в. Рассказывая о музыке в кино и театре, педагог подчеркивает ее значение и роль. Попутно идет углубление понимания учащимися музыкально-драматических жанров - оперы и балета, некоторые образцы которых им знакомы по прежним годам обучения («Война и мир», «Ромео и Джульетта», «Золушка»).

При изучении программы «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной мы отметили, что программа составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. В ней нашли отражения изменившиеся социально-культурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и в новых технологиях массового музыкального образования.

Цель программы - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

Содержание базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной, классической и современной музыки, что наблюдается и в новом варианте программы Д.Б. Кабалевского.

Проводя сравнение с данной программой, особенно хочется подчеркнуть, что у Е.Д. Критской опора идет на изучение обрядов, обычаев, традиций народной музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Поэтому, программа обновлена произведениями фольклора и духовной музыки. В сферу исполнительской деятельности входят: хор, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен, освоение элементов музыкальной грамотности.

Нравственно-эстетическая проблематика данной программы базируется на осмыслении учащимися «вечных тем» жизни и искусства, которые нашли отражение в музыкальных образах - прекрасное и безобразное, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, война и мир, отношение к природе, матери, к Родине, ее историческому прошлому и др. При этом, авторы выделяют ряд магистральных тем, к которым они обращаются циклически на протяжении всего курса общеобразовательной школы. К ним относятся: «Россия - Родина моя» (патриотическая направленность классического и современного материала).

В программе ставится задача добиться следующих умений и навыков, связанных с восприятием:

· понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства но основе специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.) и находить ассоциативные связи и жанровые параллели между художественными образцами музыки и других видов искусства

· размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах её воплощения

· различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной и сценической музыки, эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров

· понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы, иметь представление о приёмах их взаимодействия и развития

· знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их сочинений

· совершенствовать представления о триединстве музыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель)

· творчески интерпретировать содержание музыкального произведения; ориентироваться в нотной записи как сфере фиксирования музыкальной речи

· давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

· понимать роль музыки в жизни человека;

· понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;

Музыкальный репертуар программы, в который входят композиторы классики и современники, способствует решению этих задач. Среди предлагаемого репертуара мы находим следующие произведения С.С. Прокофьева: «Александр Невский», Мимолётности №1, 7, 10, фрагменты из балета «Ромео и Джульетта», Симфония №1 (Классическая), Соната №2, вальсы из опер и балетов Прокофьева: «Война и мир», «Золушка; концерты.

Исходя из выше сказанного, можно отметить, как глубоко в программе анализируется музыка С.С. Прокофьева, рисующая нам самые разные образы мира и обогащающая нравственно-эстетический мир человека.

Из этого следует, что благодаря всем выделенным особенностям данного методического комплекта, в нем предлагается более активный, полный анализ базового музыкального репертуара старших классов общеобразовательной школы, что очень важно, так как изучение творчества Прокофьева требует глубокого и всестороннего подхода.

Проанализировав программы, мы убедились, как значительно творчество С.С. Прокофьева может повлиять на формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения не только к академической музыке, но и к окружающему миру в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: